Другие мероприятия

Интернет-конференция: «Меры поддержки малого и среднего предпринимательства в контексте социально-экономического развития Дальнего Востока и Арктической зоны Российской Федерации»

ПРЕСС-РЕЛИЗ

В период с 1 ноября по 15 декабря 2021 года Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (далее — Комитет) проводит интернет-конференцию на тему «Меры поддержки малого и среднего предпринимательства в контексте социально-экономического развития Дальнего Востока и Арктической зоны Российской Федерации».

Интернет-конференция проводится в рамках мероприятий по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 21 апреля 2021 года.

В рамках интернет-конференции планируется рассмотреть, в частности, следующие вопросы:

1) текущую ситуацию с оказанием мер поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим свою деятельность в Дальневосточном федеральном округе и Арктической зоне Российской Федерации, в том числе достаточность и эффективность мер, принимаемых на государственном уровне;

2) проблемы, препятствующие развитию малого и среднего предпринимательства в Дальневосточном федеральном округе и Арктической зоне Российской Федерации;

3) совершенствование механизмов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих свою деятельность в Дальневосточном федеральном округе и Арктической зоне Российской Федерации, в том числе пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.

Интернет-конференция будет проводиться на официальном интернет-сайте Совета Федерации, в разделе «Мероприятия», расположенном на странице Комитета (http//region.council.gov.ru), в котором будут размещаться поступившие в Комитет материалы и предложения.

По итогам интернет-конференции будут подготовлены рекомендации, которые будут размещены на официальном сайте Совета Федерации и направлены в Правительство Российской Федерации, федеральные и региональные органы государственной власти.

Приглашаем принять участие в интернет-конференции.

Материалы и предложения просим направить до 1 декабря 2021 года в Комитет, а также по электронной почте советнику аппарата Комитета Лепешкину Михаилу Викторовичу (M_Lepeshkin@mail.ru; 8(495) 697–75–69), главному консультанту аппарата Комитета Васильевой Альбине Михайловне (AMVasilyevasf@yandex.ru; 8(495) 697–95–21).

Рекомендации

Утверждены на заседании
Комитета Совета Федерации
по федеративному устройству,
региональной политике,
местному самоуправлению и делам Севера
(протокол № 267 от 24 января 2022 года)

В период с 1 ноября по 15 декабря 2021 года на сайте Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера проводилась интернет‑конференция на тему «Меры поддержки малого и среднего предпринимательства в контексте социально-экономического развития Дальнего Востока и Арктической зоны Российской Федерации», в которой приняли участие представители федеральных министерств и ведомств, исполнительных и законодательных (представительных) органов государственной власти дальневосточных и арктических субъектов Российской Федерации.

В ходе интернет-конференции были обсуждены вопросы оказания мер поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства (далее — МСП), осуществляющим свою деятельность в Дальневосточном федеральном округе и Арктической зоне Российской Федерации (далее – Арктическая зона), а также проблемы, препятствующие развитию малого и среднего предпринимательства на указанных территориях.

Участниками интернет-конференции было отмечено, что условия работы субъектов малого и среднего предпринимательства на Дальнем Востоке и в Арктической зоне тяжелее, чем в центральной части Российской Федерации, за счет более высоких транспортных и энергетических издержек, а также издержек, связанных с наймом работников в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Согласно Основам государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 5 марта 2020 года № 164 (далее — Основы государственной политики в Арктике) к основным задачам в сфере экономического развития Арктической зоны относится государственная поддержка предпринимательской деятельности, в том числе поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в целях создания привлекательных условий для осуществления частных инвестиций и обеспечения их экономической эффективности.

За последние годы был принят целый комплекс мер, в том числе правовых, направленных на развитие предпринимательства и создания благоприятного инвестиционного климата на территории Арктической зоны.

В частности, было принято 6 федеральных законов, определяющих преференциальный режим ведения предпринимательской деятельности в Арктической зоне[1].

Резидентам Арктической зоны предоставляются льготные ставки по налогу на имущество – 0 процентов первые 5 лет и 1,1 процента последующие 5 лет. Льготы касаются и налога на прибыль: 5 процентов первые 5 лет, 10 процентов последующие 5 лет с момента получения первой прибыли (вместо 20 процентов). Действует и льготная ставка на добычу полезных ископаемых – 0,5 процента от действующей ставки до 31 декабря 2032 года. Помимо этого, субъекты малого и среднего предпринимательства могут выбрать систему налогообложения: 1) если объектом налогообложения являются «доходы» – 1 процент первые 3 года, 3 процента последующие 3 года (вместо 6 процентов); 2) в случае, если объектом налогообложения являются «доходы минус расходы», то ставка налога составит 5 процентов первые 3 года и 10 процентов последующие 3 года (вместо 15 процентов).

Кроме того, резиденты Арктической зоны получили следующие преимущества: применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны[2], субсидирование 75 процентов страховых взносов по ставке 7,5 процента для лиц, не относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства, и 3,75 процента для субъектов малого и среднего предпринимательства[3], сокращение сроков внеплановых проверок органами государственного и муниципального контроля[4],получение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов[5].

В июле 2021 года в Федеральный закон от 13 июля 2020 года № 193‑ФЗ «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации» были внесены изменения[6], согласно которым индивидуальные предприниматели и юридические лица, отнесенные к субъектам малого и среднего предпринимательства, могут осуществлять свою деятельность не только на территории муниципалитета, где они были зарегистрированы, но и на всей сухопутной территории Арктической зоны.

Принятие указанных мер, обеспечивающих функционирование преференциального режима ведения предпринимательской деятельности в Арктической зоне, способствовало развитию инвестиционного климата. По стоянию на декабрь 2021 года подписано 226 соглашений об осуществлении инвестиционной деятельности на территории Арктической зоны, из которых 200 – это субъекты малого и среднего предпринимательства (90 процентов).

В целях популяризации предпринимательской деятельности среди коренных малочисленных народов в рамках Программы государственной поддержки традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, осуществляемой в Арктической зоне[7], будет создан центр развития традиционного предпринимательства.

В рамках реализации программы на официальном сайте управляющей компании в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» будут размещены информационно-справочные материалы с рекомендациями по открытию и ведению бизнеса лицами, относящимися к коренным малочисленным народам, в том числе на их родных языках.

Указом Президента Российской Федерации от 26 июня 2020 года № 427 «О мерах по социально-экономическому развитию Дальнего Востока» Правительству Российской Федерации в целях прекращения миграционного оттока населения, превышения среднероссийских показателей качества жизни населения и экономического развития было поручено предусмотреть в Национальной программе социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года[8] пути развития малого и среднего предпринимательства.

Для развития малого и среднего предпринимательства на Дальнем Востоке указанной Национальной программой предусмотрены, в частности, следующие меры:

обеспечение консолидированного объема финансовой поддержки, оказанной субъектам малого и среднего предпринимательства в рамках национальной гарантийной системы, в объеме не менее 420 млрд рублей до 2024 года;

предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации;

осуществление доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к цифровым супер сервисам «Открытие бизнеса» и «Разрешения для бизнеса в цифровом виде» (получение разрешений на ведение бизнеса в отдельных отраслях) и иным сервисам, необходимым для упрощения ведения бизнеса и снижения административного давления;

введение налоговых каникул для самозанятых и индивидуальных предпринимателей (за исключением тарифов страховых взносов во внебюджетные фонды);

разработка и внедрение комплекса дополнительных мер государственной поддержки, в том числе льготного финансирования и лизинга специализированного оборудования.

Наряду с финансовыми мерами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Дальневосточного федерального округа большое значение имеют мероприятия, направленные на расширение их доступа к закупкам крупнейших заказчиков.

В целях достижения положительной динамики расширения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства, зарегистрированных на территории Дальневосточного федерального округа, к закупкам крупнейших заказчиков акционерным обществом «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» в 2020 году реализован ряд мероприятий[9].

Крупными госкомпаниями за период с января по сентябрь 2021 года с субъектами малого и среднего предпринимательства Дальневосточного федерального округа заключено договоров на общую сумму 83,5 млрд рублей.

Наблюдается положительная динамика по сравнению с аналогичным периодом 2020 года по объему договоров – на 17,1 млрд рублей (рост на 25 процентов); количеству поставщиков – на 576 (увеличение на 12 процентов); номенклатуре закупок – на 2750 (увеличение на 18 процентов)[10].

Следует отметить, что летом 2021 года Правительство России утвердило постановление об увеличении объёма закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства[11]. Квота на закупку госкомпаниями товаров и услуг у малых и средних предприятий была пересмотрена в сторону увеличения с 20 до 25 процентов. Это станет дополнительным стимулом для развития малого и среднего бизнеса, в том числе на территории Дальневосточного федерального округа и Арктической зоны.

Принимая во внимание актуальность поднятых в рамках интернет-конференции вопросов оказания мер поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим свою деятельность в Дальневосточном федеральном округе и Арктической зоне, Комитет решил рекомендовать:

1. Правительству Российской Федерации рассмотреть вопросы:

1) предоставления мер поддержки для плательщиков «Налога на профессиональный доход» по аналогии с мерами, предусмотренными постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2021 года № 1513 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции»;

2) использования механизма, аналогичного проекту «Прямые выплаты» Фонда социального страхования Российской Федерации или «Регламенту предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно неработающим пенсионерам», в целях возмещения части расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно работникам субъектов малого и среднего предпринимательства, зарегистрированных и осуществляющих деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

2. Министерству финансов Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти рассмотреть вопросы:

1) о возможности применения в течение 3-х летнего периода пониженных тарифов страховых взносов в отношении впервые зарегистрированных субъектов предпринимательской деятельности;

2) о неначислении страховых взносов на:

— районные коэффициенты к заработной плате;

— суммы, выплачиваемые работнику в связи с предоставлением дополнительных оплачиваемых отпусков, предусмотренных на общих основаниях, лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

3. Министерству экономического развития Российской Федерации рассмотреть вопросы:

1) смягчения критериев отбора предприятий для участия в национальном проекте «Производительность труда», в части снижения выручки предприятия обрабатывающей промышленности с 400 до 100 млн рублей в год для субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, у которых доля обрабатывающей промышленности в валовом региональном продукте менее 5 процентов;

2) внесения изменений в Правила предоставления и распределения субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», в субъектах Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 316 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации „Экономическое развитие и инновационная экономика“, предусмотрев для субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа: 1) возможность предоставления микрозаймов на рефинансирование ранее выданных банковских кредитов; 2) увеличения размера микрозаймов до 30 млн рублей и срока их предоставления до 10 лет;

3) предоставления мер поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим свою деятельность на территории Дальневосточного федерального округа, зафиксировавшим резкое падение выручки, в целях компенсации основных расходов предприятия (арендные платежи, коммунальные расходы, страховые взносы).

4. Министерству Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики рассмотреть вопросы:

1) внесения изменений в Федеральный закон от 13 июля 2020 года № 193-ФЗ «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации» в части учета затрат субъектов малого и среднего предпринимательства на приобретение объектов недвижимости при получении ими статуса резидента Арктической зоны Российской Федерации;

2) дополнения перечня видов экономической деятельности, предусмотренных Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОК 029–2014 (КДЕС Ред. 2), для целей определения объема капитальных вложений в соответствии с пунктом 3 части 6 статьи 9 Федерального закона «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2021 года № 2956-р, видами экономической деятельности, осуществляемыми субъектами малого и среднего предпринимательства:

все виды экономической деятельности, включенные в подкласс «Рыболовство»;

все виды экономической деятельности, включенные в группы «Производство промышленных газов», «Производство красителей и пигментов»;

все виды экономической деятельности, включенные в группу «Торговля легковыми автомобилями и грузовыми автомобилями малой грузоподъемности», подкласс «Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств»;

все виды экономической деятельности, включенные в подкласс «Торговля оптовая сельскохозяйственным сырьем и живыми животными»;

все виды экономической деятельности, включенные в класс «Предоставление услуг в области добычи полезных ископаемых»;

все виды экономической деятельности, включенные в группы «Торговля оптовая фруктами и овощами», «Торговля оптовая мясом и мясными продуктами», «Торговля оптовая молочными продуктами, яйцами и пищевыми маслами, и жирами», «Торговля оптовая сахаром, шоколадом и сахаристыми кондитерскими изделиями», «Торговля оптовая кофе, чаем, какао и пряностями», «Торговля оптовая прочими пищевыми продуктами, включая рыбу, ракообразных и моллюсков»;

все виды экономической деятельности, включенные в подклассы «Деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта», «Деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам»;

все виды экономической деятельности, включенные в группы «Деятельность вспомогательная, связанная с сухопутным транспортом», «Деятельность вспомогательная прочая, связанная с перевозками»;

вид экономической деятельности «Деятельность почтовой связи прочая, не включенная в другие группировки»;

все виды экономической деятельности, включенные в подгруппу «Деятельность курьерская»;

3) о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2020 года № 2186 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным резидентам Арктической зоны Российской Федерации для реализации инвестиционных проектов на территории Арктической зоны Российской Федерации» в части снижения до 10 процентов для резидентов Арктической зоны Российской Федерации, относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства, размера собственных средств заемщика в структуре финансирования инвестиционного проекта;

4) оказания мер поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим завоз грузов (продукции) в субъекты Российской Федерации, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов (продукции).

5. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации рассмотреть вопрос о снижении для резидентов Арктической зоны Российской Федерации, отнесенных к субъектам малого и среднего предпринимательства, минимального размера капитальных вложений для проектов, претендующих на получение статуса приоритетного в области освоения лесов.

6. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации рассмотреть вопросы:

1) внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» в части исключения слов «(за исключением городских округов, на территории которых находятся административные центры субъектов Российской Федерации)» для субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа;

2) смягчения требований при рассмотрении заявок на предоставление краткосрочных кредитов и льготных инвестиционных кредитов к заемщикам, осуществляющим свою деятельность в сфере сельского хозяйства на территории Дальнего Востока.



[1] Федеральный закон от 13 июля 2020 года № 193-ФЗ «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации»; Федеральный закон от 13 июля 2020 года № 194-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации“; Федеральный закон от 13 июля 2020 года № 195-ФЗ „О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации“; Федеральный закон от 22 декабря 2020 года № 433-ФЗ „О внесении изменений в Федеральный закон „О таможенном регулировании в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“; Федеральный закон от 15 октября 2020 года № 340-ФЗ „О внесении изменений в статью 3432 части второй Налогового кодекса Российской Федерации“; Федеральный закон от 18 марта 2020 года № 65-ФЗ „О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации“.// Материалы к „правительственному часу“ на тему „О реализации стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации“, предоставленные Минвостокразвития России.

[2] Федеральный закон от 13 июля 2020 года № 193-ФЗ «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации».

[3] Постановление Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2020 года № 1338 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий на возмещение затрат по уплате страховых взносов, возникающих у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, являющихся резидентами Арктической зоны Российской Федерации».

[4] Приказ Минвостокразвития России от 13 августа 2020 года № 113 «Об утверждении Порядка согласования внеплановых проверок, а также заявленных органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля оснований для их проведения в отношении резидентов Арктической зоны Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 21 декабря 2020 года № 61620).

[5] Федеральный закон от 13 июля 2020 года № 193-ФЗ «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации».

[6] Федеральный закон от 2 июля 2021 года №350-ФЗ «О внесении изменений в статью 9 Федерального закона „О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации“.

[7] Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2021 года № 978‑р.

[8] Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2020 года № 2464-р

[9] Проведен анализ перечней товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется у субъектов МСП (номенклатура увеличена до 28,6 тыс. позиций); совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, входящих в состав ДФО, сформированы и направлены заказчикам перечни потенциальных поставщиков из числа субъектов МСП, зарегистрированных на территории ДФО; реализованы мероприятия по информированию субъектов МСП о закупках товаров, работ, услуг, планируемых крупнейшими заказчиками на территории ДФО; совместно с крупнейшими заказчиками при содействии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации проведены обучающие семинары для субъектов МСП по вопросам участия в закупках крупнейших заказчиков (9 семинаров в 8 регионах ДФО, в которых приняли участие 392 представителя субъектов МСП).

[10] Малый и средний бизнес Дальнего Востока с начала года заключил с крупными госкомпаниями договоры по закупкам на сумму 83,5 млрд рублей // Корпорация МСП, 02.09.2021.

[11] Постановление Правительства Российской Федерации от 7 июля 2021 г. № 1128 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».