Другие мероприятия

Совещание «Сохранение историко-культурных и природных ландшафтов как фактор пространственного развития Российской Федерации и укрепления межнациональных отношений»

Утверждено на заседании
Комитета Совета Федерации
по федеративному устройству,
региональной политике, местному
самоуправлению и делам Севера
(протокол № 199 от 10 июня 2019 года)

 

РЕШЕНИЕ
по итогам совещания
на тему
«
Сохранение историко-культурных и природных ландшафтов
как фактор пространственного развития Российской Федерации
и укрепления межнациональных отношений
»

г. Москва
16 мая 2019 года

16 мая 2019 года в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации состоялось совещание на тему «Сохранение историко-культурных и природных ландшафтов как фактор пространственного развития Российской Федерации и укрепления межнациональных отношений „ (далее – совещание). В совещании приняли участие члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, представители федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, научных организаций, общественных организаций и других институтов гражданского общества.

Заслушав и обсудив доклады и выступления, участники совещания отмечают следующее.

Сохранение культурных и природных ландшафтов, обладающих историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, является необходимым условием сохранения и укрепления культурной (цивилизационной) идентичности российского общества, формирования и укрепления общероссийской гражданской идентичности и патриотического воспитания граждан Российской Федерации, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в сфере культуры.

Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 года № 207-р (далее – Стратегия), в числе принципов пространственного развития Российской Федерации закреплены принципы:

учета этнокультурного фактора при обеспечении социально-экономического развития субъектов Российской Федерации;

обеспечения гарантий прав коренных малочисленных народов, включая поддержку их экономического, социального и культурного развития, защиту исконной среды обитания и традиционного природопользования и образа жизни;

рационального природопользования, сохранения природного и историко-культурного наследия, обеспечения доступа к природным и культурным ценностям;

учета интересов и мнения населения и бизнеса при планировании социально-экономического развития территорий.

В связи с этим представляется целесообразным в разрабатываемом проекте плана мероприятий по реализации Стратегии и при корректировке федеральных проектов, реализуемых в рамках национальных проектов «Культура» и «Экология», реализовать указанные принципы пространственного развития Российской Федерации в виде конкретных мероприятий с учётом имеющихся проблем в области сохранения культурных и природных ландшафтов.

При анализе практики реализации Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» выявляются проблемы, свидетельствующие о недостаточной эффективности мер в области сохранения культурных и природных ландшафтов и вызванные, в частности:

1) отсутствием закрепленного на уровне федерального закона определения понятия «культурный ландшафт», недостаточной юридической определенностью значения понятия «достопримечательное место»;

2) отсутствием в Федеральном законе «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» указания на культурный ландшафт в составе зон охраны объектов культурного наследия и в составе предмета охраны исторического поселения;

3) необходимостью совершенствования организации взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с общественными объединениями и другими негосударственными некоммерческими организациями, участвующими в осуществлении общественного контроля в области сохранения культурного и природного наследия;

4) отсутствием единой государственной системы мониторинга деятельности по сохранению объектов культурного наследия, предусматривающей фиксацию обращений организаций и граждан в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти и государственные органы субъектов Российской Федерации по вопросам сохранения объектов культурного и природного наследия и открытость информации о результатах рассмотрения обращений уполномоченными государственными органами;

5) недостаточной эффективностью правовых мер защиты центров исторических поселений, что на практике приводит к случаям игнорирования ограничений хозяйственной и градостроительной деятельности, направленных на сохранение предмета охраны исторического поселения, а также к сведению защиты исторических поселений к разработке историко-культурных опорных планов и соответствующих разделов в генеральных планах и правилах застройки и землепользования, что является недостаточным для сохранения исторических поселений;

6) неполнотой утвержденных перечней исторических поселений федерального и регионального значения, которые не включают многие исторические населенные пункты России, сохранившие историческую застройку и другие исторически ценные градоформирующие объекты.

Заслушав и обсудив выступления и сообщения, рассмотрев представленные материалы, участники совещания рекомендуют:

1. Профильным комитетам палат Федерального Собрания Российской Федерации:

1) проанализировать проект плана мероприятий по реализации Стратегии и при необходимости подготовить и направить в Министерство экономического развития Российской Федерации замечания и предложения по указанному проекту, направленные на реализацию вышеуказанных принципов пространственного развития Российской Федерации в виде конкретных мероприятий в целях сохранения культурных и природных ландшафтов, являющихся объектами культурного наследия;

2) проанализировать практику применения статьи 571 Земельного кодекса Российской Федерации, установившей требование о возмещении в полном объеме убытков, включая упущенную выгоду, причиненных собственникам и пользователям земельных участков в связи с установлением, изменением зон с особыми условиями использования территорий, с точки зрения влияния её применения на сохранение объектов культурного наследия.

2. Правительству Российской Федерации:

1) в разрабатываемом плане мероприятий по реализации Стратегии и при корректировке федеральных проектов, реализуемых в рамках национальных проектов «Культура» и «Экология», предусмотреть включение на основе вышеуказанных принципов пространственного развития Российской Федерации конкретных мероприятий, направленных на сохранение природного и историко-культурного наследия, в том числе культурных и природных ландшафтов;

2) инициировать рассмотрение в рамках Правительственной комиссии по вопросам государственной культурной политики вопроса о совершенствовании правовых и организационных условий участия общественных объединений в общественном контроле в области сохранения объектов культурного наследия, предусматривая уточнение положений нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в сфере общественного контроля.

3. Министерству экономического развития Российской Федерации:

1) во взаимодействии с Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии выработать дополнительные меры по обеспечению полноты информации в Едином государственном реестре недвижимости о режимах земельных участков в границах зон охраны объектов культурного наследия, включая культурные ландшафты, в том числе на уровне муниципальных образований;

2) рассмотреть вопрос о подготовке совместно с Министерством культуры Российской Федерации методических рекомендаций по разработке стратегий социально-экономического развития исторических поселений с учетом их демографических, культурно-исторических, экономических и других особенностей;

3) рассмотреть вопрос о подготовке совместно с Министерством культуры Российской Федерации предложения по закреплению в нормативных правовых актах Российской Федерации требования об обязательном включении сведений об установленных зонах охраны объектов культурного наследия, в том числе центров исторических поселений (включая границы и описание указанных зон), в разрабатываемые проекты генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов.

4. Министерству культуры Российской Федерации:

1) рассмотреть вопрос о создании совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и привлечением научных организаций межведомственной рабочей группы по подготовке предложений по совершенствованию мер, направленных на обеспечение сохранения и рационального использования культурных и природных ландшафтов, являющихся объектами культурного наследия, в том числе предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации;

2) проанализировать с привлечением Российской академии наук и подведомственных научных организаций, а также некоммерческих организаций, участвующих в осуществлении общественного контроля в области сохранения объектов культурного наследия, практику реализации Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» на предмет результативности правовых и организационных мер, направленных на сохранение культурных и природных ландшафтов;

3) рассмотреть вопрос о подготовке предложений о внесении в нормативные правовые акты Российской Федерации изменений, предусматривающих:

закрепление определения понятия «историко-культурный ландшафт» (»историко-культурный ландшафт» – культурные и природные ландшафты, связанные с объектами культурного наследия, отражающие формирование и историю этнических общностей на территории Российской Федерации, исторические события, жизнь выдающихся исторических личностей, по которым сохранилось историческое описание и также выполнена натурная фиксация) как вида объектов культурного наследия с введением обоснованных ограничений застройки на их территории и установлением режимов их использования, а также с установлением режимов использования сопряженных с ними территорий в соответствии со статьей 34 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в форме зон охраны объектов культурного наследия;

соответствующую корректировку определения понятия «достопримечательные места»;

установление требований об обязательном превентивном проектировании и установлении зон охраны объектов культурного наследия, включая зоны охраны объектов археологического наследия, на территории конкретного муниципального образования до утверждения документов территориального планирования, градостроительного зонирования, выдачи разрешений на строительство и иной градостроительной документации на соответствующей территории;

установление порядка включения историко-культурного ландшафта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия, а также описания местоположения границ территории историко-культурного ландшафта и предмета охраны;

обеспечение обязательного учета историко-культурных ландшафтов при проектировании зон охраны объектов культурного наследия;

совершенствование действующих и установление дополнительных правовых мер защиты культурных ландшафтов и центров исторических поселений, включая возможное установление ограничений на увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории центра исторического поселения объектов капитального строительства, а также ограничений на строительство, капитальный ремонт и реконструкцию объектов капитального строительства, объемно-пространственные, планировочные, архитектурно-стилистические характеристики которых не совместимы с особенностями центра исторического поселения, являющимися основаниями для включения центра исторического поселения как достопримечательного места в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и подлежащих обязательному сохранению;

4) при подготовке государственного доклада о реализации государственной культурной политики в Российской Федерации включать в него обобщенные сведения о состоянии культурных и природных ландшафтов, являющихся объектами культурного наследия федерального и регионального значения, а также выявленными объектами культурного наследия, и о результатах работы по их сохранению в разрезе субъектов Российской Федерации;

5) рассмотреть вопрос о целесообразности корректировки определения понятий «ансамбли» и «достопримечательные места», закрепленных в Федеральном законе «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», путем включения в объем понятия «ансамбли» как его разновидностей центров исторических поселений и фрагментов градостроительной планировки и застройки в целях обеспечения эффективной защиты центров исторических поселений.

5. Министерству культуры Российской Федерации совместно с Федеральным архивным агентством и Российской академией наук:

рассмотреть вопрос о совершенствовании и развитии специальной геоинформационной системы, сведения которой необходимы для реализации мероприятий по государственной охране, сохранению, использованию и популяризации объектов недвижимого имущества, являющихся объектами культурного наследия, с целью ускорения работ по созданию зон охраны историко-культурных ландшафтов с привлечением документов, хранящихся в архивах Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (в том числе писцовых книг, чертежных книг, карт). 

6. Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации:

проанализировать с привлечением подведомственных научных организаций и негосударственных некоммерческих организаций, участвующих в осуществлении общественного контроля в области охраны природы, практику реализации Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» на предмет результативности правовых и организационных мер, обеспечивающих сохранение природных ландшафтов, в том числе порядок создания и защиты особо охраняемых природных территорий. На основе результатов анализа выработать предложения по совершенствованию правового обеспечения создания и функционирования особо охраняемых природных территорий.

7. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации совместно с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации:

рассмотреть вопрос о проведении мониторинга состояния обеспеченности органов местного самоуправления и муниципальных учреждений дипломированными специалистами в области архитектуры с целью обеспечения сохранения историко-культурного облика муниципальных образований, отнесенных к историческим поселениям.

8. Общественной палате Российской Федерации совместно с общественными палатами субъектов Российской Федерации:

1) рассмотреть вопрос о создании фонда поддержки инициатив по развитию культурно-исторического и природного наследия;

2) рассмотреть вопрос о совершенствовании правовых и организационных условий участия общественных объединений в общественном контроле в области сохранения объектов культурного наследия.

9. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

1) провести анализ обращений граждан и негосударственных некоммерческих организаций, участвующих в осуществлении общественного контроля в области сохранения культурного и природного наследия, по вопросам сохранения культурных и природных ландшафтов и направить предложения по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики в указанных сферах в Министерство культуры Российской Федерации и Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации;

2) рассмотреть возможность создания межведомственных государственных программ на региональном уровне, в рамках которых предусмотреть средства на сохранение объектов культурного и природного наследия, в том числе культурных и природных ландшафтов.

10. Российской академии наук:

рассмотреть с участием представителей заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и Научного совета Российской академии наук по комплексным проблемам этничности и межнациональных отношений вопрос о создании в системе Российской академии наук методического центра по исследованию и сохранению историко-культурных ландшафтов, предусматривая:

1) возможность наделения его следующими правомочиями:

— по хранению документации по всем проектируемым и установленным зонам охраны объектов культурного наследия на территории Российской Федерации;

— по разработке предложений по подготовке проектов правовых актов, регулирующих отношения в области сохранения историко-культурных ландшафтов, являющихся объектов культурного наследия, в том числе по проектированию зон охраны объектов культурного наследия;

— по проведению экспертизы разрабатываемых проектов установления зон охраны объектов культурного наследия;

2) возможность установления правовых норм об обязательном учете федеральным и региональными органами исполнительной власти, уполномоченными в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, при согласовании проектов зон охраны объектов культурного наследия заключения Методического центра по исследованию и сохранению историко-культурных ландшафтов Российской академии наук.

11. Всероссийскому обществу охраны памятников истории и культуры во взаимодействии с негосударственными некоммерческими организациями, участвующими в общественном контроле в сферах сохранения культурного и природного наследия:

проанализировать практику применения установленных законодательством Российской Федерации мер по сохранению культурных и природных ландшафтов и направить в профильные федеральные министерства и комитеты палат Федерального Собрания Российской Федерации предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации, направленные на повышение результативности деятельности по сохранению культурных и природных ландшафтов, а также предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего осуществление общественного контроля в указанных сферах.