Другие мероприятия

Выездное совещание «Опыт взаимодействия органов государственной власти Тюменской области и органов местного самоуправления в решении задач социально-экономического развития территорий и создании комфортных условий проживания граждан»

Проект

Утверждено на заседании
Комитета Совета Федерации
по федеративному устройству,
региональной политике, местному
самоуправлению и делам Севера
(протокол № 186 от 10 декабря 2018 года)

РЕШЕНИЕ
выездного совещания Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера на тему «Опыт взаимодействия органов государственной власти Тюменской области и органов местного самоуправления в решении задач социально-экономического развития территорий и создании комфортных условий проживания граждан»


В соответствии с пунктом 2.5.7 Плана мероприятий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на осеннюю сессию 2018 года и распоряжением Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 26 октября 2018 года № 175рп-СФ «О выездном совещании в городе Тюмени» Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера провел 13 ноября 2018 года выездное совещание в городе Тюмени на тему «Опыт взаимодействия органов государственной власти Тюменской области и органов местного самоуправления в решении задач социально-экономического развития территорий и создании комфортных условий проживания граждан» с участием представителей федеральных органов государственной власти и органов государственной власти Тюменской области, научных и общественных организаций, а также хозяйствующих субъектов.

Участники совещания, всесторонне обсудив широкий круг вопросов, в том числе опыт реализации государственных и муниципальных программ, направленных на развитие городской инфраструктуры и повышение благоустроенности территории, вовлечение граждан в подготовку и осуществление проектов, основанных на местных инициативах, совершенствование механизмов контроля за объектами благоустройства, отметили следующее.

С 2016 года ключевым драйвером развития благоустройства территорий муниципальных образований является приоритетный проект «Формирование комфортной городской среды», паспорт которого утвержден 17 ноября 2016 года на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам.

В 2017 году на реализацию приоритетного проекта было направлено 56,5 млрд. рублей, в том числе из федерального бюджета – 24,47 млрд. рублей, из региональных бюджетов – 20,77 млрд. рублей, из местных бюджетов – 10,07 млрд. рублей, средства заинтересованных лиц – 940 млн. рублей, средства граждан – 250 млн. рублей[1].

В рамках проекта «Формирование комфортной городской среды» предоставляются субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды. Субсидии распределяются субъектам Федерации в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года № 1710[2].

Несмотря на существенный стимулирующий эффект от предоставления указанных субсидий, механизм их распределения нуждается в совершенствовании в части обеспечения большей самостоятельности субъектов Российской Федерации в определении критериев отбора проектов благоустройства, а также в части учета местных особенностей.

В Тюменской области реализация проектов благоустройства осуществляется на основе комплексного подхода. В ходе ремонта и реконструкции объектов благоустройства выполняется ремонт проездов, тротуаров, парковок, устройство газонов, ограждений, устанавливаются опоры освещения, спортивные площадки, детские игровые комплексы, малые архитектурные формы и площадки для хозяйственных нужд. Все работы скоординированы с заменой внутридворовых сетей. Создание комфортной городской среды идет с учетом ее доступности для маломобильных групп населения.

По итогам 2017 года четыре практики (проекта) города Тюмени одобрены Экспертным советом при Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации для включения в Федеральный реестр лучших реализованных практик (проектов) по благоустройству за 2017 год (две практики в номинации «Обеспечение доступности дворовых и общественных территорий для инвалидов и маломобильных групп населения», практика по организации доступного спортивно-игрового пространства на дворовых и общественных территориях и проект по благоустройству квартала «Новин»).

Одним из главных критериев, на основе которых в Тюменской области реализуются программы благоустройства, является вовлеченность населения, которое непосредственно участвует в отборе дворов, обсуждении дизайн-проектов благоустройства и приемке готовых объектов. Для обратной связи с жителями городов Тюмени, Тобольска, Ишима, Ялуторовска, Уватского и Тюменского муниципальных районов функционируют интернет-порталы «Тюмень – наш дом», «Наш дом» и «#СоздайУват». Реализация в регионе данного проекта ведется, в том числе, с применением методов инициативного бюджетирования.

В Тюменской области активно внедряются «умные» городские технологии, в том числе в сферах транспорта, обращения с отходами, безопасности, энергоэффективности, водоснабжения, теплоснабжения и других. Предполагается к реализации основанная на технологиях «Нейронного города» и не имеющая аналогов в мире система автоматизированного мониторинга городской среды. Данные практики достойны масштабирования.

Важным вопросом является совершенствование механизмов контроля за объектами благоустройства, в том числе привлечение лиц к административной ответственности за соответствующие нарушения. В частности, не решена проблема неопределенности полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по установлению административной ответственности за нарушение правил благоустройства территории в связи с наличием в федеральных нормативных правовых актах положений, регламентирующих отдельные вопросы благоустройства.

В Тюменской области ведется интенсивное жилищное строительство. За 2012 – 2017 годы было введено 9 млн. 822,1 тыс.кв. метров общей площади жилых домов. В 2018 – 2024 годах планируется ввести 10 млн. 550 тыс.кв. метров жилья.

В регионе с 2012 по 2017 год улучшили жилищные условия с помощью государственной поддержки более 24 тысяч семей, бюджетное финансирование составило 35,8 млрд. рублей. Жилищными программами охвачены категории граждан: работники бюджетной сферы, молодые семьи, отдельные категории граждан, в том числе дети-сироты, ветераны Великой отечественной войны, граждане, проживающие в аварийном жилищном фонде.

Вместе с тем, учитывая практику обеспечения жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот, требуется уточнение законодательного регулирования указанного вопроса в части смягчения ограничения по количеству предоставляемых квартир в одном доме (не более 25 процентов от общего количества квартир). Указанное правило затрудняет обеспечение жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот на территориях сельских поселений, где ведется малоэтажное строительство, в том числе строятся двух- и четырехквартирные дома.

Аварийный жилищный фонд, признанный таковым до 1 января 2012 года расселен полностью, площадь аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2012 года, составляет 279,22 тыс.кв.м, из них:

— расселение 25,31 тыс.кв.м предусмотрено за счет застройщиков в рамках договоров о развитии застроенных территорий, заключенных с Администрацией города Тюмени;

— необходимо обеспечить расселение за счет бюджетных средств 253,91 тыс.кв. м.

По состоянию на 1 ноября 2018 года расселено 20,82 тысяч квадратных метров аварийного жилищного фонда, проводятся работы по расселению 42,50 тысяч квадратных метров аварийного жилья.

Общая протяженность автомобильных дорог в регионе составляет 19 074 км, из них федерального значения 1 024 км, регионального значения 8 806 км, местного значения 9 244 км. В целом по области в нормативном состоянии 76% автомобильных дорог.

Транспортное обслуживание населения осуществляется всеми видами транспорта: автомобильным, железнодорожным, воздушным и водным. Государственная политика области в развитии транспортного обслуживания населения направлена на сдерживание роста тарифов пассажирских перевозок, ежегодно предусматриваются субсидии, что позволяет сохранить тариф для населения на социально доступном уровне.

Обсудив вопросы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в решении задач социально-экономического развития территорий и создании комфортных условий проживания граждан (на примере Тюменской области), участники совещания решили:

1. Рекомендовать Правительству Российской Федерации рассмотреть вопросы:

о совершенствовании законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях в части предоставления субъектам Российской Федерации права устанавливать административную ответственность за нарушение обязательных требований в сфере благоустройства территории муниципального образования, в том числе установленных федеральными нормативными правовыми актами, если Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрена ответственность за нарушение указанных требований;

о совершенствовании законодательства Российской Федерации, регулирующего обеспечение жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот, в части предоставления субъектам Российской Федерации права устанавливать общее количество жилых помещений в виде квартир, предоставляемых указанным лицам в одном многоквартирном доме, свыше 25 процентов от общего количества квартир в одном многоквартирном доме – в отношении многоквартирных домов, расположенных на территории сельских поселений.

2. Рекомендовать Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотреть возможность масштабирования при реализации национального проекта «Жилье и городская среда» практик Тюменской области по организации благоустройства, повышению качества городских пространств.

3. Рекомендовать Правительству Тюменской области совместно с Администрацией города Тюмени рассмотреть возможность организации обсуждения актуальных вопросов и существующих проблем в сфере благоустройства, обмена опытом по формированию комфортной городской среды с представителями органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, экспертов в сфере строительства и архитектуры.

4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления:

1) рассмотреть опыт Тюменской области по организации благоустройства, повышению качества городских пространств и территориальному развитию муниципальных образований, в том числе с использованием технологий «умного города», в целях возможного использования в процессе реализации национального проекта «Жилье и городская среда»;

2) расширять применение механизмов инициативного бюджетирования при реализации национального проекта в сфере формирования комфортной городской среды.


[1] Отчет Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации о реализации Приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» в 2017 году.

[2] Постановление Правительства Российской Федерации 30 декабря 2017 года № 1710 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации „Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации“.