Рекомендации
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (далее – Комитет) в период с 1 сентября по 15 октября 2025 года провёл интернет-конференцию на тему «Проблемы реализации проектов по созданию комфортной городской среды в субъектах Российской Федерации».
В обсуждении вопросов интернет-конференции приняли участие представители комитетов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, публично-правовой компании «Фонд развития территорий», публичного акционерного общества «ДОМ.РФ», органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, ассоциаций муниципальных образований, научного и экспертного сообщества (далее – участники интернет-конференции, участники).
Создание комфортной городской среды является ключевым направлением, влияющим на улучшение условий жизни граждан за счёт создания качественных и современных общественных пространств, формирования новых возможностей для отдыха, занятия спортом, самореализации людей.
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 29 февраля 2024 года особое внимание уделено вопросам регионального развития, решение которых позволит обеспечить в том числе реализацию проектов по созданию комфортной городской среды в субъектах Российской Федерации. Так, например, было предложено снизить долговую нагрузку субъектов Российской Федерации, списать две трети задолженности регионов по бюджетным кредитам. Сэкономленные средства должны быть целевым образом направлены регионами на поддержку инвестиций и инфраструктурные проекты.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» комфортная и безопасная среда для жизни определена в качестве одной из семи национальных целей развития Российской Федерации.
В соответствии с названным Указом Президента Российской Федерации разработан национальный проект «Инфраструктура для жизни» (далее – Национальный проект), реализация которого началась 1 января 2025 года. Основной его целью является обеспечение граждан социально значимой инфраструктурой нового качества.
Реализация федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» (далее – федеральный проект) продолжается в составе нового Национального проекта.
Поддержка из федерального бюджета субъектам Российской Федерации на благоустройство территорий оказывается в рамках федерального проекта по двум направлениям:
— реализация государственных и муниципальных программ формирования современной городской среды[1];
— реализация проектов победителей Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды[2].
По информации Минстроя России в рамках федерального проекта нарастающим итогом с 2019 года благоустроено 76 582 территории, в том числе 34 393 общественные территории, 42 189 дворовых территорий. В федеральном проекте приняли участие 6 455 населенных пунктов, в которых проживает более 123 млн человек.
Финансирование мероприятий по благоустройству территорий в рамках государственных (муниципальных) программ формирования современной городской среды из федерального бюджета составило в общей сложности 258,5 млрд рублей[3].
Все решения о благоустройстве территорий в рамках федерального проекта принимаются с обязательным участием жителей, для чего создан механизм по вовлечению граждан в решение вопросов развития городской среды[4].
Ежегодно проводится Всероссийское голосование граждан по отбору общественных территорий, подлежащих благоустройству в первоочередном порядке. Так, в 2025 году Всероссийское голосование впервые было проведено на платформе обратной связи федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)». Граждане выбрали 2 183 пространства (из 6 048 проектов, выставленных на голосование), которые будут благоустроены в первоочередном порядке[5].
По результатам анализа информации, полученной от участников интернет-конференции, в целях повышения эффективности федерального проекта следует отметить следующие актуальные вопросы, требующие решения:
— типовой подход, не учитывающий специфику территорий, планируемых для благоустройства;
— недостаток долгосрочного ухода за благоустроенными объектами;
— несогласованность с планами строительства жилья и инфраструктуры;
— дублирование работ или их неэффективное распределение;
— разрывы между сроками благоустройства и модернизации инженерных сетей;
— отсутствие методики для благоустройства территорий у индивидуальных жилых домов;
— низкая цифровая грамотность в малых населенных пунктах;
— отсутствие единой цифровой платформы для всех участников процесса и полноценных «цифровых экосистем формирования комфортной городской среды» (инструмента по цифровому моделированию города);
— недостаточная обратная связь с жителями;
— дефицит квалифицированных кадров, обладающих необходимыми компетенциями, в том числе в сфере «комплексного развития территории».
С учетом указанных вопросов представляется необходимым решение следующих задач:
— переход от точечных решений к системному развитию городов и поселений, основанному на комплексном планировании и активном участии жителей;
— развитие проектного подхода с учетом климатических и территориальных особенностей, локальной идентичности;
— активное привлечение внебюджетных средств с использованием инструментов государственно-частного партнерства, муниципально-частного партнерства;
— внедрение системного обслуживания созданных объектов;
— создание «дорожных карт» комплексного развития территорий.
Участники интернет-конференции, отмечая необходимость дальнейшего совершенствования правовых и организационных механизмов, используемых в целях достижения национальной цели по созданию комфортной и безопасной среды для жизни, рекомендуют:
1. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотреть вопросы:
формирования методических рекомендаций по эксплуатации различных типов территорий, внедрение системы контроля качества содержания общественных пространств;
разработки упрощенных (адаптированных) методик для малых городов по вовлечению граждан, их объединений и иных лиц в решение вопросов развития городской среды;
актуализации содержащихся в методических рекомендациях форматов вовлечения населения с формами участия населения в осуществлении местного самоуправления, установленными Федеральным законом от 20 марта 2025 года № 33-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти».
2. Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерству экономического развития Российской Федерации, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации:
продолжить развитие цифровых сервисов с целью расширения уровня вовлеченности населения в реализацию федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» (онлайн-голосования, геосервисы, мониторинг качества работ);
рассмотреть возможность обучения муниципальных служащих и населения соответствующим цифровым инструментам.
3. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления:
при разработке программ комплексного развития социальной инфраструктуры предусматривать в качестве целевых показателей реализации программы достижение расчетного уровня обеспеченности населения услугами социальной инфраструктуры в соответствии с нормативами градостроительного проектирования;
расширять практику использования инструментов государственно-частного партнерства, муниципально-частного партнерства при реализации проектов в области обеспечения комфортной среды;
принимать дополнительные меры, направленные на повышение информированности жителей муниципальных образований о реализуемых в рамках соответствующих программ мероприятиях и возможности личного участия в таких мероприятиях, а также на повышение мотивации жителей к участию в них;
принимать меры по организации на регулярной основе обучения и повышения квалификации сотрудников, отвечающих за реализацию проектов благоустройства городской среды в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.
4. Всероссийской ассоциации развития местного самоуправления:
продолжить работу по изучению и тиражированию лучших муниципальных практик в области обеспечения комфортной среды и создания благоприятных условий жизнедеятельности людей на территориях муниципальных образований;
оказывать содействие органам местного самоуправления при реализации проектов в области обеспечения комфортной городской среды на территориях муниципальных образований.
[1] Приложение № 15 к государственной программе Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года № 1710 (далее –государственная программа).
[2] Приложение № 22 к государственной программе; постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 2018 г. № 237 «О предоставлении и распределении средств государственной поддержки из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для поощрения муниципальных образований – победителей Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды».
[3] По информации Минстроя России, поступившей в Комитет 26 сентября 2025 года № 45092
[4] Приказом Минстроя России от 30 декабря 2020 года № 913/пр утверждены Методические рекомендации по вовлечению граждан, их объединений и иных лиц в решение вопросов развития городской среды (далее- методические рекомендации)
[5] По информации Минстроя России, поступившей в Комитет 26 сентября 2025 года № 45092