Другие мероприятия

Интернет-конференция «Вопросы жилищного обеспечения инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов: законодательное регулирование и правоприменительная практика»

ПРЕСС-РЕЛИЗ

С 25 января по 26 февраля 2021 года Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (далее – Комитет) совместно с Комитетом Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности, Комитетом Совета Федерации по социальной политике проводит интернет-конференцию на тему «Вопросы жилищного обеспечения инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов: законодательное регулирование и правоприменительная практика» (далее – интернет-конференция).

Интернет-конференция направлена на комплексное изучение и выработку предложений по решению актуальных проблем, возникающих в сфере обеспечения жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.

В рамках интернет-конференции планируется обсудить, в том числе, следующие вопросы:

основные направления совершенствования федерального и регионального законодательства по вопросам жилищного обеспечения инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов;

особенности организации и финансирования мероприятий по обеспечению жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в субъектах Российской Федерации;

эффективные и социально-значимые меры, реализуемые в субъектах Российской Федерации для жилищного обеспечения инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов;

темпы обеспечения жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов;

актуальные проблемы, выявленные при решении задач по жилищному обеспечению инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов;

информационная открытость и достоверность данных по показателям, отражающим обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов в целом и в разрезе по субъектам Российской Федерации.

Итоги интернет-конференции будут подведены на заседании Комитета.

Решение Комитета будет размещено на официальном сайте Совета Федерации и направлено в Правительство Российской Федерации, федеральные и региональные органы государственной власти.

Приглашаем принять участие в интернет-конференции.

Материалы и предложения просим направить до 25 февраля 2021 года в Комитет, а также в аппарат Комитета по электронной почте главному советнику аппарата Комитета Волковой Елене Викторовне (volkovaev@senat.gov.ru; 8 (495) 986–63–48) и главному консультанту аппарата Комитета Турице Татьяне Анатольевне (Taturitsa@mail.ru; 8 (495) 697–78–41).

Рекомендации

Утверждены на заседании
Комитета Совета Федерации
по федеративному устройству,
региональной политике, местному
самоуправлению и делам Севера
(протокол № 249 от 12 апреля 2021 года)

В период с 25 января 2021 года по 26 февраля 2021 года Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера совместно с Комитетом Совета Федерации по социальной политике провели интернет-конференцию на тему «Вопросы жилищного обеспечения инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов: законодательное регулирование и правоприменительная практика».

В обсуждении вопросов интернет-конференции приняли участие представители Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления (далее – участники, участники интернет-конференции).

Целью государственной политики в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Следует отметить, что уровень инвалидизации в Российской Федерации составляет 9,6% от общей численности населения. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики численность граждан из числа инвалидов на 1 января 2020 года составила 11,2 млн. человек, из которых количество детей-инвалидов – 688 тыс. человек[1].

В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 181-ФЗ) федеральным законодательством к указанной категории граждан относятся лица, которые имеют нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Одной из мер государственной поддержки в Российской Федерации инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, является обеспечение этих лиц жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Однако порядок предоставления государственной поддержки в части жилищного обеспечения инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, различается в зависимости от даты постановки указанной категории граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее – жилищный учёт).

В соответствии с положениями статьи 17 Федерального закона № 181-ФЗ инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, вставшие на жилищный учёт до 1 января 2005 года, обеспечиваются жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета посредством предоставления жилого помещения по договору социального найма либо единовременной денежной выплаты на строительство или самостоятельное приобретение жилого помещения. Инструментом реализации задачи по жилищному обеспечению граждан указанной категории является государственная программа Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года № 1710. При этом включенные в структуру государственной программы федеральные проекты «Жилье» и «Формирование комфортной городской среды» не предусматривают показатели в части обеспечения жильём граждан из числа инвалидов и формирования для них доступной среды.

Согласно информации Минстроя России[2] по состоянию на 1 января 2021 года количество инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на жилищный учёт до 1 января 2005 года, составляет 31509 граждан, из которых инвалидов – 28592 человек и 2917 семей, имеющих детей-инвалидов. В настоящий момент при сохранении текущего объёма финансирования указанного мероприятия в размере 7,60 млрд. руб. срок обеспечения жильем указанного количества граждан составит более 15 лет.

В этой связи Президентом Российской Федерации было дано поручение[3] об увеличении объёма финансирования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета мероприятий по жилищному обеспечению указанной категории граждан в целях его завершения до 1 января 2025 года. Согласно прогнозным расчётам Минстроя России для исполнения поставленной задачи дополнительная потребность в средствах федерального бюджета составляет 23,72 млрд. руб.

Иной порядок реализации мероприятия по жилищному обеспечению инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учёт после 1 января 2005 года, установленный положениями статьи 17 Федерального закона № 181-ФЗ, предусматривает обеспечение граждан указанной категории жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. На практике реализация этих полномочий по жилищному обеспечению граждан указанной категории в большинстве субъектов Российской Федерации возложена на органы местного самоуправления. При этом в подавляющем числе случаев инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, ставятся на жилищный учёт в качестве малоимущих граждан и единственной формой жилищного обеспечения является предоставление жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма. При этом раздельный учёт по категориям инвалидов (инвалиды войны и боевых действий, инвалиды, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, дети-инвалиды) в органах местного самоуправления практически не осуществляется.

Проведенное в 2020 году Счетной палатой Российской Федерации экспертно-аналитическое мероприятие «Анализ реализации в 2018–2019 годах мер по улучшению жилищных условий отдельных категорий граждан, предусмотренных Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ „О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, целью которого являлась оценка реализации мер государственной поддержки, направленной на улучшение жилищных условий инвалидов, и финансового обеспечения этих мероприятий[4], выявило комплекс проблем законодательного и правоприменительного характера в этой сфере. В качестве основных проблем, которые не позволяют комплексно оценить результативность исполнения переданных субъектам Российской Федерации полномочий по обеспечению жильём инвалидов, Счетная палата отметила отсутствие на федеральном уровне работы по проведению многостороннего анализа поступающей ежеквартально из субъектов Российской Федерации информации, по ведению единого персонифицированного учёта инвалидов в разрезе по каждой категории таких граждан (инвалиды Великой Отечественной войны, инвалиды боевых действий, инвалиды, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, инвалиды по общим заболеваниям, семьи, имеющие детей-инвалидов). В этой ситуации на федеральном уровне не представляется возможным точно оценить размеры финансовой поддержки реализации государственных полномочий по обеспечению жильем указанной категории граждан, выявить проблемы управления этими процессами на федеральном, региональном и муниципальном уровнях власти.

Наряду с этим поступившая в Комитет информация субъектов Российской Федерации по вопросам реализации мероприятий жилищного обеспечения инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, позволила выявить основные проблемы, характерные для регионов и муниципальных образований, принявших участие в интернет-конференции.

В качестве основных проблем законодательной и правоприменительной практики в сфере жилищного обеспечения инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, участники интернет-конференции отметили следующие:

1) недостаточность объёма финансирования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета мероприятий по обеспечению жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на жилищный учёт до 1 января 2005 года;

2) отсутствие финансирования за счет средств федерального бюджета мероприятий по жилищному обеспечению инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на жилищный учёт после 1 января 2005 года;

3) отсутствие законодательно установленного порядка финансирования и обеспечения инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на жилищный учёт после 1 января 2005 года;

4) отсутствие возможности в пределах размера выделенной за счет средств федерального бюджета субсидии предоставить инвалиду отдельное жилое помещение, превышающее установленную норму по общей площади 18 квадратных метров;

5) выделяемый размер социальной выплаты, рассчитанной исходя из установленного для данной категории граждан норматива общей площади жилого помещения и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации, не позволяет гражданам указанной категории самостоятельно построить или приобрести жилое помещение, что приводит к отказам от получения такой выплаты и возврату средств в федеральный бюджет;

6) недостаточность (отсутствие) жилых помещений муниципального жилищного фонда приводит к снижению темпов обеспечения жильём указанной категории граждан, невозможности внеочередного предоставления жилого помещения инвалидам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний;

7) низкая бюджетная обеспеченность муниципальных образований не позволяет осуществлять строительство и формирование муниципального жилищного фонда, жилые помещения в котором предоставляются малоимущим категориям граждан, в том числе инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов;

8) недостаточность (отсутствие) жилых помещений в муниципальных образованиях, приспособленных к потребностям инвалидов;

9) отсутствие возможности получения в банках жилищного кредита (займа) на строительство или приобретение жилого помещения с учётом предоставленной социальной выплаты для инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, относящихся к малоимущей категории граждан;

10) отсутствие единой информационной системы учёта инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, поставленных на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях государственного или муниципального жилищного фонда в разбивке по категориям.

Принимая во внимание актуальность поднятых в рамках интернет-конференции проблем, возникающих при реализации публичных полномочий по жилищному обеспечению инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, необходимость совершенствования законодательства и правоприменительной практики в данной сфере, Комитет решил рекомендовать:

1. Правительству Российской Федерации:

ускорить включение в национальный проект «Жилье и городская среда» мероприятия, направленного на выполнение субъектами Российской Федерации обязательств Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 года;

рассмотреть вопрос о формировании единой информационной системы персонифицированного учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях государственного и муниципального жилищного фондов, на базе единой государственной системы социального обеспечения;

рассмотреть вопрос о расширении перечня форм жилищного обеспечения инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, посредством введения системы жилищных сертификатов, а также возможности предоставления жилых помещений жилищного фонда социального использования по договору некоммерческого найма;

рассмотреть возможность предоставления ипотечного кредита (займа) с пониженной ставкой кредитования инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, изъявившим желание на получение социальной выплаты для самостоятельного строительства или приобретения жилого помещения;

рассмотреть возможность увеличения размера социальной выплаты на строительство или самостоятельное приобретение инвалидом жилого помещения исходя из количества членов его семьи и стандарта социальной нормы площади жилья;

рассмотреть возможность предоставления мер государственной поддержки в форме полного или частичного погашения обязательств заёмщика по ипотечному кредиту (займу) в размере его задолженности, но не более 450 тысяч рублей, в отношении семей, имеющих детей-инвалидов;

предоставить семьям, имеющим детей-инвалидов, право на внеочередное получение социальной выплаты для строительства или самостоятельного приобретения жилого помещения в рамках мероприятия по жилищному обеспечению молодых семей государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»;

рассмотреть вопрос о предоставлении субъектам Российской Федерации (муниципальным образованиям) бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию следующих мероприятий:

по проведению реконструкции или капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома (части дома), отдельного жилого помещения, в котором проживает инвалид, в целях его приспособления в соответствии с потребностями граждан указанной категории;

по строительству муниципального жилищного фонда социального использования в целях предоставления жилых помещений инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования (некоммерческий наём).

2. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации совместно с государственной корпорацией – Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства:

при формировании проекта федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов рассмотреть вопрос о подготовке предложений в части выделения в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года № 1710, бюджетных ассигнований федерального бюджета субъектам Российской Федерации на реализацию до 1 января 2025 года мероприятия по обеспечению жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учёт до 1 января 2005 года;

в рамках исполнения поручения Президента Российской Федерации от 18 ноября 2020 года № Пр-1904 при разработке предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации, направленных на формирование эффективного механизма обеспечения жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учёт после 1 января 2005 года, предусмотреть:

— необходимость устранения правовой неопределенности в вопросе определения источника финансирования полномочий по жилищному обеспечению указанной категории инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов;

— закрепление специального порядка обеспечения жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов;

— расширение форм жилищного обеспечения инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, за счет введения системы жилищных сертификатов, предоставления жилых помещений жилищного фонда социального использования в наёмных домах по договору некоммерческого найма;

— установление возможности предоставления инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, жилого помещения в наёмном жилом доме по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования на длительный срок с возможностью субсидирования ставки найма собственнику жилого помещения;

— установление возможности предоставления инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, жилого помещения общей площадью исходя из количества членов семьи и стандарта социальной нормы площади жилья;

рассмотреть вопрос о закреплении дополнительных требований по разработке проектно-сметной документации и строительству многоквартирных домов, предусматривающих наличие определенной доли жилых помещений расположенных, спроектированных и оборудованных с учётом потребностей инвалидов, в том числе маломобильных граждан (инвалидов-колясочников), включая увеличенные дверные проёмы, обеспечение доступности к коммунальным ресурсам, безбарьерная среда передвижения как внутри жилого помещения, так и за его пределами;

рассмотреть вопрос о введении мер экономической поддержки застройщиков в виде налоговых и иных льгот в случае передачи в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность определенного процента жилых помещений в многоквартирных домах, приспособленных под потребности инвалидов.



[1] Отчет Счетной палаты Российской Федерации о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ реализации в 2018–2019 годах мер по улучшению жилищных условий отдельных категорий граждан, предусмотренных Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ „О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“

[2] Письмо заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Ю.С. Гордеева от 19 февраля 2021 года № 6057

[3] Перечень поручений по вопросу обеспечения жильём инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденный Президентом Российской Федерации от 18 ноября 2020 года № Пр-1904.

[4] Отчет Счетной палаты Российской Федерации о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ реализации в 2018–2019 годах мер по улучшению жилищных условий отдельных категорий граждан, предусмотренных Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ „О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“.