Замечания и предложения к проектам ФКЗ и ФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 432772–7 «О внесении изменения в статью 159 Жилищного кодекса Российской Федерации

(по вопросу установления размера максимальной доли расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи)

Внесен депутатами Государственной думы С.М. Мироновым, Г.П. Хованской и др.


Проектом федерального закона (далее – проект) предлагается внести изменения в часть 1 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – Жилищный кодекс) и установить максимально допустимую долю расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, которая не может превышать 15 процентов.

В настоящее время согласно части 1 статьи 159 Жилищного кодекса субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее – субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. При этом в соответствии с частью 8 статьи 159 Жилищного кодекса финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации.

В целях определения размера межбюджетных трансфертов, выделяемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, в том числе для оказания финансовой помощи по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, Правительство Российской Федерации установило федеральный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в размере 22 процентов (постановление Правительства Российской Федерации от 29 августа 2005 года № 541 «О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг»). Наряду с этим региональные стандарты максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются в пределах от 3 до 22 процентов.

Следует отметить, что предлагаемое проектом закрепление в Жилищном кодексе стандарта максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в размере 15 процентов не позволит субъектам Российской Федерации самостоятельно рассчитывать объем соответствующей поддержки в зависимости от социально-экономических условий, складывающихся в регионе, и, как следствие, приведет к росту дополнительных расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, которые согласно финансово-экономическому обоснованию к проекту составляют 35 млрд. рублей.

Принятие проектируемого федерального закона потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.

Комитет не поддерживает концепцию проекта федерального закона.