Другие мероприятия

Выездное совещание «Практика применения Федерального закона „Об основах приграничного сотрудничества“: актуальные вопросы»

Утверждено на заседании
Комитета Совета Федерации
по федеративному устройству,
региональной политике, местному
самоуправлению и делам Севера
(протокол № 198 от 28 мая 2019 года)

 РЕШЕНИЕ
выездного совещания Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера в городе Калининграде на тему «Практика применения Федерального закона „Об основах приграничного сотрудничества“: актуальные вопросы»

14 мая 2019 года
г. Калининград

В соответствии с пунктом 2.5.12 Плана мероприятий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на весеннюю сессию 2019 года Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера провел выездное совещание в городе Калининграде на тему «Практика применения Федерального закона „Об основах приграничного сотрудничества“: актуальные вопросы».

Участники совещания, всесторонне обсудив актуальные вопросы приграничного сотрудничества, отметили следующее.

В настоящее время развитие приграничных территорий является для Российской Федерации исключительно важной геостратегической задачей.

Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 года № 207-р (далее – Стратегия), для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации за счет социально-экономического развития геостратегических территорий Российской Федерации предлагается обеспечить усиление приграничного сотрудничества приграничных субъектов Российской Федерации с сопредельными странами.

Значительный импульс развитию такого сотрудничества придал Федеральный закон от 26 июля 2017 года № 179-ФЗ «Об основах приграничного сотрудничества», который определил основные принципы, задачи и направления приграничного сотрудничества.

Некоторые положения указанного федерального закона носят рамочный характер, что предполагает принятие в их развитие соответствующих нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов. В этой связи особенно важным является оказание уполномоченными федеральными органами исполнительной власти методической поддержки как органам государственной власти субъектов Российской Федерации, так и органам местного самоуправления.

Ключевыми направлениями развития приграничного сотрудничества в настоящее время являются заключение межрегиональных и межмуниципальных соглашений по приграничному сотрудничеству, повышение инвестиционной привлекательности приграничных территорий, развитие приграничной торговли, развитие инфраструктуры приграничных территорий, оснащение и увеличение пропускной способности пропускных пограничных пунктов.

Участники совещания констатируют, что действующее правовое регулирование позволяет субъектам приграничного сотрудничества успешно использовать широкий круг возможностей по развитию отношений с зарубежными партнерами.

Вместе с тем, необходимо учитывать, что важной особенностью приграничного сотрудничества является расположение значительной части приграничных территорий в районах с ограниченной транспортной доступностью. Некоторые приграничные территории характеризуются сложным ландшафтом, где отсутствуют необходимые для двусторонних отношений коммуникации, в том числе прямое железнодорожное и автомобильное сообщение.

Субъекты Российской Федерации, включающие такие территории, нуждаются в оказании им дополнительной федеральной поддержки на развитие инфраструктуры, являющейся основой экономических отношений с зарубежными партнерами.

Некоторые субъекты приграничного сотрудничества отмечают практические сложности, с которыми они сталкиваются. В частности, отдельные объекты приграничной инфраструктуры пунктов пропуска и подъездных путей к ним находятся в неудовлетворительном состоянии. В числе проблем также нестабильная работа системы энергоснабжения и гидротехнических сооружений, являющихся жизнеобеспечивающими для жителей приграничных территорий. Требует решения вопрос наличия у ряда лиц, например, иностранных перевозчиков, возможности уйти от административной ответственности за нарушение правил дорожного движения.

С учетом изложенного и исходя из необходимости дальнейшего совершенствования правового регулирования, методического обеспечения и практики приграничного сотрудничества, участники совещания решили рекомендовать:

1. Правительству Российской Федерации:

рассмотреть вопрос о проведении мониторинга фактического состояния инфраструктуры пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации в целях оценки необходимости модернизации соответствующей инфраструктуры и, как следствие, повышения эффективности осуществления внешнеэкономической деятельности;

рассмотреть вопрос об обеспечении возможности взыскания административного штрафа с граждан сопредельных государств, привлеченных к административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения, до выезда указанных граждан за пределы территории Российской Федерации (например, посредством заключения двусторонних международных договоров);

рассмотреть возможность предоставления субсидий на компенсацию процентной ставки по кредитам на строительство и модернизацию гостиниц, а также части затрат на строительство и технологическое подключение их к инженерным сетям в целях повышения конкурентоспособности туристской индустрии на территории Российской Федерации.

2. Министерству экономического развития Российской Федерации:

включить в план мероприятий по реализации Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года мероприятия, направленные на реализацию положений Стратегии, предусматривающих усиление приграничного сотрудничества приграничных субъектов Российской Федерации с сопредельными странами в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации за счет социально-экономического развития геостратегических территорий;

при разработке международных программ приграничного сотрудничества уделять особое внимание приграничному сотрудничеству с приграничными регионами сопредельных стран в научно-технической сфере, а также предусматривать мероприятия, направленные на развитие инфраструктуры приграничных территорий субъектов Российской Федерации;

рассмотреть вопрос о разработке типового соглашения о приграничном сотрудничестве муниципальных образований приграничных субъектов Российской Федерации и размещении его на официальном сайте Министерства в сети Интернет.

3. Рекомендовать Министерству внутренних дел Российской Федерации:

рассмотреть вопрос о совершенствовании механизмов контроля за исполнением обязанности по заключению договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцами транспортных средств – иностранными гражданами, въезжающими на территорию Российской Федерации, в целях обеспечения страхования риска их гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств. 

4. Правительству Калининградской области:

осуществлять методическое сопровождение деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области при реализации программ приграничного сотрудничества «Россия – Польша 2014–2020» и «Россия – Литва 2014–2020».

5. Органам государственной власти приграничных субъектов Российской Федерации:

определить с учетом перспективных экономических специализаций субъекта Российской Федерации и на основе анализа структуры экономики региона приоритетные направления приграничного сотрудничества, в том числе при осуществлении приграничной торговли в целях уменьшения неравноценного взаимодействия с сопредельными странами в части экспорта из приграничных субъектов Российской Федерации сырья и продукции с низкой добавленной стоимостью и импорта готовой продукции;

проводить обучающие мероприятия для профильных сотрудников органов местного самоуправления по вопросам осуществления приграничного сотрудничества, в частности, заключения двусторонних соглашений.

6. Органам государственной власти приграничных субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления муниципальных образований приграничных субъектов Российской Федерации:

учитывать необходимость координации в сфере стратегического и территориального планирования приграничных субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с приграничными территориями сопредельных стран;

активнее использовать механизмы государственно – частного партнерства, налоговые и другие меры, снижать административные барьеры в целях создания привлекательных условий для осуществления предпринимательской деятельности на приграничных территориях и развития приграничной торговли;

учитывать при осуществлении приграничного сотрудничества подготовленный Министерством экономического развития Российской Федерации обзор практики осуществления международных и внешнеэкономических связей;

ознакомиться с опытом Калининградской области по привлечению муниципальных образований к реализации программ и проектов приграничного сотрудничества;

повышать уровень информационного сопровождения приграничного сотрудничества, широко освещать наиболее значимые и успешные проекты в целях тиражирования лучших практик.