Протокол
совещания
с участием представителей государственных органов на тему «Вопросы
определения единого оператора мероприятий государственных программ по обеспечению жильем отдельных категорий граждан»
Председательствовал: председатель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Андрей Анатольевич Шевченко.
Присутствовали:
сенаторы Российской Федерации – члены Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера | А.А. Шевченко, |
приглашенные | А.А. Аккуратова, Д.Ф. Вильданов, Ю.С. Гордеев, М.С. Капранов, Н.Б. Косарева, А.В. Ниденс, В.А. Перепелица, С.В. Разворотнева, О.С. Рурин, Н.А. Трунова, |
I. Заслушали информацию по вопросам жилищного обеспечения отдельных категорий граждан и позицию
федеральных органов исполнительной власти, институтов развития в жилищной сфере
по вопросам создания единого оператора государственных жилищных программ и формирования единой персонифицированной системы учета граждан
_________________________________________________________________
Выступили: Ю.С. Гордеев, Н.А. Трунова, С.В. Разворотнева, Д.И. Яновицкий, В.А. Перепелица, А.П. Аккуратова, М.С. Капранов, О.С. Рурин, А.В. Ниденс, Н.Б. Косарева, А.М. Чернецкий, В.Ф. Городецкий. А.А. Шевченко
1. Принять к сведению информацию заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Ю.С. Гордеева об общем количестве состоящих на жилищном учете граждан, перед которыми действуют федеральные и региональные обязательства по обеспечению жильем в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», о передаче Федеральному казенному учреждению «Объединенная дирекция по реализации инвестиционных программ» Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации функции оператора по обеспечению жильем отдельных категорий граждан и функции оператора информационной системы учета выданных и оплаченных государственных жилищных сертификатов на базе информационной системы государственных жилищных сертификатов. Отметить, что в 2022 году в рамках ведомственной программы цифровой трансформации (утвержденной приказом Минстроя России от 31.12.2020 года № 926/пр) планируется начало формирования единого реестра граждан, перед которыми имеются федеральные жилищные обязательства, а в 2023 году планируется создание единой цифровой платформы по учету граждан в рамках государственной интегрированной информационной системы «Единый цифровой реестр граждан, нуждающихся в жилье», взаимодействующей с Единой государственной информационной системой социального обеспечения, Единым государственным реестром недвижимости, ресурсом Федеральной налоговой службы.
2. Принять к сведению информацию аудитора Счетной палаты Российской Федерации Н.А. Труновой о поддержке действий Минстроя России, направленных на определение единого оператора мероприятий государственных программ по жилищному обеспечению граждан и создание единой персонифицированной системы учета граждан, нуждающихся в жилищном обеспечении.
3. Принять к сведению предложения заместителя председателя комитета Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству С.В. Разворотневой о необходимости создания на уровне субъектов Российской Федерации региональных операторов по обеспечению жильем всех категорий граждан, о ведении регионального персонифицированного учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, а также о необходимости внесения законодательных изменений в части унификации положений о применении договора социального найма при предоставлении любых жилых помещений государственного или муниципального жилищного фондов.
4. Принять к сведению информацию начальника управления жилищной политики, имущественных и хозяйственных отношений Департамента по материально-техническому и медицинскому обеспечению Министерства внутренних дел Российской Федерации Д.И. Яновицкого по вопросам жилищного обеспечения сотрудников и пенсионеров органов внутренних дел Российской Федерации, а также семей погибших сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. Отметить, что создание единого персонифицированного учета нуждающихся в жилых помещениях граждан в части введения данных указанной категории граждан может быть проведено только с соблюдением требований Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152 «О персональных данных» и Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5485-I «О государственной тайне».
5. Принять к сведению информацию заместителя директора Департамента социальной защиты и социального обслуживания Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации В.А. Перепелицы о жилищном обеспечении ветеранов Великой Отечественной войны и иных категорий граждан, жилищное обеспечение которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». Вопрос о создании единого оператора государственных жилищных программ поддерживается.
6. Принять к сведению информацию заместителя директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения Российской Федерации А.П. Аккуратовой по вопросам жилищного обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Отметить, что актуальной проблемой жилищного обеспечения данной категории граждан является неполное освоение средств федеральной субсидии, связанное с проблемой одномоментного приобретения большого количества жилых помещений в регионах. Вопрос о создании единого оператора государственных жилищных программ поддерживается.
7. Принять к сведению информацию заместителя директора Департамента развития сельских территорий Министерства сельского хозяйства Российской Федерации М.С. Капранова по вопросу жилищного обеспечения граждан, проживающих на сельских территориях в рамках государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 года № 696. Отметить, что актуальной проблемой жилищного обеспечения данной категории граждан является низкий уровень освоения средств федеральной субсидии, связанный с проблемой недостатка строящихся и существующих жилых помещений. Вопрос об изменении системы жилищного обеспечения граждан указанной категории не поддерживается.
8. Принять к сведению информацию первого заместителя генерального директора государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства О.С. Рурина по вопросам переселения граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу. Отметить большой практический опыт Фонда в части создания и управления информационной системой «Реформа ЖКХ», в которой в актуальном формате отражаются все данные по реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Отметить позицию Фонда в части учета информации о жилищном обеспечении граждан при расселении из аварийного жилья при формировании единого персонифицированного учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, а также необходимости гармонизации правил предоставления жилья различным категориям граждан. Фонд поддерживает идею о создании единого оператора государственных жилищных программ, единого персонифицированного учета граждан и активно участвует в ее продвижении.
9. Принять к сведению информацию управляющего директора акционерного общества «ДОМ.РФ» А.В. Ниденса о выполнении функций оператора государственных ипотечных программ и автоматизации этой деятельности в рамках единой автоматизированной информационной системы жилищного строительства. Отметить предложения общества в части необходимости работы всех существующих жилищных программ по единой методологии, обеспечения единого информационного сопровождения всех жилищных программ, а также предложение о возложении функций информационно-операционного сопровождения мер государственной поддержки улучшения жилищных условий граждан на акционерное общество «ДОМ.РФ».
10. Принять к сведению предложения президента Фонда «Институт экономики города» Н.Б. Косаревой в части необходимости создания единой унифицированной системы жилищного обеспечения граждан, формирования единой учетной системы граждан, перед которыми существуют государственные и муниципальные жилищные обязательства, а также предложение об унификации законодательной базы по вопросам применения единых механизмов жилищной поддержки, усиления ее адресности. Отметить предложение о необходимости передачи полномочия органов местного самоуправления по жилищному обеспечению малоимущих граждан, вставших на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года, на государственный уровень публичной власти.
11. Принять к сведению предложения первого заместителя Председателя Законодательного Собрания Свердловской области А.М. Чернецкого о важности создания единого оператора всех жилищных программ как единого информационного и методологического центра жилищного обеспечения граждан, о возможности применения механизма предоставления арендного жилья для малоимущих граждан.
12. Принять к сведению предложения первого заместителя председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера В.Ф. Городецкого о необходимости создания единого реестра учета нуждающихся в жилых помещениях граждан и изучения опыта по управлению государственными жилищными программами различными операторами – исполнительными органами государственной власти.
13. Принять к сведению предложения председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера А.А. Шевченко о необходимости создания цифрового реестра нуждающихся в жилье граждан в целях выяснения объема государственных и муниципальных жилищных обязательств и составления на его основе плана действий (»дорожной карты»), направленной на исполнение государственных жилищных обязательств, изменение нормативной правовой базы.
II. Рекомендовали:
Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации во взаимодействии с акционерным обществом «ДОМ.РФ», государственной корпорацией – Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства рассмотреть вопросы:
— о целесообразности возложения на акционерное общество «ДОМ.РФ» функций информационно-операционного сопровождения мер государственной поддержки улучшения жилищных условий граждан;
— о внедрении Единого стандарта сопровождения программ государственной поддержки в жилищной сфере, разработанного акционерным обществом «ДОМ.РФ»;
— о формировании Единого реестра граждан, состоящих на учете в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органах местного самоуправления), перед которыми имеются федеральные обязательства;
— о создании единой цифровой платформы по учету граждан в рамках государственной интегрированной информационной системы «Единый цифровой реестр граждан, нуждающихся в жилье».
Комитету Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера:
— предложения, высказанные участниками совещания, принять к сведению и учитывать при проведении законопроектной работы.