Другие мероприятия

Совещание с участием представителей государственных органов на тему «Вопросы определения единого оператора мероприятий государственных программ по обеспечению жильем отдельных категорий граждан»

Протокол
совещания с участием представителей государственных органов на тему «Вопросы определения единого оператора мероприятий государственных программ по обеспечению жильем отдельных категорий граждан»

Председательствовал: председатель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Андрей Анатольевич Шевченко.

Присутствовали:

сенаторы Российской Федерации – члены Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера

А.А. Шевченко,
В.Ф. Городецкий,
Д.Г. Кузьмин

приглашенные
(в режиме подключения к сеансу видеоконференцсвязи)

А.А. Аккуратова, Д.Ф. Вильданов, Ю.С. Гордеев, М.С. Капранов, Н.Б. Косарева, А.В. Ниденс, В.А. Перепелица, С.В. Разворотнева, О.С. Рурин, Н.А. Трунова,
А.М. Чернецкий, Д.И. Яновицкий

 I. Заслушали информацию по вопросам жилищного обеспечения отдельных категорий граждан и позицию федеральных органов исполнительной власти, институтов развития в жилищной сфере по вопросам создания единого оператора государственных жилищных программ и формирования единой персонифицированной системы учета граждан
_________________________________________________________________

Выступили: Ю.С. Гордеев, Н.А. Трунова, С.В. Разворотнева, Д.И. Яновицкий, В.А. Перепелица, А.П. Аккуратова, М.С. Капранов, О.С. Рурин, А.В. Ниденс, Н.Б. Косарева, А.М. Чернецкий, В.Ф. Городецкий. А.А. Шевченко

1. Принять к сведению информацию заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Ю.С. Гордеева об общем количестве состоящих на жилищном учете граждан, перед которыми действуют федеральные и региональные обязательства по обеспечению жильем в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», о передаче Федеральному казенному учреждению «Объединенная дирекция по реализации инвестиционных программ» Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации функции оператора по обеспечению жильем отдельных категорий граждан и функции оператора информационной системы учета выданных и оплаченных государственных жилищных сертификатов на базе информационной системы государственных жилищных сертификатов. Отметить, что в 2022 году в рамках ведомственной программы цифровой трансформации (утвержденной приказом Минстроя России от 31.12.2020 года № 926/пр) планируется начало формирования единого реестра граждан, перед которыми имеются федеральные жилищные обязательства, а в 2023 году планируется создание единой цифровой платформы по учету граждан в рамках государственной интегрированной информационной системы «Единый цифровой реестр граждан, нуждающихся в жилье», взаимодействующей с Единой государственной информационной системой социального обеспечения, Единым государственным реестром недвижимости, ресурсом Федеральной налоговой службы.

2. Принять к сведению информацию аудитора Счетной палаты Российской Федерации Н.А. Труновой о поддержке действий Минстроя России, направленных на определение единого оператора мероприятий государственных программ по жилищному обеспечению граждан и создание единой персонифицированной системы учета граждан, нуждающихся в жилищном обеспечении.

3. Принять к сведению предложения заместителя председателя комитета Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству С.В. Разворотневой о необходимости создания на уровне субъектов Российской Федерации региональных операторов по обеспечению жильем всех категорий граждан, о ведении регионального персонифицированного учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, а также о необходимости внесения законодательных изменений в части унификации положений о применении договора социального найма при предоставлении любых жилых помещений государственного или муниципального жилищного фондов.

4. Принять к сведению информацию начальника управления жилищной политики, имущественных и хозяйственных отношений Департамента по материально-техническому и медицинскому обеспечению Министерства внутренних дел Российской Федерации Д.И. Яновицкого по вопросам жилищного обеспечения сотрудников и пенсионеров органов внутренних дел Российской Федерации, а также семей погибших сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. Отметить, что создание единого персонифицированного учета нуждающихся в жилых помещениях граждан в части введения данных указанной категории граждан может быть проведено только с соблюдением требований Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152 «О персональных данных» и Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5485-I «О государственной тайне».

5. Принять к сведению информацию заместителя директора Департамента социальной защиты и социального обслуживания Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации В.А. Перепелицы о жилищном обеспечении ветеранов Великой Отечественной войны и иных категорий граждан, жилищное обеспечение которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». Вопрос о создании единого оператора государственных жилищных программ поддерживается.

6. Принять к сведению информацию заместителя директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения Российской Федерации А.П. Аккуратовой по вопросам жилищного обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Отметить, что актуальной проблемой жилищного обеспечения данной категории граждан является неполное освоение средств федеральной субсидии, связанное с проблемой одномоментного приобретения большого количества жилых помещений в регионах. Вопрос о создании единого оператора государственных жилищных программ поддерживается.

7. Принять к сведению информацию заместителя директора Департамента развития сельских территорий Министерства сельского хозяйства Российской Федерации М.С. Капранова по вопросу жилищного обеспечения граждан, проживающих на сельских территориях в рамках государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 года № 696. Отметить, что актуальной проблемой жилищного обеспечения данной категории граждан является низкий уровень освоения средств федеральной субсидии, связанный с проблемой недостатка строящихся и существующих жилых помещений. Вопрос об изменении системы жилищного обеспечения граждан указанной категории не поддерживается.

8. Принять к сведению информацию первого заместителя генерального директора государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства О.С. Рурина по вопросам переселения граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу. Отметить большой практический опыт Фонда в части создания и управления информационной системой «Реформа ЖКХ», в которой в актуальном формате отражаются все данные по реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

Отметить позицию Фонда в части учета информации о жилищном обеспечении граждан при расселении из аварийного жилья при формировании единого персонифицированного учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, а также необходимости гармонизации правил предоставления жилья различным категориям граждан. Фонд поддерживает идею о создании единого оператора государственных жилищных программ, единого персонифицированного учета граждан и активно участвует в ее продвижении.

9. Принять к сведению информацию управляющего директора акционерного общества «ДОМ.РФ» А.В. Ниденса о выполнении функций оператора государственных ипотечных программ и автоматизации этой деятельности в рамках единой автоматизированной информационной системы жилищного строительства. Отметить предложения общества в части необходимости работы всех существующих жилищных программ по единой методологии, обеспечения единого информационного сопровождения всех жилищных программ, а также предложение о возложении функций информационно-операционного сопровождения мер государственной поддержки улучшения жилищных условий граждан на акционерное общество «ДОМ.РФ».

10. Принять к сведению предложения президента Фонда «Институт экономики города» Н.Б. Косаревой в части необходимости создания единой унифицированной системы жилищного обеспечения граждан, формирования единой учетной системы граждан, перед которыми существуют государственные и муниципальные жилищные обязательства, а также предложение об унификации законодательной базы по вопросам применения единых механизмов жилищной поддержки, усиления ее адресности. Отметить предложение о необходимости передачи полномочия органов местного самоуправления по жилищному обеспечению малоимущих граждан, вставших на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года, на государственный уровень публичной власти.

11. Принять к сведению предложения первого заместителя Председателя Законодательного Собрания Свердловской области А.М. Чернецкого о важности создания единого оператора всех жилищных программ как единого информационного и методологического центра жилищного обеспечения граждан, о возможности применения механизма предоставления арендного жилья для малоимущих граждан.

12. Принять к сведению предложения первого заместителя председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера В.Ф. Городецкого о необходимости создания единого реестра учета нуждающихся в жилых помещениях граждан и изучения опыта по управлению государственными жилищными программами различными операторами – исполнительными органами государственной власти.

13. Принять к сведению предложения председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера А.А. Шевченко о необходимости создания цифрового реестра нуждающихся в жилье граждан в целях выяснения объема государственных и муниципальных жилищных обязательств и составления на его основе плана действий (»дорожной карты»), направленной на исполнение государственных жилищных обязательств, изменение нормативной правовой базы.

II. Рекомендовали:

Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации во взаимодействии с акционерным обществом «ДОМ.РФ», государственной корпорацией – Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства рассмотреть вопросы:

— о целесообразности возложения на акционерное общество «ДОМ.РФ» функций информационно-операционного сопровождения мер государственной поддержки улучшения жилищных условий граждан;

— о внедрении Единого стандарта сопровождения программ государственной поддержки в жилищной сфере, разработанного акционерным обществом «ДОМ.РФ»;

— о формировании Единого реестра граждан, состоящих на учете в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органах местного самоуправления), перед которыми имеются федеральные обязательства;

— о создании единой цифровой платформы по учету граждан в рамках государственной интегрированной информационной системы «Единый цифровой реестр граждан, нуждающихся в жилье».

Комитету Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера:

— предложения, высказанные участниками совещания, принять к сведению и учитывать при проведении законопроектной работы.