Другие мероприятия

Совещание с участием представителей государственных органов «О мерах государственной поддержки развития закрытых административно-территориальных образований»

РЕШЕНИЕ
по итогам совещания с участием представителей государственных органов »О мерах государственной поддержки развития закрытых административно-территориальных образований»

18 ноября 2021 года
город Москва


В соответствии с пунктом 4.76 Плана мероприятий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на осеннюю сессию 2021 года Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (далее – Комитет) и Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности провели совещание «О мерах государственной поддержки развития закрытых административно-территориальных образований» с участием представителей государственных органов, органов местного самоуправления, государственных корпораций, организаций.

Участники совещания, всесторонне обсудив широкий круг вопросов обеспечения устойчивого развития закрытых административно-территориальных образований, отметили следующее.

В настоящее время в 22 субъектах Российской Федерации создано 38 закрытых административно-территориальных образований (далее также – ЗАТО), включающих в свой состав 81 населенный пункт. В ЗАТО проживает около 1 миллиона человек.

ЗАТО являются предметом особого внимания со стороны государства. Эти муниципальные образования имеют стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности страны, развития науки и экономики, они концентрируют интеллектуальные, инновационные, промышленные ресурсы.

Вопросы государственной поддержки ЗАТО особенно актуальны в свете утверждения Президентом Российской Федерации Основ государственной политики в сфере стратегического планирования[1], которые фактически обеспечивают системную увязку стратегического планирования на всех уровнях публичной власти, а также реализации Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года[2], определяющей основные направления пространственного развития Российской Федерации, такие как: максимальное раскрытие социально-экономического потенциала отдельных территорий страны, создание новых центров развития; инновационный путь развития экономики; согласованное использование рациональных форм пространственной организации, необходимость реализации дополнительных направлений социально-экономического развития городов, характеризующихся особым статусом.

Статус ЗАТО налагает ограничения, которые подчинены целям обороны страны и безопасности государства. Данные ограничения сдерживают развитие предпринимательской деятельности и инвестиционной активности на территории ЗАТО, не позволяют наращивать собственную доходную часть муниципального бюджета. Доля межбюджетных трансфертов в объеме доходов бюджетов ЗАТО составляет от 50 до 70 процентов[3] Дополнительные расходы и (или) потери бюджетов ЗАТО, связанные с особым режимом функционирования, компенсируются путем предоставления дотаций из федерального бюджета в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Однако, по информации, полученной Комитетом от субъектов Российской Федерации и муниципальных образований – ЗАТО, размеры предоставляемой дотации не покрывают в полной мере потери бюджетов ЗАТО и не обеспечивают их сбалансированность[4]. Требуется корректировка подходов к формированию общего объема и методике распределения указанной дотации, в том числе в части учета природно-климатических и социально-экономических факторов, влияющих на размер расходов бюджетов ЗАТО.

Экономика большинства ЗАТО является моноспециализированной, производственные цепочки и рынок труда зависят от градообразующего предприятия. Часть ЗАТО отнесена к монопрофильным муниципальным образованиям. Поэтому особое значение для обеспечения устойчивого развития ЗАТО имеет диверсификация экономики. С этой целью в ряде ЗАТО созданы территории опережающего социально-экономического развития (далее – ТОСЭР), в рамках которых установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности, в том числе льготное налогообложение. Успешное функционирование ТОСЭР в ЗАТО сдерживается такими факторами как пропускной режим, ограничения в обороте земельных участков, длительные сроки согласования сделок с недвижимостью, короткий срок применения льгот по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и другими.

В настоящее время в рамках реализации Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года ведется разработка нового механизма развития территорий с особыми условиями осуществления предпринимательской деятельности[5]. ЗАТО могут стать пилотными площадками для внедрения этого механизма.

Фактором, сдерживающим развитие ЗАТО, является также высокая степень износа объектов коммунальной, транспортной и социальной инфраструктуры, в том числе переданных из федеральной в муниципальную собственность. Собственные средства муниципалитетов недостаточны для их капитального ремонта и реконструкции. Необходимо предоставление целевых межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в целях софинансирования модернизации объектов коммунальной и социальной инфраструктуры, переданных в ведение органов местного самоуправления организациями, по роду деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования.

Вопросы поддержки ЗАТО решаются в рамках множества государственных программ Российской Федерации и федеральных проектов, при этом отсутствует единая комплексная концепция развития этих муниципальных образований. Формирование такой концепции – задача, требующая скорейшего решения. В рамках новой системы управления государственными программами Российской Федерации[6] может быть также сформирована государственная программа (комплексная программа) развития ЗАТО.

В целях обеспечения устойчивого развития закрытых административно-территориальных образований, участники совещания решили рекомендовать:

1. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:

ускорить рассмотрение проектов федеральных законов № 1207299–7 «О внесении изменений в статью 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» и № 1135408–7 «О внесении изменений в Федеральный закон „О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации“ и Федеральный закон „О свободном порте Владивосток“.

2. Правительству Российской Федерации:

1) рассмотреть вопросы о разработке комплексной концепции развития закрытых административно-территориальных образований, а также о разработке федерального проекта и (или) государственной программы (комплексной программы), интегрирующих мероприятия по развитию закрытых административно-территориальных образований;

2) рассмотреть в рамках формирования нового механизма развития территорий с особыми условиями осуществления предпринимательской деятельности, предусмотренного Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, вопрос о включении закрытых административно-территориальных образований в число приоритетных (пилотных) муниципальных образований, в которых создаются такие территории, и о внесении соответствующих изменений в план реализации Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 года № 3227-р;

3) рассмотреть вопрос о внесении в Правила компенсации дополнительных расходов и (или) потерь бюджетов закрытых административно-территориальных образований, связанных с особым режимом безопасного функционирования, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2005 года № 232, изменений в части:

установления обязательности ежегодной индексации с учетом уровня инфляции общего объема средств дотаций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для предоставления дотаций бюджетам закрытых административно-территориальных образований;

корректировки методики расчета дотаций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для предоставления дотаций бюджетам закрытых административно-территориальных образований в целях более полного учета природно-климатических и социально-экономических факторов, влияющих на формирование расходных обязательств закрытых административно-территориальных образований;

4) рассмотреть возможность исключения дотаций бюджетам закрытых административно-территориальных образований, представляемых в целях компенсации дополнительных расходов и (или) потерь бюджетов закрытых административно-территориальных образований, связанных с особым режимом безопасного функционирования, из числа дотаций, учитываемых при определении доли дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в доходах местных бюджетов, величина которой влечет применение ограничительных мер, предусмотренных статьей 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации;

5) рассмотреть вопрос об исключении из числа условий предоставления дотаций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для предоставления дотаций бюджетам закрытых административно-территориальных образований принятие и выполнение обязательств по неустановлению и (или) отмене ранее принятых расходных обязательств закрытых административно-территориальных образований, не связанных с решением вопросов, отнесенных законодательством Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления такого образования, в части расходных обязательств на реализацию прав органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 161 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и расходных обязательств по оказанию дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан;

6) рассмотреть возможность внесения в Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды (приложение № 15 к государственной программе Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года № 1710) изменений в части установления обязательности включения закрытых административно-территориальных образований, не являющихся монопрофильными муниципальными образованиями, в перечень муниципальных образований – получателей субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации;

7) рассмотреть вопрос о выделении дополнительных ассигнований федерального бюджета на предоставление субъектам Российской Федерации, на территории которых расположены закрытые административно-территориальные образования, целевых межбюджетных трансфертов в целях софинансирования модернизации объектов коммунальной и социальной инфраструктуры, в том числе переданных в ведение органов местного самоуправления организациями, по роду деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;

8) рассмотреть возможность освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость операций по передаче государственного или муниципального имущества в собственность управляющих компаний территорий опережающего социально-экономического развития;

9) рассмотреть вопрос о выделении дополнительных ассигнований федерального бюджета на реализацию в 2022–2024 годах мероприятий комплексного плана развития социальной и инженерной инфраструктур закрытых административно-территориальных образований Мурманской области и населенных пунктов Мурманской области с дислокацией воинских формирований;

10) рассмотреть вопрос об определении границ закрытого административно-территориального образования Межгорье Республики Башкортостан в порядке, установленном Законом Российской Федерации от 14 июля 1992 года № 3297-I «О закрытом административно-территориальном образовании».

3. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации:

1) рассмотреть вопрос о разработке дополнительных механизмов стимулирования жилищного строительства на территории закрытых административно-территориальных образований;

2) подготовить совместно с Министерством обороны Российской Федерации предложения о выделении в 2022 году бюджетных ассигнований федерального бюджета на завершение мероприятия по реконструкции зданий муниципального жилищного фонда города Мирного (Архангельская область).

4. Министерству экономического развития Российской Федерации:

1) рассмотреть совместно с Акционерным обществом «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» вопрос о разработке дополнительных механизмов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность на территории закрытых административно-территориальных образований;

2) рассмотреть совместно с государственной корпорацией развития «ВЭБ.РФ» при планировании мер поддержки монопрофильных муниципальных образований вопрос о формировании дополнительных механизмов поддержки монопрофильных муниципальных образований, в том числе в части софинансирования строительства инфраструктуры территорий опережающего социально-экономического развития;

3) рассмотреть совместно с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены закрытые административно-территориальные образования, вопрос о развитии механизмов привлечения квалифицированных кадров в организации, осуществляющие деятельность на территориях закрытых административно-территориальных образований.

5. Министерству обороны Российской Федерации, Министерству промышленности и торговли Российской Федерации, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» совместно с Федеральным агентством по управлению государственным имуществом и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями рассмотреть вопросы:

1) о проведении инвентаризации расположенных на территории закрытых административно-территориальных образований земельных участков, закрепленных за организациями, по роду деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования, и не используемых для обеспечения деятельности указанных организаций;

2) о разработке и реализации плана мероприятий по формированию, передаче в муниципальную собственность и (или) вовлечению в гражданский оборот земельных участков, закрепленных за организациями, по роду деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования, и не используемых для обеспечения деятельности указанных организаций.

6. Министерству обороны Российской Федерации:

ускорить доработку и внесение в Правительство Российской Федерации проекта постановления, предусматривающего возможность использования в целях жилищного обеспечения граждан Российской Федерации, желающих выехать на новое место жительства из закрытых административно-территориальных образований, на территории которых располагаются организации и (или) объекты, находящиеся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, и по роду деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования, жилых помещений, расположенных на территории Российской Федерации, находящихся в федеральной собственности и закрепленных на праве оперативного управления за Министерством обороны Российской Федерации либо подведомственным ему учреждением (организацией) или казенным предприятием.

7. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации:

подготовить предложения о выделении дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета в целях создания на территории городского округа закрытого административно-территориального образования города Радужный (Владимирская область) инновационного научно-технологического центра в области лазерных технологий.

8. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых расположены закрытые административно-территориальные образования:

1) рассмотреть вопрос об установлении дифференцированных нормативов отчислений от налога на доходы физических лиц, транспортного налога в бюджеты закрытых административно-территориальных образований;

2) рассмотреть вопрос о выделении дополнительных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации на предоставление бюджетам закрытых административно-территориальных образований целевых межбюджетных трансфертов в целях софинансирования дорожной деятельности, модернизации объектов коммунальной и социальной инфраструктуры;

3) оказывать органам местного самоуправления закрытых административно-территориальных образований методическую помощь в целях перехода к формированию местных бюджетов на основе среднесрочного бюджетного планирования и бюджетирования, ориентированного на результат, рост налогового потенциала муниципальных образований и развитие социальной инфраструктуры;

4) провести мониторинг социально-экономического состояния закрытых административно-территориальных образований и представить в Министерство экономического развития Российской Федерации предложения о создании территорий опережающего социально-экономического развития;

5) совместно с органами местного самоуправления закрытых административно-территориальных образований подготовить предложения об изменении границ закрытых административно-территориальных образований в целях включения в указанные границы земельных участков за пределами контролируемых и (или) запретных зон, а также использованию таких земельных участков для реализации инвестиционных проектов;

6) содействовать расширению участия закрытых административно-территориальных образований в реализации национальных проектов.

9. Органам местного самоуправления закрытых административно-территориальных образований:

1) при формировании бюджетов закрытых административно-территориальных образований ориентироваться на принципы среднесрочного бюджетного планирования и бюджетирования, ориентированного на результат, а также предусматривать мероприятия, направленные на рост налогового потенциала муниципальных образований и развитие социальной инфраструктуры;

2) развивать совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены закрытые административно-территориальные образования, механизмы привлечения квалифицированных кадров в организации, осуществляющие деятельность на территориях закрытых административно-территориальных образований;

3) рассмотреть возможность реализации в закрытых административно-территориальных образованиях проектов создания индустриальных парков, промышленных технопарков, а также иных промышленных проектов с использованием механизмов поддержки, предоставляемой Министерством промышленности и торговли Российской Федерации;

4) рассмотреть вопрос о расширении участия закрытых административно-территориальных образований в реализации национальных проектов;

5) способствовать широкому применению инициативных проектов и иных форм непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления при реализации мероприятий национальных проектов и иных мероприятий по развитию инфраструктуры закрытых административно-территориальных образований. 


[1] Указ Президента Российской Федерации от 8 ноября 2021 года № 633 «Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации». Указом устанавливается, что реализация государственной политики в сфере стратегического планирования осуществляется путем взаимодействия органов публичной власти под руководством Президента Российской Федерации на основе законодательно определенных принципов стратегического планирования.

[2] Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 года № 207-р.

[3] См.: Миронова С.М. Финансово-правовой статус закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО) // Финансовое право. 2020. № 2. С. 16–25.

[4] По информации органов местного самоуправления ЗАТО Северск, ЗАТО Зеленогорск, органов государственной власти Республики Башкортостан, Красноярского края, Нижегородской, Свердловской, Томской, Челябинской областей.

[5] Пункт 9 плана реализации Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 года № 3227-р.

[6] Положение о системе управления государственными программами Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2021 года № 786.