Протокол совещания
Председательствовал:
член Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, заместитель председателя Совета по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Сахамин Миланович Афанасьев
Присутствовали:
Сенаторы Российской Федерации С.Ф. Брилка О.Н. Епифанова, Г.П. Ледков, А.И. Отке, А.И Ролик, Е.Б. Шумилова
Депутаты Государственной Думы П.Р. Качкаев, О.А. Михайлов
Представители федеральных органов исполнительной власти
Г.Г. Гусейнов, первый заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики;
А.И. Бутовецкий, статс-секретарь – заместитель руководителя Росреестра;
А.С. Федяков, директор Департамента развития жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации;
А.Н. Огурцова, заместитель директора Департамента стратегических проектов Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации;
А.А. Солдатов, временно исполняющий обязанности директора Департамента регионального развития Министерства экономического развития Российской Федерации;
И.Е. Петрова, заместитель директора Департамента межбюджетных отношений Министерства финансов Российской Федерации;
Ю.В. Давыдов, начальник отдела бюджетной политики в сфере благоустройства и обеспечения населения жилищными и коммунальными услугами Департамента межбюджетных отношений Министерства финансов Российской Федерации;
А.И. Серегин, начальник Управления государственной казны Росимущества
Представители субъектов Российской Федерации
Э.А. Ахмеева, первый заместитель Председателя Правительства Республики Коми;
М.Ю. Заскалько, министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края;
А.А. Тарасов, министр жилищно-коммунального хозяйства Амурской области;
А.С. Галкин, министр строительства Иркутской области;
Я.Е. Щербинина, заместитель директора Департамента строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
Представители экспертного сообщества
В.О. Евсеев профессор кафедры зарубежного регионоведения и международного сотрудничества Института государственной службы и управления РАНХиГС, д. э.н
Представители общественных организаций
Д.А. Воронов, член Комитета по строительству Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», Иркутская область
Представители Аппарата Совета Федерации
I. Слушали:
Информацию о количестве, техническом состоянии, задолженности за жилищно-коммунальные услуги пустующих жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей
Выступили:
С.М. Афанасьев, А.С. Федяков, Г.Г. Гусейнов, П.Р. Качкаев, Э.А. Ахмеева М.Ю. Заскалько, А.А. Тарасов, А.С. Галкин, Я.Е. Щербинина
В настоящее время общее количество пустующих жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных на Крайнем Севере, превышает 12 тысяч. Большинство находятся в неудовлетворительном техническом состоянии: требуют капитального ремонта, непригодны для проживания.
Общее количество многоквартирных домов с пустующими жилыми помещениями превышает 1500. Из них более 1200 признаны аварийными и подлежат сносу, также имеют задолженности за ЖКУ.
Более 11 тысяч пустующих жилых помещений имеют задолженность за жилищно-коммунальные услуги. Общая сумма задолженности составляет около 8 млн рублей.
Общая сумма расходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов составляет порядка 308 млн рублей.
Большинство пустующих жилых помещений расположены в Республике Коми – более 7500, Красноярском крае – около 4000 жилых помещений.
Самые высокие расходы бюджетов в Красноярском крае – более 250 млн и в Республике Бурятия – около 27 млн рублей.
Решили:
1. Информацию докладчиков и выступающих принять к сведению.
2. Отметить актуальность обозначенной проблемы и необходимость проработки вопроса по совершенствованию законодательства Российской Федерации в части расширения механизмов и способов, направленных на сокращение числа пустующих жилых помещений, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
II. Слушали:
О проекте федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и статью 563 Земельного кодекса Российской Федерации», подготовленный Республикой Коми и поступивший в Совет Федерации 11 сентября 2024 года (входящий номер 40372) (далее – законопроект).
Выступили:
С.М. Афанасьев, Г.Г. Гусейнов, А.С. Федяков, А.Н. Огурцова, Э.А. Ахмеева, А.И. Бутовецкий П.Р. Качкаев А.А. Солдатов И.Е. Петрова, А.И Серегин, Г.П. Ледков О.А. Михайлов С.Ф. Брилка, Е.Б. Шумилова, О.Н. Епифанова, А.И Ролик, М.Ю. Заскалько, А.А. Тарасов, А.С. Галкин, Я.Е. Щербинина
Позиция Минстроя России (А.С. Федяков, А.Н. Огурцова)
Концепцию законопроекта поддержать с учетом замечаний и предложений федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в частности:
Минвостокразвития России (Г.Г. Гусейнов)
отсутствие единого порядка установления признаков заброшенности жилых и нежилых помещений может приводить к непоследовательности при принятии органами местного самоуправления решений об изъятии таких помещений в зависимости от территории, на которой расположен многоквартирный дом;
не определен комплекс мероприятий, который должен предприниматься органом местного самоуправления для консервации многоквартирного дома, или порядок его определения, например, на основании нормативного правового акта Правительства Российской Федерации;
целесообразным может являться закрепление возможности прекращения консервации многоквартирного дома в случаях, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Минэкономразвития России (А.А. Солдатов)
уточнить редакцию законопроекта и исключить из него отсылки к моногородам либо определить для целей реализации положений законопроекта отдельный перечень населенных пунктов, который может определяться Минстроем России либо Правительством Российской Федерации по другим критериям.
Минфин России (И.Е. Петрова)
согласно финансово-экономическому обоснованию к законопроекту его реализация потребует дополнительных расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в связи с чем следует иметь в виду положения статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
необходимо проведение совместно со всеми финансовыми органами субъектов Российской Федерации, на территориях которых имеются аналогичные проблемы, комплексной финансовой оценки в отношении влияния на региональные и местные бюджеты, в том числе в разрезе видов муниципальных образований, и представления позиций о целесообразности или нецелесообразности принятия указанного законопроекта;
учесть замечания, направленные ранее инициатору законопроекта.
Росреестр (А.И. Бутовецкий)
минимизировать количество оценочных понятий, используемых в законопроекте;
рассмотреть возможность предоставления не только жилого помещения, но и иного недвижимого имущества – например, земельного участка, на котором можно дом построить, или земельного участка с домом;
учесть, что в случае если изъятие жилого помещения осуществляется в судебном порядке, понуждение к заключению договора, предусматривающего переход права собственности на жилое помещение, предоставляемое взамен изымаемого, не допускается, регистрация права собственности на такое жилое помещение осуществляется на основании вступившего в законную силу решения суда.
Росимущество (А.И. Серегин)
для исключения передачи подлежащих консервации и признанных подлежащими консервации многоквартирных домов и помещений в них в собственность Российской Федерации предлагается слова «в государственную или муниципальную собственность» заменить словами «в собственность субъекта Российской Федерации или муниципального образования»;
рассмотреть возможность утверждения актом Правительства Российской Федерации отдельных порядков по признанию многоквартирных домов подлежащими консервации и по мероприятиям, проводимым в многоквартирных домах в целях их консервации;
дополнительно проработать вопрос предоставления собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, признанных подлежащими консервации, других жилых помещений на праве собственности в случае, если у них не имеется в собственности иных жилых помещений;
дополнительно проработать вопрос о предоставлении права собственникам и нанимателям жилых помещений на получение жилых помещений в пределах субъекта Российской Федерации.
Решили:
1. Информацию докладчиков и выступающих принять к сведению.
2. Поддержать концепцию законопроекта с учетом замечаний и предложений федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
3. Рекомендовать органам государственной власти Республики Коми совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации доработать законопроект и направить его в Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера в срок до 15 ноября 2024 года.
4. Рекомендовать сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы доработанный законопроект внести в Государственную Думу.