Другие мероприятия

«Круглый стол» на тему «Межрегиональное сотрудничество как фактор укрепления единства многонационального народа Российской Федерации (на примере Поволжья и Северного Кавказа)»

Рекомендации

Утверждены на заседании
Комитета Совета Федерации
по федеративному устройству,
региональной политике, местному
самоуправлению и делам Севера
(протокол № 230 от 22 июля 2020 года)

Рассмотрев и всесторонне обсудив с участием членов Совета Федерации, представителей федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в Приволжский, Северо-Кавказский и Южный федеральные округа, тему «Межрегиональное сотрудничество как фактор укрепления единства многонационального народа Российской Федерации (на примере Поволжья и Северного Кавказа)», участники «круглого стола» отмечают следующее.

Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года № 1666 (далее – Стратегия), повышение эффективности межрегионального сотрудничества отнесено к числу важных ожидаемых результатов ее реализации.

Государственной программой Российской Федерации «Реализация государственной национальной политики», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 года № 1532, повышение эффективности межрегионального сотрудничества также отнесено к ожидаемым результатам.

В связи с этим участники «круглого стола» обращают внимание, что достижение целей государственной национальной политики Российской Федерации в значительной мере зависит от того, насколько полно и на постоянной системной основе будет осуществляться скоординированная деятельность по укреплению и развитию горизонтальных связей органов публичной власти, а также от эффективности применяемых ими в такой деятельности правовых, организационных, информационных и иных механизмов реализации государственной национальной политики.

В этом направлении федеральные государственные органы, а также, при их содействии, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в Приволжский, Северо-Кавказский и Южный федеральные округа, в области межрегионального сотрудничества в части укрепления общероссийской гражданской идентичности, сохранения этнокультурного и языкового многообразия проводят следующие мероприятия:

межрегиональный обмен успешными практиками по актуальным направлениям реализации Стратегии;

совместные межрегиональные сетевые проекты и мероприятия, направленные на укрепление общероссийской гражданской идентичности, сохранение этнокультурного и языкового многообразия;

оказание правовой, организационной, методической, информационной помощи участникам сотрудничества между органами местного самоуправления, научными и образовательными организациями, учреждениями культуры, национально-культурными объединениями при реализации совместных межрегиональных проектов, направленных на сохранение и популяризацию национальных культур, традиций, обычаев и родных языков;

оказание поддержки компактно проживающим национальным меньшинствам в сохранении этнокультурной самобытности, родного языка через получение образования, обеспечение учебниками, литературой и периодическими изданиями на родном языке;

поддержка и организация международных, российских и межрегиональных молодежных форумов этнокультурной и патриотической направленности, межрегиональных и межмуниципальных молодежных, образовательных, научных и культурных обменов, проведение праздничных мероприятий, дней культуры, организация выставок и концертов;

поддержка организации этнографического, экологического и сельского туризма, молодежной этнотуристической экспедиции «Маршруты России» в целях изучения истории и культуры России и ее народов.

В Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 года № 207-р, к основным проблемам пространственного развития Российской Федерации отнесены нереализованный потенциал межрегионального и межмуниципального взаимодействия, высокий уровень межрегионального социально-экономического неравенства.

При этом к принципам пространственного развития Российской Федерации отнесены:

учет этнокультурного фактора при обеспечении социально-экономического развития субъектов Российской Федерации;

обеспечение гарантий прав коренных малочисленных народов, включая поддержку их экономического, социального и культурного развития, защиту исконной среды обитания и традиционного природопользования и образа жизни;

рациональное природопользование, сохранение природного и историко-культурного наследия, обеспечение доступа к природным и культурным ценностям.

Кроме того Стратегией пространственного развития Российской Федерации для обеспечения сокращения уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации и снижения внутрирегиональных социально-экономических различий предлагается, в том числе обеспечить сохранение и восстановление культурных ландшафтов путем развития сети историко-культурных заповедников, способствующих сохранению этнокультурной идентичности народов Российской Федерации и уникальных культурных ландшафтов.

Согласно плану реализации Стратегии пространственного развития Российской Федерации, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 года № 3227-р, предусмотрена подготовка предложений по развитию сети историко-культурных заповедников, способствующих сохранению этнокультурной идентичности народов Российской Федерации и уникальных культурных ландшафтов.

В контексте изложенного участники «круглого стола» обращают внимание на необходимость привлечения в туристическую сферу Северо-Кавказского, Приволжского и Южного федеральных округов инвесторов, опираясь на историко-культурные и национальные особенности регионов, а также на наличие больших возможностей по созданию на их территориях рекреационных зон[1].

Наряду с этим участники «круглого стола» отмечают, что практика решения задач в сфере межрегионального взаимодействия в рамках реализации положений Стратегии свидетельствует также и о наличии следующих проблемных вопросов, требующих решения:

— необходимость дальнейшего совершенствования нормативно-правового регулирования межрегионального сотрудничества в сфере реализации государственной национальной политики;

— необходимость указания конкретного предмета сотрудничества с учетом этнокультурной специфики регионов при разработке проектов соглашений в сфере государственной национальной политики и включения в них положений о целях, задачах и конкретных ожидаемых результатах межрегионального сотрудничества, механизмах (в том числе финансовых) и гарантиях их реализации;

— необходимость наполнения заключенных соглашений реальными проектами, планами и «дорожными картами» по их реализации;

— необходимость совершенствования механизмов, обеспечивающих возможность передачи определенных материалов (например, настольно-печатные игры на национальном языке, художественная литература, учебники), находящихся на территории одного субъекта Российской Федерации, другим субъектам Российской Федерации;

— необходимость повышения уровня взаимодействия между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления с институтами гражданского общества;

— необходимость поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в сфере развития межнационального сотрудничества, сохранения и защиты самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации, социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов.

С учетом изложенного, исходя из приоритетного значения межрегионального сотрудничества по укреплению единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации), исключительной важности указанного сотрудничества для обеспечения национальной безопасности России, участники «круглого стола» рекомендуют:

 1. Правительству Российской Федерации рассмотреть вопросы:

— о целесообразности внесения изменений в Федеральный закон от 17 июня 1996 года № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» в части закрепления возможности образования межрегиональных национально-культурных автономий;

— о включении в государственную программу Российской Федерации «Реализация государственной национальной политики» мероприятий, направленных на поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в сфере развития межнационального сотрудничества, сохранения и защиты самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации, социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов;

 — об указании в государственной программе Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» в перечне документов, в которых определены приоритеты государственной политики в области социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа, Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 года № 207-р. 

2. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации во взаимодействии с Министерством просвещения Российской Федерации и Федеральным агентством по делам национальностей рассмотреть вопросы:

— о разработке типового соглашения по межрегиональному сотрудничеству в сфере изучения национальных языков в соседних субъектах Российской Федерации с учетом единого формата и учебно-методической базы;

— об организации и оказании финансовой поддержки комплексного научного исследования лучших межрегиональных практик укрепления единства многонационального народа Российской Федерации с целью выработки рекомендаций по повышению эффективности механизмов реализации государственной национальной политики.

3. Министерству культуры Российской Федерации во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, Российской академией наук и институтами гражданского общества рассмотреть вопрос:

— о выработке мер, направленных на развитие межрегионального сотрудничества, укрепление интеграционных связей внутри федеральных округов, включая формирование и развитие особых культурно-ландшафтных зон, объединяющих этнокультурные ресурсы разных регионов.

 4. Федеральному агентству по делам национальностей во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти рассмотреть вопросы:

— об организационно-методическом сопровождении межрегионального сотрудничества органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере государственной национальной политики;

— об активном продвижении и включении в информационные электронные банки данных информации о межрегиональных проектах в указанной сфере;

— о возможности проведения конкурсов, публикаций, теле- и радиопередач, отражающих результаты межрегионального сотрудничества в указанной сфере, предполагающих премии, стипендии, другие формы поощрения за соответствующие успешные и эффективные практики;

— о расширении форм поддержки межрегиональных проектов в сфере межнациональных отношений, в том числе в образовательных организациях.

 5. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации совместно с органами местного самоуправления и во взаимодействии с институтами гражданского общества рассмотреть вопросы:

— об использовании опыта общественных палат Северо-Кавказского федерального округа, заключивших соглашение о сотрудничестве и взаимодействии;

— о ежегодном проведении в субъектах Российской Федерации межрегиональных учебных мероприятий (семинаров-практикумов, творческих лабораторий, мастер-классов или иных мероприятий) для работников центров национальных культур, Домов Дружбы, муниципальных культурно-досуговых учреждений, руководителей фольклорных коллективов самодеятельного художественного творчества, мастеров декоративно-прикладного творчества;

— о проведении межрегиональных молодежных форумов для обмена опытом по вопросам укрепления общероссийской гражданской идентичности и сохранения этнокультурного и языкового многообразия;

— об организации туристических маршрутов этнокультурной направленности, в частности, школьных и студенческих туров по достопримечательным местам, историко-культурным заповедникам, историческим поселениям субъектов Российской Федерации;

— об организации межрегиональных фестивалей детского и юношеского творчества этнокультурной направленности;

— о проведении межрегиональных уроков-вебинаров с участием образовательных организаций нескольких субъектов Российской Федерации при изучении родных языков.

 



[1] См.: Стратегия социально-экономического развития Приволжского федерального округа до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 года № 165-р.