ПРОТОКОЛ
совещания на тему «О совершенствовании подходов к определению затрат
организаций жилищно-коммунального
хозяйства на фонд оплаты труда»
(в том числе в режиме видео-конференц-связи)
Председательствовал:
заместитель председателя Комитета
Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному
самоуправлению и делам Севера Александр
Геннадьевич Высокинский
Присутствовали:
сенаторы Российской Федерации:
С.М. Афанасьев, В.В. Назаренко, О.Е. Голов, Д.В. Гусев, А.Г. Жукова, О.А. Земцов, М.Б. Илезов;
представители федеральных органов исполнительной власти:
В.Г. Королев, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы;
А.Г. Матюхин, начальник управления регулирования ЖКХ Федеральной антимонопольной службы;
А.С. Федяков, директор Департамента развития жилищно-коммунального хозяйства Минстроя России;
Г.Э. Попов, заместитель директора Департамента развития электроэнергетики Министерства энергетики Российской Федерации
С.Ю. Горбарец, заместитель директора Департамента оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации;
П.А. Горкин, начальник отдела государственного регулирования тарифов в сфере ЖКХ Департамента государственного регулирования тарифов и инфраструктурных реформ Министерства экономического развития Российской Федерации;
приглашенные участники:
А.М. Чернецкий, первый заместитель председателя Законодательного Собрания Свердловской области;
Е.В. Довлатова, исполнительный директор Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения;
А.И. Рехалов, председатель Нижегородской ассоциации предприятий водоснабжения и водоотведения;
В.В. Гришанов, исполняющий обязанности Председателя Региональной энергетической комиссии Свердловской области;
А.Н. Рябов, директор по финансам и коммерции АО «Дзержинский Водоканал» Нижегородской области;
И.В. Генцлер, директор Направления «Городское хозяйство» Фонда «Институт экономики города»;
И.А. Радушева, первый заместитель Генерального директора АО «Ростовводоканал»;
И.О. Иванов, председатель Псковского областного совета профсоюзов
Б.В. Хмельников, генеральный директор Научно-исследовательского Центра муниципальной экономики;
иные участники согласно списку участников.
Слушали:
Информацию о действующих и предлагаемых подходах к определению затрат организаций жилищно-коммунального хозяйства на фонд оплаты труда.
Выступили:
А.Г. Высокинский, В.Г. Королев, Е.В. Довлатова, А.Н. Рябов А.С. Федяков, Г.Э. Попов, П.А. Горкин, С.Ю. Горбарец, В.В. Гришанов, И.В. Генцлер, И.А. Радушева, , И.О. Иванов, М.Б. Илезов, Б.В. Хмельников, А.Г. Матюхин.
Действующая система долгосрочного тарифного регулирования на основе долгосрочных параметров регулирования направлена на стимулирование повышения эффективности регулируемых организаций путем внедрения новых технологий и цифровизации технологических процессов.
Основы ценообразования, правила по установлению тарифов действуют отдельно для каждой регулируемой сферы (водоснабжение и водоотведение, теплоснабжение, обращение с отходами).
В соответствии с нормативными документами расходы на оплату труда работников входят в операционные расходы регулируемых организаций. По ним установлен порядок ежегодной корректировки на основании индексации, и эти расходы не могут быть значительно изменены в период действия долгосрочного тарифа.
Таким образом, у предприятий отсутствует возможность повышения расходов на оплату труда персонала, осуществления финансирования переподготовки и повышения квалификации специалистов для нужд соответствующего предприятия.
Так, для регулируемых организаций, очередной период долгосрочного регулирования которых начался с 2023 года и ранее, совокупный рост расходов на оплату труда на 2025 год существенно ниже роста минимального размера оплаты труда.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2024 года № 1810 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» предусмотрено, что при установлении тарифов на 2025 год для регулируемых организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения, в сфере теплоснабжения по заявлению регулируемой организации расходы на оплату труда, учитываемые в составе операционных расходов, подлежат пересмотру решением органа регулирования с учетом в том числе изменения минимального размера оплаты труда (далее – МРОТ). Соответствующие заявления должны были быть поданы в срок до 20 декабря 2024 года.
Таким образом, соответствующие организации в 2024 году получили возможность пересмотреть расходы на оплату труда в составе базового уровня операционных расходов при установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, в сфере теплоснабжения на 2025 год и снизить индекс эффективности таких операционных расходов до 0%.
По информации Федеральной антимонопольной службы (ФАС России), 63 заявки были удовлетворены. В тарифах в указанных сферах дополнительно учтено 23,3 млрд рублей по России на цели финансирования расходов на оплату труда.
Вместе с тем, сохраняется необходимость совершенствования нормативных правовых актов о государственном регулировании тарифов на услуги организаций жилищно-коммунального хозяйства.
Решили:
1. Информацию докладчиков и выступающих принять к сведению.
2. Рекомендовать Минэкономразвития России совместно с ФАС России, Минстроем России, Минэнерго России:
рассмотреть возможность учета расходов на оплату труда организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сфере жилищно-коммунальных услуг (далее – регулируемые организации), обусловленных индексацией минимального размера оплаты труда, при формировании прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов и последующие периоды, а также при индексации совокупного платежа граждан за коммунальные услуги, в целях сокращения объема выпадающих доходов регулируемых организаций и бюджетных расходов;
— рассмотреть возможность перехода в пилотных регионах на установление экономически обоснованных тарифов на коммунальные услуги для населения с одновременным усилением и повышением эффективности программы адресной поддержки граждан с низкими доходами.
3. Рекомендовать ФАС России совместно с Минстроем России, Минэкономразвития России, Минэнерго России:
— рассмотреть возможность определения единой методологии учета расходов на оплату труда начиная с 2026 года для регулируемых организаций отдельно от базового уровня операционных расходов путем их индексации, обеспечивающей учет расходов на оплату труда;
— подготовить предложения по комплексным изменениям нормативных правовых актов в области государственного регулирования цен (тарифов) в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, направленных на повышение кадровой привлекательности отраслей;
— проработать вопрос учета изменений минимального размера оплаты труда при формировании регулируемым организациями расходов на фонд оплаты труда с обязательным учетом отраслевых тарифных соглашений.
4. Рекомендовать Минстрою России совместно с Минэнерго России, Минприроды России, Минтрудом России:
— провести анализ действующих отраслевых нормативов численности работников в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения путем их сопоставления с фактической численностью сотрудников в соответствующих регулируемых организациях и существующими технологическими процессами;
— по итогам анализа подготовить предложения по комплексным изменениям действующих отраслевых нормативов численности работников в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.
5. Рекомендовать Минтруду России, Минфину России провести анализ эффективности и доступности действующей системы адресной социальной поддержки потребителей коммунальных услуг с учетом количественных и финансовых показателей в трех истекших годах и направить в Правительство Российской Федерации предложения по ее совершенствованию, учитывая возможности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
6. Рекомендовать регулируемым организациям рассмотреть возможность введения системы ключевых показателей эффективности для оценки производительности сотрудников и оптимизации затрат на оплату труда.
7. Информацию об исполнении рекомендаций направить в Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера до 1 сентября 2025 года.