ПРОТОКОЛ
совещания Комитета Совета
Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению
и делам Севера совместно с Советом по вопросам развития Дальнего Востока,
Арктики и Антарктики при Совете Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации на тему «О ходе реализации концепции демографической политики
Дальнего Востока»
(в режиме видео-конференц-связи)
Совет Федерации, | 16 февраля 2022 года, |
Председательствовал: заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, заместитель председателя Совета по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Александр Константинович Акимов.
Присутствовали:
сенаторы Российской Федерации | А.К. Акимов, И.Н. Абрамов, Ю.К. Валяев, А.Г. Высокинский, В.Ф. Городецкий, Д.В. Гусев, Б.Б. Жамсуев, А.Г. Жукова, С.П. Михайлов, А.И. Отке, Т.А. Сахарова, В.В. Семенов |
члены рабочей группы по вопросам социально-экономического развития Совета по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики при Совете Федерации
| В.И. Богоявленский, А.М. Брехунцов, Н.А. Волгин, Г.В. Иванов, В.Н. Лексин, В.А. Мартыщенко, В.И. Павленко, И.Я. Петренко, А.Н. Пилясов, В.Н. Разбегин, В.И. Сморчкова, В.Г. Харлов, И.К. Чернышенко |
представители федеральных | О.Ю. Баталина, А.В. Веретенников, Г.В. Смоляк, В.С. Фисенко, М.М. Шамьюнов |
представители субъектов Российской Федерации | А.Н. Атласова, Е.А. Волкова, |
приглашенные | И.П. Ефимов, В.П. Леньшин, В.В. Локосов, Э.Р. Нургалиева, Ю.А. Симагин |
Выступили: А.К. Акимов, О.Ю. Баталина, М.М. Шамьюнов, В.С. Фисенко, И.С. Щеглова, Е.А. Волкова, А.Н. Атласова, А.Н. Пилясов, С.В. Рязанцев, В.П. Леньшин.
С учетом состоявшегося обсуждения рекомендовать:
1. Принять к сведению информацию заместителя председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, заместителя председателя Совета по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации А.К. Акимова.
2. Принять к сведению информацию первого заместителя Министра труда и социальной защиты Российской Федерации О.Ю. Баталиной, заместителя Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики М.М. Шамьюнова, первого заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации В.С. Фисенко, заместителя председателя Правительства Забайкальского края И.С. Щегловой, министра труда и социального развития Республики Саха (Якутия) Е.А. Волковой, председателя постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по делам семьи и детства А.Н. Атласовой, генерального директора автономной некоммерческой организации «Институт регионального консалтинга» А.Н. Пилясова, директора Института демографических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук С.В. Рязанцева, заместителя директора по развитию Института социально-экономических проблем народонаселения В.П. Леньшина.
3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
в целях реализации статьи 316 Трудового кодекса Российской Федерации рассмотреть вопрос о принятии постановления Правительства Российской Федерации об установлении размеров районных коэффициентов и порядке их применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
актуализировать мероприятия второго этапа (2021–2025 годы) Концепции демографической политики Дальнего Востока на период до 2025 года после утверждения стратегических инициатив, обеспечивающих ускоренное развитие Дальнего Востока, в том числе по снижению миграционного оттока населения, созданию условий для устойчивого роста рождаемости и продолжительности жизни, сокращению уровня смертности, повышению миграционной привлекательности и формированию устойчивого миграционного притока населения в макрорегион;
рассмотреть вопрос возмещения для жителей Дальневосточного федерального округа разницы в стоимости 1 кв. м. приобретаемого жилья между установленной в субъекте ценой жилья экономкласса и экономически обоснованной ценой застройщика, исходя из норматива обеспечения жильем 18 кв. м. на одного члена семьи;
проработать вопросы о снижении размера первоначального взноса при получении ипотечного (жилищного) кредита семьям при рождении второго и последующих детей в размере 10 процентов для городских населенных пунктов, 0 процентов — для сельских населенных пунктов, снижения возрастных ограничений и отмены условия проживания на территории Дальневосточного федерального округа не менее 5 лет;
рассмотреть вопрос о внесении изменений в Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию программ, направленных на обеспечение безопасных и комфортных условий предоставления социальных услуг в сфере социального обслуживания, в рамках реализации проекта «Старшее поколение» национального проекта «Демография» в части включения строительства специализированного жилищного фонда системы социального обслуживания для инвалидов;
рассмотреть возможность увеличения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие транспортной инфраструктуры на сельских территориях в рамках федерального проекта «Развитие транспортной инфраструктуры на сельских территориях» государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий»;
рассмотреть вопрос проведения эксперимента по предоставлению налоговых льгот для субъектов малого и среднего предпринимательства, работающих в районах с ограниченными сроками завоза грузов.
4. Министерству Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
проработать вопрос по определению Хабаровской агломерации (совместно с проектом Большой Владивосток) селитебным центром Дальнего Востока, концентрации проживания в том числе работников и членов их семей, ориентированных на вахтовый режим работы в отделенных и северных районах Дальневосточного федерального округа;
рассмотреть возможность внесения изменений в условия программы «Дальневосточная ипотека» в части предоставления возможности получения гражданами жилищных (ипотечных) кредитов (займов) на приобретение на вторичном рынке жилья готового жилого помещения или жилого помещения с земельным участком на территории любого муниципального образования Магаданской области и Чукотского автономного округа на весь период действия программы;
проработать вопрос о распространении программы «Дальневосточная ипотека» на педагогических работников и работников медицинских организаций, осуществляющих свою деятельность в Дальневосточном федеральном округе;
рассмотреть вопрос о разработке и реализации пилотных проектов в Ненецком и Чукотском автономных округах как регионах с низкой плотностью и невысокой доходностью населения, высокими затратами на обеспечение деятельности малого бизнеса, ограниченными сроками завоза продовольствия в части освобождения от уплаты налогов индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории данных регионов, а также реализации модели минимального гарантированного дохода представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, выплачиваемого за счет средств федерального бюджета на территории указанных регионов;
рассмотреть положительный опыт Республики Саха (Якутия) в области семейной и демографической политики для его распространения в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа.
5. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации проработать вопрос снижения для жителей Дальневосточного федерального округа максимальной доли расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в совокупном доходе семей при назначении субсидии с 22 процентов до 10 процентов с компенсацией расходов соответствующих бюджетов из федерального бюджета.
6. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации совместно с Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики:
рассмотреть вопрос о предоставлении проживающим на территории Дальневосточного федерального округа семьям единовременной социальной выплаты в размере 1 миллиона рублей в случае рождения в семьях третьего или последующих детей, при условии направления выплаты на приобретение или строительство жилья на территории Дальневосточного федерального округа;
рассмотреть возможность установления ежемесячной денежной выплаты при рождении второго ребенка в размере прожиточного минимума до 3 лет без привязки к средствам материнского капитала, предусмотрев такие средства в федеральном бюджете;
проработать вопрос о внесении в пункт 9 статьи 223 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1031-I «О занятости населения в Российской Федерации» положения, предусматривающего возможность для работодателей, участвующих в региональной программе повышения мобильности трудовых ресурсов субъектов Российской Федерации, включенных в перечень субъектов Российской Федерации, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным, и входящим в состав Дальневосточного федерального округа, привлекать в рамках региональной программы повышения мобильности трудовых ресурсов выпускников образовательных организаций высшего образования, имеющих регистрацию по месту жительства в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и обучавшихся за пределами указанных субъектов Российской Федерации.
7. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа:
активизировать работу по информированию граждан о мерах социальной защиты (поддержки), социальных услугах, иных социальных гарантиях и выплатах;
устанавливать в своих нормативных правовых актах критерии нуждаемости, учитываемые при предоставлении гражданам мер социальной защиты (поддержки), не выше предусмотренных на федеральном уровне;
согласовывать на уровне субъекта Российской Федерации при участии органов службы занятости и органов в сфере образования перечень образовательных организаций и программ для организации профессионального обучения и дополнительного образования граждан в целях подготовки специалистов с учетом стратегических перспектив, кадровых потребностей работодателей, в том числе для реализации социально-экономических проектов на территории соответствующих субъектов Российской Федерации;
в целях привлечения на Дальний Восток трудоспособного населения из других российских регионов проработать систему рекрутинга, аналогичную механизмам привлечения иностранных трудовых мигрантов.