Другие мероприятия

Научно-практическая конференция

2 декабря 2014 года Комитет Совета Федерации Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера проводит научно-практическую конференцию на тему «Территориальное общественное самоуправление: состояние, проблемы и направления дальнейшего развития».

В научно-практической конференции примут участие: члены Совета Федерации, депутаты региональных парламентов, представители органов местного самоуправления, органов территориального общественного самоуправления из разных регионов страны, а также представители ведущих научных, образовательных организаций и общественных объединений.

Будут рассмотрены вопросы:

1) состояние территориального общественного самоуправления (ТОС) в Российской Федерации как формы местного самоуправления, наиболее близкой к жителям конкретных территорий, в том числе положительный опыт разных субъектов Российской Федерации;

2) наиболее актуальные проблемы в сфере правового, организационного и материального обеспечения организации и деятельности ТОС;

3) возможные направления и конкретные меры по совершенствованию законодательства Российской Федерации, способствующие заинтересованному, ответственному и плодотворному участию граждан в территориальном общественном самоуправлении.

Конференция состоится 2 декабря 2014 года в здании Совета Федерации, ул. Б. Дмитровка, д.26, комн. 802 (белый зал), начало в 10:00 ч.

Дополнительную информацию можно получить у главного советника аппарата Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Елизарова Василия Георгиевича (тел. (495) 986–65–34).

Рекомендации

Итоговая резолюция научно-практической конференции на тему:
«
Территориальное общественное самоуправление: состояние, проблемы и направления дальнейшего развития»
(одобрена на заседании Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, протокол № 76 от 24 декабря 2014 года)

2 декабря 2014 года в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации проведена научно-практическая конференция "Территориальное общественное самоуправление: состояние, проблемы и направления дальнейшего развития" (далее – конференция), организованная Комитетом Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера.

В конференции приняли участие члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, представители органов местного самоуправления и органов территориального общественного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации из 28 регионов страны, а также представители научного сообщества, специалисты и эксперты.

Заслушав и обсудив доклады и выступления по вопросам состояния, актуальных проблем и развития территориального общественного самоуправления в Российской Федерации, участники конференции отмечают следующее.

Тема конференции является весьма актуальной для развития системы местного самоуправления в Российской Федерации, российской политической и общественной систем в целом.

Реформа системы местного самоуправления, начало которой было положено принятием 6 октября 2003 года Федерального закона № 131-ФЗ
«Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», в 
2014 году вступила в новый важный этап, основным содержанием которого стали произведенные существенные коррективы территориальных, организационных и функциональных основ местного самоуправления, расширение полномочий субъектов Российской Федерации в части регулирования отношений в области организации местного самоуправления, осуществленные Федеральным законом от 27 мая 2014 года № 136-ФЗ[1]. Заявленная цель внесённых изменений – в устранении выявленных диспропорций между объемами полномочий и ресурсов сельских поселений и городских поселений, повышение роли и самостоятельности местного самоуправления, максимальное приближение этого уровня власти к людям, проживающим на соответствующих территориях, и обеспечение реальных возможностей участия граждан в принятии решений на муниципальном уровне.

Принятыми в 2014 году федеральными законами, внесшими изменения в правовое регулирование местного самоуправления, были реализованы задачи, поставленные Президентом России В.В. Путиным в его послании Федеральному Собранию Российской Федерации 2013 года, стратегической целью которых является развитие сильной, независимой, финансово состоятельной власти на местах.

Анализ проводимой реформы системы местного самоуправления в Российской Федерации подтверждает необходимость обеспечения системного подхода при совершенствовании правовых основ организации и деятельности всех институтов местного самоуправления, включая институт территориального общественного самоуправления (далее – ТОС).[2]

Территориальное общественное самоуправление является самым гибким и максимально приближенным к населению институтом местного самоуправления, отличается многообразием своих форм (подъезд многоквартирного жилого дома, многоквартирный жилой дом, группа жилых домов, жилой микрорайон, сельский населенный пункт, не являющийся поселением, и на иных частях территории проживания граждан). Необходимым условием его создания и деятельности является наличие инициативных граждан.

В настоящее время институт территориального общественного самоуправления является важнейшим элементом системы местного самоуправления, который в силу своей социальной природы и непосредственного участия в его осуществлении заинтересованных граждан, обладает значительным потенциалом налаживания механизмов обратной связи между населением и органами местного самоуправления, что способствует большему учёту интересов граждан в деятельности органов местного самоуправления, и, тем самым, – повышению эффективности муниципальной власти в целом.

Положительный эффект развитого территориального общественного самоуправления проявляется также в повышении доверия общества к власти, преодолении отчуждения органов местного самоуправления от населения, наблюдаемого в значительной части муниципальных образований.

Участники конференции отмечают, что во многих субъектах Российской Федерации ведется результативная работа по вовлечению жителей в решение актуальных вопросов местного значения, создаются условия, способствующие повышению гражданской активности и ответственности жителей.

Как показывает положительный опыт ряда субъектов Российской Федерации (Волгоградской, Архангельской, Костромской, Новосибирской областей и др. регионов) существенным фактором, способствующим развитию территориального общественного самоуправления, является поддержка его создания и деятельности со стороны органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Вместе с тем, как показывает практика в некоторых регионах, использование административного ресурса взамен самостоятельной инициативы граждан по учреждению ТОСов и реализации в их рамках гражданских инициатив может привести к имитации общественного самоуправления, что, как правило, негативно воспринимается населением.

Значительную поддержку созданию и деятельности органов ТОС оказывают созданные в ряде регионов ассоциации территориального общественного самоуправления, которые представляют интересы органов ТОС в органах местного самоуправления, аккумулируют и обрабатывают информацию и методические материалы, распространяют положительный опыт органов ТОС и координируют их деятельность.

Участники конференции отметили, что в настоящее время существует ряд факторов, препятствующих развитию территориального общественного самоуправления. Во-первых, недостаточное информационное сопровождение муниципальной реформы, проявляющееся в недостаточности информации и просветительских программ, формирующих у граждан готовность и желание участвовать в местном самоуправлении для решения насущных проблем своего города, села. Во-вторых, недостаточная компетентность и незаинтересованность в развитии ТОС части муниципальных чиновников, не осознающих положительное значение территориального общественного самоуправления, и воспринимающих активную общественную деятельность граждан на местном уровне как угрозу собственной бесконтрольной власти. Негативно сказывается также недостаточность в муниципалитетах материально-финансовой базы для оказания поддержки ТОСам и реализации общественно-полезных инициатив. Кроме того, препятствует развитию территориального общественного самоуправления отсутствие или несовершенство муниципальных нормативных правовых актов, регламентирующих порядок оказания поддержки органам ТОС, включая предоставление помещений, оргтехники, выделение бюджетных средств для их нормального функционирования и проведения публичных мероприятий (конференций, слушаний, опросов) по вопросам местного значения.

По мнению участников конференции активно действующее территориальное общественное самоуправление является мощным социальным ресурсом повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления и органов государственной власти и обеспечения легитимности органов публичной власти в целом.

Создание необходимых условий для успешного функционирования системы территориального общественного самоуправления следует считать одной из приоритетных задач муниципальных образований и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере развития местного самоуправления.

На федеральном уровне необходимо дальнейшее совершенствование законодательства Российской Федерации в части правовых основ организации и деятельности территориального общественного самоуправления, включая установление дополнительных гарантий права граждан на осуществление территориального общественного самоуправления.

Заслушав и обсудив доклад и выступления, рассмотрев представленные материалы, участники конференции рекомендуют: 

Палатам Федерального Собрания Российской Федерации:

1. Рассмотреть возможность создания рабочей группы из числа членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы по разработке законодательных инициатив, направленных на комплексное решение актуальных проблем в законодательном обеспечении территориального общественного самоуправления, с привлечением к ее работе специалистов и экспертов в области местного самоуправления.

2. Рассмотреть возможность внесения в Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» изменений, направленных на:

  • закрепление расширенного перечня форм возможных взаимоотношений органов местного самоуправления и органов территориального общественного самоуправления (включая возможность передачи осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления органам ТОС, определение вопросов, по которым органы местного самоуправления принимают решения по согласованию с органами ТОС и др.);
  • установление правовой возможности проведения путем заочного голосования собрания граждан для выбора делегатов на конференцию по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления;
  • уменьшение количественного требования о минимально необходимом числе жителей (делегатов), принимающих участие в собрании граждан (конференции граждан) по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления, необходимом для признания полномочным такого собрания граждан (конференции граждан).

3. Рассмотреть возможность внесения изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статью 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 5 мая 2014 года № 99-ФЗ), направленных на установление специальной конкретной организационно-правовой формы, в которой создаются территориальные общественные самоуправления, учитывающей особую социальную природу, цели и специфику организации и деятельности территориальных общественных самоуправлений, а также способствующей их эффективному взаимодействию с органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями.

4. Рассмотреть возможность внесения в Федеральный закон от 12 января 1996 года №  7-ФЗ «О некоммерческих организациях» изменений, направленных на отнесение территориальных общественных самоуправлений, являющихся юридическими лицами, к числу социально ориентированных некоммерческих организаций, которым может оказываться поддержка органами государственной власти и органами местного самоуправления.

5. Рассмотреть возможность установления в законодательстве Российской Федерации правовых особенностей участия органа территориального общественного самоуправления в получении и реализации муниципального заказа от муниципального образования, на территории которого действует соответствующий орган территориального общественного самоуправления, учитывающих некоммерческий характер деятельности органов ТОС в публичных интересах населения соответствующей территории. 

Правительству Российской Федерации:

1. Поручить Министерству экономического развития Российской Федерации совместно с Министерством юстиции Российской Федерации провести мониторинг применения федерального законодательства в части регулирования территориального общественного самоуправления с целью выявления проблем, требующих законодательного решения, и на основе этого разработать и внести в Государственную Думу предложения по совершенствованию федеральных законов.

2. Поручить Федеральной службе государственной статистики обеспечить при осуществлении статистического наблюдения сбор сведений об органах территориального общественного самоуправления (с разбивкой по субъектам Российской Федерации, видам муниципальных образований, на территориях которых они действуют, и указанием численности населения, проживающего на территории, на которой осуществляется конкретное территориальное общественное самоуправление), а также публикацию этих сведений в статистических бюллетенях Росстата и на его официальном Интернет-сайте.

3. Рассмотреть возможность оказания в рамках государственной программы Российской Федерации "Региональная политика и федеративные отношения" государственной поддержки развития гражданских институтов местного самоуправления (ассоциаций юридически институциализированных форм территориальных сообществ - ассоциаций ТОС, ассоциаций ТСЖ и других) на местном уровне.

4. Поручить Министерству экономического развития Российской Федерации и Министерству связи и массовых коммуникаций Российской Федерации совместно с Общероссийским Конгрессом муниципальных образований и Общероссийской общественной организацией «Всероссийский совет местного самоуправления» подготовить и представить в установленном порядке в Правительство Российской Федерации предложения по созданию общероссийского информационного центра территориального общественного самоуправления с информационным сопровождением в виде интернет-портала «ТОС России», аккумулирующего знания и положительный опыт деятельности территориального общественного самоуправления, обеспечивающего возможность обмена опытом деятельности органов ТОС и распространения информации о лучших практиках территориального общественного самоуправления. 

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

  • разработать и принять дополнительные меры по развитию территориального общественного самоуправления, включая создание при высших должностных лицах субъектов Российской Федерации общественных консультативных советов по вопросам местного самоуправления с привлечением к участию в их работе представителей органов территориального общественного самоуправления;
  • организовать информационную и методическую поддержку органам местного самоуправления по привлечению населения к участию в осуществлении местного самоуправления, включая периодическое распространение информации о лучших практиках территориального общественного самоуправления. 

Органам местного самоуправления и объединениям муниципальных образований:

  • оказывать всестороннее содействие созданию и осуществлению гражданами территориального общественного самоуправления, а также созданию и деятельности ассоциаций территориального общественного самоуправления на территории муниципального образования;·
  • разработать и утвердить планы мероприятий по развитию территориального общественного самоуправления, укреплению его материально-технической базы, включая создание необходимых условий для взаимодействия актива населения, проживающего на соответствующих территориях, с органами местного самоуправления как основы развития гражданских инициатив по вопросам местного значения;
  • рассмотреть вопрос о создании при главах муниципальных районов и городских округов общественных консультативных советов по развитию территориального общественного самоуправления;
  • установить в муниципальных правовых актах обязательность привлечения органов территориального общественного самоуправления к участию в разработке и осуществлении комплексных планов социально-экономического развития и в реализации инвестиционных проектов в муниципальных образованиях, на территориях которых действуют соответствующие органы территориального общественного самоуправления;
  • совершенствовать муниципальные правовые акты, определяющие порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, с целью расширения возможностей участия граждан в осуществлении территориального общественного самоуправления;
  • рассмотреть вопрос об установлении в муниципальных правовых актах возможности заключения договоров между органами местного самоуправления и органами территориального·общественного самоуправления по выполнению работ, связанных с решением социально значимых проблем на территориях, в границах которых осуществляется территориальное общественное самоуправление;·
  • проводить работу по правовому просвещению населения (разъяснение положений о формах возможного участия граждан в местном самоуправлении, предусмотренных законодательством);
  • информировать через средства массовой информации население муниципального образования о деятельности органов территориального общественного самоуправления;
  • организовать обучение активистов ТОС правовым и организационным основам местного самоуправления;
  • создавать муниципальные центры поддержки гражданских инициатив. 

Российской академии наук рассмотреть вопрос о проведении междисциплинарных научных исследований актуальных проблем местного самоуправления в Российской Федерации, в том числе социально-психологических исследований проблем непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления в Российской Федерации, с целью выработки научно обоснованных предложений по совершенствованию системы местного самоуправления в Российской Федерации. 

Общероссийскому конгрессу муниципальных образований и Всероссийскому совету местного самоуправления, другим некоммерческим организациям, работающим в сфере местного самоуправления:

  • способствовать распространению положительного опыта работы органов местного самоуправления по созданию и деятельности ТОС;
  • осуществлять образовательную деятельность (подготовку методической литературы, проведение семинаров, «круглых столов», совещаний) для распространения знаний о формах и методах участия населения в решении вопросов местного значения, деятельности ТОС среди должностных лиц органов местного самоуправления и муниципальной общественности;
  • разрабатывать и реализовывать, в том числе через СМИ, мероприятия, направленные на повышение доверия населения к местному самоуправлению как публично-властной и общественной форме коллективного участия граждан в обустройстве территорий их проживания и решении других вопросов местного значения.


[1] Федеральный закон от 27 мая 2014 года № 136-ФЗ "О внесении изменений в статью 263 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

[2] В соответствии со статьёй 27 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.