Рекомендации
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (далее – Комитет) в период с 25 сентября по 10 ноября 2023 года провел интернет-конференцию «Инициативное бюджетирование как механизм вовлечения граждан в осуществление местного самоуправления: лучшие практики и перспективы развития».
В обсуждении вопросов интернет-конференции приняли участие представители Министерства финансов Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, ассоциаций муниципальных образований, научного и экспертного сообщества.
Вопросы развития инструментов финансовой обеспеченности и усиления самостоятельности местных бюджетов, в частности, за счет применения практик привлечения средств граждан для решения вопросов местного значения, приобретают особую актуальность в связи с необходимостью обеспечения дальнейшего социально-экономического развития Российской Федерации в условиях санкций со стороны недружественных иностранных государств и с учетом продолжающихся процессов совершенствования системы местного самоуправления, направленных на развитие институтов гражданского общества и повышение участия населения в осуществлении местного самоуправления.
Инициативное бюджетирование представляется важной перспективной формой непосредственного участия граждан в осуществлении местного самоуправления. Практики инициативного бюджетирования основаны на единой концепции вовлечения населения в принятие бюджетных решений.
Правовые основы развития инициативных проектов на муниципальном уровне как одной из наиболее распространенных практик инициативного бюджетирования были установлены Федеральным законом от 20 июля 2020 года № 236-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, который закрепил соответствующую форму участия населения в осуществлении местного самоуправления.
Вышеназванные изменения позволили обеспечить гарантии непосредственного участия граждан в определении приоритетных направлений расходования средств местных бюджетов, что, в свою очередь, создало стимулы для масштабирования существующих практик инициативного бюджетирования и повышения степени вовлеченности жителей муниципальных образований в решение вопросов местного значения.
В настоящий момент отмечается рост востребованности рассматриваемого института. По данным мониторинга, проведенного Министерством финансов Российской Федерации в рамках анализа развития инициативного бюджетирования в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях за 2022 год, была выявлена положительная динамика показателей, связанных с участием граждан в принятии бюджетных решений в Российской Федерации, в частности:
увеличилось количество практик инициативного бюджетирования;
расширились направления реализуемых проектов;
объемы финансирования проектов инициативного бюджетирования выросли почти на 10%;
большее число регионов и крупных муниципалитетов начали реализовывать проекты инициативного бюджетирования на регулярной основе;
количество благополучателей проектов инициативного бюджетирования составило около трети всего населения Российской Федерации[1].
В частности, по информации Министерства финансов Российской Федерации, наблюдается увеличение числа практик инициативного бюджетирования в 2022 году – с 323 до 334 практик. Общее число применяемых практик, предусматривающих участие граждан в бюджетных решениях, на территории субъектов Российской Федерации и муниципальных образований выросло с 406 до 439 практик.
В 2022 году общая стоимость всех реализованных проектов инициативного бюджетирования, согласно данным мониторинга, составила 44,5 млрд руб., что превышает показатель 2021 года на 5 млрд руб. (+12,6%).
Общее количество реализованных проектов инициативного бюджетирования в 2022 году увеличилось и составило 29 371 единиц.
В 2022 году наиболее востребованными среди граждан традиционно стали проекты дорожной сферы, связанные с ремонтом и обустройством автомобильных дорог и тротуаров – 15,85 % от всех реализованных проектов. Далее приоритет был отдан гражданами проектам организации мест массового отдыха населения и объектов благоустройства – 13,94 %. В тройку самых востребованных направлений также вошли проекты комплексного благоустройства дворов – 11,35 %. В сравнении с показателями 2021 года (5,75%) доля проектов благоустройства дворов выросла почти в два раза – это самый большой прирост на фоне соответствующей динамики в других направлениях.
Не потеряли актуальности проекты строительства детских игровых площадок – 8,32 %, проекты в сфере физической культуры и массового спорта – 7,33 %, проекты по организации и реконструкции систем водоснабжения и водоотведения – 6,78 %.
Доля благополучателей всех реализованных проектов инициативного бюджетирования в 2022 году составила 38,92 % от общей численности населения регионов, где реализуется инициативное бюджетирование. Если оценивать данный показатель относительно всего населения Российской Федерации, то благополучателями проектов инициативного бюджетирования в 2022 году стали 33,93 % населения страны[2].
Вместе с тем анализ информации, полученной от участников интернет-конференции, показывает, что в настоящее время существует ряд требующих решения вопросов и актуальных проблем, затрудняющих раскрытие и использование потенциала инициативного бюджетирования, в числе которых:
— недостаточность бюджетной обеспеченности значительной части муниципальных образований;
— изменение стоимости материалов и оборудования, возникшее в условиях санкций и ограничительных мер в отношении Российской Федерации со стороны недружественных иностранных государств, что, в свою очередь, влечет необходимость корректировки смет и объемов работ, увеличение сроков поставки материалов и оборудования, нарушение сроков завершения работ, определенных муниципальными контрактами;
— отсутствие необходимого нормативного правового регулирования механизма содержания объекта инфраструктуры после его реализации и ввода в эксплуатацию;
— сложности при проведении торгов, которые признаются несостоявшимися по причине отсутствия предложений от подрядчиков;
— невыполнение работ подрядчиками либо выполнение ими работ за пределами установленного срока реализации инициативных проектов;
— недостаточность информирования жителей муниципальных образований о возможности решения вопросов местного значения с использованием механизмов инициативного бюджетирования;
— отсутствие в ряде субъектов Российской Федерации проектных центров, наделяемых функциями по сопровождению реализации программ поддержки инициативных проектов.
Участники интернет-конференции, отмечая необходимость дальнейшего совершенствования механизмов инициативного бюджетирования, рекомендуют:
1. Комитетам Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации:
уделять приоритетное внимание проектам федеральных законов, направленным на развитие института инициативного бюджетирования, правовых возможностей и механизмов оказания организационной, финансовой и другой поддержки развитию инициативных проектов.
2. Правительству Российской Федерации рассмотреть вопрос о целесообразности выработки правовых механизмов, направленных на:
осуществление кредитными организациями операций по зачислению в бюджетную систему Российской Федерации средств инициативных платежей без взимания комиссии;
расширение источников финансирования проектов инициативного бюджетирования за счет местных налогов и сборов;
обеспечение возможности завершения реализации инициативного проекта муниципальным образованием за пределами установленного срока реализации такого проекта;
сохранение в местных бюджетах остатков денежных средств, не использованных в целях реализации инициативных проектов, для решения вопросов местного значения;
законодательное закрепление налоговых преференций в целях стимулирования участия юридических лиц в проектах инициативного бюджетирования.
3. Министерству финансов Российской Федерации:
рассмотреть вопрос о разработке компенсаторных механизмов в целях возмещения муниципальным образованиям недополученных доходов в связи с установлением Налоговым кодексом Российской Федерации льгот по местным налогам;
продолжить работу по созданию единой информационной системы для размещения информации об инициативных проектах в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях в целях информирования граждан.
4. Министерству экономического развития Российской Федерации рассмотреть вопрос о дополнении части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» положениями, позволяющими осуществлять закупки товаров, работ или услуг, которые направлены на реализацию инициативных проектов в соответствии со статьей 261 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
5. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
обеспечить включение в государственные программы субъекта Российской Федерации мероприятий по реализации проектов инициативного бюджетирования;
продолжить работу по созданию в субъекте Российской Федерации постоянно действующего ресурсного (проектного) центра по вопросам реализации практик инициативного бюджетирования;
рассмотреть возможность разработки программ поддержки территориального общественного самоуправления с применением механизмов инициативного бюджетирования;
стимулировать развитие молодежных и (или) школьных практик инициативного бюджетирования, а также практик инициативного бюджетирования, реализуемых с участием территориального общественного самоуправления;
оказывать органам местного самоуправления методическую поддержку по вопросам правового регулирования и реализации практик инициативного бюджетирования;
всесторонне содействовать освещению лучших практик инициативного бюджетирования в региональных средствах массовой информации.
6. Органам местного самоуправления:
обеспечить включение в муниципальные программы мероприятий по реализации проектов инициативного бюджетирования;
способствовать широкому применению инициативных проектов и иных форм непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления;
минимизировать формальные требования к процедурам выдвижения и внесения инициативных проектов при установлении порядка их выдвижения, внесения, обсуждения, рассмотрения, а также проведения их конкурсного отбора;
оказывать методическую поддержку инициаторам проектов по вопросам выдвижения и внесения инициативных проектов;
осуществлять дополнительные меры, направленные на повышение мотивации граждан к участию в реализации проектов инициативного бюджетирования.
7. Всероссийской ассоциации развития местного самоуправления:
проводить обучающие мероприятия для лиц, замещающих муниципальные должности, муниципальных служащих, направленные на повышение эффективности их деятельности при реализации инициативных проектов и иных практик инициативного бюджетирования;
осуществлять на постоянной основе мониторинг, изучение и тиражирование лучших практик инициативного бюджетирования, в том числе в части реализации инициативных проектов;
оказывать органам местного самоуправления методическую помощь в вопросах вовлечения населения в разработку, выдвижение и реализацию инициативных проектов, а также иных практик инициативного бюджетирования.
[1] Доклад о лучших практиках развития инициативного бюджетирования в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях. 2023 год // Официальный интернет-сайт Минфина России.
[2] Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 18 октября 2023 года
№ 01–06–13/02–98826.