Другие мероприятия

Совещание «Вопросы реализации федерального проекта „Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда“ на примере Республики Саха (Якутия)»

Утверждено на заседании
Комитета Совета Федерации
по федеративному устройству,
региональной политике,
местному самоуправлению и делам Севера
(протокол № 200 от 25 июня 2019 года)

 

РЕШЕНИЕ
по итогам совещания на тему
«Вопросы реализации федерального проекта
„Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда“
на примере Республики Саха (Якутия)»

г. Якутск
14 июня 2019 года

Заслушав и обсудив выступления участников совещания Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера на тему «Вопросы реализации федерального проекта „Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда“ на примере Республики Саха (Якутия)» (далее – совещание), участники совещания отмечают следующее.

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (далее – Указ Президента Российской Федерации № 204) поставлена задача по обеспечению к 2024 году устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда. Для решения поставленной задачи разработан национальный проект «Жилье и городская среда», паспорт которого был утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 года. В национальный проект «Жилье и городская среда» вошли четыре федеральных проекта, в том числе федеральный проект «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» (далее также – федеральный проект).

Начиная с 2008 года, реализация региональных программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда осуществлялась при финансовой поддержке за счет средств федерального бюджета, которая предоставлялась субъектам Российской Федерации через государственную корпорацию – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее – Фонд). За этот период в рамках региональных программ было переселено 1,04 млн. граждан из аварийных домов площадью 15,9 млн. кв. метров, в среднем – 1,6 млн. кв. метров ежегодно. В 2014–2017 годах за счет увеличения объемов финансирования удалось увеличить ежегодный объем расселения аварийного жилищного фонда до 2,7 млн. кв. метров в год.

Однако при осуществлении мониторинга реализации региональных программ расселения была отмечена тенденция к увеличению количества вновь выявленного непригодного для проживания жилищного фонда. Так, если в 2008 году такой фонд составлял 10,7 млн. кв. метров, то к началу 2018 года этот показатель достиг 13,5 млн. кв. метров (то есть увеличился на 26%). В настоящее время ежегодно признается аварийным до 2 млн. кв. метров жилищного фонда.

Таким образом, в целях ликвидации аварийного жилищного фонда и своевременного переселения граждан в благоустроенное и безопасное для проживания жилье федеральным проектом была поставлена задача по обеспечению устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда, под которым понимается достижение в отчетном периоде объема расселения не менее 50% аварийного жилья. При этом темпы ежегодного расселения аварийного жилищного фонда должны увеличиваться. Так, согласно паспорту федерального проекта к 2023 году соотношение объема ежегодно расселяемого аварийного жилищного фонда к объему ежегодно признаваемого аварийным жилья должно составлять 130%, что будет обеспечено посредством увеличения объемов финансирования соответствующих мероприятий за счет средств федерального бюджета.

В соответствии с федеральным проектом на цели переселения граждан из аварийного жилищного фонда предоставляется финансовая поддержка из федерального бюджета через Фонд на условиях долевого финансирования регионов. Минстроем России совместно с Фондом были рассчитаны минимально необходимые для достижения показателей проекта объемы финансирования в размере 507,17 млрд. рублей, в том числе из федерального бюджета 431,94 млрд. рублей, из региональных бюджетов 67,84 млрд. рублей, внебюджетные источники 7,39 млрд. рублей.

Предоставление финансовой поддержки за счет средств федерального бюджета в течение всего срока действия федерального проекта будет осуществляться неравномерно. Так, начиная с 2022 года, объемы финансирования федерального проекта за счет средств федерального бюджета будут составлять 325,7 млрд. рублей, что превышает запланированные на 2019–2021 годы средства федерального бюджета на 219,46 млрд. рублей.

Федеральным законом от 28 ноября 2018 года № 436-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства“ усовершенствованы механизмы реализации программ переселения граждан, включающие:

продление деятельности государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства до 1 января 2026 года;

определение дополнительной цели деятельности Фонда – обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда;

расселение аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года.

В настоящее время, по данным Минстроя России, идет работа по подготовке к внесению в Государственную Думу законопроекта, направленного на установление новых механизмов переселения граждан из непригодного для проживания жилищного фонда, обеспечивающих соблюдение их жилищных прав, установленных законодательством Российской Федерации.

Разработка законопроекта ведется с учетом предложений и замечаний субъектов Российской Федерации, выработанных ими в ходе практической реализации региональных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Одной из новаций законопроекта является установление возможности применения субъектами Российской Федерации дополнительных механизмов реализации соответствующих региональных программ: предоставление переселяемым гражданам субсидий на приобретение жилья, уплату первоначального взноса по ипотеке, частичное возмещение процентов по ипотечному кредиту, строительство специализированного жилья с целью его предоставления переселяемым гражданам на условиях найма и другие. Применение новых механизмов переселения граждан из непригодного для проживания жилищного фонда должно снизить нагрузку на бюджеты бюджетной системы Российской Федерации при реализации федерального проекта.

Субъекты Российской Федерации, территории которых входят в состав Арктической зоны Российской Федерации (далее – Арктическая зона), активно включились в реализацию федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда», утвердили региональные программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда В этих регионах предстоит переселить 139,92 тыс. человек из 2464,07 тыс. кв. метров аварийного жилья. При этом лимит предоставления финансовой поддержки в 2019 году за счет средств Фонда составляет 9551,04 млн. рублей.

В настоящее время Фонд заключил соглашения на предоставление финансовой поддержки на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в объеме 7963,84 млн. рублей с Республикой Саха (Якутия), Республикой Коми, Красноярским краем, Архангельской и Мурманской областями, Ненецким автономным округом.

Регионы, территории которых входят в состав Арктической зоны, планируют в летне-осенний период 2019 года провести конкурсные процедуры и заключить контракты на строительство (приобретение) жилых помещений для граждан, переселяемых из аварийного жилищного фонда.

Успешная реализация федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» в субъектах Российской Федерации, территории которых входят в состав Арктической зоны, невозможна без учета макрорегиональной специфики этих территорий. Географические особенности, экстремальные природно-климатические условия, очаговый характер промышленно-хозяйственного освоения территорий, высокая ресурсоемкость, особенности транспортной логистики, дефицит высокопрофессиональных кадров, необходимых для решения поставленных задач – все эти факторы в совокупности оказывают влияние на формирование стоимости строительных материалов, проводимых работ и оказанных услуг и как следствие – на удорожание всех мероприятий федеральной программы в целом.

Целесообразно рассмотреть вопрос о предоставлении субъектам Российской Федерации, территории которых входят в Арктическую зону, дополнительной финансовой поддержки за счет средств федерального бюджета на реализацию мероприятий федерального проекта с учетом макрорегиональной специфики этих территорий.

Требует решения вопрос об определении Минстроем России предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, используемой при расчете средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в рамках реализации Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» для субъектов Российской Федерации, территории которых входят в Арктическую зону, а именно – о применении фактической стоимости одного квадратного метра жилого помещения при расчете финансовой поддержки на цели переселения из непригодного для проживания жилищного фонда для этих регионов.

Участники совещания, учитывая предложения, прозвучавшие в выступлениях, решили:

1. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

1.1. При формировании проекта федерального бюджета на последующие годы исходить из приоритетности увеличения размера федеральных субсидий на поддержку региональных программ переселения граждан из непригодного для проживания жилищного фонда, реализующихся в рамках федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда», субъектов Российской Федерации, территории которых входят в состав Арктической зоны.

1.2. Рассмотреть вопрос о применении фактической стоимости одного квадратного метра жилого помещения при расчете лимитов финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на реализацию мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, предоставляемой субъектам Российской Федерации, территории которых входят в Арктическую зону.

1.3. Рассмотреть вопрос о возможности перераспределения объема финансирования федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» равномерно в течение всего срока действия федерального проекта.

2. Рекомендовать Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации:

2.1. Рассмотреть вопрос об увеличении срока реализации этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда продолжительностью до трех лет в отношении субъектов Российской Федерации, территории которых входят в состав Арктической зоны.

2.2. При проведении конкурсных отборов проектов для предоставления субсидий в рамках мероприятий по стимулированию программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации предусмотреть для субъектов Российской Федерации, территории которых входят в состав Арктической зоны, выделение отдельных лимитов и проведение отдельного конкурсного отбора.

2.3. Проработать вопрос о подготовке предложения об увеличении для Республики Саха (Якутия) объемов финансирования мероприятий федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» с учетом установления возможности расселения аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года, в полном объеме 1142,6 тыс. кв. метров.

2.4. Рассмотреть вопрос об организации обучающих мероприятий для профильных специалистов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, в компетенцию которых входит реализация мероприятий, предусмотренных федеральным проектом «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда», с применением технологий дистанционного обучения либо с размещением соответствующих обучающих материалов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации, территории которых входят в состав Арктической зоны:

3.1. Оказывать содействие органам местного самоуправления в повышении квалификации специалистов органов местного самоуправления, принимающих участие в реализации мероприятий, предусмотренных федеральным проектом «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда», в том числе организовывать обучающие мероприятия с применением технологий дистанционного обучения.

3.2. Обеспечить информационное сопровождение в средствах массовой информации хода реализации федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» и обратную связь с гражданами, изучение общественного мнения о федеральном проекте (включая мониторинг социальных сетей и проведение социологических исследований), распространение лучших практик их реализации в муниципальных образованиях субъекта Российской Федерации, а также проведение иных мероприятий, направленных на повышение эффективности реализации федерального проекта и уровня информированности о них граждан.