Рекомендации
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (далее – Комитет) в период с 3 марта по 15 апреля 2025 года провел интернет-конференцию «Кадровый потенциал органов местного самоуправления: состояние и перспективы развития».
В обсуждении вопросов интернет-конференции приняли участие представители Комитета Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной службы по труду и занятости, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, ассоциаций муниципальных образований, научного и экспертного сообщества.
Вопросы развития кадрового
потенциала органов местного самоуправления, как наиболее близких к населению органов
власти, имеют особое значение. Актуальность данных вопросов возрастает в связи
с закреплением в Конституции Российской Федерации положений о вхождении
органов местного самоуправления вместе с органами государственной власти
в единую систему публичной власти и осуществлении ими взаимодействия для
наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории[1].
В развитие обозначенных конституционных положений о единой системе публичной власти принят Федеральный закон от 20 марта 2025 года № 33-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» (далее – Федеральный закон № 33-ФЗ), которым совершенствуются нормы, регулирующие статус лиц, замещающих муниципальные должности, устанавливаются их гарантии. Так, например, Федеральным законом № 33-ФЗ предусмотрено, что в соответствии с принципом единства системы публичной власти глава муниципального образования одновременно замещает государственную должность субъекта Российской Федерации и муниципальную должность. При этом дополнительно к гарантиям, установленным для лиц, замещающих муниципальные должности, могут быть установлены гарантии, связанные с замещением государственной должности субъекта Российской Федерации. Также предусмотрен единый пятилетний срок полномочий для должностных лиц органов местного самоуправления.
Возрастающая роль муниципальных образований в осуществлении публичных функций подчеркивает важность обеспечения органов местного самоуправления высококвалифицированными специалистами.
В связи с этим представляется необходимым применение комплексного подхода для дальнейшего развития кадрового потенциала органов местного самоуправления.
Следует отметить, что в последние годы был принят ряд значимых мер, направленных на повышение престижа муниципальной службы, ее популяризацию. Так, с 2024 года проводится Всероссийский муниципальный форум «Малая Родина — сила России», который является крупной площадкой для обсуждения актуальных вопросов, связанных с развитием малых городов, сельских территорий и поддержкой муниципальных образований в целом. Также была учреждена Всероссийская муниципальная премия «Служение», которая присваивается выдающимся представителям муниципального сообщества, внесшим особый вклад в развитие муниципальных образований и повышение качества жизни граждан. Указом Президента Российской Федерации от 16 января 2024 года № 41 было установлено почетное звание «Заслуженной работник местного самоуправления».
Значимой мерой в подготовке лиц, замещающих муниципальные должности, стала реализация программы «Школа мэров», целью которой является подготовка высококвалифицированных и компетентных специалистов для реализации проектов, направленных на развитие муниципальных образований, а также формирование кадрового резерва управленцев в органах местного самоуправления.
С 2024 года реализуется программа «Школа муниципальных команд», направленная на повышение эффективности муниципальной команды для успешного внедрения новых проектов и тиражирования лучших практик на муниципальном уровне.
Анализ информации, полученной от участников интернет-конференции, показывает, что в настоящее время существует ряд вопросов и актуальных проблем, требующих решения. Среди них особо следует отметить следующие:
— недостаточная обеспеченность муниципальных образований кадрами. Так, по данным Министерства финансов Российской Федерации[2] о численности работников органов местного самоуправления, отмечается штатная недоукоплектованность в подавляющем большинстве муниципальных образований. Кроме того, органы местного самоуправления испытывают дефицит специалистов, обладающих необходимыми знаниями и опытом;
— высокая текучесть кадров органов местного самоуправления. В настоящий момент отмечается существенная разница между оплатой труда муниципальных служащих и средней зарплатой по субъектам Российской Федерации. Низкий уровень оплаты труда и условия труда способствуют оттоку специалистов в частный сектор;
— недостаток молодых специалистов и связанный с этим рост среднего возраста муниципальных служащих. Анализ информации, представленной субъектами Российской Федерации, показывает, что в настоящий момент остро стоит вопрос о привлечении молодых специалистов к работе в органах местного самоуправления;
— низкий уровень материально-технического обеспечения органов местного самоуправления.
С учетом указанных вопросов представляется необходимым решение следующих задач:
— повышение оплаты труда сотрудников органов местного самоуправления, как минимум до уровня, соответствующего среднему уровню заработной платы на рынке труда, в целях сокращения оттока кадров из органов местного самоуправления;
— закрепление дополнительных мер социальной поддержки и социальных гарантий для муниципальных служащих;
— привлечение молодых специалистов к работе в органах местного самоуправления. В частности, в контексте данной задачи важным вопросом является расширение практик использования механизмов целевого обучения и прохождения практики в органах местного самоуправления;
— дальнейшее повышение престижа муниципальной службы, в том числе посредством распространения в средствах массовой информации положительного образа органов местного самоуправления;
— совершенствование реализации программ по подготовке и переподготовке муниципальных служащих, проведение обучающих семинаров, стажировок, конференций и других мероприятий, направленных на развитие их профессионального уровня;
— активное внедрение в деятельность органов местного самоуправления современных информационных технологий, цифровых решений в целях развития информационного взаимодействия органов, входящих в единую систему публичной власти.
Участники интернет-конференции, отмечая необходимость дальнейшего развития кадрового потенциала органов местного самоуправления, рекомендуют:
1. Профильным комитетам Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации:
уделять приоритетное внимание проектам федеральных законов, содержащим положения, направленные на развитие кадрового потенциала органов местного самоуправления.
2. Правительству Российской Федерации:
1) рассмотреть вопрос о целесообразности установления:
единого кадрового резерва для муниципальных служащих и государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации в целях обеспечения мобильности замещения вакантных должностей муниципальной службы, расширения круга кандидатов на замещение вакантных должностей муниципальной службы;
дополнительных гарантий в виде предоставления мер социальной поддержки муниципальным служащим и лицам, замещающим муниципальные должности;
механизмов поддержки целевой подготовки кадров для органов местного самоуправления, предполагающих увеличение числа обучающихся по договорам о целевом обучении;
2) рассмотреть вопрос о включении в государственные программы Российской Федерации комплексных мероприятий, направленных на развитие кадрового потенциала органов местного самоуправления, в частности, включающих финансовую поддержку реализации программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих и лиц, замещающих муниципальные должности.
3. Министерству экономического развития Российской Федерации:
совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проработать вопрос о корректировке показателей оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления в связи с новой конструкцией полномочий, предусмотренной Федеральным законом № 33-ФЗ.
4. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
осуществлять разработку региональных программ, направленных на развитие кадрового потенциала органов местного самоуправления, в частности, предусматривающих реализацию мер по поддержке мероприятий по целевой подготовке кадров для органов местного самоуправления, предоставление мер социальной поддержки муниципальным служащим и лицам, замещающим муниципальные должности;
активнее внедрять практики создания ресурсных центров, ориентированных на реализацию мероприятий по повышению квалификации муниципальных служащих, тиражирование лучших решений в области развития кадрового потенциала органов местного самоуправления;
оказывать информационную, методическую и иную поддержку муниципальным образованиям по вопросам совершенствования кадровой политики в органах местного самоуправления;
предоставлять органам местного самоуправления поддержку, в том числе финансовую, в целях реализации мероприятий по внедрению в их деятельность современных информационных технологий, цифровых решений;
активнее использовать нематериальные меры поощрения муниципальных служащих и лиц, замещающих муниципальные должности;
развивать практики по проведению кадровых конкурсов, ориентированных на выявление и поощрение лучших муниципальных служащих, лиц, замещающих муниципальные должности, работников муниципальных организаций;
активнее использовать меры,
направленные на формирование положительного образа органов местного
самоуправления, в том числе
с использованием средств массовой информации.
5. Органам местного самоуправления:
проводить работу по развитию системы подготовки и переподготовки кадров для муниципальной службы;
осуществлять меры, направленные на повышение возможностей для профессионального роста сотрудников органов местного самоуправления, развитие системы «кадровых лифтов» в органах местного самоуправления;
шире использовать практику заключения с образовательными организациями договоров о целевом обучении с обязательством последующего прохождения муниципальной службы;
активнее проводить работу с образовательными организациями, реализующими программы высшего и среднего профессионального образования, в целях привлечения студентов, обучающихся в данных организациях, для прохождения практики (стажировки) в органах местного самоуправления;
развивать практики, направленные на формирование положительного образа органов местного самоуправления, в том числе с использованием средств массовой информации;
развивать практики наставничества на муниципальной службе для ускоренной адаптации молодых специалистов и приобретения ими профессиональных навыков;
активнее использовать нематериальные меры поощрения муниципальных служащих и лиц, замещающих муниципальные должности.
7. Всероссийской ассоциации развития местного самоуправления:
осуществлять на постоянной основе мониторинг, изучение и тиражирование эффективных практик в области развития кадрового потенциала органов местного самоуправления;
оказывать на постоянной основе органам местного самоуправления экспертную, методическую и консультационную поддержку в вопросах повышения квалификации муниципальных служащих и лиц, замещающих муниципальные должности.
[1] Данные положения закреплены Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 года № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти».
[2]
Численность работников государственных органов субъектов Российской Федерации
// Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации, 31 мая 2024 г. –
https://minfin.gov.ru/opendata/7710168360-OMS_staff/7710168360-OMS_staff-visual
(по состоянию на
2023 год)