Замечания и предложения к проектам ФКЗ и ФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 502014–7 «О внесении в Жилищный кодекс Российской Федерации дополнения, устраняющего правовую неопределенность, допускающую возложение на собственников жилых домов блокированной застройки обязанности по уплате ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества»

Внесен депутатами Государственной Думы А.В. Палкиным, М.А. Ивановым, А.А. Харсиевым и др.


Проект федерального закона (далее – проект) подготовлен в целях недопущения возложения на собственников жилых помещений – домов блокированной застройки обязанности уплачивать взносы на капитальный ремонт общего имущества в таких домах.

С этой целью предлагается дополнить статью 168 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – Жилищный кодекс) положением, согласно которому дома, не имеющие в своем составе жилых помещений, указанных в части 3 статьи 16 Жилищного кодекса (то есть, квартир), не включаются в региональную программу капитального ремонта, независимо от наличия имеющихся у этих помещений выходов на территорию общего пользования и наименования этих помещений в технических и (или) правоустанавливающих документах.

В пояснительной записке авторы проекта указывают на отсутствие общего имущества у собственников жилых помещений – домов блокированной застройки, а также ссылаются на судебные решения, которыми «фактически зафиксирована обязанность для собственников домов блокированной застройки уплачивать взносы на капитальный ремонт».

По существу предлагаемой инициативы отмечаем следующее.

Жилищным кодексом урегулированы вопросы организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (раздел IX). В указанном кодексе отсутствует определение многоквартирного дома. Однако, из нормы части 3 статьи 16 Жилищного кодекса, в которой содержится определение понятия «квартира», следует, что многоквартирные дома имеют в своем составе квартиры и помещения общего пользования.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации жилыми домами блокированной застройки являются жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.

Представляется, что в силу своих конструктивных особенностей жилые дома блокированной застройки не могут быть отнесены к многоквартирным домам и не должны включаться в региональные программы капитального ремонта многоквартирных домов.

С учетом изложенного идея проекта поддерживается.

Полагаем целесообразным скорректировать название проекта, которое должно отражать содержание и предмет регулирования проекта.

При этом в отличие от позиции авторов проекта, изложенной в пояснительной записке, полагаем возможным наличие в домах блокированной застройки имущества общего пользования (например, стены между смежными блоками, инженерные сети, канализационные стояки, обсуживающие более одного блока и т. д.).

Следует отметить, что статус жилых домов блокированной застройки в настоящее время не урегулирован в полной мере. По указанной причине представляются целесообразными комплексные изменения в жилищное законодательство и законодательство о градостроительной деятельности, закрепляющие понятия «жилой дом блокированной застройки», «блок жилого дома блокированной застройки», перечень имущества, которое может быть отнесено к общему имуществу в таких домах, порядок его содержания, распределение расходов на содержание и ремонт общего имущества, способы управления жилыми домами блокированной застройки и т. д.

Отмечаем, что на рассмотрении Государственной Думы находится проект федерального закона № 518259–7 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления порядка управления малоэтажными жилыми комплексами)», предусматривающий соответствующие положения о жилых домах блокированной застройки.

Принятие проектируемого федерального закона не потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.

Комитет полагает возможным поддержать концепцию проекта федерального закона.