(в части исключения необходимости проведения оценки регулирующего воздействия отдельных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации)
Внесен депутатами Государственной Думы Б.М. Гладких, Ю.Н. Березуцким, Е.В. Паниной и др.
Проектом федерального закона (далее – законопроект) предлагается внести изменения в статью 263–3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», в соответствии с которыми предполагается исключить необходимость проведения оценки регулирующего воздействия (далее – ОРВ) нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации:
— устанавливающих, изменяющих, отменяющих подлежащие государственному регулированию цены (тарифы), торговые надбавки, наценки и размеры платы на продукцию, товары и услуги, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
— разработанных в целях ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на период действия режимов чрезвычайных ситуаций.
По тексту законопроекта необходимо отметить следующее.
Как указано в пояснительной записке к проекту, государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном федеральными законами и принятыми в соответствии с ними основами ценообразования в конкретной области регулируемых цен (тарифов) и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов), принимаемыми Правительством Российской Федерации. Указанные нормативные акты предусматривают основания и порядок установления (пересмотра, применения) цен (тарифов), четко определяют все стадии и процедурные вопросы тарифного регулирования и не содержат норм о проведении процедуры ОРВ в отношении решений об установлении тарифов.
Следует обратить внимание, что ОРВ – самостоятельная процедура, которая проводится в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и бюджетов субъектов Российской Федерации. Поэтому указанные выше доводы о детальном регулировании сферы установления тарифов не свидетельствуют о том, что в указанной сфере проведение ОРВ неэффективно и не является действенным механизмом защиты прав субъектов предпринимательской деятельности, а также средством достижения баланса публичных и частных интересов.
Кроме того, приведенные авторами законопроекта доводы верны в отношении тарифов на товары (работы, услуги) организаций коммунального комплекса. Однако органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется регулирование тарифов и в иных областях, например, указанные органы вправе устанавливать снабженческо-сбытовые и торговые надбавки к ценам на продукцию и товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов, регулировать тарифы на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным (межреспубликанским в пределах Российской Федерации) маршрутам, включая такси (пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)»). В указанных сферах отсутствуют федеральные законы и принятые в соответствии с ними подзаконные правовые акты, детально регулирующие процедуру установления тарифов.
Исходя из изложенного, предложение не проводить ОРВ в отношении актов тарифного регулирования нуждается в дополнительном обсуждении, в том числе на предмет конкретизации сфер применения тарифов, в отношении которых возможно исключение из общего правила об обязательности проведения процедуры ОРВ.
Кроме того, в соответствии со статьей 46 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ОРВ также проводится в отношении проектов муниципальных нормативных правовых актов, вводящих новые или изменяющих ранее установленные обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности. Учитывая, что органы местного самоуправления вправе осуществлять регулирование в сферах общественных отношений, в которых проектом федерального закона предлагается исключить обязательность ОРВ (в том числе при осуществлении переданных государственных полномочий субъектов Российской Федерации), полагаем, следует рассмотреть вопрос о целесообразности установления аналогичных исключений в отношении проектов муниципальных правовых актов.
Принятие проектируемого федерального закона не потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.
Комитет поддерживает концепцию проекта федерального закона с учетом изложенных замечаний.