Замечания и предложения к проектам ФКЗ и ФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 503123–7 «О внесении изменения в статью 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации»

(в части расширения перечня объектов, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе)

Внесен Законодательным Собранием Челябинской области


Проектом федерального закона предлагается внести изменение в часть 34 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Градостроительный кодекс), закрепив для ряда объектов капитального строительства (зданий дошкольных образовательных организаций, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирных), больниц, спальных корпусов образовательных организаций с наличием интерната и детских организаций, гостиниц, общежитий, спальных корпусов санаториев и домов отдыха общего типа, кемпингов, мотелей и пансионатов, многоквартирных жилых домов, театров, кинотеатров, концертных залов, клубов, цирков, спортивных сооружений с трибунами, библиотек и других учреждений с расчетным числом посадочным мест посетителей в закрытых помещениях) обязательность проведения государственной экспертизы их проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, вне зависимости от источника финансирования их строительства, реконструкции.

В пояснительной записке к проекту федерального закона необходимость предлагаемого изменения обосновывается возрастающим в последнее время количеством аварийных ситуаций на объектах с массовым пребыванием людей, что требует, по мнению субъекта права законодательной инициативы, обязательности прохождения государственной экспертизы проектной документации указанных объектов.

Следует отметить, что до недавнего времени требование о проведении экспертизы проектной документации в отношении отдельных из указанных выше объектов капитального строительства (например, библиотек) вообще отсутствовало.

В пункте 4 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса закрепляется положение, согласно которому экспертиза проектной документации не проводится в отношении отдельно стоящих объектов капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами.

И только Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» статья 49 Градостроительного кодекса дополнена частью 22, устанавливающей, что в случае, если указанные в пунктах 4 и 5 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса объекты капитального строительства относятся к объектам массового пребывания граждан, экспертиза проектной документации на осуществление строительства, реконструкции указанных объектов является обязательной.

Касательно содержащегося в проекте федерального закона предложения проводить в отношении указанных в нем объектов капитального строительства исключительно государственную экспертизу их проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, отмечаем следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 49 Градостроительного кодекса проектная документация объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий подлежит по выбору застройщика или технического заказчика государственной или негосударственной экспертизе, за исключением случаев, когда в отношении проектной документации объектов предусмотрено проведение только государственной экспертизы.

Следует отметить, что введение Федеральным законом от 28 ноября 2011 года № 337-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» института негосударственной экспертизы как альтернативы государственной экспертизе в первую очередь преследовало цели снижения административных барьеров в строительной сфере, наличие которых было связано с высокой степенью загруженности органов, осуществляющих государственную экспертизу, и, как следствие, длительностью времени ожидания получения соответствующего заключения строителями и проектировщиками.

Указанные цели с принятием названного Федерального закона были достигнуты.

В свою очередь, закрепление в части 34 статьи 49 Градостроительного кодекса закрытого перечня объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит только государственной экспертизе, связано с исключительным характером указанных объектов (например, объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I – V классов опасности, объектов культурного наследия регионального и местного значения, объектов, строительство которых осуществляется за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и так далее).

Полагаем, что принятие предлагаемых проектом федерального закона изменений может привести к обратным процессам, влекущим возникновение административных барьеров, а также повлечь ограничение конкуренции в указанной сфере.

Принятие проектируемого федерального закона не потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера не поддерживает концепцию проекта федерального закона.