Другие мероприятия

Интернет-конференция на тему «Актуальные вопросы опережающего социально-экономического развития Дальневосточного макрорегиона»

С 21 января по 28 февраля 2020 года Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера проводит Интернет-конференцию на тему «Актуальные вопросы опережающего социально-экономического развития Дальневосточного макрорегиона».

В рамках Интернет-конференции планируется обсудить, в том числе, следующие вопросы:

основные направления совершенствования федерального и регионального законодательства в сфере социально-экономического развития Дальнего Востока;

модернизации социальной инфраструктуры, включая образование, здравоохранение, социальную защиту, культуру, физическую культуру и спорт, жилищный сектор;

реализации государственной политики в сфере транспорта, электро- и теплоэнергетики, энергосбережения, возобновляемых источников энергии, тарифов;

особенности организации и финансирования мероприятий национальных проектов на территории дальневосточных субъектов Российской Федерации;

проблемы создания и функционирования специальных преференциальных режимов — территорий опережающего социально-экономического развития, свободного порта Владивосток;

реализации приоритетных инвестиционных проектов на территории Дальневосточных субъектов Российской Федерации;

реализации программы по предоставлению гражданам земельных участков в безвозмездное пользование (»дальневосточный гектар»);

реализации региональных программ по охране окружающей среды и экологических программ хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность в Дальневосточном федеральном округе, а также наиболее острые экологические проблемы в дальневосточных регионах и перспективы их решения.

Итоги Интернет-конференции будут подведены на заседании Комитета. Его решение будет размещено на сайте и направлено в Правительство Российской Федерации, федеральные и региональные органы государственной власти, научные учреждения и общественные организации.

Приглашаем принять участие в Интернет-конференции.

Материалы и предложения просим направлять до 14 февраля 2020 года на электронную почту: taturitsa@mail.ru.

Контактные телефоны: (495) 697–78–41, 8(965)232–11–82.

Рекомендации

Утверждены на заседании
Комитета Совета Федерации
по федеративному устройству,
региональной политике, местному
самоуправлению и делам Севера
(протокол № 224 от 29 апреля 2020 года)

В период с 21 января по 28 февраля 2020 года Комитетом Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера проводилась интернет-конференция на тему «Актуальные вопросы опережающего социально-экономического развития Дальневосточного макрорегиона».

В обсуждении вопросов интернет-конференции приняли участие представители Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики, Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства энергетики Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального круга (далее – ДФО), а также научного и бизнес-сообществ.

По результатам анализа материалов, направленных участниками интернет-конференции, представляется целесообразным отметить следующее.

Для решения задач ускоренного развития ДФО за последнее время создана необходимая нормативно-правовая база, принято более 40 федеральных законов и около 200 подзаконных нормативных правовых актов, предусматривающих использование различных инструментов развития, в том числе направленных на привлечение инвестиций и стимулирование деловой активности в дальневосточных регионах: федеральные законы о территориях опережающего развития, о свободном порте Владивосток, о бесплатном предоставлении гражданам земельных участков на территории Дальнего Востока, о создании условий для развития туристско-рекреационной деятельности на территории ДФО и другие.

В настоящее время Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики разработан проект «Национальной программы развития Дальнего Востока до 2025 года и на перспективу до 2035 года», в которой определены дальнейшие перспективы социально-экономического развития ДФО.

Среди наиболее актуальных вопросов социально-экономического развития дальневосточных регионов участниками интернет-конференции отмечаются следующие:

— недостаточное развитие инфраструктуры, прежде всего энергетической и транспортной, что является одним из основных ограничителей развития дальневосточных регионов, причиной более низкой конкурентоспособности произведенных здесь продукции, товаров и услуг.

Инфраструктурный вопрос является актуальным и для территорий опережающего социально-экономического развития – начиная с получения подходящего земельного участка и заканчивая подводом всех необходимых коммуникаций;

— в ДФО сохраняется высокий уровень тарифов на электроэнергию по сравнению со средним по Российской Федерации, что является следствием высокой себестоимости выработки и передачи электроэнергии, рост бюджетного субсидирования и закредитованность многих энергетических компаний ДФО;

— на фоне приоритетного внимания к реальному сектору экономики Дальневосточного макрорегиона наблюдается заметное отставание предоставления законодательных преференциальных мер поддержки для социальной инфраструктуры Дальнего Востока;

— в сфере здравоохранения в условиях низкой плотности населения в ДФО остро стоит вопрос сохранения существующих и ввода в эксплуатацию новых медицинских объектов;

— проблемами развития в сфере культуры являются недостаточное количество и разнообразие учреждений культуры, высокая доля износа и неудовлетворительное состояние зданий, в которых размещаются учреждения культуры;

— в области образования одним из актуальных вопросов является строительство и реконструкция школ. В регионах ДФО остается проблема обучения во вторую и третью смены;

— основными проблемами жилищного сектора являются высокая стоимость жилья, большой износ сетей коммунальной инфраструктуры, значительные доли аварийного и ветхого жилья и жилых помещений, находящихся в государственной и муниципальной собственности. Кроме того, в дальневосточных регионах значительно отстают темпы ввода нового жилья;

— реализация программы по предоставлению земельных участков в безвозмездное пользование (далее – «дальневосточный гектар») отстает от планируемых показателей. Это связано, в частности, с тем, что законодательством не предусмотрены механизмы, позволяющие пользователям земельных участков создать инфраструктуру, так как средства из государственных программ на создание инфраструктуры выделяются на уже сформированные населенные пункты, а не на отдельные участки. К проблемам реализации указанной программы также относится отсутствие схемы распределения земельных участков, которые в настоящее время выделяются без учета планов развития территории и градостроительных регламентов. Кроме того, отсутствие надлежащего государственного кадастрового учета территорий национальных парков и заповедников вместе с упрощением процедуры вовлечения лесных земель в хозяйственный оборот на территории ДФО могут нанести существенный ущерб природе.

Также в области охраны окружающей среды в дальневосточных регионах остро стоят проблемы нехватки мест размещения отходов, обеспечения населения качественной питьевой водой, распространения лесных пожаров.

С учетом предложений, содержащихся в материалах, направленных участниками интернет-конференции, представляется возможным р е к о м е н д о в а т ь :

 

1. Федеральному Собранию Российской Федерации:

профильным комитетам Государственной Думы и Совета Федерации уделять приоритетное внимание проектам федеральных законов, предусматривающих меры по ускоренному социально-экономическому развитию Дальневосточного макрорегиона;

ускорить принятие проекта федерального закона № 928822–7 «О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с изменением порядка предоставления в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, резидентам свободного порта Владивосток», направленного на уточнение порядка предоставления земельных участков резидентам свободного порта Владивосток.

 

2. Правительству Российской Федерации:

организовать мониторинг функционирования территорий опережающего социально-экономического развития в целях совершенствования указанного института и повышения его прозрачности;

разработать методику оценки эффективности территорий опережающего социально-экономического развития, учитывающую соотношение использования при их создании и функционировании средств бюджетов всех уровней и частного капитала;

разработать критерии отбора территорий для создания на них территорий опережающего социально-экономического развития в увязке со Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года;

рассмотреть возможность формирования за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации механизма поддержки создания инженерной и коммунальной инфраструктуры земельных участков, выделяемых по программе «дальневосточного гектара»;

рассмотреть возможность предоставления финансовой поддержки за счет средств федерального бюджета для частичной компенсации расходов, связанных с установлением на местности границ земельных участков, гражданам, начавшим осуществление хозяйственной деятельности в рамках Федерального закона от 1 мая 2016 года № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федеральною округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 119-ФЗ);

ускорить решение вопроса о продлении действия механизма выравнивания цен (тарифов) на электрическую энергию до среднероссийского уровня для промышленных потребителей электрической энергии Дальневосточного макрорегиона;

в целях предотвращения закрытия предприятий малого и среднего бизнеса на Дальнем Востоке рассмотреть вопрос о продлении действия режима налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД) до 2024 года для субъектов малого и среднего предпринимательства или о компенсации выпадающих доходов бюджетов муниципальных образований в связи с его отменой;

ускорить утверждение проекта постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил предоставления и распределения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение доступности местных воздушных перевозок населению и расширения маршрутной сети местных воздушных перевозок»;

при формировании проекта федерального бюджета на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов рассмотреть возможность выделения субсидий организациям воздушного транспорта на обеспечение доступности перелетов по маршрутам с Дальнего Востока и в обратном направлении в объемах и графике их поступления, обеспечивающих всесезонную непрерывность такого субсидирования;

рассмотреть вопрос о введении дополнительных мер государственной поддержки, направленных на снижение стоимости авиаперевозок, а также на развитие региональной и местной авиации в субъектах Российской Федерации, входящих в состав ДФО;

рассмотреть вопрос о возможности увеличения финансирования системы высшего образования Дальнего Востока за счет средств федерального бюджета, учитывая ее роль в кадровом обеспечении опережающего развития Дальневосточного макрорегиона;

при формировании проекта федерального бюджета на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов рассмотреть возможность выделения субъектам Российской Федерации, входящим в состав ДФО, субсидий на софинансирование проектов модернизации материально-технической базы образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, библиотек и музеев;

рассмотреть вопрос о внесении изменений в Методику распределения субвенций, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования, предусматривающих учет сметной стоимости содержания медицинских организаций, расположенных в удаленных и малонаселенных пунктах;

рассмотреть возможность внесения изменений в Правила предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части прямых понесенных затрат на:

— создание и модернизацию свиноводческих комплексов (ферм), птицеводческих комплексов бройлерного направления;

— создание и (или) модернизацию тепличных комплексов для производства овощей в защищенном грунте;

рассмотреть возможность установления порядка рубки деревьев, кустарников, лиан, не отнесенных к лесным насаждениям:

— на землях или земельных участках, находящихся в федеральной собственности и расположенных на особо охраняемых территориях и объектах (за исключением земель и земельных участков, на которых располагаются леса);

— на земельных участках из состава земель лесного фонда, предоставленных гражданам Российской Федерации в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом № 119-ФЗ и переведенных в земли иных категорий для осуществления индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, дачного хозяйства, огородничества, осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.

 

3. Министерству Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики:

провести анализ влияния предоставляемых на федеральном и региональном уровнях налоговых льгот и преференций хозяйствующим субъектам на темпы развития экономики и социальной сферы Дальневосточного макрорегиона и в случае необходимости подготовить предложения по совершенствованию системы налоговых льгот;

рассмотреть возможность установления дополнительных преференций для привлечения инвесторов в регионы Дальнего Востока;

принять меры для обеспечения взаимосвязи перспективного плана развития территорий опережающего социально-экономического развития с документами стратегического планирования;

рассмотреть возможность упрощения порядка внесения изменений в документы территориального планирования при реализации проектов резидентами на территориях опережающего социально-экономического развития;

рассмотреть вопрос о целесообразности внесения изменений в Федеральный закон № 119-ФЗ, предусматривающих:

— установление возможности увеличения площади предоставляемого гражданам в безвозмездное пользование земельного участка для ведения сельского хозяйства;

— определение порядка действий уполномоченных органов при нарушении установленного срока подписания договора о предоставлении гражданину земельного участка;

— установление права гражданина на односторонний отказ от договора безвозмездного пользования земельным участком и однократного сохранения права на получение иного земельного участка в соответствии с Федеральным законом № 119-ФЗ;

совместно с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации:

— рассмотреть вопрос о разработке механизма реновации жилищного фонда и переселения в благоустроенное жилье граждан, проживающих в Дальневосточном макрорегионе;

— рассмотреть возможность сокращения сроков получения разрешительной документации для объектов капитального строительства для резидентов территорий опережающего социально-экономического развития и свободного порта Владивосток;

— рассмотреть возможность применения льготной ставки в размере 2 процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам) для приобретения жилых помещений на вторичном рынке жилья в городских поселениях Магаданской области и Чукотского автономного округа.

4. Субъектам Российской Федерации, входящим в состав Дальневосточного федерального округа:

утвердить программы развития инвестиционной и предпринимательской деятельности, разработка которых предусмотрена Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации»;

подготовить и направить в Правительство Российской Федерации предложения:

— по совершенствованию механизма интеграции региональных и муниципальных программ с национальными проектами;

— по созданию механизма согласования региональных программ, реализуемых в субъектах Российской Федерации, входящих в состав ДФО;

продолжить работу по выработке эффективных механизмов, направленных на привлечение трудовых ресурсов на территорию Дальнего Востока;

с целью увеличения продолжительности жизни, а также сокращения смертности трудоспособного населения в ДФО продолжить реализацию мероприятий по сокращению потребления алкогольной продукции, в том числе путем реализации полномочий субъектов Российской Федерации в сфере нормативного правового регулирования, предусмотренных Федеральным законом от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», а также реализацию региональных, муниципальных и корпоративных программ укрепления общественного здоровья.