Протокол №1
совещания на тему «О мерах поддержки развития
моногородов в контексте решения задач пространственного развития Российской
Федерации»
Совет
Федерации,
ул.Б.Дмитровка,
д.26, комн.701
Председательствовал:
член Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера
Олег
Евгеньевич Голов
Присутствовали:
сенаторы Российской Федерации
С.М. Афанасьев,
Н.В. Ильина, В.Д. Калашников, В.К. Кравченко, В.В. Радаев,
А.И. Ролик А.М. Терентьев, Е.Б. Шумилова
представители федеральных органов исполнительной власти
Д.С. Вахруков, заместитель Министра экономического развития Российской Федерации;
А.А. Солдатов, врио директора Департамента регионального развития Министерства экономического развития Российской Федерации;
О.А. Ступин, директор Департамента региональной промышленной политики Министерства промышленности и торговли Российской Федерации;
М.В. Синичич, директор Департамента комплексного развития территорий Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации;
И.Е. Петрова, заместитель директора Департамента межбюджетных отношений Министерства финансов Российской Федерации;
А.Н. Савельев, заместитель директора Департамента занятости населения и трудовой миграции занятости населения и трудовой миграции Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации;
Г.В. Смоляк, директор Департамента социального развития Дальнего Востока и Арктики Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики
представители Счетной палаты Российской Федерации
Н.А. Трунова, аудитор Счетной палаты Российской Федерации
представители государственных корпораций
И.В. Макиева, главный управляющий партнер по городскому развитию Бизнес-блока государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ»;
Е.А. Груздова, директор по нефинансовым мерам поддержки государственной корпорации «ВЭБ.РФ»;
К.Р. Малхасян, заместитель директора Департамента по взаимодействию с регионами Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»
представители субъектов Российской Федерации
К.Б. Зайцев, председатель Правительства Иркутской области;
А.Ю. Скрябин, первый заместитель Губернатора Ростовской области;
М.В. Папушенко министр экономического развития Ростовской области;
Л.А. Запорожцева, министр экономического развития Воронежской области;
Н.Р. Лугачева, министр экономического развития Челябинской области;
К.В. Пытченко, министр экономического развития Кузбасса;
А.С. Семенов, депутат Брянской областной Думы;
Н.Р. Тихонова, глава Асбестовского городского округа Свердловской области;
другие согласно списку участников
приглашенные участники
А.В. Финогенов, директор по развитию городской среды акционерного общества «ДОМ.РФ»;
Н.А. Пегин, генеральный директор АО «Атом-ТОР»;
А.С. Пузанов, генеральный директор Фонда «Институт экономики города»;
Д.С. Голованов, заместитель директора по связям и коммуникациям акционерного общества «Сибирская угольная энергетическая компания»
представители Аппарата Совета Федерации
Слушали:
Информацию о текущей ситуации в моногородах и перспективах развития в соответствии с проектом Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2036 года.
Выступили:
Д.С. Вахруков, О.А. Ступин, И.В. Макиева, М.В. Синичич; И.Е. Петрова, Н.А. Трунова, А.В. Финогенов, К.Р. Малхасян, В.К. Кравченко, А.С. Пузанов, К.Б. Зайцев, М.В. Папушенко, Л.А. Запорожцева, Н.Р. Лугачева, Н.А. Пегин, А.С. Семенов, А.Н. Савельев
В настоящее время на территории Российской Федерации 321 монопрофильных муниципальных образования (моногород). Реализуется ряд мер поддержки моногородов и субъектов малого и среднего предпринимательства, которые осуществляют деятельность на их территориях.
Во‑первых, субсидии из федерального бюджета на реализацию проектов развития моногородов в виде льготных займов, инфраструктурной поддержки инвестиционных проектов. Всего за период с 2015 года, выделено 38 млрд рублей, поддержали более чем 70 моногородов.
Во‑вторых, в моногородах созданы 89 территорий опережающего развития (ТОР). В этом случае для предпринимателей – резидентов ТОР предусмотрены льготы по налогам.
С 2017 года по 2023 год Минэкономразвития России проведен ретроспективный мониторинг, подтверждающий, что экономика моногородов активно трансформируется, снижается монозависимость. Общая выручка всех предприятий от работ и услуг в моногородах выросла вдвое за весь этот период (примерно так же, как в среднем по стране): с 8,5 триллиона до 16,5 триллиона. При этом бизнес, который не связан с градообразующими предприятиями в моногородах, вырос в три раза, что выше, чем в среднем по стране.
Доля градообразующих предприятий в экономике городов снизилась с 61 процента в 2017 году до 45 процентов в 2023 году.
Среднесписочная численность занятых в целом в экономике моногородов растет и составляет более чем 6 миллионов человек, при этом за последние четыре года 100 тысяч человек занятых дополнительно.
Одновременно с ростом числа рабочих мест снижается уровень регистрируемой безработицы. И это снижение в моногородах выше, чем в среднем по стране. Только 32 моногорода, где уровень регистрируемой безработицы превышает в два раза средний по стране.
В настоящее время продолжается анализ рисков в моногородах, где монозависимость ещё высокая. Прежде всего, это моногорода в угольной отрасли (31 моногород, в том числе в Кузбассе). В рамках отдельной правительственной программы социально-экономического развития Кемеровской области реализуется ряд мероприятий.
Для 10 моногородов с наиболее сложным социально-экономическим положением некоторых регионов разработаны «дорожные карты» по привлечению инвестиций и обеспечению бизнеса необходимыми ресурсами Республика Дагестан, Республика Коми, Архангельская область, Кировская область, Челябинская область, Пермский край.
К основным инструментам реализации проектируемой Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2036 года отнесён Единый перечень опорных населённых пунктов, где выделяются, в том числе моногорода, в которых имеются риски ухудшения социально-экономического положения. Такие как увеличение уровня безработицы, закрытие или ликвидация основных предприятий (в том числе градообразующих).
Согласно данным Минстроя России Единый перечень включает 2159 опорных населенных пункта (из них 241 моногород или 92 процента населения моногородов), для которых будут разработаны программы развития опорных населенных пунктов, а для 200 отобранных – мастер-планы (из них 59 моногородов).
Часть моногородов могут быть в составе городских агломераций. По данным Минфина России мастер-планы планируется разработать для городских агломераций и административных центров, не входящих в агломерации, стратегических (геостратегических) населенных пунктов. Для этих целей из федерального бюджета на 2025–2027 годы запланировано 2,4 млрд рублей (по 800 млн рублей ежегодно).
Решили:
1. Информацию докладчиков и выступающих принять к сведению.
2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации рассмотреть вопросы о:
— мерах государственной поддержки социально-экономического развития моногородов в проектируемой Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2036 года и разрабатываемой программе по развитию опорных населенных пунктов в рамках нового национального проекта «Инфраструктура для жизни»
— учете специфики моногородов с развитой отраслью сельского хозяйства, в том числе при разработке мастер-планов и долгосрочных планов развития опорных населенных пунктов;
— проработке организационно-правовых механизмов оказания целевой государственной поддержки социально-экономического развития населенных пунктов, обладавших статусом моногородов после утраты ими статуса муниципального образования вследствие создания муниципальных округов, городских округов;
— актуализации критериев отнесения муниципальных образований к монопрофильным, в том числе с учетом современных тенденций укрупнения муниципальных образований;
— предоставлении субсидий в целях частичного возмещения уплаченных страховых взносов в государственные внебюджетные фонды резидентам территорий опережающего развития в моногородах;
— включении моногородов, в которых расположены организации Госкорпорации «Росатом», обеспечивающие безопасность страны, а также развитие науки и технологий, в перечень городов, для которых должны быть разработаны мастер-планы;
— выработке механизма координации реализации мероприятий, включенных в мастер-планы опорных территорий стратегического значения, в число которых входят ЗАТО Госкорпорации «Росатом»;
— выработке механизма приоритетного финансирования мероприятий, включенных в мастер-планы моногородов, являющихся ЗАТО (опорными населенными пунктами стратегического значения), в том числе проработать возможность формирования отдельного федерального проекта;
— включении городов, в которых созданы ТОР, в состав нацпроекта «Инфраструктура для жизни» и предусмотреть в рамках этого нацпроекта выделение средств федерального бюджета на создание соответствующей инженерной инфраструктуры.
— формирование стратегии развития молодежной политики в моногороде, направленной на удержание молодежи, привлечения молодых специалистов, развитие образования;
— поддержку градообразующих предприятий, направленную на решение актуальной проблемы подготовки высококвалифицированных кадров на базе образовательного учреждения, расположенного в моногороде.
3. Рекомендовать Министерству экономического развития Российской Федерации рассмотреть вопросы о:
— продолжении разработки «дорожных карт» в целях привлечения инвестиций в моногорода;
— упрощения и ускорения процедуры принятия решения по предоставлению льготного кредитования (включая гарантийную поддержку, направленного на строительство (реконструкцию) объектов инфраструктуры, необходимых для реализации инвестиционных проектов в моногородах, включая кредитную, гарантийную);
— установлении приоритетного рассмотрения заемного финансирования инвестиционных проектов субъектов предпринимательской деятельности по программам Фонда развития промышленности, АО «Корпорация МСП» и государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» в моногородах;
— об учете затрат на приобретение имущества бывшими резидентами ТОР в объеме капитальных вложений по проектам резидентов
4. Рекомендовать Министерству финансов Российской Федерации, Министерству экономического развития Российской Федерации рассмотреть вопросы о:
— совершенствовании налогового регулирования преференциальных налоговых режимов для новых резидентов ТОР;
— увеличении срока применения нулевой ставки по налогу на прибыль организаций с 5 до 10 налоговых периодов.
5. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых расположены моногорода:
— предоставлять в Минэкономразвития России не реже чем раз в 2 месяца информацию о состоянии градообразующих предприятий в моногородах и возможных рисках на среднесрочную перспективу;
— до стабилизации ситуации в моногородах при подготовке заявок на отбор межбюджетных трансфертов, новых казначейских кредитов и проектов для поддержки в рамках списания 2/3 бюджетных кредитов отдавать приоритет поддержке проектов, позволяющих диверсифицировать экономику таких городов, нарастить собственный экономический потенциал, создать источники налоговых поступлении в бюджеты всех уровней;
— рассмотреть возможность комплексного развития моногородов при реализации национальных проектов.