Другие мероприятия

Выездное совещание «Актуальные вопросы развития закрытых административно-территориальных образований»

Утверждено на заседании
Комитета Совета Федерации
по федеративному устройству,
региональной политике, местному
самоуправлению и делам Севера
(протокол № 348 от 21 октября 2024 года)

 РЕШЕНИЕ
об итогах выездного совещания «Актуальные вопросы развития закрытых административно‑территориальных образований»

3 октября 2024 года
Свердловская область, город Новоуральск

В соответствии с пунктом 2.5.7 Плана мероприятий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на осеннюю сессию 2024 года Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (далее – Комитет) провел выездное совещание в Свердловскую область на тему «Актуальные вопросы развития закрытых административно-территориальных образований» (совместно с Ассоциацией содействия развитию закрытых административно-территориальных образований).

Участники совещания, обсудив актуальные вопросы развития закрытых административно-территориальных образований, а также меры государственной поддержки закрытых административно-территориальных образований, отметили следующее.

Закрытые административно-территориальные образования имеют стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и национальной безопасности, технологического суверенитета Российской Федерации, развития высокотехнологичных отраслей экономики.

Данные муниципальные образования аккумулируют лучшие кадры, формируют интеллектуальный и человеческий капитал страны. Вместе с тем в ряде закрытых административно-территориальных образований отмечается отток кадров. Это связано, помимо прочего, с высоким износом жилого фонда и объектов социальной и коммунальной инфраструктур.

Статус закрытого административно-территориального образования налагает значительные ограничения на деятельность органов местного самоуправления, организаций, повседневную жизнь граждан. Такой статус существенно отличают данные городские округа от других муниципальных образований.

В связи с этим вопросы поддержки и развития закрытых административно-территориальных образований имеют особую актуальность.

Учитывая изложенное участники совещания решили рекомендовать:

1. Правительству Российской Федерации рассмотреть возможность разработки комплексной концепции развития закрытых административно-территориальных образований, а также включения в государственные программы Российской Федерации комплексных мероприятий по поддержке и развитию закрытых административно-территориальных образований.

2. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотреть вопрос о разработке дополнительных механизмов стимулирования жилищного строительства на территории закрытых административно-территориальных образований.

3. Министерству экономического развития Российской Федерации:

1) рассмотреть с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти возможность определении показателей (нормативов) обеспеченности характеризующих создание комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения закрытого административно-территориального образования, в том числе в сфере здравоохранения, обеспеченности образовательными организациями, организациями культуры, спортивными объектами, объектами благоустройства, обеспеченности жилыми помещениями;

2) рассмотреть совместно с Акционерным обществом «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» вопрос о разработке дополнительных механизмов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность на территории закрытых административно-территориальных образований.

4. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации совместно органами государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены закрытые административно-территориальные образования, рассмотреть вопрос о развитии механизмов привлечения квалифицированных кадров в организации, осуществляющие деятельность на территориях закрытых административно-территориальных образований, а также об установлении дополнительных гарантий и льгот по оплате труда.

5. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» совместно с Федеральным агентством по управлению государственным имуществом и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями рассмотреть вопрос о проведении инвентаризации расположенных на территории закрытых административно-территориальных образований земельных участков, закрепленных за организациями, по роду деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования, и не используемых для обеспечения деятельности указанных организаций, в целях их возможной передачи в муниципальную собственность для развития социальной, транспортной, инженерной инфраструктур.

6. Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации рассмотреть предложения субъектов Российской Федерации, на территории которых расположены закрытые административно-территориальные образования, о включении в федеральный проект «Генеральная уборка» мероприятий по ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде, находящихся на территории соответствующих закрытых административно-территориальных образований, в случае их направления в установленном порядке.

7. Комитету Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера:

1) провести работу по сбору, обобщению и анализу информации сенаторов Российской Федерации – представителей от субъектов Российской Федерации, на территории которых расположены закрытые административно-территориальные образования, о проблемах развития закрытых административно-территориальных образований, а также предложений по решению этих проблем и поддержке социально-экономического развития закрытых административно-территориальных образований;

2) продолжить работу по актуальным вопросам развития закрытых административно-территориальных образований с привлечением членов Научно-экспертного совета при Комитете Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера.

8. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых расположены закрытые административно-территориальные образования:

1) рассмотреть вопрос об установлении дифференцированных нормативов отчислений от налога на доходы физических лиц, транспортного налога в бюджеты закрытых административно-территориальных образований;

2) рассмотреть вопрос о выделении дополнительных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации на предоставление бюджетам закрытых административно-территориальных образований целевых межбюджетных трансфертов в целях софинансирования дорожной деятельности, модернизации объектов коммунальной и социальной инфраструктуры;

3) изучить опыт Мурманской области по реновации закрытых административно-территориальных образований.

9. Органам местного самоуправления закрытых административно-территориальных образований:

1) при формировании бюджетов закрытых административно-территориальных образований ориентироваться на принципы среднесрочного бюджетного планирования и бюджетирования, ориентированного на результат, а также предусматривать мероприятия, направленные на рост налогового потенциала муниципальных образований и развитие социальной инфраструктуры;

2) развивать совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены закрытые административно-территориальные образования, механизмы привлечения квалифицированных кадров в организации, осуществляющие деятельность на территориях закрытых административно-территориальных образований;

3) рассмотреть возможность реализации в закрытых административно-территориальных образованиях проектов создания индустриальных парков, промышленных технопарков, а также иных промышленных проектов с использованием механизмов поддержки, предоставляемой Министерством промышленности и торговли Российской Федерации;

4) рассмотреть вопрос о расширении участия закрытых административно-территориальных образований в реализации национальных проектов;

5) способствовать широкому применению инициативных проектов и иных форм непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления при реализации мероприятий национальных проектов и иных мероприятий по развитию инфраструктуры закрытых административно-территориальных образований.