ПРЕСС-РЕЛИЗ
В период с 1 ноября по 30 ноября 2022 года Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (далее — Комитет) проводит интернет-конференцию на тему «О реализации механизмов „гаражной амнистии“ в субъектах Российской Федерации» (пункт 4.26 Плана мероприятий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на осеннюю сессию 2022 года).
В рамках интернет-конференции планируется рассмотреть следующие вопросы:
1) проблемы реализации положений Федерального закона от 5 апреля 2021 года № 79-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (»гаражной амнистии») в субъектах Российской Федерации;
2) особенности предоставления земельных участков в рамках «гаражной амнистии» на территориях субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
3) причины отказа гражданам в принятии решения о предварительном согласовании предоставления земельных участков или о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены гаражи;
4) распространение «гаражной амнистии» на гаражные объекты, не являющиеся объектами капитального строительства;
5) проблемы при государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации права собственности на земельные участки и гаражи в рамках «гаражной амнистии»;
6) оказание содействия гражданам органами государственной власти субъектов Российской Федерации в приобретении прав на земельные участки и гаражи;
7) предложения по совершенствованию законодательства в области оформления прав на гаражные объекты.
Интернет-конференция будет проводиться на официальном интернет-сайте Совета Федерации, в разделе «Мероприятия», расположенном на странице Комитета (http//region.council.gov.ru), в котором будут размещены поступившие в Комитет материалы и предложения.
По итогам интернет-конференции будут подготовлены рекомендации, которые будут размещены на официальном сайте Совета Федерации и направлены в Государственную Думу, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Материалы и предложения по теме интернет-конференции просим направить до 21 ноября 2022 года в Комитет, а также по электронной почте советнику аппарата Комитета Дмитриевой Светлане Игоревне — dmitrievasi@list.ru в формате MS Word.
Контактная информация:
Дмитриева Светлана Игоревна – 8 (495) 697–47–69.
Рекомендации
Утверждены на заседании
Комитета Совета Федерации
по федеративному устройству,
региональной политике, местному
самоуправлению и делам
Севера
(протокол № 293 от 12 декабря 2022 года)
В период с 1 ноября 2022 года по 30 ноября 2022 года Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера провел интернет-конференцию на тему «О реализации механизмов „гаражной амнистии“ в субъектах Российской Федерации».
В обсуждении вопросов интернет-конференции приняли участие представители Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее – Росреестр), органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
С 1 сентября 2021 года вступил в силу Федеральный закон о так называемой «гаражной амнистии»[1], направленный на создание правовых условий для оформления прав граждан на гаражи и земельные участки, на которых они расположены (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ, Закон о «гаражной амнистии»).
Так, граждане в течение пяти лет — до 1 сентября 2026 года вправе получить в собственность бесплатно государственные и муниципальные земельные участки, на которых расположены их гаражи. При этом гараж на участке должен быть капитальным строением, возведенным до 30 декабря 2004 года, то есть до вступления в силу Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Градостроительный кодекс).
Гараж может быть как отдельно стоящим объектом, так и иметь общие стены с другими одноэтажными гаражами.
Воспользоваться «гаражной амнистией» могут владельцы гаражей, их наследники, а также те, кто купил гараж по соглашению у первоначального собственника.
Предоставление участков осуществляется в случаях:
если земельный участок для размещения гаража был предоставлен гражданину или передан ему какой‑либо организацией (в том числе, с которой этот гражданин состоял в трудовых или иных отношениях);
если земельный участок образован из земельного участка, предоставленного гаражному кооперативу, и гараж или земельный участок распределены соответствующему гражданину, либо право на использование участка возникло у таких кооператива и организации по иным основаниям.
Для каждого случая определен перечень документов, необходимых для принятия уполномоченным органом решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка (предусмотрена необходимость предоставления технического плана гаража).
В случае отсутствия необходимых документов, подтверждающих предоставление или выделение земельного участка, гражданином может быть представлен договор о подключении (технологическом присоединении) гаража к сетям инженерно-технического обеспечения, или договор о предоставлении коммунальных услуг, а также документ, подтверждающий проведение государственного технического учета и (или) технической инвентаризации гаража.
При этом субъекты Российской Федерации могут самостоятельно предусмотреть перечень необходимых документов, которые могут быть представлены гражданами.
Необходимо обратить внимание, что в случае, если земельный участок под гаражом только предстоит образовать из государственных или муниципальных земель и на соответствующей территории отсутствует утвержденный проект межевания, потребуется также предоставление схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Закон о «гаражной амнистии» также предусматривает возможность использования гражданами земельных участков для возведения некапитальных гаражей на платной основе.
Федеральным законом № 79-ФЗ закреплены гарантии для инвалидов. Данная категория граждан имеет приоритетное право на предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства гаражей вблизи места жительства, а также на бесплатное использование таких земельных участков для возведения некапитальных гаражей либо для стоянки технических или других средств передвижения инвалидов вблизи их места жительства (без установления сервитута).
С начала действия «гаражной амнистии» Росреестром осуществляется сбор и анализ поступающих от органов государственной власти, органов местного самоуправления и граждан информации о проблемах, возникающих при ее реализации, а также ведется учет количества граждан, которые воспользовались предусмотренным правовым механизмом.
В целях содействия гражданам в приобретении прав на земельные участки под гаражами Росреестр разработал методические рекомендации, разъясняющие процедуру оформления гаражей в упрощённом порядке[2].
За более чем год действия «гаражной амнистии» зарегистрированы 39 628 гаражей и 64 118 земельных участков общей площадью 2 061 781,64 кв. м[3]. Росреестром отмечается, что в целом в регионах механизм «гаражной амнистии» реализуется успешно.
С начала действия Закона о «гаражной амнистии» в Московской области зарегистрировано порядка 1,1 тыс. объектов гаражного назначения и земельных участков общей площадью более 35 тыс. кв. метров[4].
По количеству оформленных гаражей лидерами являются Республика Татарстан (552 гаража), Приморский край (344 гаража), Иркутская (246 гаражей) и Ленинградская области (203 гаража)[5].
Согласно проведенному в рамках интернет-конференции анализу поступившей информации от субъектов Российской Федерации фактически все регионы отмечают следующие типовые причины отказа уполномоченных органов в предоставлении земельных участков под гаражами:
— отсутствие у граждан документов, свидетельствующих о факте использования земельного участка для эксплуатации гаража до введения в действие Градостроительного кодекса, в том числе отсутствие документов о создании гаражного кооператива и, соответственно, отсутствие решения о распределении гаража конкретному гражданину;
— в отношении умершего гражданина – первоначального владельца гаража не открыто наследственное дело или наследники не установлены;
— согласно предоставляемым схемам расположения земельного участка на кадастровом плане территории площади образуемых земельных участков под гаражами превышают предельные максимальные размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты;
— отсутствие в письменной форме согласия на образование земельного участка арендаторов исходного земельного участка в тех случаях, когда исходный земельный участок находится на праве аренды с множественностью лиц на стороне арендатора[6];
— наличие в правоустанавливающем документе на земельный участок указания на запрет возведения объектов капитального строительства в его границах;
— нахождение гаражей в границах полос отвода автомобильных и железных дорог, зон с особыми условиями использования территорий;
— объект признан самовольной постройкой в соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Большая часть отказов в предварительном согласовании предоставления земельного участка связана с невозможностью образовать земельный участок под гаражом ввиду наличия утвержденного проекта межевания территории, в границах которой располагается испрашиваемый земельный участок, и образование отдельных земельных участков не предусмотрено таким проектом межевания. Отмечается необходимость законодательного урегулирования данного вопроса.
Кроме того, регионами обозначается и ряд других проблемных вопросов, требующих урегулирования, в частности:
— об установлении принципа однократности бесплатного предоставления земельного участка в собственность под гаражом;
— об установлении порядка пользования и дальнейшего содержания земельных участков общего пользования, оставшихся после раздела исходного земельного участка, предоставленного гаражному кооперативу, и предназначенных для прохода (проезда) к гаражам. Действующим законодательством не установлена обязанность собственников гаражей и земельных участков под ними заключать с уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления договоры, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования в отношении земельных участков общего пользования для проезда (прохода) к гаражам. Фактически обязанность по содержанию таких земельных участков общего пользования ложится на органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками;
— о порядке оформления прав в отношении двухэтажных (двухуровневых) объектов гаражного назначения и земельных участков, в границах которых расположены такие объекты;
— фактическое отсутствие гаражей на земельных участках, предоставляемых в собственность бесплатно. Отмечается необходимость проведения осмотров в целях подтверждения наличия гаражных объектов на испрашиваемых земельных участках.
Особого внимания требуют вопросы установления особенностей предоставления земельных участков в рамках «гаражной амнистии» на территориях субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.
Учитывая специфику городов федерального значения, в которых земельные участки для размещения гаражей в основном предоставлялись во временное пользование без права возведения капитальных объектов, гаражи на территории данных субъектов Российской Федерации в подавляющем большинстве случаев не соответствуют требованиям Закона о «гаражной амнистии».
Принимая во внимание актуальность поднятых в рамках интернет-конференции проблем, возникающих при реализации «гаражной амнистии» в субъектах Российской Федерации, необходимость совершенствования законодательства в данной сфере, Комитет рекомендует:
1. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации ускорить рассмотрение проекта федерального закона № 1192708–7 «О гаражных объединениях», направленного на урегулирование отношений в сфере организации деятельности гаражных объединений (принят в первом чтении 28 июня 2022 года).
2. Правительству Российской Федерации рассмотреть вопрос о необходимости внесения изменений в действующее законодательство в части:
возможности подготовки схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории при наличии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок под гаражом;
возможности образования земельного участка под гаражом без согласия арендаторов исходного земельного участка в случаях, когда исходный земельный участок находится на праве аренды с множественностью лиц на стороне арендатора;
применения положений Закона о «гаражной амнистии» в отношении земельных участков, находящихся в границах полос отвода автомобильных и железных дорог;
урегулирования порядка принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае несоответствия площади образуемого земельного участка предельно допустимым минимальным и максимальным размерам земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты в определённой территориальной зоне;
установления порядка пользования и дальнейшего содержания земельных участков общего пользования, оставшихся после раздела исходного земельного участка, предоставленного гаражному кооперативу, и предназначенных для прохода (проезда) к гаражам;
утверждения в субъектах Российской Федерации – городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе схемы размещения гаражей, являющихся некапитальными сооружениями, правовым актом субъекта Российской Федерации;
установления особенностей предоставления земельных участков в рамках «гаражной амнистии» на территории Республики Крым в части возможного определения даты возведения гаражей — до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя»;
урегулирования порядка государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении двухэтажных (двухуровневых) объектов гаражного назначения и земельных участков, в границах которых расположены такие объекты;
возможности расширения перечня организаций, которым ранее предоставлялись на праве постоянного (бессрочного) пользования земельные участки для размещения гаражей, не являющихся объектами капитального строительства (в соответствии с пунктом 14 статьи 37 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).
3. Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии обеспечивать дальнейшее методическое сопровождение органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, граждан по вопросам осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на гаражи и земельные участки, на которых они расположены, в рамках реализации Закона о «гаражной амнистии».
4. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления:
рассмотреть вопрос о формировании дополнительного перечня документов, которые могут быть представлены гражданами для подтверждения соответствия земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, условиям, предусмотренным Законом о «гаражной амнистии» и земельным законодательством;
рассмотреть вопрос о проведении кадастровых работ или комплексных кадастровых работ в отношении гаражей и земельных участков, занятых такими гаражами (в соответствии с частью 3 статьи 18 Федерального закона № 79-ФЗ);
осуществлять мероприятия, направленные на выявление лиц, использующих расположенные в границах соответствующих территорий гаражи, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости;
оказывать содействие гражданам в приобретении прав на гаражи и земельные участки, на которых они расположены, в том числе рассмотреть вопрос о проведении рабочих встреч с представителями гаражных кооперативов по вопросу реализации «гаражной амнистии».
[1] Федеральный закон от 5 апреля 2021 года № 79-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Данным законом внесены изменения в 17 федеральных законов. Основные изменения внесены в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
[2] Методические рекомендации размещены на официальном сайте Росреестра — rosreesr.gov.ru.
[3] Руководитель Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии О.А. Скуфинский доложил Президенту Российской Федерации о текущей деятельности ведомства, в том числе о работе по его цифровой трансформации. // Сайт Президента Российской Федерации, 17 октября 2022 года.
[4] Статья «Еще более 1 тыс. объектов недвижимости зарегистрировали в Подмосковье по „гаражной амнистии“ с августа 2022 года» // Интерфакс, 4 октября 2022 года.
[5] По данным официального сайта Росреестра, по состоянию на октябрь 2022 года.
[6] В соответствии с пунктом 4 статьи 112 Земельного кодекса Российской Федерации.