Другие мероприятия

Совещание «Актуальные вопросы развития инфраструктуры в субъектах Российской Федерации в контексте комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года и плана мероприятий по реализации Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года»

Утверждено на заседании
Комитета Совета Федерации
по федеративному устройству,
региональной политике, местному
самоуправлению и делам Севера
(протокол № 210 от 10 декабря 2019 года)

РЕШЕНИЕ
по итогам совещания на тему
«Актуальные вопросы развития инфраструктуры в субъектах Российской Федерации в контексте комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года и плана мероприятий по реализации Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года»

7 ноября 2019 года в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации состоялось совещание на тему «Актуальные вопросы развития инфраструктуры в субъектах Российской Федерации в контексте комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года и плана мероприятий по реализации Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года» (далее – совещание). В совещании приняли участие члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, представители федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, научных организаций и экспертного сообщества.

Заслушав и обсудив сообщения и выступления, участники совещания отмечают следующее.

Необходимым условием успешного решения стратегических задач социально-экономического развития Российской Федерации, в том числе задачи по сокращению уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации, а также различий в уровне и качестве жизни граждан Российской Федерации, проживающих в различных регионах, является ликвидация инфраструктурных ограничений федерального и регионального значения и повышение доступности и качества магистральной транспортной, энергетической и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры в соответствии с целями, задачами и приоритетами пространственного развития Российской Федерации, определенными в Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года (далее – Стратегия).

Одним из основных инструментов решения задач в сфере развития магистральной инфраструктуры является разработанный во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2018 года № 2101-р (далее – Комплексный план), в котором определены целевые показатели, ответственные исполнители, объёмы финансирования и предварительный анализ рисков по 11 входящим в его состав федеральным проектам (далее – федеральные проекты).

По информации, предоставленной Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации, в реализации федеральных проектов транспортной части Комплексного плана в настоящее время участвуют органы исполнительной власти 67 субъектов Российской Федерации[1].

Представляется стратегически важным обеспечить синхронизацию целей и задач развития федеральной магистральной инфраструктуры и региональных инфраструктур, а также координацию соответствующих планов, проектов и действий органов публичной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Согласно утвержденной Правительственной комиссией по транспорту методике[2] для включения мероприятий в перечень мероприятий в рамках федеральных проектов Комплексного плана они должны обеспечивать выполнение задач и целевых показателей, определенных в пункте 15 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204, и вносить максимальный вклад в экономическое развитие России наиболее оптимальным способом с точки зрения объема государственной поддержки.

Анализ информации о ходе реализации Комплексного плана, предоставленной Министерством транспорта Российской Федерации и Министерством экономического развития Российской Федерации, а также информации от органов государственной власти субъектов Российской Федерации показывает наличие ряда проблем и актуальных задач, требующих решения:

— необходимость ускорения подготовки методических материалов, необходимых для реализации федеральных проектов[3];

— значительная длительность процедур согласования документов по планировке территории, в том числе в целях размещения инфраструктуры, а также процедуры внесения изменений в ранее утвержденные документы по планировке территории;

— потребность в обеспечении большей полноты и структурированности информации о ходе реализации мероприятий федеральных проектов Комплексного плана в субъектах Российской Федерации, предоставляемой в открытом доступе профильными федеральными органами исполнительной власти;

— недостаточная проработанность значительной части предложений о включении отдельных мероприятий в федеральные проекты Комплексного плана, направляемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в Правительственную комиссию по транспорту, на предмет необходимого обоснования предложений в соответствии с нормативными требованиями в области бюджетных отношений, расчетов эффективности использования средств федерального бюджета;

— действующий порядок включения отдельных мероприятий в федеральные проекты Комплексного плана на основе предложений органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления не позволяет включать в федеральные проекты мероприятия, которые формально не соответствуют установленным критериям, но при этом обладают потенциалом повышения межрегиональной транспортной связанности и могут существенно стимулировать социально-экономическое развитие регионов, которые не обладают собственными ресурсами для ликвидации инфраструктурных ограничений.

Заслушав и обсудив доклады и выступления, участники совещания решили рекомендовать:

1. Профильным комитетам палат Федерального Собрания Российской Федерации:

уделять особое внимание рассмотрению вопросов о мерах государственной поддержки модернизации и расширения транспортной и энергетической инфраструктур в субъектах Российской Федерации с учетом их возможностей по самостоятельной ликвидации инфраструктурных ограничений регионального значения.

2. Правительственной комиссии по транспорту во взаимодействии с Правительственной комиссией по вопросам развития электроэнергетики и Правительственной комиссией по вопросам топливно-энергетического комплекса:

— рассмотреть возможность корректировки методики ранжирования отдельных мероприятий, включаемых в федеральные проекты комплексного плана модернизации и расширения магистральной транспортной инфраструктуры на период до 2024 года, утвержденной Правительственной комиссией по транспорту (протокол от 29 января 2019 года № 1), с целью обеспечения возможности включения в федеральные проекты на основе предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации мероприятий по развитию транспортной региональной инфраструктуры, которые обладают значительным потенциалом повышения межрегиональной транспортной связанности и могут существенно стимулировать социально-экономическое развитие регионов, которые не обладают собственными ресурсами для ликвидации сдерживающих их развитие инфраструктурных ограничений;

— рассмотреть вопрос о выработке дополнительных мер по инфраструктурной поддержке развития агломераций в регионах Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, в том числе путем развития транспортной инфраструктуры между городами и научно-производственной кооперации между предприятиями, способствующих мультипликативным эффектам в социально-экономическом развитии указанных регионов, в том числе сохранению и развитию демографического потенциала и увеличению численности их населения. При этом представляется стратегически важным принять меры по дальнейшему развитию широтного экономического пояса в составе БАМа, Севсиба и Баренцкомура[4], что позволит повысить транспортную связанность, обеспечить устойчивость системы расселения указанных регионов и будет способствовать повышению транспортной эффективности Транссиба за счет освобождения его от части экспортных потоков;

— рассмотреть вопрос о включении в федеральный проект «Внутренние водные пути» мероприятий, направленных на развитие внутреннего водного транспорта рек Сибири и Дальнего Востока (Обь, Енисей, Лена и др.), учитывая, что эти транспортные пути могут стать связующими между малонаселенными территориями Арктической зоны Российской Федерации и относительно плотно заселенными южными регионами Сибири и Дальнего Востока, что соответствует целям, задачам и приоритетам пространственного развития Российской Федерации, определенным в Стратегии;

— рассмотреть вопрос о направлениях дальнейшего развития автомагистралей, соединяющих приграничные геостратегические территории Российской Федерации, расположенные на юге Южно-Сибирского макрорегиона и Ангаро-Енисейского макрорегиона и в соседних регионах (Республика Алтай, Алтайский край, Кемеровская область – Кузбасс, Республика Хакасия, Республика Тыва), в целях создания системных инфраструктурных условий, способствующих социально-экономическому развитию указанных макрорегионов, в том числе туристического бизнеса, устойчивому приросту численности постоянного населения в указанных макрорегионах, а также достижению целей государства в области национальной безопасности.

3. Министерству экономического развития Российской Федерации:

— обеспечить в работе центра анализа и мониторинга пространственного развития, создание которого предусмотрено Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, привлечение научных организаций Российской академии наук, отраслевых образовательных организаций высшего образования к проведению независимой экспертизы проектов решений в сфере пространственного развития Российской Федерации, в том числе проектов решений в области развития магистральной инфраструктуры, а также при разработке методологического обеспечения пространственного развития;

— рассмотреть совместно Министерством промышленности и торговли Российской Федерации вопрос о разработке мер по стимулированию развития научно-производственной кооперации между предприятиями во взаимосвязи с мероприятиями по модернизации и расширению магистральной инфраструктуры.

4. Министерству транспорта Российской Федерации:

— рассмотреть вопрос о подготовке предложений о внесении изменений в Транспортную стратегию Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 года № 1734-р, направленных на обеспечение взаимоувязки положений названной стратегии с положениями Указа Президента России от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, с привлечением к подготовке указанных предложений ученых и специалистов Российского университета транспорта и других отраслевых образовательных, научных и проектных организаций;

— при создании Единой информационной системы мониторинга хода реализации транспортной части Комплексного плана (далее – ЕИС КПМИ) предусмотреть дополнительно:

функцию отображения существующей транспортной инфраструктуры в разрезах федеральной инфраструктуры, региональных инфраструктур и муниципальных инфраструктур по каждому виду транспорта с ранжированием и отображением имеющихся инфраструктурных ограничений (»узких мест») федерального значения, регионального значения и муниципального значения с указанием функциональных параметров и количественных параметров;

возможность отображения существующих объектов региональной транспортной инфраструктуры, а также объектов региональной транспортной инфраструктуры, создание которых предусмотрено комплексными планами модернизации и расширения региональной инфраструктуры;

возможность открытого доступа государственных органов публичной власти всех уровней к информации ЕИС КПМИ;

— рассмотреть вопрос о подготовке предложений о разработке проекта нормативного правового акта, устанавливающего правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для обеспечения доступности и расширения маршрутной сети местных воздушных перевозок;

 — рассмотреть вопрос о подготовке предложений о распространении действия программы субсидирования лизинговых или арендных платежей за воздушные суда на местные перевозки, которые выполняются на вертолетах (постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 1212 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским авиакомпаниям, региональным унитарным предприятиям, не являющимся российскими авиакомпаниями, на финансовое обеспечение части затрат на уплату лизинговых или арендных платежей за воздушные суда, получаемые указанными организациями по договорам лизинга или аренды для осуществления внутренних региональных и местных воздушных перевозок»).

5. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

— при разработке проектов мероприятий для их возможного включения в федеральные проекты Комплексного плана учитывать цели, задачи и приоритеты пространственного развития Российской Федерации, определенные в Стратегии, уделяя особое внимание проектам, направленным на ликвидацию инфраструктурных ограничений федерального и межрегионального значения;

— развивать межрегиональное сотрудничество по разработке совместных проектов и мероприятий по модернизации и расширению транспортной и энергетической инфраструктуры, имеющей межрегиональное значение и значительный потенциальный эффект для социально-экономического развития регионов;

— развивать сотрудничество с ведущими образовательными организациями высшего образования с целью совершенствования системы профессионального образования, в том числе посредством применения договоров целевого обучения (в соответствии с Положением о целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2019 года № 302).

6. Органам местного самоуправления:

развивать межмуниципальное сотрудничество по подготовке совместных проектов и планов мероприятий, направленных на модернизацию и расширение транспортной и энергетической инфраструктуры, имеющей межмуниципальное значение и способствующих социально-экономическому развитию муниципальных образований и субъектов Российской Федерации.


[1] В реализации федерального проекта «Европа – Западный Китай» – 6 регионов; «Морские порты России» – 12 регионов; «Северный морской путь» – 2 региона; «Железнодорожный транспорт и транзит» – 17 регионов; «Коммуникации между центрами экономического роста» – 51 регион; «Развитие региональных аэропортов и маршрутов» – 28 регионов; «Высокоскоростное железнодорожное сообщение» – 7 регионов; «Внутренние водные пути» – 18 регионов; «Транспортно-логистические центры» – ни одного региона.

[2] Методика ранжирования отдельных мероприятий, включаемых в федеральные проекты комплексного плана модернизации и расширения магистральной транспортной инфраструктуры на период до 2024 года, утвержденная Правительственной комиссии по транспорту (протокол от 29 января 2019 года № 1).

[3] Например, подготовка рекомендации по разработке субъектами Российской Федерации комплексных планов модернизации и расширения региональной инфраструктуры, предусмотренной подпунктом «б» пункта 3 распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2018 года № 2101-р, продолжается уже более года.

[4] В Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2010 года № 1120-р, указано, что Северо-Российская Евразийская железнодорожная магистраль будет включать БАМ, а также намеченную к строительству Северо-Сибирскую железнодорожную магистраль и проектируемую железную дорогу «Баренцкомур» – от порта Ванино до Индиги.