Замечания и предложения к проектам ФКЗ и ФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 519340–7 «О внесении изменений в статью 26.3–3 Федерального закона „Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“

(в части исключения необходимости проведения оценки регулирующего воздействия отдельных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации)

Внесен депутатами Государственной Думы Б.М. Гладких, Ю.Н. Березуцким, Е.В. Паниной и др.


Проектом федерального закона (далее – законопроект) предлагается внести изменения в статью 263–3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», в соответствии с которыми предполагается исключить необходимость проведения оценки регулирующего воздействия (далее – ОРВ) нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации:

— устанавливающих, изменяющих, отменяющих подлежащие государственному регулированию цены (тарифы), торговые надбавки, наценки и размеры платы на продукцию, товары и услуги, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— разработанных в целях ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на период действия режимов чрезвычайных ситуаций.

По тексту законопроекта необходимо отметить следующее.

Как указано в пояснительной записке к проекту, государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном федеральными законами и принятыми в соответствии с ними основами ценообразования в конкретной области регулируемых цен (тарифов) и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов), принимаемыми Правительством Российской Федерации. Указанные нормативные акты предусматривают основания и порядок установления (пересмотра, применения) цен (тарифов), четко определяют все стадии и процедурные вопросы тарифного регулирования и не содержат норм о проведении процедуры ОРВ в отношении решений об установлении тарифов.

Следует обратить внимание, что ОРВ – самостоятельная процедура, которая проводится в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и бюджетов субъектов Российской Федерации. Поэтому указанные выше доводы о детальном регулировании сферы установления тарифов не свидетельствуют о том, что в указанной сфере проведение ОРВ неэффективно и не является действенным механизмом защиты прав субъектов предпринимательской деятельности, а также средством достижения баланса публичных и частных интересов.

Кроме того, приведенные авторами законопроекта доводы верны в отношении тарифов на товары (работы, услуги) организаций коммунального комплекса. Однако органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется регулирование тарифов и в иных областях, например, указанные органы вправе устанавливать снабженческо-сбытовые и торговые надбавки к ценам на продукцию и товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов, регулировать тарифы на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным (межреспубликанским в пределах Российской Федерации) маршрутам, включая такси (пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)»). В указанных сферах отсутствуют федеральные законы и принятые в соответствии с ними подзаконные правовые акты, детально регулирующие процедуру установления тарифов.

Исходя из изложенного, предложение не проводить ОРВ в отношении актов тарифного регулирования нуждается в дополнительном обсуждении, в том числе на предмет конкретизации сфер применения тарифов, в отношении которых возможно исключение из общего правила об обязательности проведения процедуры ОРВ.

Кроме того, в соответствии со статьей 46 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ОРВ также проводится в отношении проектов муниципальных нормативных правовых актов, вводящих новые или изменяющих ранее установленные обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности. Учитывая, что органы местного самоуправления вправе осуществлять регулирование в сферах общественных отношений, в которых проектом федерального закона предлагается исключить обязательность ОРВ (в том числе при осуществлении переданных государственных полномочий субъектов Российской Федерации), полагаем, следует рассмотреть вопрос о целесообразности установления аналогичных исключений в отношении проектов муниципальных правовых актов.

Принятие проектируемого федерального закона не потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.

Комитет поддерживает концепцию проекта федерального закона с учетом изложенных замечаний.