Замечания и предложения к проектам ФКЗ и ФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 482489–7 «О внесении изменения в статью 155 Жилищного кодекса Российской Федерации

(в части внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги)

Внесен депутатом Государственной Думы А.В. Куринным


Проектом федерального закона (далее – проект) предлагается дополнить статью 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – Жилищный кодекс) новой частью 24 и установить, что собственники жилых помещений и наниматели помещений в многоквартирном доме вправе указывать в платежном документе вид коммунальной услуги или услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, взнос на капитальный ремонт, которые они намерены оплатить. При этом предлагается установить обязанность управляющей организации, товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива осуществить зачет поступивших средств в счет указанных в платежном документе видов коммунальных услуг, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, взносов на капитальный ремонт.

В соответствии с жилищным законодательством плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, которые могут быть представлены, в том числе в электронной форме либо размещаться в информационной системе (пункт 1 части 2 статьи 155 Жилищного кодекса). Формирование платежных документов и их выставление потребителям относится к компетенции лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, лиц, являющихся исполнителями коммунальных услуг, а также к компетенции лиц, уполномоченных на представление платежных документов для уплаты взносов на капитальный ремонт. При этом расходы на выставление потребителям платежных документов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг включаются в расходы за содержание жилого помещения (пункт 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491). Порядок несения расходов на выставление потребителям платежных документов на уплату взносов на капитальный ремонт зависит от способа формирования фонда капитального ремонта и определяется положениями жилищного законодательства либо соответствующим договором.

Следует отметить, что в соответствии с пунктом 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 (далее – Правила № 354), установлены требования к содержанию платежного документа. Также разработана примерная форма платежного документа для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги и методические рекомендации по ее заполнению (приказ Минстроя России от 26 января 2018 года № 43/пр «Об утверждении примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг»), предусмотренные пунктом 71 правил № 354. Кроме этого, согласно Стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 января 2016 года № 80-р, в ряде субъектов Российской Федерации действует единая форма платежного документа на оплату жилищно-коммунальных услуг, обеспечивается возможность получения квитанции в электронном виде в случае согласия потребителя, если законодательством Российской Федерации допускается использование таких видов оплаты, как «автоплатеж». Считаем, что применение единой формы платежного документа на оплату жилищно-коммунальных услуг снижает риски нарушения прав потребителей, а также способствует совершенствованию информационной системы учета потребления и оплаты жилищно-коммунальных услуг.

Произвольное внесение потребителем изменений в платежные документы и осуществление им оплаты предоставленных услуг (работ) в самостоятельно определенной сумме недопустимо, поскольку противоречит установленному законодательством порядку формирования и выставления платежного документа и приведет к нарушениям информационного обмена в части учета объема предоставленных жилищно-коммунальных услуг и их оплаты.

Принятие проектируемого федерального закона потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.

На основании вышеизложенного Комитет не поддерживает концепцию проекта федерального закона.