Другие мероприятия

Интернет-конференция «Кадровый потенциал органов местного самоуправления: состояние и перспективы развития»

Рекомендации

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (далее – Комитет) в период с 3 марта по 15 апреля 2025 года провел интернет-конференцию «Кадровый потенциал органов местного самоуправления: состояние и перспективы развития».

В обсуждении вопросов интернет-конференции приняли участие представители Комитета Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной службы по труду и занятости, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, ассоциаций муниципальных образований, научного и экспертного сообщества.

Вопросы развития кадрового потенциала органов местного самоуправления, как наиболее близких к населению органов власти, имеют особое значение. Актуальность данных вопросов возрастает в связи с закреплением в Конституции Российской Федерации положений о вхождении органов местного самоуправления вместе с органами государственной власти
в единую систему публичной власти и осуществлении ими взаимодействия для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории[1].

В развитие обозначенных конституционных положений о единой системе публичной власти принят Федеральный закон от 20 марта 2025 года № 33-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» (далее – Федеральный закон № 33-ФЗ), которым совершенствуются нормы, регулирующие статус лиц, замещающих муниципальные должности, устанавливаются их гарантии. Так, например, Федеральным законом № 33-ФЗ предусмотрено, что в соответствии с принципом единства системы публичной власти глава муниципального образования одновременно замещает государственную должность субъекта Российской Федерации и муниципальную должность. При этом дополнительно к гарантиям, установленным для лиц, замещающих муниципальные должности, могут быть установлены гарантии, связанные с замещением государственной должности субъекта Российской Федерации. Также предусмотрен единый пятилетний срок полномочий для должностных лиц органов местного самоуправления.

Возрастающая роль муниципальных образований в осуществлении публичных функций подчеркивает важность обеспечения органов местного самоуправления высококвалифицированными специалистами.

В связи с этим представляется необходимым применение комплексного подхода для дальнейшего развития кадрового потенциала органов местного самоуправления.

Следует отметить, что в последние годы был принят ряд значимых мер, направленных на повышение престижа муниципальной службы, ее популяризацию. Так, с 2024 года проводится Всероссийский муниципальный форум «Малая Родина — сила России», который является крупной площадкой для обсуждения актуальных вопросов, связанных с развитием малых городов, сельских территорий и поддержкой муниципальных образований в целом. Также была учреждена Всероссийская муниципальная премия «Служение», которая присваивается выдающимся представителям муниципального сообщества, внесшим особый вклад в развитие муниципальных образований и повышение качества жизни граждан. Указом Президента Российской Федерации от 16 января 2024 года № 41 было установлено почетное звание «Заслуженной работник местного самоуправления».

Значимой мерой в подготовке лиц, замещающих муниципальные должности, стала реализация программы «Школа мэров», целью которой является подготовка высококвалифицированных и компетентных специалистов для реализации проектов, направленных на развитие муниципальных образований, а также формирование кадрового резерва управленцев в органах местного самоуправления.

С 2024 года реализуется программа «Школа муниципальных команд», направленная на повышение эффективности муниципальной команды для успешного внедрения новых проектов и тиражирования лучших практик на муниципальном уровне.

Анализ информации, полученной от участников интернет-конференции, показывает, что в настоящее время существует ряд вопросов и актуальных проблем, требующих решения. Среди них особо следует отметить следующие:

— недостаточная обеспеченность муниципальных образований кадрами. Так, по данным Министерства финансов Российской Федерации[2] о численности работников органов местного самоуправления, отмечается штатная недоукоплектованность в подавляющем большинстве муниципальных образований. Кроме того, органы местного самоуправления испытывают дефицит специалистов, обладающих необходимыми знаниями и опытом;

— высокая текучесть кадров органов местного самоуправления. В настоящий момент отмечается существенная разница между оплатой труда муниципальных служащих и средней зарплатой по субъектам Российской Федерации. Низкий уровень оплаты труда и условия труда способствуют оттоку специалистов в частный сектор;

— недостаток молодых специалистов и связанный с этим рост среднего возраста муниципальных служащих. Анализ информации, представленной субъектами Российской Федерации, показывает, что в настоящий момент остро стоит вопрос о привлечении молодых специалистов к работе в органах местного самоуправления;

— низкий уровень материально-технического обеспечения органов местного самоуправления.

С учетом указанных вопросов представляется необходимым решение следующих задач:

— повышение оплаты труда сотрудников органов местного самоуправления, как минимум до уровня, соответствующего среднему уровню заработной платы на рынке труда, в целях сокращения оттока кадров из органов местного самоуправления;

— закрепление дополнительных мер социальной поддержки и социальных гарантий для муниципальных служащих;

— привлечение молодых специалистов к работе в органах местного самоуправления. В частности, в контексте данной задачи важным вопросом является расширение практик использования механизмов целевого обучения и прохождения практики в органах местного самоуправления;

— дальнейшее повышение престижа муниципальной службы, в том числе посредством распространения в средствах массовой информации положительного образа органов местного самоуправления;

— совершенствование реализации программ по подготовке и переподготовке муниципальных служащих, проведение обучающих семинаров, стажировок, конференций и других мероприятий, направленных на развитие их профессионального уровня;

— активное внедрение в деятельность органов местного самоуправления современных информационных технологий, цифровых решений в целях развития информационного взаимодействия органов, входящих в единую систему публичной власти.

Участники интернет-конференции, отмечая необходимость дальнейшего развития кадрового потенциала органов местного самоуправления, рекомендуют:

1. Профильным комитетам Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации:

уделять приоритетное внимание проектам федеральных законов, содержащим положения, направленные на развитие кадрового потенциала органов местного самоуправления.

2. Правительству Российской Федерации:

1) рассмотреть вопрос о целесообразности установления:

единого кадрового резерва для муниципальных служащих и государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации в целях обеспечения мобильности замещения вакантных должностей муниципальной службы, расширения круга кандидатов на замещение вакантных должностей муниципальной службы;

дополнительных гарантий в виде предоставления мер социальной поддержки муниципальным служащим и лицам, замещающим муниципальные должности;

механизмов поддержки целевой подготовки кадров для органов местного самоуправления, предполагающих увеличение числа обучающихся по договорам о целевом обучении;

2) рассмотреть вопрос о включении в государственные программы Российской Федерации комплексных мероприятий, направленных на развитие кадрового потенциала органов местного самоуправления, в частности, включающих финансовую поддержку реализации программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих и лиц, замещающих муниципальные должности.

3. Министерству экономического развития Российской Федерации:

совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проработать вопрос о корректировке показателей оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления в связи с новой конструкцией полномочий, предусмотренной Федеральным законом № 33-ФЗ.

4. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

осуществлять разработку региональных программ, направленных на развитие кадрового потенциала органов местного самоуправления, в частности, предусматривающих реализацию мер по поддержке мероприятий по целевой подготовке кадров для органов местного самоуправления, предоставление мер социальной поддержки муниципальным служащим и лицам, замещающим муниципальные должности;

активнее внедрять практики создания ресурсных центров, ориентированных на реализацию мероприятий по повышению квалификации муниципальных служащих, тиражирование лучших решений в области развития кадрового потенциала органов местного самоуправления;

оказывать информационную, методическую и иную поддержку муниципальным образованиям по вопросам совершенствования кадровой политики в органах местного самоуправления;

предоставлять органам местного самоуправления поддержку, в том числе финансовую, в целях реализации мероприятий по внедрению в их деятельность современных информационных технологий, цифровых решений;

активнее использовать нематериальные меры поощрения муниципальных служащих и лиц, замещающих муниципальные должности;

развивать практики по проведению кадровых конкурсов, ориентированных на выявление и поощрение лучших муниципальных служащих, лиц, замещающих муниципальные должности, работников муниципальных организаций;

активнее использовать меры, направленные на формирование положительного образа органов местного самоуправления, в том числе
с использованием средств массовой информации.

5. Органам местного самоуправления:

проводить работу по развитию системы подготовки и переподготовки кадров для муниципальной службы;

осуществлять меры, направленные на повышение возможностей для профессионального роста сотрудников органов местного самоуправления, развитие системы «кадровых лифтов» в органах местного самоуправления;

шире использовать практику заключения с образовательными организациями договоров о целевом обучении с обязательством последующего прохождения муниципальной службы;

активнее проводить работу с образовательными организациями, реализующими программы высшего и среднего профессионального образования, в целях привлечения студентов, обучающихся в данных организациях, для прохождения практики (стажировки) в органах местного самоуправления;

развивать практики, направленные на формирование положительного образа органов местного самоуправления, в том числе с использованием средств массовой информации;

развивать практики наставничества на муниципальной службе для ускоренной адаптации молодых специалистов и приобретения ими профессиональных навыков;

активнее использовать нематериальные меры поощрения муниципальных служащих и лиц, замещающих муниципальные должности.

7. Всероссийской ассоциации развития местного самоуправления:

осуществлять на постоянной основе мониторинг, изучение и тиражирование эффективных практик в области развития кадрового потенциала органов местного самоуправления;

оказывать на постоянной основе органам местного самоуправления экспертную, методическую и консультационную поддержку в вопросах повышения квалификации муниципальных служащих и лиц, замещающих муниципальные должности.



[1] Данные положения закреплены Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 года № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти».

[2] Численность работников государственных органов субъектов Российской Федерации // Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации, 31 мая 2024 г. – https://minfin.gov.ru/opendata/7710168360-OMS_staff/7710168360-OMS_staff-visual (по состоянию на 
2023 год)