Другие мероприятия

Интернет-конференция «О совершенствовании механизмов обеспечения жилыми помещениями в общежитиях граждан, обучающихся в образовательных организациях среднего профессионального и высшего образования»

ПРЕСС-РЕЛИЗ

С 1 февраля по 1 апреля 2021 года Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (далее – Комитет) совместно с Комитетом Совета Федерации по науке, образованию и культуре проводит интернет-конференцию на тему «О совершенствовании механизмов обеспечения жилыми помещениями в общежитиях граждан, обучающихся в образовательных организациях среднего профессионального и высшего образования» (далее – интернет-конференция).

Интернет-конференция проводится в рамках реализации вопросов, поставленных в ходе ежегодной пресс-конференции Президента Российской Федерации В.В. Путина 17 декабря 2020 года.

Мероприятие направлено на комплексное изучение проблем законодательного регулирования и правоприменительной практики в сфере обеспечения жилыми помещениями в общежитиях граждан, обучающихся в образовательных организациях среднего профессионального и высшего образования, а также выработку предложений по организационному и финансовому обеспечению строительства, реконструкции и капитального ремонта студенческих общежитий.

В рамках интернет-конференции планируется обсудить, в том числе, следующие вопросы:

основные направления совершенствования федерального и регионального законодательства по вопросам обеспечения студентов жилыми помещениями в общежитиях образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования;

эффективные и социально-значимые меры, реализуемые в субъектах Российской Федерации и направленные на обеспечение студентов жилыми помещениями в студенческих общежитиях;

обеспечение информационной открытости и доступности данных о наличии общежитий образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования и количестве жилых помещений в таких общежитиях;

практическая реализация на территориях субъектов Российской Федерации мероприятия, предусмотренного федеральным проектом «Экспорт образования» национального проекта «Образование», по проектированию, строительству и реконструкции современных многофункциональных студенческих городков, ориентированных на создание комфортных условия быта и проживания, обеспечение возможности проведения учебных занятий и организации самостоятельной работы обучающихся, проведения культурно-массовых, досуговых мероприятий и занятий спортом.

Интернет-конференция будет проводиться на официальном Интернет-сайте Совета Федерации, в разделе «Мероприятия», расположенном на странице Комитета (http://region.council.gov.ru), в котором будут размещаться поступившие в Комитет материалы, в том числе выступления, аналитические материалы, предложения.

По итогам интернет-конференции будут подготовлены рекомендации, которые будут размещены на официальном сайте Совета Федерации и направлены в Правительство Российской Федерации, федеральные и региональные органы государственной власти.

Приглашаем принять участие в интернет-конференции.

Материалы и предложения просим направить до 15 марта 2021 года в Комитет, а также в аппарат Комитета по электронной почте главному советнику аппарата Комитета Волковой Елене Викторовне (volkovaev@senat.gov.ru; 8 (495) 986–63–48), ведущему советнику Комковой Елене Рашитовне (ERKomkova@senat.gov.ru; 8 (495) 697–56–47), главному консультанту Турице Татьяне Анатольевне (Taturitsa@mail.ru; 8 (495) 697–78–41).

Рекомендации

Утверждены на заседании
Комитета Совета Федерации
по федеративному устройству,
региональной политике, местному
самоуправлению и делам Севера
(протокол № 250 от 21 апреля 2021 года

В период с 1 февраля 2021 года по 1 апреля 2021 года Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера совместно с Комитетом Совета Федерации по науке, образованию и культуре провели интернет-конференцию на тему «О совершенствовании механизмов обеспечения жилыми помещениями в общежитиях граждан, обучающихся в образовательных организациях среднего профессионального и высшего образования».

В обсуждении вопросов интернет-конференции приняли участие представители Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации, законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (далее – участники, участники интернет-конференции).

Интернет-конференция проведена в рамках реализации вопросов, поставленных в ходе ежегодной пресс-конференции Президента Российской Федерации В.В. Путина 17 декабря 2020 года, и направлена на комплексное изучение проблем законодательного регулирования и правоприменительной практики в сфере обеспечения жилыми помещениями в общежитиях граждан, обучающихся в образовательных организациях среднего профессионального и высшего образования, а также выработку предложений по организационному и финансовому обеспечению строительства, реконструкции, модернизации и капитального ремонта студенческих общежитий.

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» нуждающимся в жилых помещениях в общежитиях обучающимся по основным образовательным программам среднего профессионального и высшего образования по очной форме обучения и на период прохождения промежуточной и итоговой аттестации обучающимся по данным образовательным программам по заочной форме обучения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, предоставляются жилые помещения в общежитиях при наличии соответствующего жилищного фонда у этих организаций (часть 1 статьи 39). Порядок предоставления жилых помещений в общежитиях устанавливается локальными нормативными актами организаций, осуществляющих образовательную деятельность. С каждым обучающимся, проживающим в жилом помещении в общежитии, заключается договор найма жилого помещения в общежитии в порядке, установленном жилищным законодательством. При наличии обучающихся, нуждающихся в жилых помещениях в общежитиях, не допускается использование таких жилых помещений для целей, не связанных с проживанием в них обучающихся.

Согласно представленной информации, обеспеченность студентов жилыми помещениями в общежитиях в настоящее время составляет порядка 86–89%. При этом во многих субъектах Российской Федерации наблюдается тенденция роста численности иногородних студентов, обучающихся в образовательных организациях, расположенных в крупных региональных центрах (Санкт-Петербург, Рязанская область, Нижегородская область, Томская область). В целом численность студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования и проживающих в общежитиях, в 2018 году составила 363 176 человек, в 2019 году — 393 222 человек[1].

Наряду с этим растёт численность иностранных студентов, проходящих обучение в российских высших учебных заведениях. В настоящее время иностранные студенты обучаются в 688 российских образовательных организациях высшего образования и 465 филиалах, а их численность с 2010 по 2019 год выросла со 153 тыс. человек до 297,9 тыс. человек[2].

Однако, несмотря на увеличение численности студентов, не происходит кардинальное увеличение количества общежитий у организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам среднего профессионального и высшего образования.

Более того, в период 2018–2019 годов количество указанных общежитий уменьшилось на 2%. Так, в 2018 году было 3 167 зданий общежитий, а в 2019 – 3 115 зданий. В целом 53% высших учебных заведений испытывают трудности с проживанием обучающихся, особенно на территории таких городов, как Санкт-Петербург, Новосибирск, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Пермь, Тюмень, Томск. Экономические изменения и миграционные процессы во многих регионах приводят к значительному увеличению количества обучающихся в региональных учебных заведениях среднего профессионального образования. Так, согласно информации, представленной Рязанской областью, количество иногородних студентов в образовательных учреждениях г. Рязани в 2021 году увеличилось до 4 тыс. человек, а обеспеченность общежитиями составляет менее 50%. В целом по стране более 20% студентов не обеспечены местами в общежитиях, что приводит их к необходимости арендовать комнаты или квартиры, что существенно повышает их затраты на обучение[3].

Наиболее эффективной мерой, направленной на обеспечение студентов жилыми помещениями в общежитиях образовательных организаций, является строительство комплекса зданий, включающего в себя здания студенческих общежитий. За период 2019 – 2020 годов в целях создания 30 тыс. новых мест в студенческих общежитиях было направлено 12 млрд. рублей.

Федеральным проектом «Экспорт образования» национального проекта «Образование» предусмотрена реализация мероприятия по проектированию, строительству и реконструкции студенческих городков, а также приобретению объектов недвижимого имущества для временного проживания иностранных и иногородних обучающихся и научно-педагогических работников. В рамках этого мероприятия в 2019–2020 годах введено в эксплуатацию 14 общежитий на 8 224 мест. Общее количество общежитий, финансируемых в рамках мероприятия «Экспорт образования», составляет 34 объекта общей вместимостью 21 387 мест. Наряду с этим в 2019–2020 годах образовательными организациями высшего образования за счет внебюджетных источников приобретено 9 зданий общежитий общей вместимостью 2 437 мест[4]. В настоящее время указанное мероприятие преобразовано в мероприятие «Развитие инфраструктуры для научных исследований и подготовки кадров», являющееся частью национального проекта «Наука и университеты»[5].

В этой связи необходимо отметить недостаточный уровень современной образовательной инфраструктуры, которая является важным элементом экспорта образовательных услуг и привлечения иностранных студентов в отечественные высшие учебные заведения. В настоящее время в качестве решения этой проблемы предполагается строительство студенческих городков (кампусов), в которых планируется создание более 50 тыс. новых мест для проживания студентов из 80 образовательных организаций высшего образования.

В качестве отдельной проблемы обеспечения студентов общежитиями большинство регионов выделяют недостаточность финансовых средств образовательных организаций на проведение капитального ремонта, реконструкции и реновации зданий, использующихся в таком качестве.

Так, по информации Челябинской области, 75,5% зданий, использующихся в качестве общежитий образовательных организаций и построенных более 50 лет назад, требуют незамедлительного капитального ремонта. При потребности в финансовых средствах на эти цели в объёме более 490 млн. рублей, за счёт средств образовательных организаций от иной приносящей доход деятельности в 2021–2023 годах может быть профинансировано менее 10% работ по капитальному ремонту.

Эта проблема была поднята в ходе совместного расширенного заседания Президиума Государственного Совета и Совета при Президенте России по науке и образованию в 2020 году. При этом в качестве решения этой задачи было предложено предоставить право дотационным регионам направлять на развитие инфраструктуры образовательных организаций высшего образования часть средств национальных проектов по созданию комфортной городской среды или строительству спортивных объектов.

В ходе проведения интернет-конференции в качестве актуальных проблем законодательной и правоприменительной практики при обеспечении жилыми помещениями в общежитиях граждан, обучающихся в образовательных организациях среднего профессионального и высшего образования, участниками интернет-конференции были отмечены следующие:

федеральный проект «Экспорт образования» национального проекта «Образование» не предусматривает выделение средств на строительство общежитий для учреждений среднего профессионального образования в Российской Федерации;

недоступность государственной финансовой поддержки на строительство студенческих общежитий в крупных административных центрах субъектов Российской Федерации;

острый недостаток мест в общежитиях образовательных организаций, расположенных на территории Крайнего Севера и в Арктической зоне, является существенным сдерживающим фактором для поступления граждан в средние профессиональные учебные организации, расположенные в этой зоне;

не предусмотрена возможность выделения бюджетных ассигнований образовательной организации среднего профессионального и высшего образования, у которой отсутствует общежитие, для решения вопроса по предоставлению жилого помещения иногородним студентам, относящимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

высокий износ жилищного фонда студенческих общежитий;

неполное (фрагментарное) проведение капитального ремонта общежитий приводит к резкому ухудшению технического состояния таких зданий;

недостаточность финансовых средств образовательных организаций на капитальный ремонт основных конструктивных элементов и инженерной инфраструктуры зданий (крыш, систем электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, вентиляции, оконных блоков, полов, мест общего пользования, ремонт фасадов зданий), использующихся в качестве студенческих общежитий;

проблема поддержания в надлежащем состоянии зданий общежитий, отнесенных к объектам культурного наследия;

несоответствие стоимости проживания студентов в общежитиях фактическим затратам образовательных организаций на содержание и эксплуатацию таких зданий и жилых помещений в общежитиях приводит к невозможности своевременного проведения капитального ремонта этих объектов;

отсутствие возможности использовать жилые помещения в общежитиях, не востребованные лицами, обучающимися в образовательных организациях, для предоставления гостиничных услуг участникам научных, спортивных, творческих и других мероприятий, проводимых образовательной организацией, и тем самым зарабатывать средства на проведение капитального ремонта зданий;

при проведении срочных ремонтных работ в жилых комнатах общежитий, а также текущего технического обслуживания этих комнат, возникают затруднительные ситуации, связанные с доступом в жилые комнаты в период отсутствия нанимателей;

неурегулированность вопроса использования средств материнского капитала на оплату коммунальных услуг, потребленных студентом в общежитии образовательной организации в объёме, установленном приборами учёта потребления коммунального ресурса, а также на оплату дополнительных бытовых услуг, предоставляемых обучающимся в общежитиях;

отсутствие права наймодателя жилого помещения – образовательной организации среднего профессионального и высшего образования на переселение обучающихся студентов из одного жилого помещения в другое по своей инициативе, что снижает возможность рационального использования жилищного фонда;

отсутствие правового регулирования вопросов приспособления жилых помещений в общежитиях под потребности студентов, являющихся инвалидами, в том числе инвалидами по зрению и лицами с нарушениями опорно-двигательного аппарата (инвалиды-колясочники);

отсутствие регулирования вопроса размещения в студенческих общежитиях собак-проводников, которые в соответствии с Правилами обеспечения инвалидов собаками-проводниками и выплаты ежегодной денежной компенсации расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2005 года № 708, могут находиться с инвалидом по зрению в соответствии с индивидуальной программой его реабилитации или абилитации;

отсутствие правового регулирования вопроса передачи из государственной собственности в муниципальную собственность зданий, находящихся на балансе образовательных организаций и ранее использующихся в качестве общежитий, приводит к использованию жилых помещений в студенческих общежитиях гражданами, не являющимися студентами и не состоящими с образовательными организациями в трудовых и (или) договорных отношениях;

отсутствие правовых механизмов выселения из студенческих общежитий граждан, не имеющих право на проживание в них (лица, получившие жилье по разным основаниям (бывшие сотрудники, ходатайства муниципальных и иных организаций) и проживающие в общежитиях более десяти лет), а также невозможность расторжения договора найма специализированного жилого помещения с многодетными семьями и инвалидами без предоставления им иного жилья;

отсутствие действенных мер досудебного воздействия в форме выселения из общежития студента (как крайней меры) при систематическом нарушении им правил внутреннего распорядка общежития (нарушение правил пожарной безопасности; распитие или пронос алкоголя; нарушение тишины в соответствии с требованиями и др.) без отчисления его из ВУЗа в отношении студентов, обучающихся в образовательных организациях, проживающих в общежитии и систематически нарушающих правила проживания в общежитии;

невозможность привлечения несовершеннолетних студентов по статье 19.15.2. «Нарушение правил регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

реализация положения пункта 6 статьи 43 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части запрета на применение мер дисциплинарного взыскания к обучающимся во время их академического отпуска, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком приводит к росту случаев злоупотребления правом со стороны этих граждан и невозможности их выселения;

длительный срок заключения со студентом договора найма жилого помещения в общежитии на весь период обучения приводит к росту случаев злоупотреблений со стороны студентов в части не проживания в предоставленном жилом помещении и невозможности его выселения по решению образовательной организации;

необходимость уточнения правового статуса образовательных организаций в части представления ими законных интересов несовершеннолетних студентов (в том числе иностранных граждан), прибывших из другого населенного пункта для обучения в образовательной организации и проживающих в общежитии;

отсутствие законодательно установленного порядка контроля со стороны образовательных организаций за пребыванием иногородних несовершеннолетних студентов, поступающих на обучение по программам среднего профессионального образования в государственные образовательные учреждения, за пределами образовательного учреждения;

несение дополнительных расходов образовательными организациями среднего профессионального и высшего образования по уплате государственной пошлины при осуществлении государственной регистрации обременений права собственника на недвижимое имущество при предоставлении жилого помещения в общежитии в наём на срок не менее одного года.

Принимая во внимание актуальность поднятых в рамках интернет-конференции проблем, возникающих при реализации полномочий по жилищному обеспечению студентов образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования, необходимость совершенствования законодательства и правоприменительной практики в данной сфере, Комитет рекомендует:

1. Правительству Российской Федерации рассмотреть вопросы:

о включении в структуру национального проекта «Образование» отдельного федерального проекта «Студенческие общежития», предусматривающего мероприятия по проектированию, строительству, реконструкции и модернизации студенческих городков (кампусов), отдельных студенческих общежитий для иногородних и иностранных граждан, обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего образования, а также научно-педагогических работников;

о предоставлении в рамках государственной программы «Развитие образования в Российской Федерации» бюджетных ассигнований федерального бюджета субъектам Российской Федерации на проведение капитального ремонта студенческих общежитий образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования;

о разработке проектно-сметной документации для строительства, реконструкции или модернизации зданий студенческих общежитий (типовые проекты) в целях обеспечения возможности их повторного использования в субъектах Российской Федерации;

о разработке специальной программы реновации студенческих общежитий образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования;

о выработке механизма финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и (или) образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, в части строительства, реконструкции и капитального ремонта студенческих общежитий;

об оказании мер финансовой поддержки образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования для выкупа ими зданий, пригодных для перепрофилирования под цели использования в качестве студенческих общежитий;

о разработке мер экономического стимулирования организаций реального сектора экономики в части размещения ими инвестиций в развитие материально- технической базы образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования, в том числе посредством введения механизма налогового вычета;

об освобождении образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования от уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию обременений права собственника жилых помещений, предоставляемых в студенческих общежитиях по договору найма специализированного жилого помещения.

2. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, Министерству просвещения Российской Федерации:

организовать проведение мониторинга технического состояния студенческих общежитий образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования и обеспечения принятия эффективных управленческих решений на федеральном уровне для устранения выявленных проблем;

выработать предложения о выделения финансовых средств образовательным организациям среднего профессионального и высшего образования на комплексную модернизацию студенческих общежитий для обеспечения доступа и комфортного проживания в них лиц с ограниченными возможностями здоровья;

разработать предложения по финансовому обеспечению мероприятий по развитию цифровой инфраструктуры и сервисов студенческих общежитий, обеспечивающих эффективный учебный процесс в дистанционном формате;

рассмотреть возможность упрощения процедуры размещения в студенческих общежитиях образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования банкоматов, вендинговых аппаратов, копировальных аппаратов, стиральных машин, базовых станций сотовой связи и другого оборудования;

выработать комплексные предложения, направленные на установление права образовательных организаций среднего профессионального или высшего образования представлять законные интересы проживающих в студенческих общежитиях несовершеннолетних студентов, родители или иные законные представители которых постоянно проживают в другом населенном пункте;

рассмотреть вопросы правового регулирования размещения в студенческих общежитиях обучающихся-инвалидов с собаками-проводниками и выработки соответствующих законодательных предложений;

рассмотреть вопрос о порядке оперативного (досудебного) выселения из общежитий образовательных учреждений среднего профессионального и высшего образования граждан, не являющихся студентами этих организаций, не состоящих с образовательными организациями в трудовых и (или) договорных отношениях и утративших право на проживание в таком помещении;

рассмотреть вопрос о порядке финансирования мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности студенческих общежитий образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования, в том числе в части строительства ограждений, контрольно-пропускных пунктов, оснащения системами видеонаблюдения, сигнализации, освещения;

рассмотреть возможность внесения изменений в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в части:

— закрепления права образовательной организации среднего профессионального и высшего образования предоставлять жилое помещение в студенческом общежитии студентам, обучающимся в других образовательных организациях, не имеющих общежитий;

— закрепления права образовательных организаций среднего профессионального образования и высшего образования на предоставление гостиничных услуг участникам научных, спортивных, творческих и других мероприятий, организатором которых выступает такая образовательная организация;

— установления права предоставления нуждающимся студентам очно-заочной формы обучения жилых помещений в студенческих общежитиях на период выполнения ими практических работ и прохождения промежуточной и итоговой аттестации;

— установления возможности включения в перечень лиц, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями в общежитиях образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования, абитуриентов на период вступительных испытаний;

— предоставления компенсации расходов на осуществление найма жилого помещения студентам в случае невозможности предоставления им жилого помещения в студенческом общежитии;

— установления возможности использования средств материнского капитала на оплату жилищных и коммунальных услуг, дополнительных бытовых услуг, предоставляемых студентам образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования, проживающим в студенческих общежитиях;

— закрепления перечня прав и обязанностей сторон при заключении договора найма жилого помещения в студенческом общежитии, предусматривающего, в том числе обеспечение доступа в жилое помещение при проведении необходимых ремонтных работ в период отсутствия нанимателя;

— установления возможности применения положений о залоге, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации, в качестве обеспечения обязательства граждан, проживающих в общежитиях образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования, при утрате или повреждении ими имущества, находящегося в студенческом общежитии;

— возможности расторжения договора найма жилого помещения в студенческом общежитии в одностороннем порядке с обучающимися, находящимися в академическом отпуске или имеющими задолженность за проживание свыше шести месяцев, и обучающимися, фактически не проживающими в общежитии свыше шести месяцев без уважительной причины;

— установления возможности квотирования субъектами Российской Федерации – городами федерального значения Москвой и Санкт-Петербургом бюджетных мест для несовершеннолетних иногородних граждан при приеме на обучение в государственные образовательные учреждения Москвы и Санкт-Петербурга по программам среднего профессионального и высшего образования, исходя из количества освобождающихся мест в общежитиях;

рассмотреть вопрос о разработке методических рекомендаций для образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования, предусматривающих следующие положения:

— о переселении студентов из одного жилого помещения студенческого общежития в другое жилое помещение в целях рационального использования жилищного фонда общежитий;

— о порядке самостоятельного заключения договора найма жилого помещения в студенческом общежитии несовершеннолетним иногородним студентом в случае проживания его родителей или иных законных представителей в другом населенном пункте;

— о порядке оказания образовательной организацией среднего профессионального или высшего образования дополнительных платных услуг для студентов, проживающих в студенческих общежитиях;

— о порядке несения учредителями образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования расходов на содержание, эксплуатацию и капитальный ремонт студенческих общежитий;

— о применении информационных систем, обеспечивающих возможность дистанционной подачи документов для заселения граждан в студенческое общежитие, консультирования студентов и их родителей (законных представителей) по вопросам порядка предоставления и пользования жилыми помещениями в студенческом общежитии;

— о соблюдении нормативных требований по созданию и оснащению изоляторов и обсерваторов на базе студенческих общежитий.

3. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления:

рассмотреть вопрос о возможности предоставления финансовой поддержки за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) бюджета муниципального образования образовательным организациям среднего профессионального и высшего образования на проведение модернизации, капитального ремонта или реконструкции зданий студенческих общежитий;

рассмотреть возможность приоритетного выделения земельных участков для строительства студенческих городков (кампусов) и отдельных студенческих общежитий образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования.

4. Комитету Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера проанализировать предложения участников интернет-конференции для их возможного применения при разработке законодательных инициатив и рассмотрении проектов федеральных законов, направленных на совершенствование законодательного регулирования сферы обеспечения граждан, обучающихся в образовательных организациях среднего профессионального и высшего образования, жилыми помещениями в студенческих общежитиях граждан.



[1] Информационно-аналитический материал, подготовленный Аналитическим управлением Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в рамках проведения интернет-конференции.

[2] Информация Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.

[3] Информационно-аналитический материал, подготовленный Аналитическим управлением Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в рамках проведения интернет-конференции

[4] Информация Минобрнауки России (входящий номер 9511 от 16 марта 2021 года). 

[5] Перечень общежитий, финансирование которых осуществляется или предлагается осуществить в рамках мероприятий по строительству и реконструкции студенческих городков (общежитий) Федерального проекта «Экспорт образования» приложен к материалам интернет-конференции.