Другие мероприятия

Интернет-конференция «Актуальные вопросы создания комфортных условий для проживания граждан в малых городах и на сельских территориях в контексте пространственного развития Российской Федерации»

В соответствии с Планом мероприятий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на осеннюю сессию 2020 года Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера совместно с Комитетом Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию с 1 ноября по 1 декабря 2020 года проводит интернет-конференцию на тему «Актуальные вопросы создания комфортных условий для проживания граждан в малых городах и на сельских территориях в контексте пространственного развития Российской Федерации».

Интернет-конференция направлена на комплексное изучение и выработку предложений по решению наиболее актуальных проблем, связанных с обеспечением повышения качества и комфортности среды проживания граждан в малых городах и улучшением условий жизни в сельских населенных пунктах (благоустройство территорий; социальная и коммунальная инфраструктуры; экология; транспортное обслуживание населения; доступность важнейших государственных и муниципальных услуг; культурно-досуговые учреждения), в контексте целей и задач пространственного развития Российской Федерации по сокращению уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации и снижению внутрирегиональных социально-экономических различий.

Планируется рассмотреть наиболее актуальные проблемы, выявленные при решении задач по обеспечению повышения качества и комфортности городской среды в малых городах и улучшению условий жизни жителей в сельских населенных пунктах, в том числе в рамках реализации национальных проектов и государственных программ на региональном и муниципальном уровнях, а также предложения по решению указанных проблем.

Интернет-конференция проводится на официальном интернет-сайте Совета Федерации – на странице Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (http://region.council.gov.ru) в разделе «Мероприятия», в котором будут размещаться поступающие в Комитет материалы.

По итогам интернет-конференции будут подготовлены рекомендации.

Контактные телефоны: 8 (495) 986–65–34, Елизаров Василий Георгиевич; 8 (495) 986–60–01, Семыкин Иван Сергеевич (главные советники аппарата Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера).

Рекомендации

Утверждены на заседании
Комитета Совета Федерации
по федеративному устройству,
региональной политике, местному
самоуправлению и делам Севера
(протокол № 239 от 23 декабря 2020 года)

В период с 1 ноября по 1 декабря 2020 года Комитетом Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (далее – Комитет) совместно с Комитетом Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию проводилась интернет-конференция на тему «Актуальные вопросы создания комфортных условий для проживания граждан в малых городах и на сельских территориях в контексте пространственного развития Российской Федерации» (далее – интернет-конференция).

В обсуждении вопросов интернет-конференции приняли участие представители Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Согласно Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года (далее – Стратегия) повышение качества и комфортности городской среды и улучшение условий жизни жителей сельских населенных пунктов являются значимыми условиями социально-экономического развития городов и сельских территорий, способствующего повышению устойчивости системы расселения, которая необходима для решения важнейшей задачи пространственного развития Российской Федерации по сокращению уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации и снижению внутрирегиональных социально-экономических различий.

В числе основных проблем пространственного развития Российской Федерации в Стратегии указаны низкий уровень комфортности городской среды в большинстве городов, отставание уровня жизни значительной части населения сельских территорий от уровня жизни жителей городов.

По результатам анализа материалов, предоставленных участниками интернет-конференции, целесообразно отметить следующее.

Успешному достижению определенной в Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» национальной цели развития Российской Федерации по обеспечению комфортной и безопасной среды для жизни граждан способствует реализация федеральных проектов, региональных проектов, государственных программ в рамках национальных проектов «Жилье и городская среда», «Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Здравоохранение», «Экология», «Культура» и других национальных проектов, а также государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий». Установленный в названном Указе Президента Российской Федерации целевой показатель по улучшению качества городской среды к 2030 году в полтора раза в полной мере относится ко всем городам, в том числе малым городам. При этом действующими положениями Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» предусмотрено, в частности, сокращение городов с неблагоприятной средой в два раза, создание механизма прямого участия граждан в формировании комфортной городской среды, увеличение доли граждан, принимающих участие в решении вопросов развития городской среды, до 30 процентов, обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда.

Для надлежащего решения широкого комплекса задач по повышению качества и комфортности среды проживания граждан в малых городах и улучшению условий жизни в сельских населенных пунктах требуется эффективное взаимодействие и скоординированная работа федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления.

Участники интернет-конференции отметили, что реализация федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» (в составе национального проекта «Жилье и городская среда») способствует повышению комфортности жизни жителей многих городов. Этим федеральным проектом запланировано до 2024 года благоустроить 31 000 общественных пространств (на это предусмотрено финансирование из федерального бюджета – 238,7 млрд руб.).

Государственной программой «Комплексное развитие сельских территорий», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 года № 696, предусмотрены мероприятия, направленные на улучшение условий жизни в сельских населенных пунктах посредством создания условий для обеспечения сельского населения доступным и комфортным жильем, благоустройства сельских территорий, создания и развития транспортной, инженерной инфраструктуры на сельских территориях. В частности, предусмотрена реализация в 2020 – 2025 годах не менее 31,3 тыс. проектов по благоустройству сельских территорий.

Комфортности проживания граждан в малых городах и улучшению условий жизни в сельских населенных пунктах также способствует обеспечение доступности и надлежащего качества государственных и муниципальных услуг. По информации Минэкономразвития России, на сегодняшний день в Российской Федерации создана обширная сеть многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ): действует 2 850 МФЦ и около 10 тысяч точек доступа МФЦ в формате территориально обособленных структурных подразделений и офисов на базе привлекаемых организаций, создано порядка 47 000 окон обслуживания граждан. При этом более половины отделений МФЦ находятся в городах с численностью населения до 50 тысяч человек. Показатель охвата населения «одним окном» составляет 97% от общей численности населения Российской Федерации.

Федеральным проектом «Чистая страна», входящим в состав национального проекта «Экология», предусмотрены мероприятия по эффективному обращению с отходами производства и потребления, включая ликвидацию до 2024 года 191 выявленных на 1 января 2018 года несанкционированных свалок в границах городов, а также ликвидация 88 наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда окружающей среде, что будет способствовать формированию комфортной и безопасной среды, улучшению качества жизни 29464,2 тысяч человек, проживающих в более 200 населенных пунктах в 63 субъектах Российской Федерации во всех федеральных округах, включая Дальний Восток и Арктическую зону Российской Федерации.

По результатам анализа материалов, представленных участниками интернет-конференции, следует отметить, что основным фактором, влияющим на обеспечение создания комфортных условий проживания граждан в малых городах и улучшение условий жизни жителей сельских населенных пунктов является уровень финансирования соответствующих проектов и мероприятий.

При решении задач создания комфортной и безопасной среды для жизни граждан в малых городах нельзя ограничиться задачами благоустройства их территорий и формирования комфортной городской среды. Прежде всего необходимо решить задачи восстановления и развития их экономической базы на современной технологической основе, устранения сложившегося неравенства между большими и малыми городами в распределении ресурсов развития, поддержке промышленно-производственного сектора и стабилизации социально-экономического положения малых городов, создания условий для их устойчивого развития.

Участники интернет-конференции отмечают следующие актуальные требующие решения проблемные вопросы и задачи, связанные с созданием комфортных условий для проживания граждан в малых городах и на сельских территориях:

1) высокая степень физического износа инженерной инфраструктуры во многих малых городах и на сельских территориях, отсутствие необходимой инженерной инфраструктуры во многих сельских населенных пунктах;

2) высокая степень физического износа зданий муниципальных медицинских организаций (центральных районных больниц, фельдшерско-акушерских пунктов, отделений врача общей (семейной) практики, врачебных амбулаторий) и медицинского оборудования в них, а также высокая степень физического износа зданий муниципальных учреждений культуры и искусства во многих малых городах и сельских населенных пунктах;

3) неудовлетворительное состояние объектов транспортной инфраструктуры в значительной части малых городов и сельских населенных пунктов;

4) недостаточная бюджетная обеспеченность муниципальных образований, дотационность бюджетов значительной части малых городов и сельских населенных пунктов,

5) дефицит медицинских кадров в медицинских организациях и педагогических кадров в образовательных организациях общего образования в малых городах и сельских населенных пунктах,

6) необходимость организации системы повышения квалификации специалистов органов местного самоуправления, ответственных за реализацию мероприятий по обеспечению повышения качества и комфортности среды проживания в малых городах и улучшению условий жизни в сельских населенных пунктах;

7) уменьшение объемов финансирования из федерального бюджета[1] мероприятий государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» в 2021, 2022 и 2023 годах по сравнению с объемами финансирования, предусмотренными при утверждении этой государственной программы в 2019 году.

С учетом предложений, содержащихся в материалах, предоставленных участниками интернет-конференции, представляется целесообразным рекомендовать:

1. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:

ускорить рассмотрение проекта федерального закона № 691245–7 «О внесении изменения в статью 36 Жилищного кодекса Российской Федерации», направленного на установление порядка передачи элементов благоустройства, созданных, в том числе за счет бюджетных средств, в соответствии с решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в общую долевую собственность таких собственников. При его подготовке к рассмотрению во втором чтении предусмотреть закрепление правовой нормы о передаче собственникам помещений в многоквартирном доме наряду с элементами благоустройства документации, содержащей информацию о технических характеристиках передаваемых элементов благоустройства, исполнителях работ, гарантийном сроке на результаты работ;

ускорить рассмотрение проекта федерального закона № 690944–7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам развития сельского туризма (агротуризма)».

2. Правительству Российской Федерации:

рассмотреть при корректировке паспорта национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» вопрос о целесообразности включения в число территорий, на которых реализуются предусмотренные данным национальным проектом мероприятия в части приведения дорожной сети в нормативное состояние, также малых городских агломераций, образуемых административными центрами субъектов Российской Федерации, и городов с населением от 100 000 до 200 000 человек, а также городов с населением более 20 000 человек, расположенных в Дальневосточном федеральном округе;

рассмотреть вопрос о разработке комплекса дополнительных мер, направленных на поддержку модернизации объектов инженерной инфраструктуры с высоким уровнем износа (более 60%) для малых городов и сельских территорий;

рассмотреть вопрос о разработке и принятии дополнительных мер по развитию индивидуального жилищного строительства, предусматривая особые меры государственной поддержки такого строительства в малых городах и сельских населенных пунктах;

рассмотреть вопрос о целесообразности закрепления на законодательном уровне налоговых льгот при инвестировании в проекты создания комфортной городской среды в малых городах, а также проекты по благоустройству общественных территорий, созданию и модернизации объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в сельских населенных пунктах;

рассмотреть вопрос о переносе в целях реализации программ по строительству и реконструкции автомобильных дорог на сельских территориях мероприятия по развитию автомобильных дорог на сельских территориях в государственную программу Российской Федерации «Развитие транспортной системы» (из государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий») с финансированием за счет средств Федерального дорожного фонда и распределением субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии с правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие транспортной инфраструктуры на сельских территориях, действующими до 31 декабря 2020 года, где распределение субсидий осуществляется в зависимости от доли сельских населенных пунктов, не имеющих связи по автомобильным дорогам с сетью автомобильных дорог общего пользования. При этом мероприятия по развитию автомобильных дорог, необходимых для реализации отобранных Минсельхозом России проектов комплексного развития сельских территорий, предлагается оставить в рамках государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» с финансированием за счет иных источников;

рассмотреть возможность предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для последующего предоставления целевых межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований на софинансирование мероприятий по разработке проектно-сметной документации на объекты, создаваемые в рамках реализации национальных проектов и государственных программ в сельской местности;

рассмотреть вопрос об увеличении финансирования государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» в части мероприятий, направленных на улучшение условий жизни в сельских населенных пунктах, на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов;

рассмотреть возможность корректировки плана реализации Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, предусматривая создание организационно-правовых механизмов приоритетной поддержки социально-экономического развития малых городов и сельских населенных пунктов в соответствии с приоритетами пространственного развития Российской Федерации;

рассмотреть вопрос об увеличении количества участников мероприятий федерального проекта «Поддержка занятости и повышение эффективности рынка труда для обеспечения роста производительности труда», планирующих принять участие в модернизации служб занятости (вместо ежегодно планируемых ранее 10 новых регионов): в 2021 году – до 61 субъекта Российской Федерации с учетом 20 новых участников; в 2022 году – до 73 субъектов Российской Федерации с учетом 12 новых участников; в 2023 году – предусматривая полный охват регионов.

3. Министерству экономического развития Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти:

рассмотреть вопрос о разработке комплекса дополнительных государственных мер по социально-экономическому развитию малых городов и сельских территорий, предусматривая:

— сохранение пониженной ставки по уплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды организациям, получившим статус резидентов территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), по истечению трехлетнего периода со дня создания ТОСЭР;

— снижение требования к инвестиционным проектам действующего юридического лица при получении им статуса резидента ТОСЭР по созданию новых рабочих мест одновременно не менее среднесписочной численности работников за последние 3 года (для привлечения новых резидентов на ТОСЭР в малых городах);

— поддержку градообразующих предприятий малых городов предоставлением им инвестиционной льготы в части компенсации средств, направленных на модернизацию, реконструкцию производства и создание новых рабочих мест.

4. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации:

рассмотреть возможность масштабирования и распространения лучших региональных и муниципальных практик и механизмов поддержки мероприятий и проектов, направленных на улучшение условий жизни жителей сельских населенных пунктов, с учетом приоритетов пространственного развития Российской Федерации;

проработать вопрос о включении в число объектов, субсидируемых в рамках мероприятий ведомственного проекта «Развитие инженерной инфраструктуры на сельских территориях» государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий», ветеринарных лечебниц и участков.

5. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации совместно с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации:

проработать вопрос использования типовых проектов объектов индивидуального жилищного строительства, предусмотренных проектом государственной программы Российской Федерации «Развитие индивидуального жилищного строительства в Российской Федерации» при строительстве жилых домов и хозяйственных построек на селе из местных строительных материалов с учетом районирования, в том числе по технологии деревянного домостроения;

рассмотреть возможность изменения предельной даты заключения соглашений на выполнение работ по благоустройству дворовых территорий (в настоящее время – до 1 мая) и общественных территорий (в настоящее время – до 1 июля) на более позднюю дату в целях предоставления органам местного самоуправления большего времени для их подготовки с учетом требований Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

рассмотреть вопрос об информационной поддержке Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды, предусматривая создание и распространение через общероссийские государственные телевещательные организации социальной рекламы, телепередач и других информационных материалов об указанном конкурсе и о проектах, ставших победителями конкурса, предусматривая при этом создание большей части таких информационных материалов, посвященных проектам в малых городах и исторических поселениях;

рассмотреть вопрос об организации обучающих мероприятий для профильных специалистов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, в компетенцию которых входит реализация мероприятий по созданию комфортной городской среды и улучшению условий жизни жителей сельских населенных пунктов, с применением технологий дистанционного обучения либо с размещением соответствующих обучающих материалов в сети Интернет.

6. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

создавать условия для более активного участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов, в том числе направленных на повышение качества и комфортности среды проживания граждан и улучшение условий жизни в сельских населенных пунктах, предусматривая, в частности меры поддержки выдвижения и реализации гражданами инициативных проектов в сфере благоустройства территорий и по другим важнейшим вопросам местного значения;

рассмотреть вопросы о мерах по информационному сопровождению реализации государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий», в том числе направленных на формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни;

обеспечивать учет мнения населения при разработке, реализации и корректировке региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения, направленных на оптимизацию размещения объектов первичного звена здравоохранения, повышение их доступности на всей территории субъектов Российской Федерации, обновление материальной базы регионального здравоохранения;

оказывать содействие органам местного самоуправления в разработке дизайн-проектов благоустройства дворовых и общественных территорий с учетом природных, климатических и иных особенностей территорий;

активизировать работу по изучению и тиражированию лучших муниципальных практик формирования комфортной городской среды в малых городах.

7. Органам местного самоуправления:

принять меры для дальнейшего повышения уровня квалификации специалистов органов местного самоуправления, ответственных за реализацию мероприятий, предусмотренных федеральным проектом «Формирование комфортной городской среды»;

вести разъяснительную работу, направленную на повышение уровня информированности и активности граждан в вопросах проведения общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах для принятия решений о благоустройстве дворовой территории.



[1] Уменьшение финансирования указанной государственной программы предусмотрено Федеральным законом от 8 декабря 2020 года № 385-ФЗ «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов».