ПРОТОКОЛ
совещания на тему «Использование потенциала Северного
морского пути в современных условиях»
(совместно с Советом по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики при Совете Федерации Федерального
Собрания Российской Федерации)
Совет Федерации,
ул. Б. Дмитровка, д. 26, комн. 808А
26 мая 2025 года, 11:00
Председательствовал:
заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, заместитель председателя Совета по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Широков Анатолий Иванович.
Присутствовали:
сенаторы Российской Федерации | С.М. Афанасьев, Е.В. Дягилева, А.Г. Жукова, А.И. Лутовинов, А.И. Отке, В.А. Пушкарев, А.И. Ролик, А.А. Хапочкин |
представители федеральных органов исполнительной власти | Н.И. Голубева, В.Ю. Котовщиков, Р.В. Курынин, Е.В. Мацепуро, В.С. Неумывакин, С.С. Сипилин, В.В. Соколов, И.А. Чернов |
представитель Счетной палаты Российской Федерации | В.Н. Богомолов |
представители Госкорпораций | Д.А. Домбровский, В.А. Мироничев |
представители субъектов Российской Федерации | Я.А. Власов, А.С. Долгих, В.С. Дудниченко, А.М. Еремеев, С.Н. Коркин, А.Н. Нарчуганов, Е.В. Ожегова, В.И. Цыганков |
приглашенные | А.Н. Ивкин |
Выступили: И.А. Чернов, В.С. Неумывакин, Д.А. Домбровский, Р.В. Курынин, С.С. Сипилин, В.В. Соколов, В.Н. Богомолов, В.А. Мироничев, А.Н. Нарчуганов, В.А. Пушкарев.
Решили:
1. Принять к сведению информацию заместителя председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, заместителя председателя Совета по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации А.И. Широкова.
2. Принять к сведению информацию директора Департамента развития Арктической зоны Российской Федерации и реализации инфраструктурных проектов Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики И.А. Чернова, директора Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Министерства просвещения Российской Федерации В.С. Неумывакина, заместителя директора Департамента развития СМП и Арктики – начальника отдела государственной политики СМП и Арктики Арктической дирекции Госкорпорации «Росатом» Д.А. Домбровского, заместителя Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Р.В. Курынина, заместителя директора Департамента государственной политики в области морского и внутреннего водного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации С.С. Сипилина, заместителя руководителя Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды В.В. Соколова, аудитора Счетной палаты Российской Федерации В.Н. Богомолова, заместителя директора Департамента научно-технических проектов и систем глобального мониторинга Госкорпорации «Роскосмос» В.А. Мироничева, руководителя агентства по развитию северных территорий и поддержке коренных малочисленных народов Красноярского края А.Н. Нарчуганова, члена Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, представителя от исполнительного органа государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа В.А. Пушкарева.
3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
1) рассмотреть возможность реализации в приоритетном порядке мероприятий, предусматривающих создание в узловых точках Северного морского пути пгт. Тикси (Республика Саха (Якутия), пгт. Диксон, п. Хатанга (Красноярский край), п. Сабетта (Ямало-Ненецкий автономный округ) объектов аварийно-спасательной инфраструктуры с учетом возможности совместного размещения подразделений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федерального медико-биологического агентства, Федерального агентства морского и речного транспорта и федерального государственного бюджетного учреждения «Морская спасательная служба»;
2) рассмотреть вопрос о сохранении выделенного Госкорпорации «Роскосмос» финансирования до 2030 года для создания четырех космических аппаратов типа «Арктика», двух космических аппаратов типа «Кондор» и одного космического аппарата типа «Обзор;
3) проработать вопрос о формировании, в том числе с использованием механизма государственно-частного партнерства, единой современной телекоммуникационной инфраструктуры, позволяющей оказывать услуги связи населению и хозяйствующим субъектам на всей территории Арктической зоны Российской Федерации, включая акваторию Северного морского пути и морские порты;
4) рассмотреть вопрос о механизмах государственной поддержки создания и модернизации портовой инфраструктуры и дноуглубления внутренних водных путей, расположенных на территории Арктической зоны Российской Федерации, в целях увеличения суммарной мощности морских портов и объема перевозки грузов в акватории Северного морского пути;
5) рассмотреть предложение Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа о предоставлении бюджету региона казначейского инфраструктурного кредита в целях начала строительства совмещенного мостового перехода через р. Обь в рамках проекта «Создания железнодорожного Северного широтного хода „Обская – Салехард – Надым – Пангоды – Новый Уренгой – Коротчаево“ и железнодорожных подходов к нему» (далее – СШХ);
6) предусмотреть в составе инвестиционной программы открытого акционерного общества «Российские железные дороги» средства для завершения проектирования и строительства подходов к СШХ в рамках проекта (Северная и Свердловская железные дороги), в том числе с учетом существующих мер государственной поддержки.
4. Рекомендовать Правительству Российской Федерации совместно с Госкорпорацией «Росатом»:
1) уделить особое внимание разработке финансово-экономической и организационной модели формирования Трансарктического транспортного коридора (Санкт-Петербург – Мурманск – Архангельск – Владивосток);
2) проработать вопрос об обеспечении конкурентоспособности тарифов на ледокольную проводку судов, осуществляемую в акватории Северного морского пути;
3) проработать вопрос о строительстве базы бункеровки и технического обслуживания морских судов в порту Диксон в целях обеспечения технического осмотра и ремонта судов, в том числе в случае возникновения аварийных ситуаций на Таймырском участке акватории Северного морского пути.
5. Рекомендовать Министерству Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики провести анализ и определить целесообразность субсидирования перевозок по Северному морскому пути рыбы и рыбной продукции с Дальнего Востока в европейскую часть страны.
6. Рекомендовать Министерству транспорта Российской Федерации, Министерству Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики совместно с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации провести анализ прогнозной потребности в квалифицированных и высококвалифицированных кадрах, требующихся для работы на объектах Северного морского пути.
7. Рекомендовать Министерству науки и высшего образования Российской Федерации продолжить работу по приведению системы основных профессиональных образовательных программ и контрольных цифр приема на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в образовательные организации, расположенные в Арктической зоне Российской Федерации, в соответствие с прогнозной потребностью в квалифицированных и высококвалифицированных кадрах, требующихся для работы на объектах Северного морского пути.
8. Рекомендовать Министерству просвещения Российской Федерации:
1) проработать вопрос создания в Чукотском автономном округе Билибинского образовательного кластера среднего профессионального образования по направлениям развития науки и техники;
2) усилить работу по профессиональной ориентации обучающихся и выпускников образовательных организаций в целях подготовки специалистов, требующихся для обеспечения функционирования Северного морского пути.
9. Рекомендовать Федеральному агентству морского и речного транспорта рассмотреть возможность оптимизации количества судов, подлежащих строительству в 2025–2030 годах в соответствии с пунктом 4.4.2 Плана развития Северного морского пути на период до 2035 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 августа 2022 года № 2115-р, с учетом значительного увеличения стоимости строительства судов аварийно-спасательного флота и наличия достаточного количества судов у федерального государственного бюджетного учреждения «Морсспасслужба» для несения аварийно-спасательной готовности.
10. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации, территории которых входят в состав Арктической зоны Российской Федерации, обратить особое внимание на прогнозирование потребности в кадровом обеспечении региональных транспортных комплексов, расширить область применения механизма приема на целевое обучение для своевременного обеспечения потребности в подготовке кадров, необходимых для Северного морского пути.