Другие мероприятия

Интернет-конференция на тему «Актуальные вопросы финансового участия граждан и организаций в реализации проектов, имеющих приоритетное значение для населения муниципального образования или его части»

Согласно пункту 4.62 Плана мероприятий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на весеннюю сессию 2019 года Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера с 21 января по 21 февраля 2019 года проводит Интернет-конференцию на тему «Актуальные вопросы финансового участия граждан и организаций в реализации проектов, имеющих приоритетное значение для населения муниципального образования или его части».

Рекомендации

Утверждены на заседании
Комитета Совета Федерации
по федеративному устройству,
региональной политике, местному
самоуправлению и делам Севера
(протокол № 195 от 19 апреля 2019 года)

Рекомендации
интернет-конференции на тему «Актуальные вопросы финансового участия граждан и организаций в реализации проектов, имеющих приоритетное значение для населения муниципального образования или его части»

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (далее – Комитет) с 21 января по 21 февраля 2019 года провёл интернет-конференцию на тему «Актуальные вопросы финансового участия граждан и организаций в реализации проектов, имеющих приоритетное значение для населения муниципального образования или его части».

В ходе интернет-конференции в Комитет от участников поступила и размещена на официальном сайте Совета Федерации в сети «Интернет» следующая информация:

1) о реализованных в муниципальных образованиях проектах самообложения граждан, их количественных и финансовых характеристиках, экономическом и социальном эффектах;

2) о практиках инициативного (партисипаторного) бюджетирования в муниципальных образованиях, об основных сферах, в которых реализуются такие проекты, их правовой основе, количественных и финансовых характеристиках указанных проектов (количество, общая стоимость, доля средств граждан и организаций, доля расходов местного бюджета, осуществляемых с использованием механизмов инициативного бюджетирования), социальном эффекте механизмов инициативного бюджетирования;

3) о проектах муниципально-частного партнерства, а также об иных, в том числе уникальных, практиках финансового участия граждан и организаций в реализации проектов, имеющих приоритетное значение для населения муниципального образования или его части;

4) о предложениях по совершенствованию законодательства, регулирующего отношения в сфере финансового участия граждан и организаций в решении вопросов местного значения, а также практики его применения.

Участники интернет-конференции отмечают, что одной из важнейших проблем муниципальных образований является недостаточность собственной доходной базы местных бюджетов. Не менее значимой является проблема низкой степени заинтересованности и вовлеченности граждан в осуществление местного самоуправления, в частности, в бюджетный процесс. Поэтому в настоящее время особую актуальность приобретает реализация проектов, имеющих приоритетное значение для населения муниципального образования или его части, с использованием механизмов самообложения граждан, инициативного бюджетирования и иных форм финансового участия граждан и организаций. Такие проекты призваны через совместное решение повседневных задач повысить уровень гражданской активности, и тем самым раскрыть главный потенциал муниципальной демократии – непосредственное участие жителей в осуществлении местного самоуправления.

В настоящее время федеральным законом закреплена возможность финансового участия населения муниципального образования в решении вопросов местного значения путем введения самообложения граждан.

Согласно информации Министерства финансов Российской Федерации отмечается рост поступлений в местные бюджеты средств самообложения граждан.

Так, в 2017 году объем указанных средств вырос на 12,4% относительно показателя 2016 года и составил 240,1 млн. рублей. По отношению к 2013 году объем средств самообложения вырос в 9,3 раза. География введения самообложения включает в себя 36 регионов. Наибольший объем поступлений от самообложения в 2017 году (96,0%) приходится на десять субъектов Российской Федерации, первое место занимает Республика Татарстан с объемом 203,5 млн. рублей (84,7%).

По мнению участников интернет-конференции, введение самообложения граждан на всей территории муниципального образования, осуществляемое путем проведения местного референдума, экономически малоэффективно. Организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения местного референдума осуществляется за счет средств местного бюджета. Эта процедура требует значительных финансовых затрат на изготовление бюллетеней, агитационных и разъяснительных материалов, опубликование нормативных правовых актов, объявления в средствах массовой информации, работу избирательных комиссий. Поэтому более распространённой стала практика проведения сходов граждан по вопросу самообложения на территории сельского поселения, отдельного населенного пункта.

В отличие от самообложения граждан, практики инициативного (партисипаторного) бюджетирования не требуют обязательных финансовых взносов граждан. Их суть состоит в участии населения в определении направлений расходования части средств местного бюджета. Однако в России в настоящее время получили распространения модели инициативного бюджетирования, предполагающие внесение заинтересованными гражданами и организациями добровольных взносов на реализацию инициированных ими проектов. При этом такие практики существуют в Российской Федерации при отсутствии нормативного правового регулирования на федеральном уровне. Как отмечают участники интернет-конференции, развитие законодательства субъектов Российской Федерации об инициативном бюджетировании сдерживается, в том числе неопределённостью партисипаторных практик с точки зрения действующего бюджетного законодательства и законодательства о местном самоуправлении. Поэтому субъекты Российской Федерации отмечают необходимость законодательного регулирования инициативного бюджетирования на федеральном уровне.

Вместе с тем, на федеральном уровне соответствующие процедуры не должны быть чрезмерно зарегламентированы, поскольку это может разрушить уже сложившиеся в регионах практики.

Участники интернет-конференции полагают, что на федеральном уровне следует установить только рамочное понятие инициативного бюджетирования и понятие инициативных платежей, предоставив субъектам Российской Федерации право самостоятельно устанавливать и применять практики инициативного бюджетирования, не противоречащие требованиям действующего законодательства.

Министерством финансов Российской Федерации подготовлены проекты федеральных законов, направленные на определение правовых основ инициативного бюджетирования и инициативных платежей в качестве неналоговых доходов местных бюджетов. Указанные проекты обсуждены на мероприятиях в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и доработаны с учетом предложений субъектов Российской Федерации. Однако до настоящего время названные законопроекты в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации не внесены.

Успешное решение вопросов местного значения предполагает выстраивание эффективных механизмов взаимодействия органов местного самоуправления не только с гражданами, но также с хозяйствующими субъектами. Среди наиболее эффективных механизмов участия бизнеса в реализации проектов, важных для соответствующей территории, — муниципально-частное партнерство, механизм которого призван объединить публичный и частный интересы в целях модернизации объектов общественной инфраструктуры.

Согласно информации участников интернет-конференции, использование механизмов муниципально-частного партнерства расширяется, что свидетельствует о востребованности данной формы взаимодействия бизнеса и власти. При этом субъекты Российской Федерации отмечают необходимость дальнейшего совершенствования нормативной основы данного института, в частности, по следующим направлениям:

— расширение перечня объектов соглашений о муниципально-частном партнерстве;

— совершенствование процедур принятия решения о реализации проекта муниципально-частного партнерства, заключения соглашения о муниципально-частном партнерстве;

— обеспечение гармонизации законодательства о муниципально-частном партнерстве и законодательства о контрактной системе в сфере закупок, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Следует также отметить необходимость формирования федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации пакетов модельных (примерных) документов для структурирования проектов муниципально-частного партнёрства по отраслям экономики и социальной сферы, а также формирования единой федеральной информационной системы в целях трансляции лучшего опыта осуществления проектов муниципально-частного партнерства.

На основании изложенного, участники интернет-конференции считают необходимым рекомендовать:

1. Правительству Российской Федерации:

1) ускорить доработку и внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов, направленных на определение правовых основ инициативного бюджетирования и инициативных платежей в качестве неналоговых доходов местных бюджетов, рассмотрев вопрос о дополнении указанных проектов федеральных законов следующими положениями:

об определении механизмов возможного софинансирования проектов и программ инициативного бюджетирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, федерального бюджета;

об установлении возможности осуществления межмуниципальных проектов с применением механизмов инициативного бюджетирования;

об определении особенностей осуществления инициативного бюджетирования в городах федерального значения;

о наделении органов местного самоуправления полномочиями по распоряжению средствами местного бюджета, сформированными за счет инициативных платежей, оставшимися неиспользованными после реализации проекта инициативного бюджетирования (суммами экономии);

2) рассмотреть вопрос о целесообразности:

предоставления права на социальный налоговой вычет при уплате налога на доходы физических лиц и уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций в случае финансового участия населения, организаций, индивидуальных предпринимателей в реализации проектов инициативного бюджетирования, затрагивающих решение вопросов местного значения (по аналогии с благотворительными пожертвованиями);

освобождения от налогообложения налогом на доходы физических лиц сумм субсидий, получаемых гражданами из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и направляемых на реализацию инициированных ими проектов, а также освобождении от налогообложения в части налога на добавленную стоимость, налога на прибыль организаций субсидий, полученных организациями – участниками реализации проектов инициативного бюджетирования;

установления запрета на взимание банками комиссий за межбанковские транзакции при осуществлении физическими и юридическими лицами инициативных платежей в местный бюджет;

расширения перечня объектов соглашений о муниципально-частном партнерстве (включения в их число информационных систем, программного обеспечения и иных объектов информационных технологий), а также увеличения числа возможных форм взаимодействия частного и публичного партнеров;

3) рассмотреть возможность предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации, достигших наилучших результатов в работе по внедрению инициативного бюджетирования и реализации проектов развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах;

4) рассмотреть вопрос о создании единой федеральной информационной системы (банка данных) об успешных практиках инициативного бюджетирования, муниципально-частного партнерства.

2. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

1) рассмотреть возможность предоставления межбюджетных трансфертов местным бюджетам (грантов) в целях поддержки муниципальных образований, наиболее активно внедряющих практики инициативного бюджетирования;

2) рассмотреть целесообразность подготовки на уровне субъекта Российской Федерации пакетов модельных (примерных) документов для структурирования проектов муниципально-частного партнёрства по отраслям экономики и социальной сферы;

3) при разработке и реализации нормативных правовых актов в области инициативного бюджетирования предусматривать меры государственной поддержки и сопровождения практик инициативного бюджетирования, в том числе путем формирования проектных офисов, использования информационных технологий для реализации практик инициативного бюджетирования.

3. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления:

1) рассмотреть вопрос об определении законом субъекта Российской Федерации (решением представительного органа муниципального образования) минимальной доли бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), распределение которых осуществляется с помощью механизмов инициативного бюджетирования;

2) рассмотреть вопрос об использовании механизмов инициативного бюджетирования для поддержки проектов, инициированных отдельными группами населения.