Другие мероприятия

Выездное совещание «Развитие транспортно-логистического потенциала Камчатского края: Северный морской путь и авиаперевозки»

Утверждено на заседании
Комитета Совета Федерации
по федеративному устройству,
региональной политике, местному
самоуправлению и делам Севера
(протокол № 233 от 19 октября 2020 года)


Решение
выездного совещания «Развитие транспортно-логистического потенциала Камчатского края: Северный морской путь и авиаперевозки»

г. Петропавловск-Камчатский
8 сентября 2020 года

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера провел в городе Петропавловске-Камчатском выездное совещание на тему «Развитие транспортно-логистического потенциала Камчатского края: Северный морской путь и авиаперевозки» с участием представителей федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, имеющих выход к Северному морскому пути, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов.

Участники совещания, всесторонне обсудив широкий круг вопросов развития транспортно-логистического потенциала Камчатского края, в том числе развития авиационного сообщения как внутри региона, так и с другими субъектами Российской Федерации, а также вопросы, связанные с участием Камчатского края в развитии инфраструктуры Северного морского пути, отмечают следующее.

Важное значение для будущего страны имеют состояние и развитие транспортно-логистического комплекса Дальневосточного федерального округа. Макрорегион, занимающий более трети территории Российской Федерации, с большим количеством отдаленных населенных пунктов должен обладать развитой транспортно-логистической системой.

Камчатский край имеет весьма выгодное географическое положение ввиду близости к крупным международным воздушным коридорам и морским путям, соединяющим страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Вместе с тем, транспортно-логистический потенциал Камчатского края используется в настоящее время не в полной мере. Это обусловлено, прежде всего, недостаточным уровнем развития транспортного комплекса региона.

Среди основных проблем можно выделить отсутствие надежного транспортного сообщения с материковой частью России, ограниченные возможности внешнеторгового грузооборота портового хозяйства, несовершенство системы аэропортов и аэродромов, неразвитость и высокий износ автомобильных дорог.

Необходимость развития региональной транспортной системы отмечена в ряде стратегических документов, принятых в Камчатском крае.

В Стратегии социально-экономического развития Камчатского края до 2030 года[1] развитие транспортной системы, в том числе создание условий для использования растущего потенциала Северного морского пути; формирование крупного узла грузовых авиационных перевозок на базе аэропорта «Петропавловск-Камчатский» (г. Елизово) определено одним из приоритетных направлений социально-экономического развития края.

Кроме того, в Камчатском крае действует Стратегия развития транспортной инфраструктуры на период до 2025 года[2]. В ней предусмотрены мероприятия, направленные как на рост транспортной доступности Камчатского края, так и на использование транзитного потенциала полуострова.

С целью ускоренного развития Камчатского края путем использования транзитно-логистического, рекреационного и промышленного потенциалов в 2015 году создана территория опережающего социально-экономического развития «Камчатка»[3], в перспективном плане которой указано прежде всего развитие инфраструктуры и привлечение резидентов.

Особое значение для развития транспортно-логистического потенциала Камчатского края должен сыграть проект по созданию в г. Петропавловске-Камчатском порта-хаба для обслуживания международных (в том числе транзитных) перевозок в акватории Северного морского пути[4]. Реализация указанного проекта предполагает масштабную модернизацию береговой транспортной инфраструктуры и портовых мощностей.

На территории Камчатского края в настоящее время уже реализуется ряд крупных инфраструктурных проектов.

Самым масштабным из них является проект по созданию публичным акционерным обществом «НОВАТЭК» морского терминала по перевалке сжиженного природного газа, который будет расположен в 90 км от г. Петропавловска‑Камчатского в бухте Бечевинская. Он позволит обеспечить доставку сжиженного природного газа, перевозимого с полуострова Ямал, по Северному морскому пути на восточное побережье полуострова Камчатка. Через новый терминал сжиженный природный газ с танкеров-газовозов ледового класса будет перегружаться на танкеры, предназначенные для плавания в умеренных и тропических широтах, и доставляться в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Планируется запустить первую очередь комплекса мощностью 10 млн тонн в год уже в 2022 году.

Резидентом Свободного порта Владивосток обществом с ограниченной ответственностью «Терминал Сероглазка» планируется к 2027 году создать новый грузовой терминал обслуживания рыбопромысловых судов с современным рефрижераторным комплексом, причальными сооружениями, ремонтными цехами, а также складской комплекс с автоматизированным учетом и распределением продукции.

Проектом общества с ограниченной ответственностью «Свободный Порт Камчатка» предусмотрено строительство рефрижераторного терминала по обработке навалочных, генеральных грузов общей производительностью до 600 тыс. тонн в год, а также пассажирского терминала для организации водного туризма.

Важным логистическим вектором Камчатского края является Северный морской путь. Доказана эффективность использования Северного морского пути для доставки рыбной продукции с Дальнего Востока в европейскую часть России. Предприятия Архангельской области и Камчатского края успешно организуют такие поставки, начиная с 2017 года.

Федеральное государственное унитарное предприятие «Атомфлот» (далее – ФГУП «Атомфлот») Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» выполняет рейсы по транспортировке мороженой рыбной продукции по Северному морскому пути из морского порта Петропавловск‑Камчатский в морской порт Санкт-Петербург с использованием атомного контейнеровоза «Севморпуть». В 2019 и 2020 годах выполнено по одному рейсу, начиная с 2021 года ФГУП «Атомфлот» готово выполнять до четырех подобных рейсов, однако, для их экономической эффективности требуется обеспечить загрузку судна попутными грузами при следовании из морских портов Санкт-Петербург, Мурманск, Архангельск, либо реализовать меры государственной поддержки, например, субсидирование части ставки фрахта судна либо портовых операций.

Особую роль в круглогодичной транспортной доступности Камчатского края играет воздушный транспорт. Более 60 маршрутов местных авиалиний вообще не имеют транспортной альтернативы из‑за отсутствия автомобильных дорог, большой удаленности населенных пунктов друг от друга и от краевого центра[5]. Основные пассажирские перевозки между Камчаткой и другими регионами Российской Федерации осуществляются только авиацией.

Вместе с тем, наземная инфраструктура аэродромов местных воздушных линий имеет предельный износ и требует модернизации как аэродромных сооружений, так и оборудования. Также требуется реконструкция аэродромных покрытий и зданий, обновление светосигнального оборудования, средств посадки и управления воздушным движением.

Международный аэропорт «Петропавловск-Камчатский» города Елизово, является основным объектом, обеспечивающим внутреннее и международное сообщение Камчатского края. Однако его пропускная способность в настоящее время является недостаточной для развития туризма и увеличения мобильности населения.

Учитывая значительный авиатранспортный потенциал полуострова Камчатка ввиду близости его расположения к транстихоокеанским воздушным коридорам, развитие аэропорта «Петропавловск-Камчатский» предполагается осуществлять, ориентируясь на создание в перспективе на его основе аэропорта-хаба.

Обсудив вопросы развития транспортно-логистического потенциала Камчатского края, участники совещания решили:

1. Рекомендовать Комитету Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера предложить включить в проект Перечня вопросов для заслушивания в рамках «правительственного часа» на заседаниях Совета Федерации в период весенней сессии 2021 года выступление Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации – полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Ю.П. Трутнева на тему «Стратегия развития Арктики».

2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

— рассмотреть вопрос о внесении изменений в Правила предоставления субсидий из федерального бюджета на возмещение российским авиакомпаниям части затрат на уплату лизинговых платежей за воздушные суда, получаемые российскими авиакомпаниями от лизинговых компаний по договорам лизинга для осуществления внутренних региональных и местных воздушных перевозок, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 1212, в части распространения его положений на пассажирские вертолеты отечественного производства;

— рассмотреть вопрос о субсидировании за счет средств федерального бюджета организаций, выполняющих транспортировку рыбной продукции и иных продовольственных товаров по Северному морскому пути;

— рассмотреть вопрос о разработке мер, направленных на снижение конечной стоимости авиационного топлива на территории Дальневосточного федерального округа;

— рассмотреть при подготовке поправок Правительства Российской Федерации к проекту федерального закона № 1027743–7 «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» возможность выделения дополнительных бюджетных ассигнований на увеличение количества вылетов санитарной авиации на территории Дальневосточного федерального округа, а также на оказание адресной финансовой помощи авиакомпаниям, выполняющим регулярные региональные и местные пассажирские перевозки на территории Дальневосточного федерального округа и входящим в Перечень системообразующих организаций Российской экономики, для возмещения убытков от последствий распространения новой коронавирусной инфекции в 2020 году.

3. Рекомендовать Министерству транспорта Российской Федерации:

— рассмотреть возможность минимизации сертификационных требований к содержанию и эксплуатации аэропортов (аэродромов) местных воздушных линий и посадочных площадок с малой интенсивностью полетов и внести соответствующие изменения в нормативные правовые акты, которыми они установлены;

— рассмотреть вопрос о включении в Перечень объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, не подлежащих категорированию по видам транспорта, утвержденный приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 23 июля 2014 года № 196, аэропортов местных воздушных линий с пассажиропотоком менее 10 тыс. пассажиров в год;

— рассмотреть вопрос о внесении изменений в пункт 25 Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам», утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 ноября 2005 года № 142, в части исключения для аэропортов с низкой интенсивностью полетов требования по прокладке с внутренней стороны вдоль ограждения аэропорта дорог;

— рассмотреть вопрос о подготовке предложений по внесению изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие транспортной системы», утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2017 года № 1596, предусматривающих замену мероприятия «Строительство аэропорта Тигиль (Камчатский край)» стоимостью 1,908 млрд рублей мероприятием «Реконструкция аэропорта Соболево (Камчатский край)» (стоимостью 1,753 млрд рублей) и перераспределение разницы стоимости объектов в размере 155 млн рублей на мероприятие «Строительство аэропорта Никольское (Камчатский край)» в части строительства взлетно-посадочной полосы. При этом реализацию мероприятия «Строительство аэропорта Тигиль (Камчатский край)» перенести на 2025–2030 годы;

— проработать совместно с Федеральным агентством воздушного транспорта и заинтересованными исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации вопрос дополнительной поддержки авиапредприятий, осуществляющих деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в части возмещения расходов, связанных с уплатой лизинговых платежей за 2020 год, в виде предоставления отсрочки, реструктуризации лизинговых платежей за 2020 год, а также частичного или полного списания штрафных санкций;

— рассмотреть совместно с Федеральным агентством воздушного транспорта вопросы повышения качества содержания взлетно-посадочных полос и других элементов летных полей, находящихся в оперативном управлении федеральных казенных предприятий аэропортов (аэродромов) и посадочных площадок, расположенных на территории Дальневосточного федерального округа;

— рассмотреть совместно с Федеральной антимонопольной службой вопрос об установлении единых тарифов на портовые сборы в портах Арктической зоны Российской Федерации для судов рыбопромыслового флота и судов, перевозящих рыбную продукцию по Северному морскому пути;

— рассмотреть совместно с Федеральной антимонопольной службой вопрос о разработке механизма снижения аэропортовых сборов и тарифов на услуги, оказываемые в аэропортах, находящихся на территории Дальневосточного федерального округа, за обслуживание воздушных судов юридических лиц, зарегистрированных на территории Российской Федерации, и граждан, пользующихся услугами в аэропортах;

— рассмотреть вопрос об оборудовании современным радиотехническим оборудованием аэропортов (аэродромов) и посадочных площадок, расположенных на территории Дальневосточного федерального округа, для повышения регулярности воздушных перевозок и обеспечения безопасности полетов;

— рассмотреть вопрос о разработке программы подготовки и повышения квалификации кадров для предприятий воздушного транспорта, осуществляющих свою деятельность на территории Дальневосточного федерального округа.

4. Рекомендовать Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации совместно с Министерством транспорта Российской Федерации рассмотреть следующие вопросы:

— о подготовке предложений о внесении изменений в Методику определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, утвержденную постановлением Государственного Комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 5 марта 2004 года № 15/1, предусматривающих обязательное включение затрат на вахтовый метод и перебазировку техники, а также учет транспортных затрат на основе фактической удаленности источников получения материалов при формировании стоимости строительства (реконструкции) аэропортов (аэродромов) и посадочных площадок, расположенных на территории Дальнего Востока, Крайнего Севера и Арктики;

— о расчете индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ и оборудования по объектам «Аэродромы» во всех федеральных округах с учетом фактических транспортных затрат;

— об обновлении нормативной базы в области технического регулирования и ценообразования с учетом новых материалов и технологий для строительства и реконструкции аэропортов (аэродромов) и посадочных площадок.

5. Рекомендовать Министерству Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики:

— обеспечить совместно с Министерством транспорта Российской Федерации и Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» при подготовке предварительного технико-экономического обоснования создания портов-хабов в городах Мурманске и Петропавловске-Камчатском взаимодействие с органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации;

— проработать совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, с высшими исполнительными органами государственной власти г. Санкт‑Петербурга, Мурманской области, Архангельской области, Камчатского края вопрос создания консолидаторов грузов в портах Санкт‑Петербурга, Мурманска, Архангельска для загрузки судна при следовании в порты, расположенные в Дальневосточном федеральном округе, для погрузки продукции.

6. Рекомендовать Министерству промышленности и торговли Российской Федерации:

— рассмотреть вопрос о подготовке предложений по включению в государственную программу Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности», утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 303, мероприятий, направленных на обновление парка воздушных судов, осуществляющих перевозки в Дальневосточном федеральном округе, в том числе предусматривающих финансовую поддержку таких мероприятий за счет средств федерального бюджета;

— оказать содействие органам государственной власти Камчатского края в скорейшем приобретении самолетов L‑410 NG.

7. Рекомендовать правительству Камчатского края:

— разработать комплексную программу развития транспортно-логистического потенциала в рамках организации перевозок грузов по Северному морскому пути, включающую варианты развития портовой инфраструктуры, судоремонтной отрасли, логистического взаимодействия с субъектами Российской Федерации, входящими в состав Дальневосточного федерального округа, субъектами Российской Федерации, входящими в состав Арктической зоны Российской Федерации, а также мероприятия по подготовке кадров в области транспорта и логистики;

— актуализировать приоритетные проекты, обеспечивающие ускоренное развитие транспортно-логистического потенциала полуострова Камчатка, активнее использовать инвестиционные, финансовые и иные механизмы при их реализации;

— продолжить взаимодействие с такими институтами развития, как акционерные общества «Корпорация развития Дальнего Востока», «Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона», «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», автономные некоммерческие организации «Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта», «Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке» в целях организации комплексной финансовой и нефинансовой поддержки инвесторов, участвующих в создании транспортно-логистической инфраструктуры и перевозке грузов по Северному морскому пути;

— проработать совместно с высшими исполнительными органами государственной власти Архангельской и Мурманской областей меры экономического и неэкономического стимулирования развития линейных перевозок рыбной продукции по Северному морскому пути, в том числе вопросы увеличения объемов и частоты перевозок, привлечения новых грузов;

— проработать совместно с органами государственной власти Архангельской и Мурманской областей, а также заинтересованными хозяйствующими субъектами вопрос об организации регулярных перевозок по Северному морскому пути контейнерных грузов;

— рассмотреть вопрос о создании консолидаторов грузов рыбной продукции в порту Петропавловска-Камчатского для загрузки судов, выполняющих перевозку рыбной продукции из субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, в европейскую часть России по Северному морскому пути.


[1] Утверждена постановлением Правительства Камчатского края от 27 июля 2010 года № 332‑П (ред. от 25.07.2019).

[2] Утверждена распоряжением Правительства Камчатского края от 28 января 2011 года № 28-РП.

[3] В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2015 года № 899 «О создании территории опережающего социально-экономического развития „Камчатка“.

[4] Пунктом 40 Плана развития инфраструктуры Северного морского пути на период до 2035 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2019 года № 3120-р, предусмотрена подготовка предварительного технико-экономического обоснования создания.

[5] «Стратегия социально-экономического развития Камчатского края до 2030 года» утверждена постановлением Правительства Камчатского края от 27 июля 2010 года № 332‑П (ред. от 25.07.2019).