Замечания и предложения к проектам ФКЗ и ФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 567690–7 «О внесении изменения в статью 157 Жилищного кодекса Российской Федерации»

(в части исполнения постановления Конституционного Суда Российской Федерации)

Внесен депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым, Г.П. Хованской, Д.А. Иониным и др.


В соответствии с пояснительной запиской проект федерального закона (далее – проект) разработан во исполнение постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2018 года № 30-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, абзацев третьего и четвертого пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобой гражданина С.Н. Деменца» (далее – постановление Конституционного Суда № 30-П).

Согласно пункту 3 резолютивной части постановления Конституционного Суда № 30-П Федеральному Собранию и Правительству Российской Федерации надлежит, руководствуясь требованиями Конституции Российской Федерации и основанными на них правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными в указанном постановлении, внести в действующее правовое регулирование необходимые изменения, в том числе предусмотреть порядок определения платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах, которые оснащены коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в которых не все помещения оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, с учетом показания последних.

Проектом предлагается дополнить часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – Жилищный кодекс) положением, согласно которому правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах должны предусматривать порядок определения платы за коммунальные услуги в многоквартирных домах, которые оснащены коллективным (общедомовым) прибором учета и в которых не все помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, с учетом показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета.

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса, постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила). Правилами закрепляется порядок расчета размера платы за коммунальные услуги, исходя из объема их потребления, определяемого по показаниям коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, в том числе порядок расчета размера платы в случаях частичного оснащения многоквартирного дома (помещений в таком доме) отдельными видами приборов учета. В соответствии с абзацем третьим пункта 42(1) Правил в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии. Данное положение и было признано неконституционным в той мере, в какой оно не предусматривает возможность учета показаний индивидуальных приборов учета тепловой энергии при определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме, оснащенном коллективным (общедомовым) прибором учета и в котором не все помещения оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии.

В связи с вышеизложенным отмечаем, что проект не решает основную задачу, обозначенную в постановлении Конституционного Суда № 30-П, поскольку не предлагает порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах в таких случаях, а носит технический характер, закрепляя лишь требование к содержанию подзаконного нормативного правового акта.

Полагаем, что такой подход может иметь негативные последствия, поскольку процедура внесения изменений в подзаконный нормативный правовой акт позволяет поэтапно совершенствовать систему оплаты коммунальных услуг, исходя из изменяющихся социально-экономических и технических возможностей потребителей данной коммунальной услуги, а закрепление предлагаемой проектом нормы в Жилищном кодексе не позволит оперативно вносить необходимые изменения.

Следует также отметить, что в настоящее время в Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации, направленный на реализацию постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2018 года № 30-П.

Принятие проектируемого федерального закона потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.

Комитет не поддерживает концепцию проекта федерального закона.