Другие мероприятия

Интернет-конференция на тему «Актуальные вопросы охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности в Арктическом и Дальневосточном регионах Российской Федерации»

В соответствии с пунктом 4.19. Плана мероприятий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на осеннюю сессию 2015 года, Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера с 1 октября по 30 ноября 2015 года проводит интернет-конференцию на тему «Актуальные вопросы охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности в Арктическом и Дальневосточном регионах Российской Федерации».

В условиях интенсивного промышленного освоения территорий арктических и дальневосточных регионов вопросы охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности занимают одно их приоритетных мест. Возрастающая антропогенная нагрузка, увеличивающееся потребление природных ресурсов, экстремальные природно-климатические условия, повышенная уязвимость экосистем регионов Севера и Дальнего Востока приводят к возникновению угрозы для безопасности населения, природным и техногенным чрезвычайным ситуациях.

В рамках интернет-конференции планируется обсудить, в том числе, следующие вопросы:

  • основные направления совершенствования федерального и регионального законодательства в сфере охраны окружающей среды,
  • оценка эффективности осуществления государственной политики в этой сфере,
  • особенности организации и финансирования мероприятий по охране окружающей среды,
  • реализация региональных программ по охране окружающей среды и экологических программ хозяйствующих субъектов,
  • организация государственного экологического мониторинга и государственного экологического надзора, а также наиболее острые экологические проблемы в северных и дальневосточных регионах и перспективы их решения.

Принять участие в интернет-конференции приглашены депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, представители федеральных министерств и ведомств, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представители научных и учебных учреждений, специалисты и эксперты, представители общественных организаций и бизнес структур.

Материалы интернет-конференция будут размещаться на официальном сайте Совета Федерации (на странице Комитета в разделе «мероприятия»).

Итоги интернет-конференции будут подведены на заседании Комитета.

Рекомендации

В период с 1 октября по 30 ноября 2015 года на официальном сайте Совета Федерации на странице Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера проводилась интернет-конференция на тему "Актуальные вопросы охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности в Арктическом и Дальневосточном регионах Российской Федерации".

В обсуждении вопросов, поставленных перед участниками интернет-конференции, приняли участие представители федеральных министерств и ведомств, законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, сотрудники научных учреждений, представители общественных организаций.

В условиях интенсивного промышленного освоения территорий Арктических и Дальневосточных регионов России вопросы охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности приобретают особое значение. Возрастающая антропогенная нагрузка, увеличивающееся потребление природных ресурсов, экстремальные природно-климатические условия, повышенная уязвимость экосистем регионов Севера и Дальнего Востока приводят к возникновению угрозы для безопасности населения, природным и техногенным чрезвычайным ситуациях.

Наращивание промышленного потенциала в Арктике создает угрозу разрушения уникальных и хрупких экосистем морей и прилегающих к ним территорий. Очевидна недостаточность нормативной базы, устанавливающей экологические требования к разработке и эксплуатации запасов углеводородов на континентальном шельфе Арктических регионов, учитывающей суровые климатические, геологические условия, труднодоступность районов.

Вызывает опасение вероятность возникновения аварийных разливов нефтепродуктов при освоении шельфа Арктических морей.

Принятый в 2012 году Федеральный закон № 287-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О континентальном шельфе Российской Федерации" и Федеральный закон "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" содержит комплекс мер и требований, направленных на предотвращение и ликвидацию нефтеразливов на континентальном шельфе, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации. Однако требования по предотвращению и ликвидации нефтеразливов для территории Российской Федерации (за исключением морей и континентального шельфа) в настоящее время недостаточно урегулированы.

Одним из проблемных вопросов остается ликвидация накопленного экологического ущерба. Отсутствие нормативной правовой и методологической базы по данному вопросу и отсутствие финансовых ресурсов существенно препятствует реализации мер по оценке и ликвидации накопленного экологического ущерба. Очень сложная ситуация наблюдается с фондом законсервированных скважин. Так, например, только на территории Ямало-Ненецкого автономного округа находится более 30000 таких скважин, часть из которых была пробурена еще в 60-70 годах XX столетия. На сегодняшний день подлежат ликвидации более 1500. Скважины, находящиеся в консервации и в ожидании ликвидации, представляют угрозу окружающей среде и местам традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

В Республике Саха (Якутия) после масштабной добычи оловянной руды, золота, каменного угля и других полезных ископаемых во многих районах появились так называемые "лунные ландшафты". Не на должном уровне проводятся работы по полной ликвидации и консервации хвостохранилищ прекративших свою деятельность горнодобывающих предприятий. Эти объекты потенциально опасны для всей экологии Арктики, так как содержат экстремально высокие концентрации загрязняющих веществ.

Активное промышленное освоение арктических и северных территорий оказывает негативное воздействие на территории оленьих пастбищ, в результате чего сокращается численность поголовья северных домашних оленей.

Ухудшение питьевого водоснабжения также является приоритетной проблемой. Неудовлетворительное качество питьевой воды отмечается в Ненецком и Ямало-Ненецком автономных округах, где концентрация нефтяных углеводородов в питьевом водозаборе достигает 10-35 ПДК, в Мурманской области, где постоянно отмечаются чрезвычайно высокие уровни загрязнения в водоемах питьевого водоснабжения за счет сбросов сточных вод металлургическими и рудодобывающими предприятиями, в Хабаровском крае, где 79 процентов сточных вод, подлежащих очистке, сбрасывается в водные объекты недостаточно очищенными, 24,7 процента - загрязненными без очистки и только 1,5 процента - очищенными до установленных нормативов.

Участники интернет-конференции отмечают необходимость перераспределения полномочий в сфере охраны окружающей среды между федеральными и региональными органами государственной власти.

В первую очередь это касается государственной экологической экспертизы. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации не участвуют в проведении государственной экологической экспертизы федерального уровня, хотя в соответствии с законодательством несут ответственность за состояние окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

Также существует проблема, связанная с осуществлением работ по подъему и утилизации бесхозяйных затонувших судов, которая является одной из наиболее серьезных составляющих комплексной проблемы многолетнего техногенного воздействия на поверхностные водные объекты.

Не урегулирован вопрос осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации экологической паспортизации территории в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Как отмечается, до настоящего времени отсутствует нормативная база, определяющая порядок и источники информации экологической паспортизации.

В соответствии со Стратегией развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года одним из основных мероприятий по обеспечению экологической безопасности Арктической зоны Российской Федерации является совершенствование системы государственного экологического мониторинга в этом регионе. Однако, как отмечают участники интернет-конференции, за последние десятилетия действующая федеральная сеть Росгидромета постоянно сокращается, несмотря на чрезвычайную важность экологического мониторинга для отслеживания изменений состояния окружающей среды, и, как следствие, своевременного принятия управленческих решений. С подобной проблемой сталкиваются и Дальневосточные регионы.

По данным Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, в настоящее время проработан вопрос по организации единой системы мониторинга состояния и загрязнения компонентов окружающей среды Арктической зоны Российской Федерации. Однако совершенствование деятельности в рамках государственного экологического мониторинга предполагает расширение состава работ, открытие дополнительных пунктов наблюдений и техническую модернизацию, на что потребуется дополнительное финансирование.

Принимая во внимание актуальность поднятых в рамках интернет-конференции проблем охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, Комитет решил:

1. Выразить благодарность представителям федеральных и региональных органов государственной власти, научных учреждений и общественных организаций, принявших участие в обсуждении темы конференции и представившим содержательные материалы.

2. Рекомендовать Федеральному Собранию Российской Федерации и Правительству Российской Федерации:

- ускорить разработку проектов федеральных законов:

а) "О внесении изменений в статью 46 Федерального закона "Об охране окружающей среды" (в части наделения Правительства Российской Федерации полномочиями по установлению правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, основных требований к разработке планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением континентального шельфа, внутренних морских вод и территориального моря)";

б) "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части усиления мер ответственности за нарушение требований экологической безопасности при проведении работ в сфере недропользования);

в) "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования вопросов возмещения вреда окружающей среде";

г) "О внесении изменений в Федеральный закон "О территориях традиционного природопользования" и отдельные законодательные акты Российской Федерации";

- ускорить работу над проектом федерального закона № 754662-6 "О внесении  изменений в отдельные акты Российской Федерации (в части уточнения состава объектов  государственной  экологической экспертизы федерального уровня на Байкальской природной территории)";

- ускорить принятие Федеральной целевой программы "Ликвидация накопленного экологического ущерба на 2014-2025 годы", разработанной Минприроды России в 2013 году;

- рассмотреть вопрос о включении расходов на проведение мероприятий по ликвидации и консервации хвостохранилищ, по очистке арктических территорий Республики Саха (Якутия) от накопленного металлолома в перечень мероприятий государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды на 2012-2020 годы";

- в целях повышения эффективности государственного управления в сфере охраны окружающей среды рассмотреть вопрос о передаче субъектам Российской Федерации следующих полномочий:

а) по участию в проведении государственной экологической экспертизы объектов федерального уровня, которые предполагается реализовать на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;

б) сбору информации об аварийных ситуациях, приводящих к загрязнению окружающей среды на объектах, не подлежащих региональному государственному экологическому надзору на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, также включив исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в число первичных получателей государственной статистической отчетности 2-ТП (воздух), 2-ТП (отходы), 2-ТП (водхоз);

- рассмотреть вопрос о разработке нормативных правовых актов, предусматривающих:

а) установление жестких экологических требований для безопасной разработки и эксплуатации месторождений углеводородного сырья на континентальном шельфе Российской Федерации;

б) введение экологических стандартов для Арктической зоны Российской Федерации;

в) введение норм обязательного страхования ответственности за загрязнение окружающей среды при эксплуатации опасных производственных объектов;

г) установление механизма экономического стимулирования, направленного на содействие техническому перевооружению предприятий, внедрение в производство новых наилучших доступных технологий с целью сокращения выбросов, сбросов загрязняющих веществ в природную среду, количества размещаемых отходов;

д) установление запрета на захоронение отходов бурения в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;

е) разработку инструктивно-методических документов по ликвидации нефтяных разливов в условиях сложной ледовой обстановки;

- разработать механизмы целевого использования экологических платежей, например, аккумулировав их во внебюджетном экологическом фонде, для решения неотложных природоохранных задач, восстановления потерь в окружающей природной среде, компенсации причиненного вреда и других природоохранных задач;

- разработать и утвердить стандартную форму содержания лицензионных соглашений с указанием условий, при которых лицензия, выданная недропользователю, будет аннулирована, а также порядок корректировки лицензионных соглашений при изменении условий разработки с указанием таких условий.

3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления:

совершенствовать нормативно-правовую базу в сфере охраны окружающей среды;

- осуществлять мероприятия по информированию населения о местах размещения опасных отходов производства и потребления, бесхозных и неохраняемых складов и свалок опасных веществ, оставшихся от прошлой хозяйственной деятельности;

- создать более эффективные механизмы взаимодействия между органами государственной власти и органами местного самоуправления в области охраны окружающей среды и воспроизводства природных ресурсов;

- содействовать организации экологического образования и просвещения, формированию экологической культуры населения;

- содействовать привлечению малого и среднего бизнеса для решения проблем в сфере охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, обращения с отходами производства и потребления.