Другие мероприятия

Интернет-конференция «Актуальные вопросы развития муниципальных образований с особым статусом (моногородов, наукоградов, исторических поселений)»

Рекомендации

Утверждены
на заседании Комитета Совета Федерации
по федеративному устройству,
региональной политике, местному
самоуправлению и делам Севера
(протокол № 239 от 23 декабря 2020 года)

 

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (далее – Комитет) с 20 сентября по 20 октября 2020 года провёл интернет-конференцию на тему «Актуальные вопросы развития муниципальных образований с особым статусом (моногородов, наукоградов, исторических поселений)».

В ходе интернет-конференции в Комитет от участников поступила и размещена на официальном сайте Совета Федерации в сети «Интернет» следующая информация:

1) о перспективах развития моногородов, наукоградов, исторических поселений, находящихся на территории субъекта Российской Федерации;

2) об имеющихся проблемах социально-экономического развития моногородов, наукоградов, исторических поселений, находящихся на территории субъекта Российской Федерации;

3) о предлагаемых мерах и инструментах поддержки указанных муниципальных образований с особым статусом и решения существующих вопросов.

Участники интернет-конференции отмечают, что социально-экономическое развитие муниципальных образований с особым статусом (моногородов, наукоградов, исторических поселений) является приоритетом государственной политики в сфере пространственного развития[1].

На федеральном уровне проводится активная практическая работа, направленная на развитие указанных муниципальных образований, например:

1) в части развития моногородов: в целях комплексного развития моногородов (повышение инвестиционной привлекательности территорий моногородов, диверсификации их экономики, создание новых рабочих мест) создана специализированная организация – некоммерческая организация «Фонд развития моногородов» (далее – Фонд). В рамках предоставления поддержки моногородам реализуются следующие программы Фонда:

финансирование инвестиционных проектов, реализуемых в моногородах, в форме займа в объеме от 5 до 1 000 млн. рублей сроком до 15 лет по ставке: 0% для займов до 250 млн. рублей (включительно); 5% годовых для займов свыше 250 млн. рублей.

софинансирование затрат бюджетов субъектов Российской Федерации в целях реализации мероприятий по строительству и (или) реконструкции объектов инфраструктуры в установленных размерах.

Еще одним инструментом поддержки моногородов является создание территорий опережающего социально-экономического развития (далее — ТОСЭР) в моногородах. Данный инструмент является наиболее привлекательным для инвесторов ввиду предоставления резидентам ТОСЭР существенных льгот и преференций;

2) в части развития наукоградов: для осуществления мероприятий по реализации стратегий социально-экономического развития наукоградов Российской Федерации, способствующих развитию научно-производственного комплекса наукоградов, а также сохранению и развитию инфраструктуры наукоградов, бюджетам субъектов Российской Федерации предоставляются субсидии из федерального бюджета;

3) в части развития исторических поселений: на развитие исторических поселений в рамках национального проекта «Жилье и городская среда» предоставляются субсидии из федерального бюджета на софинансирование мероприятий по благоустройству территорий муниципальных образований. В рамках национального проекта «Культура» для создания модельных муниципальных библиотек общий размер иных межбюджетных трансфертов за 2019–2020 годы составил 245 млн. руб. (12% от общего бюджета проекта).

Вместе с тем, требует решения ряд общих актуальных вопросов и проблем социально-экономического развития моногородов, наукоградов и исторических поселений:

— бюджеты таких муниципальных образований характеризуются значительным дефицитом, при этом до настоящего времени не приняты решения по увеличению на постоянной основе доходов бюджетов муниципальных образований;

— для активизации работы по поддержке развития муниципальных образований с особым статусом необходимо определить единый координирующий центр и сформулировать четкие целевые показатели социально-экономического развития указанных муниципальных образований;

— требует закрепления правовой механизм, позволяющий моногородам, наукоградам и историческим поселениям получать экономические и социальные преференции или дополнительные меры государственной поддержки, в том числе с учетом реформирования институтов развития в 2021 году, в целях решения следующих проблем:

— высокого износа инфраструктуры;

— низкого уровня инвестиций;

— дефицита квалифицированных кадров;

— отсутствия цифровых сервисов управления результатами, в том числе интеллектуальной деятельности;

— зависимости социально-экономического положения от деятельности системообразующих предприятий.

Участники интернет-конференции, отмечая необходимость дальнейшего совершенствования правовых, организационных и финансовых механизмов, используемых в целях обеспечения развития муниципальных образований с особым статусом, рекомендуют:

1. Профильным комитетам Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации:

уделять приоритетное внимание проектам федеральных законов, предусматривающих меры по поддержке развития моногородов, наукоградов, исторических поселений.

2. Правительству Российской Федерации:

рассмотреть вопрос об определении федерального органа исполнительной власти, ответственного за координацию деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти, а также институтов развития, реализующих соответствующие мероприятия по государственной поддержке развития моногородов, наукоградов, исторических поселений;

рассмотреть вопрос об установлении целевых показателей (индикаторов) комплексного развития муниципальных образований с особым статусом.

в части обеспечения развития моногородов рассмотреть возможность:

— совершенствования системы мониторинга ситуации в моногородах;

— уточнения критериев монопрофильности муниципальных образований, введения иной системы категорирования и определения уникальных для каждой категории моногородов мер поддержки;

— внесения в федеральное законодательство определения понятий «моногорода» и «градообразующее предприятие» для адресной поддержки моногородов в государственных программах;

— совершенствования института поддержки территорий опережающего социально-экономического развития (далее — ТОСЭР), создаваемых на территориях монопрофильных муниципальных образований, в том числе внедрения оценки эффективности их деятельности, а также установления оснований прекращения функционирования ТОСЭР в моногородах;

— продления сроков существования ТОСЭР в моногородах с 10 до 70 лет (по аналогии с ТОСЭР ДФО);

— сохранения режима ТОСЭР и установленных мер поддержки в связи с преобразованием (объединением) моногородов, муниципальных районов, а также поселений, входящих в их состав, в муниципальные округа на основании положений Федерального закона от 1 мая 2019 года № 87-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“;

— увеличения доли софинансирования за счет федерального бюджета строительства и реконструкции объектов социальной инфраструктуры с 50 процентов до 95 процентов;

— предоставления дополнительного финансирования или бюджетных кредитов моногородам в целях их участия в реализации программ мероприятий национальных проектов;

— продления действия льгот по страховым взносам для новых резидентов, получивших статус резидента с 4-го года существования ТОСЭР, на весь период функционирования данной территории;

— продления на 6 месяцев срока, в течение которого должны быть выполнены минимальные требования к инвестиционным проектам резидентов ТОСЭР;

— предоставления таможенных льгот для резидентов ТОСЭР, созданных на территории моногородов, по аналогии с ТОСЭР на Дальнем Востоке;

— регламентации сроков рассмотрения заявки от субъекта Российской Федерации по созданию ТОСЭР в моногородах;

— предоставления возможности получения статуса резидента ТОСЭР, созданного на территории моногорода, не только юридическим лицам, но и индивидуальным предпринимателям;

— упрощения включения новых видов экономической деятельности в перечень классов ОКВЭД, осуществление которых допускается в результате реализации инвестиционных проектов на ТОСЭР;

— организации федерального конкурса моногородов с представлением актуализированных комплексных инвестиционных планов, в результате которого город–победитель получает финансирование на реализацию программы развития моногородов;

в части обеспечения развития наукоградов рассмотреть возможность:

— разработки проекта федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон от 7 апреля 1999 года № 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации» в части создания специальных условий для осуществления научной, научно-технической и инновационной деятельности на территориях наукоградов по аналогии с особыми правовыми режимами деятельности, установленными для резидентов «Инновационного центра „Сколково“ в соответствии с Федеральным законом от 28 октября 2010 года № 244-ФЗ „Об инновационном центре „Сколково“ и участников проектов создания инновационных научно-технологических центров в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 года № 216-ФЗ „Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“;

— привлечения к участию государственной корпорации «ВЭБ.РФ», в том числе в рамках государственно-частного партнерства, муниципально-частного партнерства, а также акционерного общества «ДОМ.РФ» при реализации проектов жилищного строительства на территории наукоградов, в частности для обеспечения жильем работников, привлекаемых в наукограды организаций-налогоплательщиков, на условиях доступного арендного жилья в целях развития инфраструктуры наукоградов;

— разработки отдельных мер, направленных на обеспечение координации мероприятий, предусмотренных национальными проектами «Наука», «Образование», «Жильё и городская среда» и «Безопасные и качественные автомобильные дороги», с целью создания на территории наукоградов объектов жилищного строительства, социальной и транспортной инфраструктуры для привлечения и комфортного проживания работников образовательных и научных организаций и обучающихся;

— упрощения правил привлечения высококвалифицированных иностранных специалистов для организаций научно-производственного комплекса наукоградов, в том числе по аналогии с установленным порядком привлечения работников, являющихся иностранными гражданами, резидентами инновационного центра «Сколково» и участниками проектов инновационных научно-технологических центров, закрепленным в указанных выше федеральных законах;

— увеличения, начиная с 2021 года, объема средств, выделяемых на реализацию основного мероприятия 4.2 «Развитие территорий с высокой концентрацией научно-технологического потенциала» подпрограммы 4 государственной программы «Научно-технологическое развитие Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 года № 377;

в части обеспечения развития исторических поселений рассмотреть возможность:

— выделения муниципальных образований, на территории которых расположены исторические поселения федерального значения, в особую категорию муниципальных образований в целях оказания им дополнительных мер государственной поддержки, направленных на обеспечение социально-экономического развития таких муниципальных образований и сохранение историко-культурного наследия;

— утверждения правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку и развитие исторических поселений;

— софинансирования за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, являющихся объектами культурного наследия, в размере удорожания стоимости таких работ по сравнению с их стоимостью в многоквартирных домах, не являющихся объектами культурного наследия;

— предоставления налоговых и иных преференций лицам, оказывающим финансовую поддержку проектам по сохранению объектов культурного наследия;

— установления критериев и порядка отнесения зданий и сооружений к исторически ценным градоформирующим объектам, а также порядка проведения и видов допустимых работ на таких объектах;

— урегулирования вопросов о понуждении пользователей (собственников) ценных градоформирующих объектов осуществлять работы по их сохранению.

— регулирования градостроительной и иной хозяйственной деятельности на территории исторического поселения в целях проведения комплексных работ по градостроительной организации (реновации, развитию застроенных территорий или реорганизации) исторического поселения, повышения индекса качества городской (или сельской) среды и развития ее образной идентичности;

— расширения правовых механизмов градостроительного регулирования в отношении территорий и ценных градоформирующих объектов, в том числе ценных объектов советского наследия, не отнесенных к категории объектов культурного наследия;

— оказания поддержки.

3. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

провести анализ реализации соответствующих правовых актов и государственных программ субъектов Российской Федерации в целях выработки мер по повышению их эффективности, а также по включению мероприятий, направленных на поддержку и развитие муниципальных образований с особым статусом;

обеспечить координацию целевых программ и проектов, направленных на социально-экономическое развитие муниципальных образований с особым статусом;

способствовать развитию доходной базы местных бюджетов, предоставляя бюджетам муниципальных образований с особым статусом межбюджетные трансферты стимулирующего характера, учитывая при этом необходимость достижения целей, показателей национальных, федеральных и региональных проектов и результатов их реализации;

принимать меры, направленные на создание условий для реализации мероприятий, имеющих приоритетное значение для жителей муниципальных образований с особым статусом, в первую очередь по таким направлениям, как благоустройство городской среды, обустройство объектов социальной инфраструктуры и прилегающих к ним территорий;

организовывать на постоянной основе повышение квалификации сотрудников исполнительных органов государственной власти по вопросам развития моногородов, наукоградов, исторических поселений, находящихся на территории субъекта Российской Федерации;

оказывать методическую и консультационную помощь, информационное содействие органам местного самоуправления муниципальных образований с особым статусом.



[1] Раздел 6 Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 года № 207-р.