Замечания и предложения к проектам ФКЗ и ФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 555681–7 «О внесении изменений в Федеральный закон „О содействии развитию жилищного строительства“

(в части установления изъятий в отношении территорий, в границах которых располагаются объекты культурного наследия народов Российской Федерации)

Внесен депутатами Государственной Думы А.К. Луговым, А.В. Чернышевым


Проектом федерального закона предлагается закрепить в Федеральном законе от 24 июля 2008 года № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» (далее – Федеральный закон № 161-ФЗ) положение, согласно которому в перечни земельных участков, формируемых единым институтом развития в жилищной сфере из земель, находящихся в федеральной собственности, а также из земель, государственная собственность на которые не разграничена, не могут быть включены земельные участки, в границах территории которых располагаются объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации.

Указанный перечень земельных участков формируется единым институтом развития в жилищной сфере в целях их последующего использования для жилищного строительства, строительства объектов, предназначенных для производства строительных материалов, изделий, конструкций для целей жилищного строительства, создания парков, промышленных парков, технопарков, бизнес-инкубаторов и иного развития территорий (статья 11 Федерального закона № 161-ФЗ).

Согласно части 6 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс) земли, занятые объектами культурного наследия Российской Федерации, используются для соответствующих целей. Использование этих земель для иных целей ограничивается или запрещается в случаях, установленных Земельным кодексом, федеральными законами.

В соответствии со статьей 34 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 73-ФЗ) в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона объекта культурного наследия, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.

При этом согласно части 2 указанной выше статьи в пределах охранной зоны объекта культурного наследия запрещается строительство, за исключением специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.

Следует отметить, что если зоны охраны в отношении объекта культурного наследия еще не установлены, в отношении указанных объектов в соответствии со статьей 341 Федерального закона № 73-ФЗ действуют защитные зоны объектов культурного наследия, которые имеют четко определенные границы (например, для памятника, расположенного в границах населенного пункта, границы защитной зоны устанавливаются на расстоянии 100 метров от внешних границ территории памятника, для памятника, расположенного вне границ населенного пункта, — на расстоянии 200 метров от внешних границ территории памятника). В границах указанных защитных зон запрещается строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади), за исключением строительства и реконструкции линейных объектов.

Кроме того, в соответствии со статьей 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации границы территорий объектов культурного наследия в обязательном порядке подлежат отображению на карте градостроительного зонирования, являющейся составной частью правил землепользования и застройки муниципальных образований. Это также исключает возможность использования земельных участков, в границах которых располагаются объекты культурного наследия, в целях, не соответствующих их назначению.

Таким образом, земельные участки, в границах которых располагаются объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, согласно действующему законодательству не могут быть включены в формируемый единым институтом развития в жилищной сфере перечень земельных участков в целях их последующего использования для развития жилищного строительства. Поэтому предлагаемое проектом федерального закона регулирование представляется избыточным.

В пояснительной записке ни одного случая включения рассматриваемых земельных участков в перечни земельных участков, формируемых в рамках законодательства о содействии развитию жилищного строительства, не приведено.

Принятие проектируемого федерального закона не потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера не поддерживает концепцию проекта федерального закона.