Другие мероприятия

Совещание на тему «Использование потенциала Северного морского пути в современных условиях»

ПРОТОКОЛ
совещания на тему «Использование потенциала Северного морского пути в современных условиях»
(совместно с Советом по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации)

Совет Федерации,
ул. Б. Дмитровка, д. 26, комн. 808А
26 мая 2025 года, 11:00

Председательствовал:

заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, заместитель председателя Совета по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Широков Анатолий Иванович.

Присутствовали:

сенаторы Российской Федерации

С.М. Афанасьев, Е.В. Дягилева, А.Г. Жукова, А.И. Лутовинов, А.И. Отке, В.А. Пушкарев, А.И. Ролик, А.А. Хапочкин

представители федеральных органов исполнительной власти

Н.И. Голубева, В.Ю. Котовщиков, Р.В. Курынин, Е.В. Мацепуро, В.С. Неумывакин, С.С. Сипилин, В.В. Соколов, И.А. Чернов

представитель Счетной палаты Российской Федерации

В.Н. Богомолов

представители Госкорпораций

Д.А. Домбровский, В.А. Мироничев

представители субъектов Российской Федерации

Я.А. Власов, А.С. Долгих, В.С. Дудниченко, А.М. Еремеев, С.Н. Коркин, А.Н. Нарчуганов, Е.В. Ожегова, В.И. Цыганков

приглашенные

А.Н. Ивкин

Выступили: И.А. Чернов, В.С. Неумывакин, Д.А. Домбровский, Р.В. Курынин, С.С. Сипилин, В.В. Соколов, В.Н. Богомолов, В.А. Мироничев, А.Н. Нарчуганов, В.А. Пушкарев.

Решили:

1. Принять к сведению информацию заместителя председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, заместителя председателя Совета по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации А.И. Широкова.

2. Принять к сведению информацию директора Департамента развития Арктической зоны Российской Федерации и реализации инфраструктурных проектов Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики И.А. Чернова, директора Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Министерства просвещения Российской Федерации В.С. Неумывакина, заместителя директора Департамента развития СМП и Арктики – начальника отдела государственной политики СМП и Арктики Арктической дирекции Госкорпорации «Росатом» Д.А. Домбровского, заместителя Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Р.В. Курынина, заместителя директора Департамента государственной политики в области морского и внутреннего водного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации С.С. Сипилина, заместителя руководителя Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды В.В. Соколова, аудитора Счетной палаты Российской Федерации В.Н. Богомолова, заместителя директора Департамента научно-технических проектов и систем глобального мониторинга Госкорпорации «Роскосмос» В.А. Мироничева, руководителя агентства по развитию северных территорий и поддержке коренных малочисленных народов Красноярского края А.Н. Нарчуганова, члена Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, представителя от исполнительного органа государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа В.А. Пушкарева.

3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

1) рассмотреть возможность реализации в приоритетном порядке мероприятий, предусматривающих создание в узловых точках Северного морского пути пгт. Тикси (Республика Саха (Якутия), пгт. Диксон, п. Хатанга (Красноярский край), п. Сабетта (Ямало-Ненецкий автономный округ) объектов аварийно-спасательной инфраструктуры с учетом возможности совместного размещения подразделений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федерального медико-биологического агентства, Федерального агентства морского и речного транспорта и федерального государственного бюджетного учреждения «Морская спасательная служба»;

2) рассмотреть вопрос о сохранении выделенного Госкорпорации «Роскосмос» финансирования до 2030 года для создания четырех космических аппаратов типа «Арктика», двух космических аппаратов типа «Кондор» и одного космического аппарата типа «Обзор;

3) проработать вопрос о формировании, в том числе с использованием механизма государственно-частного партнерства, единой современной телекоммуникационной инфраструктуры, позволяющей оказывать услуги связи населению и хозяйствующим субъектам на всей территории Арктической зоны Российской Федерации, включая акваторию Северного морского пути и морские порты;

4) рассмотреть вопрос о механизмах государственной поддержки создания и модернизации портовой инфраструктуры и дноуглубления внутренних водных путей, расположенных на территории Арктической зоны Российской Федерации, в целях увеличения суммарной мощности морских портов и объема перевозки грузов в акватории Северного морского пути;

5) рассмотреть предложение Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа о предоставлении бюджету региона казначейского инфраструктурного кредита в целях начала строительства совмещенного мостового перехода через р. Обь в рамках проекта «Создания железнодорожного Северного широтного хода „Обская – Салехард – Надым – Пангоды – Новый Уренгой – Коротчаево“ и железнодорожных подходов к нему» (далее – СШХ);

6) предусмотреть в составе инвестиционной программы открытого акционерного общества «Российские железные дороги» средства для завершения проектирования и строительства подходов к СШХ в рамках проекта (Северная и Свердловская железные дороги), в том числе с учетом существующих мер государственной поддержки.

4. Рекомендовать Правительству Российской Федерации совместно с Госкорпорацией «Росатом»:

1) уделить особое внимание разработке финансово-экономической и организационной модели формирования Трансарктического транспортного коридора (Санкт-Петербург – Мурманск – Архангельск – Владивосток);

2) проработать вопрос об обеспечении конкурентоспособности тарифов на ледокольную проводку судов, осуществляемую в акватории Северного морского пути;

3) проработать вопрос о строительстве базы бункеровки и технического обслуживания морских судов в порту Диксон в целях обеспечения технического осмотра и ремонта судов, в том числе в случае возникновения аварийных ситуаций на Таймырском участке акватории Северного морского пути.

5. Рекомендовать Министерству Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики провести анализ и определить целесообразность субсидирования перевозок по Северному морскому пути рыбы и рыбной продукции с Дальнего Востока в европейскую часть страны.

6. Рекомендовать Министерству транспорта Российской Федерации, Министерству Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики совместно с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации провести анализ прогнозной потребности в квалифицированных и высококвалифицированных кадрах, требующихся для работы на объектах Северного морского пути.

7. Рекомендовать Министерству науки и высшего образования Российской Федерации продолжить работу по приведению системы основных профессиональных образовательных программ и контрольных цифр приема на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в образовательные организации, расположенные в Арктической зоне Российской Федерации, в соответствие с прогнозной потребностью в квалифицированных и высококвалифицированных кадрах, требующихся для работы на объектах Северного морского пути.

8. Рекомендовать Министерству просвещения Российской Федерации:

1) проработать вопрос создания в Чукотском автономном округе Билибинского образовательного кластера среднего профессионального образования по направлениям развития науки и техники;

2) усилить работу по профессиональной ориентации обучающихся и выпускников образовательных организаций в целях подготовки специалистов, требующихся для обеспечения функционирования Северного морского пути.

9. Рекомендовать Федеральному агентству морского и речного транспорта рассмотреть возможность оптимизации количества судов, подлежащих строительству в 2025–2030 годах в соответствии с пунктом 4.4.2 Плана развития Северного морского пути на период до 2035 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 августа 2022 года № 2115-р, с учетом значительного увеличения стоимости строительства судов аварийно-спасательного флота и наличия достаточного количества судов у федерального государственного бюджетного учреждения «Морсспасслужба» для несения аварийно-спасательной готовности.

10. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации, территории которых входят в состав Арктической зоны Российской Федерации, обратить особое внимание на прогнозирование потребности в кадровом обеспечении региональных транспортных комплексов, расширить область применения механизма приема на целевое обучение для своевременного обеспечения потребности в подготовке кадров, необходимых для Северного морского пути.