ПРОТОКОЛ
совещания на тему «О модернизации и замене лифтов и лифтового
оборудования в многоквартирных домах»
г. Москва | 20 мая 2022 года, 11.00
|
Председательствовал: председатель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Андрей Анатольевич Шевченко.
Присутствовали:
сенаторы Российской Федерации – члены Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера | А.А. Шевченко, |
представители федеральных органов исполнительной власти, приглашенные | В.Н. Авакян, А.Е. Артемьев, М.Р. Айсанова, Д.В. Дубенецкий, Я.Ю. Дымова, М.И. Егоров, А.В. Ересько, А.С. Захаров, М.И. Иванов, Е.М. Иванова, А.И. Колесников, Т.Н. Кузьмина, И.О. Трощенков, О.В. Никандров, В.В. Пивень, П.Г. Харламов, |
приглашенные (в режиме подключения к сеансу видеоконференцсвязи) | Д.П. Гнатюк, А.А. Константинов, А.М. Мордвинов, М.Ю. Морозов, М.А. Цыганова, В.А. Никонов, В.П. Шаталов |
I. Заслушали информацию по вопросам развития отрасли производства лифтов и их компонентов с учетом рисков санкционного давления на экономику, увеличения объемов финансирования мероприятий по замене лифтов и лифтового оборудования при проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, использования механизма факторинга при замене лифтов и прямых закупок лифтов у заводов-производителей в рамках реализации региональных программ капитального ремонта
Выступили: А.А. Шевченко, А.В. Ересько, С.Н. Лукин, М.И. Иванов, М.Р. Айсанова, Т.Н. Кузьмина, Д.В. Дубенецкий, О.В. Никандров, А.С. Захаров, П.Г. Харламов, А.М. Мордвинов, М.Ю. Морозов, В.П. Шаталов, М.А. Цыганова
1. Принять к сведению предложение председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера А.А. Шевченко о создании постоянно действующей системы предоставления субъектам Российской Федерации финансовой поддержки на реализацию мероприятий по замене лифтов в рамках реализации региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
2. Принять к сведению информацию заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации А.В. Ересько о том, что по состоянию на 1 мая 2022 года государственной корпорацией – Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства одобрена государственная поддержка по заявкам субъектов Российской Федерации на сумму 1,2 млрд. рублей для замены 2 426 лифтов, из которых введен в эксплуатацию 2071 лифт, что составляет 83% от запланированного объема.
Учесть информацию о направлении Министерством бюджетного предложения в проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» о ежегодном выделении средств федерального бюджета на мероприятия по замене лифтов при проведении капитального ремонта многоквартирных домов в объеме 1,5 млрд. рублей.
Отметить позицию Министерства о том, что в новых экономических условиях вопросы применения механизмов факторинга и рассрочки по договорам подряда на замену лифтов с истекшим назначенным сроком службы должны решаться на региональном уровне власти.
3. Принять к сведению предложения сенатора Российской Федерации – члена Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера С.Н. Лукина о необходимости проработки применения механизма факторинга и рассрочки платежа по договорам подряда на замену лифтов с истекшим назначенным сроком службы в отношении многоквартирных домов, собственники которых формируют фонд капитального ремонта на специальном счете.
Отметить позицию сенатора по вопросам необходимости поиска новых источников финансирования мероприятий по обновлению лифтового парка в жилищном секторе, введения прозрачного ценообразования в лифтовой отрасли, создания альтернативных способов обновления лифтового парка, в том числе в части перехода от полной замены лифтов к модернизации лифтов и лифтового оборудования, а также необходимость сокращения цепочки посреднических организаций.
Обратить внимание на предложение сенатора о переносе срока приведения лифтов, отработавших назначенный срок службы, в соответствие с требованиями технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов».
4. Принять к сведению информацию заместителя Министра промышленности и торговли Российской Федерации М.И. Иванова о том, что приоритетом деятельности Министерства является сохранение стабильности работы предприятий лифтовой отрасли и выход на качественно новый уровень конкурентноспособности отечественной продукции.
Отметить, что с 2015 года по 2021 год производство лифтов в России увеличилось на 30 процентов и в настоящее время ежегодный объем производства лифтов составляет 46 тысяч единиц, из которых 12 тысяч поставляет на наш рынок Республика Беларусь. Государственная поддержка лифтовой отрасли, объем которой за 2021 год составил порядка 200 млн. рублей, направляется на развитие новой продукции, НИОКР, модернизацию и налаживание серийного производства, стимулирование спроса, а также на реализацию программ, связанных с поддержкой экспорта.
Принять к сведению позицию Министерства о предлагаемом продлении до 2030 года срока замены лифтов, отработавших назначенный срок службы, установленного в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза «Безопасность лифтов», согласно которой такой перенос нецелесообразен, поскольку промышленность готова обеспечить потребность жилищного сектора в новых лифтах, а рост стоимости этого продукта приведет в будущем к увеличению объемов финансирования. Отметить предложение министерства о возможности продления срока до конца 2027 года.
Принять во внимание, что в 2022 году Минпромторг России начал реализацию программы, связанной с субсидированием затрат на создание, подготовку рабочей конструкторской документации по выпуску отдельных деталей, полученных методом обратного инжиниринга, что позволит компаниям из различных отраслей промышленности решать задачи по налаживанию производства конкретных деталей, запасных частей, что особенно важно в целях выполнения задачи по импортозамещению.
Принять к сведению предложение Министерства рекомендовать региональным и местным органам публичной власти провести работу по синхронизации планов замены лифтов в многоквартирных домах в целях завершения указанного мероприятия до конца 2027 года.
5. Принять к сведению информацию заместителя начальника отдела бюджетной политики в сфере благоустройства и обеспечения населения жилищными коммунальными услугами Департамента межбюджетных отношений Министерства финансов Российской Федерации М.Р. Айсановой о том, что, в отличие от предыдущих периодов, в 2021 году Правительство Российской Федерации не ставило вопрос о перераспределении средств федерального бюджета на цели замены лифтов и лифтового оборудования в жилищном секторе.
Обратить внимание, что в настоящее время рассматриваются предложения о создании механизма докапитализации региональных систем капитального ремонта посредством образования в федеральном бюджете отдельного фонда, формирующегося, в том числе за счет доходов от уплаты налога на добавленную стоимость работ капитального ремонта многоквартирных домов, что позволит, в том числе, перераспределять средства на замену лифтов, отработавших назначенный срок службы.
Отметить позицию Министерства о том, что предоставление финансирования на цели замены лифтов в жилищном фонде должно осуществляться посредством применения комплексного, а не фрагментарного подхода. Так, необходимо оптимизировать работу со средствами региональных операторов, в том числе в части увеличения минимального размера взноса на капитальный ремонт, организации работы по размещению свободных средств фонда капитального ремонта на депозитных счетах, а также в части усиления работы с задолженностью.
Обратить внимание, что, по мнению Министерства, применение такого подхода позволит говорить о выделении дополнительного объема финансовой поддержки субъектам Российской Федерации на мероприятия по замене лифтового парка в жилищном секторе при формировании закона о бюджете на следующий период.
6. Принять к сведению информацию директора департамента мониторинга региональных систем капитального ремонта и экспертно-методического обеспечения государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Т.Н. Кузьминой об итогах мониторинга региональных мероприятий замены лифтового парка при проведении капитального ремонта в многоквартирных домах.
Обратить внимание на ситуацию невключения в краткосрочные планы проведения капитального ремонта общего количества лифтов, подлежащих замене. Так, в настоящий момент в краткосрочные планы капитального ремонта не включено 55 процентов лифтов (57 тысяч лифтов), требующих замены в связи с истекшим сроком службы.
Принять во внимание, что, по оценке Фонда, финансовая необеспеченность региональных систем капитального ремонта в ближайшие три года вырастет от 15 до 40 процентов. По мнению Фонда, такая ситуация не должна привести к переносу установленного срока замены лифтов, поскольку с учетом роста цен на лифты и лифтовое оборудование ветшание проблема будет только усложняться. Для достижения поставленной задачи необходимо увеличить темпы замены лифтов с 16 тысяч единиц до 34 тысячи единиц в год.
Принять к сведению предложение о необходимости применения таких мер поддержки регионов как государственная поддержка факторинговых сделок и сделок с рассрочкой платежа.
Обратить внимание на поставленную проблему стоимости монтажа лифтов и предложение по введению единых подходов в ценообразовании стоимости работ (услуг) по производству, монтажу и сервисному обслуживанию лифтов и лифтового оборудования, что позволит повысить эффективность использования бюджетных средств и средств граждан.
7. Принять к сведению информацию управляющего директора акционерного общества «ДОМ.РФ» Д.В. Дубенецкого о неэффективности действующей системы по организации замены лифтов региональными операторами капитального ремонта.
Обратить внимание, что последствиями применения механизма рассрочки платежа при приобретении субъектами Российской Федерации лифтов у заводов-производителей являются привлечение предприятиями долгового финансирования, увеличение роста долговой нагрузки, возникновение рисков банкротства предприятий лифтовой отрасли. Поддержать предложение о необходимости перехода на систему «прямых закупок» лифтов непосредственно у заводов-производителей, исключив посредников (монтажные организации), участвующих в аукционах и оказывающих негативное влияние на стоимость лифтов и лифтового оборудования. Так, доля посреднических компаний при замене лифтов в 2022 году составила 74%, что спровоцировало банкротство и уход с рынка ряда крупных производителей.
Отметить необходимость оказания системных мер поддержки предприятий лифтовой отрасли, что позволит сохранить рабочие места и отечественное производство лифтов.
Обратить внимание на недостаточный уровень компетенций монтажных и сервисных организаций, что в целом оказывает влияние на работоспособность лифтов и безопасность их эксплуатации.
Принять к сведению негативную позицию акционерного общества в отношении предложений о введении модернизации лифтов вместо их замены и расширения применения механизма факторинга.
8. Принять к сведению информацию президента Евразийской Лифтовой Ассоциации О.В. Никандрова о создании в конце 2021 года при поддержке Минпромторга России, Минстроя России и акционерного общества «ДОМ.РФ» Евразийской Лифтовой Ассоциации, в состав которой вошли 60% производителей лифтов, лифтового оборудования и компонентов.
Обратить внимание на позицию, согласно которой без оказания государственной поддержки заводов-производителей и субъектов Российской Федерации реализация мероприятий по замене лифтов с истекшим назначенным сроком службы невозможна.
Отметить, что основными проблемами являются рост цен на материалы и комплектующие, повышение ключевой ставки, повышение стоимости кредитных ресурсов, необходимых для модернизации лифтостроительных предприятий, а также высокая конкуренция со стороны посреднических (монтажных) организаций, приводящая к невозможности осуществления прямых закупок лифтов и оборудования у заводов-изготовителей.
Обратить внимание на предложение о переходе всех субъектов Российской Федерации на прямые закупки работ по замене лифтов у заводов-изготовителей при реализации региональных программ капитального ремонта многоквартирных домов, что позволит повысить качество монтажа и эксплуатации лифтового оборудования и обеспечить безопасность пользования лифтами.
Принять к сведению предложение об объединении производителей лифтового оборудования, поставщиков и производителей компонентов, а также разработчиков компонентной базы на базе Евразийской Лифтовой Ассоциации, что позволит сформировать «единый технологический цикл» лифтовой отрасли, повысить эффективность оказания государственной поддержки заводам-производителям лифтовой продукции, а также окажет влияние на снижение стоимости лифтов и лифтового оборудования.
9. Принять к сведению информацию первого вице-президента Национального Лифтового Союза А.С. Захарова о том, что организация является держателем Единой лифтовой аналитической системы, которая ведет наблюдение за вводимыми в эксплуатацию на территории страны лифтами с 2011 года.
Отметить, что введенные в эксплуатацию в 2021 году 46 тысяч лифтов были смонтированы 200 отечественными монтажными организациями. При этом большинство таких организаций являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, а специалисты этих организаций проходят независимую оценку квалификаций в 62 центрах оценки квалификаций, расположенных в 51 субъекте Российской Федерации на 170 экзаменационных площадках. В настоящее время профессиональную деятельность по монтажу и сервису лифтов и лифтового оборудования осуществляют 470 квалифицированных специалистов и технических директоров.
Принять во внимание предложение об увеличении срока сервисного обслуживания лифтов и лифтового оборудования до трех лет с момента ввода в эксплуатацию, что позволит повысить качество сервисных услуг и безопасность эксплуатации лифтов и лифтового оборудования в жилищном фонде.
10. Принять к сведению информацию генерального директора ассоциации «Российское лифтовое объединение» П.Г. Харламова о резком снижении в 2022 году объемов замены лифтов, росте цен на лифты и лифтовое оборудование.
Обратить внимание на предложения о выделении из резервного фонда субъектам Российской Федерации средств на мероприятия по замене лифтов в рамках капитального ремонта многоквартирных домов, об обеспечении бюджетного софинансирования мероприятий по замене лифтов в многоквартирных домах, собственники которых формируют фонд капитального ремонта на специальных счетах, а также о применении налоговой ставки 0 процентов (или особенностей налогообложения) на стоимость работ по замене лифтов в таких домах.
Обратить внимание на позицию о необходимости поддержки сформировавшегося рынка подрядных организаций по монтажу и сервисному обслуживанию лифтов и лифтового оборудования и недопустимости ограничения конкуренции в этом сегменте экономики страны.
Отметить предложения, направленные на поддержку отечественных предприятий-производителей лифтов и лифтового оборудования, в части предоставлении компенсации стоимости производимой продукции, включения импортного лифтового оборудования и лифтовых комплектующих и компонентов в приказ Минпромторга России от 19 апреля 2022 года № 1532 «Об утверждении перечня товаров (групп товаров), в отношении которых не применяются положения подпункта 6 статьи 1359 и статьи 1487 Гражданского кодекса Российской Федерации при условии введения указанных товаров (групп товаров) в оборот за пределами территории Российской Федерации правообладателями (патентообладателями), а также с их согласия», упрощения процедуры подтверждения соответствия и внесения в сертификат лифтовых узлов и устройств безопасности, продление срока действия сертификата соответствия на ранее сертифицированные по ГОСТу 53780 от 2010 года лифты.
11. Принять к сведению информацию министра энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области М.Ю. Морозова о проблемах реализации мероприятия по замене лифтов и лифтового оборудования в многоквартирных домах на территории региона.
Отметить, что практическое применение механизма факторинга на территории Нижегородской области не представляется возможным, поскольку срок возврата средств для региона должен составлять не менее семи лет, что не поддерживается основными банками (финансовыми организациями) страны.
Обратить внимание на невозможность применения в регионе такой меры поддержки как льготное финансирование в рамках механизма инфраструктурных облигаций, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года № 2459 «Об утверждении Правил финансирования строительства (реконструкции) объектов инфраструктуры с использованием облигаций специализированных обществ проектного финансирования и о внесении изменения в Положение о Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации».
12. Принять к сведению информацию начальника управления капитального ремонта Жилищного комитета правительства Санкт-Петербурга В.П. Шаталова об увеличении в 2022 году стоимости работ по замене и ремонту лифтов и лифтового оборудования.
Отметить предложение региона о необходимости оказания государственной поддержки на реализацию мероприятий по замене лифтов и лифтового оборудования в многоквартирных домах, а также об упрощении механизма предоставления средств государственной поддержки.
13. Принять к сведению информацию начальника управления жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области М.А. Цыгановой о региональном плане замены лифтов и лифтового оборудования и возникающих проблемах его реализации.
Отметить что, несмотря на заключение 26 договоров с объемом финансирования в 70 миллионов рублей, в которых предусмотрено применение механизма факторинга при замене лифтов, их реализация в настоящее время невозможна.
14. Принять к сведению информацию генерального директора акционерного общества «Мослифт» В.Н. Авакяна о том, что отечественный лифтовой рынок является третьим мировым рынком по объему выпускаемой продукции.
Отметить необходимость поддержки заказчика при формировании заказов, обратить внимание на проблемы, возникающие при замене лифтов в многоквартирных домах, собственники которых формируют фонд капитального ремонта на специальных счетах.
15. Принять к сведению информацию генерального директора акционерного общества «Щербинский лифтостроительный завод» А.Е. Артемьева о том, что в настоящее время на 10 ведущих заводов-производителей лифтов приходится порядка 1200 монтажных организаций-посредников, что значительно увеличивает стоимость как самого лифта, так и услуг по его монтажу.
Принять во внимание предложение о пересмотре существующей системы организаций, предоставляющих услуги по производству и монтажу лифтов и лифтового оборудования, и введении прямых закупок лифтов у заводов-производителей, сокращении посреднических организаций.
II. Рекомендовали:
Правительству Российской Федерации:
проработать вопрос о целесообразности переноса до 2027 года срока приведения лифтов, введенных в эксплуатацию до 15 февраля 2013 года и отработавших назначенный срок службы, в соответствие с требованиями технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» (ТР ТС 011/2011), принятого решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 года № 824;
рассмотреть вопрос о целесообразности введения единых подходов к ценообразованию в сфере производства, монтажа и сервисного обслуживания лифтов и лифтового оборудования;
рассмотреть вопрос о создании постоянно действующей системы предоставления субъектам Российской Федерации финансовой поддержки на реализацию мероприятий по замене лифтов, отработавших назначенный срок службы, при проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;
рассмотреть вопрос о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года № 2459 «Об утверждении Правил финансирования строительства (реконструкции) объектов инфраструктуры с использованием облигаций специализированных обществ проектного финансирования и о внесении изменения в Положение о Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации», направленных на установление возможности применения льготного финансирования в рамках механизма инфраструктурных облигаций при осуществлении мероприятий по замене лифтов, отработавших назначенный срок службы, при проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Министерству промышленности и торговли Российской Федерации:
выступить с инициативой по объединению в рамках Евразийской Лифтовой Ассоциации предприятий и организаций, осуществляющих производство лифтового оборудования, лифтовых комплектующих, разработчиков компонентной базы, а также поставщиков такого оборудования и комплектующих, в целях формирования кооперации между отечественными предприятиями-производителями и поставщиками продукции, обеспечения импортозамещения, модернизации предприятий и создания новых производств;
рассмотреть вопрос о внесении изменений в приказ Минпромторга России от 19 апреля 2022 года № 1532 «Об утверждении перечня товаров (групп товаров), в отношении которых не применяются положения подпункта 6 статьи 1359 и статьи 1487 Гражданского кодекса Российской Федерации при условии введения указанных товаров (групп товаров) в оборот за пределами территории Российской Федерации правообладателями (патентообладателями), а также с их согласия», направленных на предоставление предприятиям-производителям компенсации стоимости производимого лифтового оборудования и лифтовых комплектующих и компонентов, включая импортное оборудование, комплектующие и компоненты, на упрощение процедуры подтверждения соответствия и внесения в сертификат соответствия лифтовых узлов и устройств безопасности, а также на продление срока действия сертификата соответствия на ранее сертифицированные лифты.
Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации во взаимодействии с публично-правовой компанией «Фонд развития территорий» и акционерным обществом «ДОМ.РФ»:
разработать предложения, направленные на установление права органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществлять закупку лифтов, лифтового оборудования, комплектующих и компонентов, необходимых для замены лифтов при проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, непосредственно у предприятий-изготовителей;
рассмотреть вопрос о внесении изменений в законодательство Российской Федерации в части установления возможности резервирования определенной доли средств фонда капитального ремонта, использование которой допускается только для оплаты услуг и (или) работ по замене лифтов, отработавших назначенный срок службы;
проработать вопрос о возможности применении механизма факторинга при осуществлении замены лифтов, отработавших назначенный срок службы, при проведении капитального ремонта в многоквартирных домах, собственники которых формируют фонд капитального ремонта на специальных счетах;
проработать вопрос об установлении права собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонд капитального ремонта на специальных счетах, на осуществление операции по выплате подрядным организациям, оказывающим услуги и (или) выполняющим работы по замене лифтов, отработавших назначенный срок службы, аванса в размере 50% стоимости услуг и (или) работ.
Евразийской Лифтовой Ассоциации:
провести работу по сбору сведений о предприятиях и организациях, производящих лифтовое оборудование и лифтовые комплектующие, разработчиков компонентной базы и поставщиков соответствующего оборудования и комплектующих, в целях дальнейшего объединения соответствующих предприятий и организаций в рамках Евразийской Лифтовой Ассоциации.
Органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления:
обеспечить включение полного объема лифтов, расположенных в многоквартирных домах и отработавших назначенный срок службы, в планы по их замене;
провести работу по синхронизации планов замены лифтов, отработавших назначенный срок службы, в многоквартирных домах в целях завершения этого мероприятия до конца 2027 года.
Комитету Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера:
предложения, высказанные участниками совещания, принять к сведению и учитывать при проведении законопроектной работы.