Новости Комитета

Анатолий Широков: Доверие к власти — основной государственный институт

Сенатор принял участие в заседании экспертного клуба в Центре социально-консервативной политики.


Член Совета Федерации, представитель Магаданской области Анатолий Широков Широков
Анатолий Иванович
представитель от исполнительного органа государственной власти Магаданской области
Широков Анатолий Иванович
принял участие в заседании экспертного клуба в Центре социально-консервативной политики. Темой обсуждения стало доверие между институтами власти и обществом.

В своем выступлении Анатолий Широков отметил: «Для меня проблема доверия к институтам государства — это проблема не столько теоретическая, она практическая, ежедневная, я бы сказал, жизненная. В Совете Федерации я представляю Дальний Восток, Магаданскую область.

На днях руководство «Аэрофлота» вдруг заявило, что программу плоских тарифов компания будет завершать. Что такое плоский тариф? Это 22 тысячи рублей до Москвы и обратно — абсолютно подъемная цена для любой дальневосточной семьи. Если эта программа будет отменена, и Аэрофлот вернется к коммерческим тарифам, тогда стоимость билета будет и и 60, и 70 тысяч. При этом хочу заметить, что те данные по заработным платам дальневосточников, которые публикует Росстат – это, скорее, из области желаемого, нежели из реалий, из реальной практики». 

По словам сенатора, государственная компания заявляет фактически о том, что ей «невыгодно» перевозить пассажиров на Дальний Восток по плоским тарифам. Дальневосточники возмущены. Как пример реакции людей парламентарий привел комментарий с Камчатки: «Люди говорят: «Давайте мы тогда и рыбу будем оставлять у себя. Мы на рыбе поживем, а „Аэрофлот“ пусть поживет на своих коммерческих интересах». По сути, эти слова – о доверии. Когда мы говорим о доверии, то доверие — это некий механизм, который позволяет государственным институтам и обществу корректировать свое поведение, выходя на благоприятный результат, устраивающий обе стороны. Но каким образом это делать? А делать это можно через реализацию основного постулата с точки зрения общества, который заключается в термине «справедливость». Справедливость — это нравственное требование к власти, она фундаментальная, и в этом смысле отсутствие справедливости в поведении власти безусловно ведет к тем проблемам, которые могут нарушить баланс интересов в обществе.

Я с точки зрения региона буду говорить. Если Москва испытывает одни проблемы, то понятие справедливость в региональном измерении может выглядеть как совершенно другое. Проблемы там совершенно иные. Не так давно мы обсуждали на комитете в Совете Федерации «дорожную карту» реализации Стратегии пространственного развития, которую приготовило Минэкономразвития. Коллеги задали там два вопроса на которые ни Минэконом, ни Минфин ответить не смогли. Почему в 2018 году в Москве было построено сколько‑то (не помню точно) станций метро, а во всей остальной стране ни одной? И почему средняя бюджетная обеспеченность москвича в разы превышает такой же показатель любого жителя провинции?

Когда мы говорим о проблеме доверия к институтам, то в территориальном понимании доверие в парадигме «центр – периферия» получает своеобразное звучание. Поскольку мы с Вами говорим о большой стране, которая не ограничена «Арбатским военным округом», понятия справедливость и доверие должны работать на территории большой страны. Доверие не вспомогательный ресурс. Доверие к власти — это основной государственный институт. Если нет доверия, то проявляются негативные черты как, например, на Дальнем Востоке»

По мнению Анатолия Широкова, сегодня реализация либеральной социально-экономической модели в дальневосточном округе имеет одним из своих последствий ослабление доверия населения к власти, к государству. Причем к власти региональной и власти центральной. А поскольку слабеет доверие, то и население уезжает с Дальнего Востока. К примеру, в Магаданской области, где живет меньше, чем в любом районе Москвы (по оптимистичным прогнозам, около 140 тысяч жителей) за полгода 2019-го уехало навсегда три тысячи человек. Население исчезает и теряется основа для устойчивого развития дальневосточных территорий.

«В основе этих экономических процессов лежит некий политико-моральный конфликт между реальными интересами населения, проживающего на Дальнем Востоке, и проводимой политикой, который выражается в отсутствии доверия. Пенсионная реформа здорово это подстегнула. Но, если ситуация с пенсионной реформой спорна: все таки есть и за и против серьезные аргументы, то положение на окраинных территориях, которые не обладают таким уровнем населения, таким уровнем развития инфраструктуры, но имеют принципиальное значение для нашей страны, поскольку без них развитие России становится предложением с вопросительным знаком, выравнивается чрезвычайно медленно, катастрофически медленно.

Что мы будем делать без Арктики, что мы будем делать без Дальнего Востока? На Москве не выедем, не получится. И на крупных агломерациях тоже не получится». 

Сенатор обратил внимание коллег на то, что в Конституции России четко прописан образ гражданина с его правами и обязанностями, и есть некий образ государства со своими правами и обязанностями. И до тех пор, пока государство в лице властных органов, в лице политических институтов, которые формируют государственную политику, будет говорить только об образе гражданина, забывая об образе государства, до тех пор ключевого момента взаимодействия этих структур, доверия со стороны жителей не будет.

«Президент России, Правительство, полпредство на Дальнем Востоке планово и много работают над повышением уровня социально-экономического развития наших территорий, однако отдельные решения компаний или чиновников, будь то цены на авиабилеты или стоимость качественных овощей и фруктов, размывают доверие людей к власти», — сказал Анатолий Широков.