Другие мероприятия

«Вопросы совершенствования правовых механизмов, обеспечивающих привлечение трудовых ресурсов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности»

C 15 сентября по 29 октября 2021 года Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (далее – Комитет) проводит интернет-конференцию на тему «Вопросы совершенствования правовых механизмов, обеспечивающих привлечение трудовых ресурсов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности».

Интернет-конференция проводится в рамках мероприятий по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 21 апреля 2021 года.

Мероприятие направлено на комплексное изучение проблем законодательного регулирования и правоприменительной практики в сфере создания условий для привлечения трудоспособного населения на новые рабочие места в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности (далее – районы Крайнего Севера), а также выработку предложений по совершенствованию правовых механизмов, обеспечивающих привлечение трудовых ресурсов в районы Крайнего Севера.

В рамках интернет-конференции планируется обсудить в том числе следующие вопросы:

1) эффективные и социально-значимые меры, реализуемые в субъектах Российской Федерации, отнесенных к районам Крайнего Севера, в целях привлечения трудовых ресурсов для замещения имеющихся, создаваемых или модернизируемых рабочих мест;

2) наличие в субъектах Российской Федерации, отнесенных к районам Крайнего Севера, социальной инфраструктуры и условий для обеспечения жильем работников, которых предполагается привлечь для замещения имеющихся, создаваемых или модернизируемых рабочих мест;

3) меры, мотивирующие молодых специалистов к трудоустройству в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера;

4) обеспечение информационной открытости и доступности данных о наличии вакантных рабочих мест;

5) мероприятия по подготовке и переподготовке кадров, по которым отмечается дефицит на рынке труда в районах Крайнего Севера;

6) соотношение объемов средств из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, внебюджетных источников, направленных на реализацию мероприятий по привлечению трудовых ресурсов в районы Крайнего Севера;

7) актуальные проблемы законодательного и правоприменительного характера, выявленные при решении задач, направленных на привлечение трудовых ресурсов в районы Крайнего Севера.

Интернет-конференция будет проводиться на странице Комитета на официальном Интернет-сайте Совета Федерации (region.council.gov.ru). В разделе «Мероприятия» будут размещаться поступившие в Комитет материалы и предложения.

По итогам интернет-конференции будут подготовлены рекомендации, которые будут размещены на официальном сайте Совета Федерации и направлены в Правительство Российской Федерации, федеральные и региональные органы государственной власти.

Приглашаем принять участие в интернет-конференции.

Материалы и предложения просим направить до 20 октября 2021 года в Комитет, а также по электронной почте ведущему советнику аппарата Комитета Комковой Елене Рашитовне (ERKomkova@senat.gov.ru; 8(495) 986–65–34), главному консультанту аппарата Комитета Васильевой Альбине Михайловне (AMVasilyevasf@yandex.ru; номер телефона: 8(495 697–95–21).

Рекомендации

Утверждены
на заседании Комитета Совета Федерации
по федеративному устройству, региональной политике,
местному самоуправлению и делам Севера
(протокол № 263 от 29 ноября 2021 года)

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (далее – Комитет) в период с 15 сентября по 29 октября 2021 года провёл интернет-конференцию на тему «Вопросы совершенствования правовых механизмов, обеспечивающих привлечение трудовых ресурсов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности».

В обсуждении вопросов интернет-конференции приняли участие представители Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления (далее – участники интернет-конференции, участники).

Интернет-конференция проведена в рамках мероприятий по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 21 апреля 2021 года.

Мероприятие направлено на комплексное изучение проблем законодательного регулирования и правоприменительной практики в сфере создания условий для привлечения трудоспособного населения на новые рабочие места в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности (далее – районы Крайнего Севера), а также выработку предложений по совершенствованию правовых механизмов, обеспечивающих привлечение трудовых ресурсов в районы Крайнего Севера.

Участники интернет-конференции отмечают, что в настоящее время одним из важнейших направлений государственной политики является создание условий для сохранения имеющегося трудового потенциала, а также привлечения квалифицированных кадров в районы Крайнего Севера. Необходимость обеспечения трудовой территориальной мобильности сохраняет свою актуальность, что объясняется разным уровнем экономического развития регионов, различным состоянием рынков труда в субъектах Российской Федерации.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-I «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон о занятости) органы государственной власти субъекта Российской Федерации в области содействия занятости населения содействуют работодателям в привлечении трудовых ресурсов. Для этого с 1 января 2015 года субъекты Российской Федерации наделены правом разрабатывать и реализовывать региональные программы повышения мобильности трудовых ресурсов, предусматривающие создание условий для привлечения трудовых ресурсов субъектов Российской Федерации, не включенных в перечень субъектов Российской Федерации, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным (далее соответственно – региональные программы и Перечень).

Указанный Перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2015 года № 696-р, включает 19 субъектов Российской Федерации, в том числе 13 субъектов Российской Федерации, территории которыхе полностью или частично относятся к районам Крайнего Севера или местностям, приравненным к районам Крайнего Севера: Республики Бурятия, Коми и Саха (Якутия), Забайкальский, Камчатский, Красноярский, Приморский, Хабаровский края, Амурская, Архангельская, Магаданская, Сахалинская области, Чукотский автономный округ.

Бюджетам субъектов Российской Федерации, включенным в Перечень, предоставляется субсидия из федерального бюджета на софинансирование региональных программ (далее – субсидия) в пределах ежегодно утверждаемого актом Правительства Российской Федерации уровня.

Работодателю, участвующему в региональной программе, в целях привлечения для трудоустройства работников из других субъектов Российской Федерации предоставляется финансовая поддержка.

Средства финансовой поддержки используются работодателем на предоставление мер поддержки работнику, привлеченному в рамках реализации региональной программы для трудоустройства из другого субъекта Российской Федерации. Перечень мер поддержки, из числа которых работодателем по согласованию с органом занятости населения определяются меры поддержки, предоставляемые таким работникам, утверждается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

По информации, предоставленной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, с 2019 года размер финансовой поддержки, предоставляемой работодателю для привлечения одного работника, составляет:

от 225 тыс. рублей до 1 млн. рублей (по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) – для работодателей, осуществляющих деятельность на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа и включенных в Перечень;

225 тыс. рублей — для работодателей, осуществляющих деятельность на территориях иных субъектов Российской Федерации, включенных в Перечень.

В рамках региональных программ на территории субъектов Российской Федерации, включенных в Перечень, по данным Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, было привлечено:

в 2020 году — 714 человек, в том числе 694 человека на территории Крайнего Севера или местностей, приравненных к районам Крайнего Севера;

по состоянию на 30 августа 2021 года – 352 человек, в том числе 340 человек на территории Крайнего Севера или местностей, приравненных к районам Крайнего Севера.

Таким образом, участники интернет-конференции отмечают, что уже сейчас в рамках региональных программ осуществляется привлечение кадров в районы Крайнего Севера.

Для преодоления дефицита квалифицированных кадров в ряде регионов созданы специальные условия для иностранных работников, которые осуществляют трудовую деятельность в инвестиционных проектах. Так, в Дальневосточном федеральном округе (далее – ДФО) созданы 23 территории опережающего социально-экономического развития (далее — ТОР). Среди них, например, ТОР «Южная Якутия», ТОР «Якутия», ТОР «Камчатка», ТОР «Чукотка». На данных территориях действует особый правовой режим для иностранных граждан.

Еще одним из механизмов привлечения трудовых ресурсов в районы Крайнего Севера является реализация Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 637 (далее – Госпрограмма). Данная программа реализуется во всех районах Крайнего Севера. По данным Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики, в рамках программы переселения соотечественников с 2007 по 2020 годы в Российскую Федерацию переехали 960 тыс. человек. Из них 49 тыс. человек выбрали в качестве места жительства субъекты Российской Федерации, входящие в ДФО .

Во многих районах Крайнего Севера также предусмотрен ряд гарантий для лиц в возрасте до 30 лет – это, например, процентная надбавка к заработной плате, выплата которой предусмотрена Трудовым кодексом Российской Федерации. Так, указанным лицам, прожившим более года в районах Крайнего Севера, максимальный размер процентной надбавки выплачивается не через 5 лет, как для других работников, а через 2,5 года, в южных районах Дальнего Востока – через 1,5 года. Например, надбавки молодым работникам установлены в республиках Коми, Саха (Якутия), Тыва, Забайкальском, Камчатском, и Приморском краях, Амурской и Магаданской областях, Ханты-Мансийском и Чукотском автономных округах. В ряде регионов размер надбавки выплачивается в более высоком, чем установлено на федеральном уровне, размере.

По информации Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, в связи с поручением Президента Российской Федерации по итогам Петербургского международного экономического форума 2–5 июня 2021 года Минтрудом России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти ведется работа по подготовке проекта долгосрочной программы содействия занятости молодежи до 2030 года. В ходе реализации долгосрочной программы содействия занятости молодежи молодые граждане как трудового возраста, так и вступающие в трудовой возраст, получат помощь, информацию, поддержку начала и развития их трудовой деятельности, предпринимательства, смогут использовать государственные и негосударственные возможности самореализации, профессионального и социального роста и развития.

Таким образом, на федеральном и региональном уровнях проводится большая законодательная и практическая работа, направленная на привлечение трудовых ресурсов в районы Крайнего Севера.

Однако участники интернет-конференции отмечают, что, несмотря на действующие условия как для работодателей, так и для потенциальных работников, готовых к переезду в регионы Крайнего Севера, реальные результаты данного процесса и сохраняющийся миграционный отток населения из районов Крайнего Севера указывают на недостаточность принимаемых мер.

Представляется, что во многом это связано с тем, что действующий правовой механизм повышения мобильности трудовых ресурсов обусловлен инициацией и реализацией мероприятий, направленных на экономическое развитие регионов с низкой миграционной привлекательностью, предусмотрен преимущественно для высококвалифицированных работников и не предполагает большого охвата работников и работодателей.

К основным проблемам, препятствующим привлечению и закреплению трудовых ресурсов в районы Крайнего Севера, участники интернет-конференции, относят:

— снижение различий в номинальной средней заработной плате работников и доходов населения районов Крайнего Севера по сравнению с другими регионами, расположенными в других частях России;

— применяемые размеры районного коэффициента в зависимости от формы собственности и отраслевой принадлежности работодателя и процентные надбавки к заработной плате за стаж для лиц в возрасте до 35 лет;

— условия обеспечения лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера, с различным уровнем доходов доступным и комфортным жильем;

— качество и ценовая доступность транспортных услуг (авиационных, железнодорожных, автотранспортных и водных);

— качество и доступность социального обслуживания и социальных услуг, оказываемой медицинской помощи населению районов Крайнего Севера;

— отсутствие достаточного количества социально значимых объектов, обеспечивающих деятельность здравоохранения, образования, культуры;

— невозможность участия в региональных программах трудовой мобильности государственных (муниципальных) учреждений (в сфере здравоохранения, образования) и, как следствие, наличие кадрового дефицита, поскольку в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидия предоставляется юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям);

— длительный период получения соотечественниками российского гражданства (6 и более месяцев);

— условия осуществления предпринимательской деятельности;

— ограниченные возможности самореализации, профессионального и социального роста.

Участники интернет-конференции, отмечая необходимость дальнейшего совершенствования правовых, организационных и финансовых механизмов, используемых в целях достижения цели государственной политики по созданию условий для сохранения имеющегося трудового потенциала, а также привлечения квалифицированных кадров в районы Крайнего Севера, рекомендуют:

Правительству Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти:

— продолжить реализацию мероприятий по содействию в трудоустройстве, в том числе молодых специалистов на территории районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

— продолжить формирование в национальных проектах и федеральных программах мероприятий и (или) разделов, обеспечивающих достижение значений показателей социально-экономического развития выше среднероссийского уровня по каждому субъекту Российской Федерации, территории которых входят в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности;

— совершенствовать существующую и разработать действенную систему государственных льгот и гарантий, которые позволяли бы компенсировать работу в суровых природно-климатических условиях, в частности, выплат лицам в возрасте до 30 лет процентной надбавки к заработной плате в полном размере с первого дня работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если они прожили в указанных районах и местностях не менее пяти лет;

— при определении размеров и порядка применения районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате рассмотреть возможность установления единого размера районного коэффициента для конкретной территории независимо от формы собственности и отраслевой принадлежности работодателя;

— расширять практику целевой контрактной подготовки специалистов с высшим и средним профессиональным образованием для работы по профессиям, востребованным в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с обязательной отработкой выпускниками не менее пяти лет по распределению;

рассмотреть возможность:

— проведения комплексной оценки потребности работодателей, осуществляющих деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в квалифицированных кадрах;

— создания централизованной системы целевой подготовки и переподготовки молодых специалистов, в том числе через формирование государственного и частного заказа на квалифицированные кадры, ориентированные на развитие территорий Севера и Арктики;

— распространения на застройщиков жилья льгот, действующих для инвесторов, в целях стимулирования строительства доступного жилья;

— распространения действия программы «Дальневосточная ипотека» на востребованных специалистов без ограничений по возрасту;

— компенсации части затрат работодателей на оплату проезда работников к месту отдыха и обратно;

— увеличения нормативных сроков строительства объектов социальной инфраструктуры в районах Крайнего Севера до 3 лет;

в части выравнивания конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях:

— исключить из базы для исчисления страховых взносов выплат, начисленных работникам с учетом применения районных коэффициентов и процентных надбавок;

— исключить из базы для исчисления страховых взносов выплату компенсаций работникам расходов по оплате 1 раз в 2 года стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно;

рассмотреть вопросы:

— применения налоговых преференций работодателям, создающим рабочие места в арктических территориях ДФО;

— применения мер государственной поддержки предпринимателей, реализующих общественно-полезные проекты в области здравоохранения, сельского хозяйства, предоставления услуг, образования и др. в арктических территориях ДФО (социальное предпринимательство);

— принять меры по совершенствованию системы организованного набора иностранных граждан для осуществления временной трудовой деятельности на территории Российской Федерации в регионах, которые отнесены к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям;

— принять меры по обеспечению развития вахтового метода организации труда для освоения труднодоступных территорий в Арктической зоне Российской Федерации.

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации, территории которых полностью или частично расположены в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях:

— обеспечить информационную открытость мер поддержки граждан, готовых к переезду в регионы Крайнего Севера и приравненные к ним местности;

— принимать меры, направленные на создание условий для реализации мероприятий, имеющих приоритетное значение для жителей районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в первую очередь по таким направлениям, как благоустройство городской среды, обустройство объектов социальной инфраструктуры и прилегающих к ним территорий.

— предоставлять налоговые преференции работодателям, участвующим в региональных программах повышения мобильности трудовых ресурсов.