Другие мероприятия

Выездное совещание Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера на тему «О реализации государственной программы Российской Федерации „Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона“

28 сентября 2017 года провел выездное совещание в Забайкальском крае (г. Чита) на тему «О реализации государственной программы Российской Федерации „Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона“.

На совещании обсуждались вопросы развития Байкальского региона в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона», а также вопросы развития приграничных территорий субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Байкальского региона.

 

РЕШЕНИЕ
выездного совещания Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера в городе Чите на тему «О реализации государственной программы Российской Федерации „Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона“

от 28 сентября 2017 года

В соответствии с пунктом 2.5.2 Плана мероприятий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на осеннюю сессию 2017 года Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера провел выездное совещание в городе Чите на тему «О реализации государственной программы Российской Федерации „Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона“ с участием представителей федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Байкальского региона, органов местного самоуправления, научных и общественных организаций, а также хозяйствующих субъектов.

Участники совещания, всесторонне обсудив вопросы реализации в Байкальском регионе государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона», отмечают следующее.

Байкальский регион включает в себя территорию трех субъектов Российской Федерации – Республики Бурятия, Забайкальского края, Иркутской области, объединяемых принадлежностью к бассейну озера Байкал.

Общая площадь региона составляет 1 558,1 тыс. кв. километров, или 9,1процента территории Российской Федерации и 30,3 процента – Сибирского федерального округа (далее — СФО). На территории Байкальского региона проживает 4,5 млн. человек, что составляет 3,1 процента населения России и 23 процента населения СФО (на 1 января 2017 года).

Забайкальский край образован в 2008 году в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа. Площадь Забайкальского края составляет 431,9 тыс. кв. километров (2,52 процента от территории Российской Федерации), численность населения на 1 января 2017 года – 1 079,0 тыс. человек (0,73 процента от численности населения Российской Федерации).

Государственная программа Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона»[1] (далее – Госпрограмма), определяющая основные направления развития макрорегиона и механизмы их достижения, была принята в 2014 году.

В августе 2016 года в Госпрограмму были внесены изменения[2], учитывающие все те новые инструменты развития макрорегиона, которые после принятия Госпрограммы доказали свою эффективность на практике.

Еще одна корректировка Госпрограммы была произведена в марте 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2017 года № 365. Параметры финансового обеспечения Госпрограммы были приведены в соответствие с Федеральным законом от 19 декабря 2016 года № 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов».

Так, общий объем бюджетных ассигнований на реализацию Госпрограммы был сокращен с 511,8 млрд. рублей до 422,7 млрд. рублей, то есть на 89,1 млрд. рублей, в том числе:

на 2017 год – с 46,7 млрд. рублей до 17, 9 млрд. рублей (сокращение на 28,8 млрд. рублей);

на 2018 год – с 46,7 млрд. рублей до 20,9 млрд. рублей (сокращение на 25,8 млрд. рублей);

на 2019 год – с 46,7 млрд. рублей до 20,5 млрд. рублей (сокращение на 26,2 млрд. рублей).

В соответствии с обновленной Госпрограммой на территории макрорегиона планируется создание 97,8 тыс. новых рабочих мест (в том числе 15,3 тыс. – высокопроизводительных) и рост численности населения Дальнего Востока и Байкальского региона до 11,2 млн. человек к 2025 году.

Госпрограмма в новой редакции сосредоточена на повышении уровня социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона, обеспечении потребности в трудовых ресурсах и закреплении населения на Дальнем Востоке.

Госпрограмма предусматривает реализацию пяти подпрограмм (вместо одной в прежнем варианте) и трех федеральных целевых программ[3].

В том числе в состав Госпрограммы впервые вошла отдельная подпрограмма «Поддержка реализации инвестиционных проектов в Байкальском регионе», именуемая далее Подпрограмма 3 (БР).

Как указано в паспорте Подпрограммы 3 (БР), результатом ее реализации должно стать формирование на территории Байкальского региона конкурентоспособных на внешнем и внутреннем рынках производств в различных отраслях экономики, превышение доли инвестиций в основные фонды в валовом региональном продукте по Байкальскому региону над средней долей по Российской Федерации, а также создание новых и модернизация имеющихся рабочих мест.

В течение 2015 и 2016 годов в рамках основных мероприятий Подпрограммы 3 (БР) проведен первый этап отбора инвестиционных проектов, планируемых к реализации на территории Байкальского региона. Правительством Российской Федерации в ноябре 2016 года утвержден перечень из двух отобранных инвестиционных проектов: «Освоение Холтосонского вольфрамового месторождения» в Республике Бурятия и «Освоение Аргунского и Жерлового месторождения урана» в Забайкальском крае[4].

В рамках первого проекта предусматривается создание промышленного производства по переработке вольфрамовых руд, включающего добычу, обогащение и переработку вольфрамового концентрата, что позволит увеличить его производство в России на 25 процентов или на 1,5 тыс. тонн в год. При реализации проекта планируется создание около 500 дополнительных рабочих мест. Предполагается, что город Закаменск, который включен в список моногородов России, будет обеспечен необходимой производственной инфраструктурой. Проект реализует акционерное общество «Твердосплав» в 2016–2018 годах.

Второй проект – по разработке уранового месторождения – должен быть реализован в 2016–2025 годах в городе Краснокаменске градообразующим предприятием публичного акционерного общества «Приаргунское производственное горно-химическое объединение», дочерним предприятием акционерного общества «Атомредметзолото» (входит в структуру государственной корпорации «Росатом»). Цель проекта – строительство внешней инфраструктуры, позволяющей предприятию обеспечить запуск и последующий выход на проектную мощность в 350 тыс. тонн ураносодержащей руды в год и сохранить действующий уровень производства урана. Без его реализации возможна остановка предприятия, что может привести к сокращению работников и росту социальной напряженности в регионе. В связи с этим предполагается строительство горнодобывающего комплекса по добыче ураносодержащей руды (рудник № 6), которое включено в инвестиционную программу Росатома.

Для финансирования указанных инвестиционных проектов в рамках Госпрограммы правительственной подкомиссией по вопросам реализации инвестиционных проектов на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе было принято решение перераспределить 650 млн. рублей бюджетных средств в 2016 году с Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока на Министерство экономического развития Российской Федерации.[5] Однако это решение так и не было выполнено[6].

Федеральным бюджетом на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов финансирование подпрограммы 3 «Поддержка реализации инвестиционных проектов в Байкальском регионе» также не предусмотрено[7].

Вместе с тем, общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета, запланированных на реализацию входящей в Госпрограмму подпрограммы 2 «Поддержка реализации инвестиционных проектов в Дальневосточном федеральном округе», именуемой далее Подпрограмма 2 (ДФО), составляет 157,5 млрд. рублей.

Подпрограмма 3 (БР), аналогичная Подпрограмме 2 (ДФО), не содержит такого важного и необходимого мероприятия, как «Содействие реализации инвестиционных проектов, не требующих привлечения средств федерального бюджета».

Кроме того, даже в задачах Подпрограммы 3 (БР) обозначено создание только 2,63 тыс. новых рабочих мест в результате реализации инвестиционных проектов в Байкальском регионе.

В настоящее время предусмотренные Госпрограммой инструменты развития регионов Дальнего Востока (создание территорий опережающего социально-экономического развития, инфраструктурная поддержка инвесторов, программа по предоставлению земельных участков населению и прочие) не распространяются на Байкальский регион.

До недавнего времени основным инструментом Госпрограммы для субъектов Байкальского региона была федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона до 2018 года»[8] (далее – ФЦП).

Целью ФЦП является развитие транспортной и энергетической инфраструктуры для обеспечения ускоренного развития макрорегиона.

Вместе с тем, при разработке и реализации ФЦП в части оказания государственной поддержки за счет средств федерального бюджета наблюдалась значительная диспропорция финансирования Байкальского и Дальневосточного регионов.

В свою очередь, доля, формируемая субъектами Российской Федерации, входящими в Байкальский регион, (далее – субъекты Байкальского региона) в совокупном объеме валового регионального продукта (ВРП) Дальнего Востока и Байкальского региона составляет 29,9 процента (ВРП в 2016 году: Байкальский регион – 1 556,9 млрд. рублей, Дальний Восток – 3 652,7 млрд. рублей).

В рамках ФЦП были реализованы важные для субъектов Байкальского региона инфраструктурные и социальные проекты, в том числе в Забайкальском крае построен онкологический диспансер, ожоговый и кардиологический центры.

Вместе с тем, до сих пор нерешенной остается проблема, связанная со скорейшим проведением реконструкции аэропорта с. Чара, который находится в критическом состоянии и не отвечает требованиям безопасности. При этом аэропорт имеет важное социальное и экономическое значение для Забайкальского края, в том числе для реализации инвестиционного проекта «Освоение Удоканского месторождения меди» общества с ограниченной ответственностью «Байкальская горная компания».

Закрытие аэропорта с. Чара фактически изолирует северный район Забайкальского края (Каларский район) и приведет к негативным социальным последствиям.[9] Поэтому представляется целесообразным решение вопроса о включении реконструкции аэропорта с. Чара в мероприятия федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010 –2020 годы)»[10].

Необходимо обратить внимание также на то, что демографическая обстановка в Байкальском регионе и, в частности, Забайкальском крае продолжает ухудшаться. Миграционная убыль населения Байкальского региона в 2016 году составила 16,8 тыс. человек. В 2016 году из Забайкальского края уехало 6,45 тыс. человек, убыль была замещена естественным приростом лишь на 39 процентов. Уезжают квалифицированные специалисты и молодежь, что сказывается на качестве трудовых ресурсов. Темпы миграции в 2017 году сохраняются на том же уровне[11].

В настоящее время отсутствуют действенные инструменты поддержки за счет средств федерального бюджета инвестиционных проектов, планируемых к реализации на территории Забайкальского края, отбираемых в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 16 октября 2014 года № 1055[12], а также в отношении уже принятых решений, закрепленных распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2016 года № 2376-р[13].

Вместе с тем, стоит отметить, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июля 2017 года № 831 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» в целях создания благоприятный условий для развития территорий Байкальского региона в государственных программах и федеральных целевых программах должны быть сформированы разделы по опережающему развитию региона.

В настоящее время существует ряд проблем, связанных с формированием бюджетов субъектов Байкальского региона на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов, в частности – Забайкальского края[14].

В декабре 2016 года были внесены изменения[15] в Правила формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации[16], согласно которым, начиная с 2018 года субсидии из федерального бюджета будут предоставляться с учетом, предельных уровней софинансирования, установленных для каждого субъекта Российской Федерации.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 июля 2017 года № 1476-р[17] для Забайкальского края установлен предельный уровень софинансирования в 6 процентов.

Вместе с тем, расчеты показывают, что средств, предусмотренных в федеральном бюджете для предоставления отдельных субсидий Забайкальскому краю и средств, предусмотренных в краевом бюджете, с учетом предельного уровня софинансирования в 6 процентов, недостаточно для достижения целевых показателей, установленных соглашением о предоставлении субсидии.

В этой связи на указанные цели в бюджете Забайкальского края предусматриваются дополнительные средства, что налагает дополнительную финансовую нагрузку на бюджет края.

Еще одним проблемным вопросом при формировании бюджета Забайкальского края, является необходимость повышения в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 597[18] средней заработной платы для отдельных категорий работников бюджетного сектора экономики.

Так, из необходимого объема средств на увеличение заработной платы указным категориям граждан на 2017 год Забайкальскому краю необходимо 1,5 млрд. рублей, однако федеральным бюджетом предусмотрено лишь 450,0 млн. рублей, что составляет 30 процентов потребности.

Государственный долг Забайкальского края остается на крайне высоком уровне и имеет тенденцию к росту. Так, на 1 января 2017 года он составлял 26,6 млрд. рублей, или 91,7 процента от объема налоговых и неналоговых доходов бюджета края. На 1 января 2018 года прогнозируется, что размер составит 29,3 млрд. рублей, или 96,6 процента.

Минфином России в рамках общих подходов оказывается финансовая поддержка Забайкальскому краю в виде бюджетных кредитов на замещение долговых обязательств края. На 1 января 2017 года совокупный объем задолженности по данному виду бюджетных кредитов составлял 9,1 млрд. рублей. Однако практика показывает, что условия предоставления бюджетных кредитов из федерального бюджета, определенные постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2016 года № 40 «Об утверждении Правил предоставления (использования, возврата) из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов на 2016 год», трудновыполнимы для Забайкальского края.

Расчетные показатели государственного долга, исходя из указанных условий, составляют: на 1 января 2018 года 100 процентов от объема собственных доходов, на 1 января 2019 года – 68,0 процентов, на 1 января 2020 года – 52,0 процента. Фактически реализовать данные условия и обеспечить исполнение бюджета в 2018 и 2019 годах с профицитом в сумме 7,0 млрд. рублей и 3,6 млрд. рублей, соответственно, не представляется возможным. При этом по условиям заключенных соглашений в случае невыполнения показателей объема государственного долга необходимо обеспечить возврат суммы задолженности по бюджетному кредиту в срок до 1 июля года, следующего за отчетным годом.

Значительную нагрузку на бюджет Забайкальского края оказывает и увеличение объема страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.

Так, статьей 7 Федерального закона от 19 декабря 2016 года № 418-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» установлен коэффициент удорожания стоимости медицинских услуг для определения размера страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2011 года № 354-ФЗ «О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения» на 2018 год в размере равном 1,0816 или 8,16 процента.

В этой связи тариф страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения для Забайкальского края увеличится на 779,2 рублей (с 9 549,3 рублей до 10 328,5 рублей), соответственно рост объема страховых взносов составит 549,1 млн. рублей.

Важное значение для субъектов Байкальского региона имеет развитие приграничных территорий, которые расположены в пределах Республики Бурятия и Забайкальского края. Они прилегают к государственной границе Российской Федерации с Китайской Народной Республикой и Монголией[19]. На байкальских приграничных территориях расположено 422 населенных пункта, в том числе 6 городов, 9 поселков городского типа и 284 сельских поселения. Площадь байкальских приграничных территорий составляет 202 тыс. кв. километров, или 26 процентов общей площади Байкальского региона. На указанных территориях проживают 368,3 тыс. человек, или 17 процентов численности населения Байкальского региона[20].

На сегодняшний день в приграничных районах Забайкальского края сложилась сложная социально-экономическая обстановка. Из 12 районов, непосредственно примыкающих к государственной границе Российской Федерации, значительный отток населения за последние 10 лет зафиксирован в 11. В период с 2005 по 2016 годы приграничные районы покинули более 38 тыс. человек, что составляет почти 15 процентов численности постоянно проживающего населения. Отсутствие рабочих мест в приграничных районах создает предпосылки для дальнейшего развития трудовой миграции, что, в свою очередь, приводит к значительному оттоку населения из приграничных территорий.

Низкий уровень обеспеченности местных бюджетов собственными доходами не позволяет органам местного самоуправления в полной мере участвовать в создании и развитии инженерной и транспортной инфраструктуры.

Износ сетей теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, а также иных коммунальных объектов достигает 70 процентов. Удельный вес комплексно обустроенного жилья, оборудованного одновременно водопроводом, канализацией, отоплением, горячим водоснабжением, газом или напольными электроплитами, в общей площади жилых помещений в приграничных населенных пунктах составляет менее 35 процентов (средний показатель по России — 65,3 процента).

Населенные пункты приграничных территорий характеризуются неразвитостью автомобильной инфраструктуры. Большинство приграничных населенных пунктов имеют сообщение с автодорогами регионального или федерального значения по автодорогам межмуниципального и местного значения, при этом не все эти дороги соответствуют нормативным требованиям.

Интеграции байкальских приграничных территорий (как и всего региона в целом) с международной экономической системой препятствует низкое качество оборудования и материально-технического оснащения зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного и транспортного контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

На территории Забайкальского края расположено 9 пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации, из них 5 – на российско-китайском участке границы (автомобильные пункты пропуска Забайкальск, Староцурухайтуйский, Олочи, Покровка и железнодорожный пункт пропуска Забайкальск) и 3 – на российско-монгольском (автомобильные Верхний Ульхун, Соловьевск и железнодорожный Соловьевск). Аэропорт Чита (Кадала) является международным воздушным пунктом пропуска.

Расположенные на территории Забайкальского края пункты пропуска, за исключением железнодорожного пункта пропуска Забайкальск, не соответствуют Единым типовым требованиям к оборудованию и материально-техническому оснащению зданий, помещений и сооружений.

Ситуация, сложившаяся с инфраструктурой в социальной сфере приграничных районов, характеризуется ежегодным ухудшением показателей.

Большинство объектов образования, расположенных в приграничных районах Забайкальского края, имеют износ свыше 60 процентов, при этом наблюдается высокая загруженность данных объектов. В Борзинском, Газимуро-Заводском, Забайкальском, Красночикойском и Могочинском районах существует потребность в дошкольных учреждениях. Необходимо строительство новых школ в Борзинском, Забайкальском, Красночикойском, Кыринском, Газимуро-Заводском, Могочинском районах. В школах, расположенных в селе Амазар, поселке Давенда Могочинского района и в селах Широкое, Горный Зерентуй Нерчинско-Заводского района, отсутствуют спортивные залы.

Большая часть учреждений культуры находятся в приспособленных помещениях, которые требуют капитального ремонта, часть зданий признаны аварийными. Требуется обновление материально-технической базы во всех учреждениях культуры. Ввиду недостаточного финансирования остро стоит проблема разработки проектно-сметной документации, капитального ремонта и реконструкции зданий учреждений культуры, строительства новых зданий.

Обеспеченность спортивными объектами, находящимися в приграничных районах Забайкальского края, отвечающими всем нормам и требованиям, составляет не более 20 процентов от нормы (в Забайкальском крае – 45,8 процента, в Российской Федерации – 56,7 процента). Удельный вес населения приграничных районов, систематически занимающегося физической культурой и спортом, составляет 16 процентов (в Забайкальском крае – 19,9 процента). Во многих населенных пунктах спортивные сооружения отсутствуют либо находятся в ветхом и аварийном состоянии.

Проблемным вопросом остается оказание качественной и доступной медицинской помощи в приграничных районах. Большинство объектов здравоохранения, расположенных в приграничных районах Забайкальского края, имеют износ свыше 80 процентов. В Забайкальском, Нерчинско-Заводском, Кыринском, Приаргунском районах износ зданий составляет 100 процентов, при этом здания не соответствуют типовым санитарно-эпидемическим правилам. Значительный износ зданий не позволяет производить капитальный ремонт. Необходимо строительство новых объектов, отвечающих современным требованиям, и развитие материальной базы объектов здравоохранения.

Еще одним проблемным вопросом является обеспечение населения приграничных населенных пунктов сотовой связью. В 139 приграничных населенных пунктах из 265 с общей численностью жителей 38,271 тыс. человек практически повсеместно отсутствует сотовая связь. В 125 приграничных населенных пунктах единственным видом связи являются универсальные таксофоны. В связи с этим жители этих территорий вынуждены пользоваться услугами сотовой связи Китайской Народной Республики и Монголии.

Кроме того, в 2013 году Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания закрыла вещание на длинных и средних волнах. В результате 65 процентов сельского населения лишились информационного пространства. Для обеспечения доступности населения к информационному вещанию в телевизионном сигнале необходима установка маломощных радиопередатчиков в районных центрах и сельских поселениях.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2016 года № 2883-р[21] были внесены изменения в Концепцию развития приграничных территорий субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2015 года № 2193-р (далее – Концепция), по включению в нее Забайкальского края в составе субъектов Байкальского региона.

Реализация Концепции на уровне Забайкальского края направлена, прежде всего, на создание условий для:

— улучшения демографической ситуации и приоритетного использования внутренних трудовых ресурсов;

— развития инфраструктуры в приграничных населенных пунктах, повышения качества услуг в социальной сфере;

— повышения уровня защиты приграничных территорий от возникновения чрезвычайных ситуаций;

— развития экономики;

— устойчивого развития сельскохозяйственного производства;

— реализации туристско-рекреационного потенциала;

— развития приграничного сотрудничества;

— прохождения экспортных и импортных товаров через приграничные территории.

Главным инструментом реализации Концепции будет являться региональная Программа развития приграничных территорий Забайкальского края до 2025 года (далее — Программа). Проект Программы разработан и проходит процедуру согласования в органах исполнительной власти Забайкальского края и органах местного самоуправления приграничных муниципальных районов.

Основной целью Программы является обеспечение сбалансированного комплексного развития приграничных территорий края, а также создание условий активизации жизнедеятельности населения приграничных территорий края и повышения уровня жизни.

Основной акцент реализации Программы сделан на сохранение и стабилизацию численности населения приграничных территорий.

Ресурсное обеспечение Программы планируется осуществлять за счет федеральных, краевых и муниципальных средств, а также внебюджетных источников финансирования.

Инструментом реализации Программы является предполагаемая приоритезация мероприятий Программы в государственных программах края.

Заслушав и обсудив выступления представителей федеральных органов исполнительной власти, а также представителей правительства Забайкальского края, участники совещания решили:

1. Принять информацию к сведению и одобрить современный подход к формированию и реализации Госпрограммы, основанный на создании и развитии на Дальнем Востоке территорий опережающего социально-экономического развития, использовании режима свободного порта, адресной инфраструктурной поддержке инвестиционных проектов в форме субсидий, а также деятельности институтов развития — акционерного общества «Фонд развития Дальнего Востока», акционерного общества «Корпорация развития Дальнего Востока», автономной некоммерческой организации «Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке», автономной некоммерческой организации «Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта».

2. Рекомендовать Федеральному Собранию Российской Федерации:

ускорить рассмотрение проекта федерального закона № 231364–7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования»;

проработать вопрос о целесообразности внесения изменений в Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 года № 4730-I «О Государственной границе Российской Федерации», предусматривающих возможность привлечения иностранных инвестиций для проектирования, строительства (реконструкции) и оборудования помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска через Государственную границу.

3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации рассмотреть следующие вопросы:

о включении в государственную программу Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» инвестиционных проектов, планируемых к реализации на территории Байкальского региона в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2016 года № 2376-р, а также одобренных по результатам отбора в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2014 года № 1055, и предусмотреть их финансирование;

о формировании разделов в государственных программах Российской Федерации и федеральных целевых программах, предусматривающих мероприятия по опережающему развитию приоритетных территорий, в том числе Байкальского региона, с учетом обязательного финансового обеспечения соответствующих мероприятий;

об установлении переходного периода и дифференцированных показателей результативности использования субсидий для применения норм постановления Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 года № 999 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации»;

о внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона», предусмотрев в ней мероприятия по созданию и развитию территорий опережающего социально-экономического развития в Байкальском регионе, обеспеченные финансированием за счет средств федерального бюджета;

о включении в государственную программу Российской Федерации «Информационное общество (2011–2020 годы)» мероприятий, направленных на организацию подвижной радиотелефонной связи на территории приграничных населенных пунктов Забайкальского края в 2018–2020 годы, и обеспечении финансирования данных мероприятий за счет средств федерального бюджета;

о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 27 января 2016 года № 40 «Об утверждении Правил предоставления (использования, возврата) из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов на 2016 год» в части уменьшения темпов снижения государственных обязательств субъекта до 5 процентных пунктов ежегодно, а также пересмотра условий предоставления бюджетных кредитов бюджетам субъектов Российской Федерации, учитывая ситуацию с долговой нагрузкой и реальные возможности по выполнению этих условий;

о поручении Министерству экономического развития Российской Федерации обеспечивать координацию и мониторинг реализации Концепции развития приграничных территорий субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа и Байкальского региона, в отношении субъектов Российской Федерации Байкальского региона;

о компенсации субъектам Российской Федерации выпадающих доходов в связи со снижением налоговой ставки по налогу на имущество организаций в отношении железнодорожных путей общего пользования (Федеральный закон от 28 декабря 2016 года № 464-ФЗ «О внесении изменений в главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»), а также в связи с освобождением от налогообложения железнодорожного подвижного состава (Федеральный закон от 28 декабря 2016 года № 475-ФЗ «О внесении изменений в статью 10514 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»);

о включении мероприятий по реконструкции аэропорта в с. Чара Забайкальского края в федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России (2010 – 2020 годы)»;

о сохранении в федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010 – 2020 годы)» мероприятий по реконструкции аэропортовых комплексов городов Братск, Бодайбо, Усть-Кут Иркутской области;

о разработке дополнительных механизмов финансирования за счет внебюджетных источников (в том числе иностранных инвестиций) расходов на строительство, реконструкцию, обустройство и содержание пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации с рассмотрением данного вопроса на заседании Государственной пограничной комиссии;

о возможности и целесообразности заключения российско-китайского межправительственного соглашения о создании приграничного пространства совместного взаимовыгодного экономического развития посредством расширения сотрудничества между Забайкальским краем Российской Федерации, автономным районом Внутренняя Монголия и провинцией Хэйлунцзян Китайской Народной Республики;

о включении проекта «Байкал – Великое озеро Великой страны», направленного на улучшение экологической ситуации на озере Байкал и дальнейшее эколого-ориентированное экономическое развитие Байкальской природной территории, в состав приоритетных проектов по направлению стратегического развития «Экология»;

о разработке проекта нормативного правового акта, который заменит действующую в настоящее время Инструкцию об охране территории СССР от заноса инфекционных болезней животных из‑за границы, утвержденную Государственным агропромышленным комитетом СССР и Комитетом государственной безопасности СССР 18 сентября 1986 года № 435–3/30, в том числе закрепив в нем полномочие по обустройству профилактической полосы, запретной для содержания и выпаса скота, за пограничными органами Федеральной службы безопасности Российской Федерации;

о вынесении на рассмотрение подкомиссии по вопросам реализации инвестиционных проектов на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона инвестиционного проекта по строительству горно-металлургического комбината на базе Зашихинского редкометалльного месторождения, предложенного закрытым акционерным обществом «Техноинвест Альянс».

4. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в состав Байкальского региона, и соответствующим органам местного самоуправления:

актуализировать приоритетные проекты, обеспечивающие ускоренное развитие региона и муниципальных образований, активнее использовать инвестиционные, финансовые и иные механизмы при их реализации;

принять необходимые меры по реализации Концепции развития приграничных территорий субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа и Байкальского региона.


[1] Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 308 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации „Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона“.

[2] Постановление Правительства Российской Федерации от 9 августа 2016 года № 757 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации „Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона“.

[3] В Госпрограмму входят подпрограммы: 1. «Создание условий для опережающего социально-экономического развития Дальневосточного федерального округа»; 2. «Поддержка реализации инвестиционных проектов в Дальневосточном федеральном округе»; 3. «Поддержка реализации инвестиционных проектов в Байкальском регионе»; 4. «Повышение инвестиционной привлекательности Дальнего Востока»; 5. «Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации „Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона“ и прочие мероприятия в области сбалансированного территориального развития»; ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года»; ФЦП «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007–2015 годы»; ФЦП «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2016–2025 годы».

[4] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2016 года № 2376-р.

[5] Поручения по итогам заседания Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона от 23 ноября 2016 г. // http://government.ru/orders/selection/401/25553/.

[6] Информация из Годового отчета о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» за 2016 год.

[7] Федеральный закон от 19 декабря 2016 года № 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов».

[8] Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1996 года № 480 «Об утверждении федеральной целевой программы „Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года“.

[9] Информация из материалов Министерства экономического развития Забайкальского края // Письмо от 11 сентября 2017 года № 1139.

[10] Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2001 года № 848.

[11] Информация из материалов Министерства экономического развития Забайкальского края // Письмо от 11 сентября 2017 года № 1139.

[12] Постановление Правительства Российской Федерации от 16 октября 2014 года № 1055 «Об утверждении методики отбора инвестиционных проектов, планируемых к реализации на территориях Дальнего Востока и Байкальского региона».

[13] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2016 года № 2376-р «Об утверждении перечня инвестиционных проектов, планируемых к реализации на территории Байкальского региона».

[14] По информации Министерства финансов Забайкальского края.

[15] Постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2016 года № 1472 «О внесении изменений в Правила формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации».

[16] Утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 года № 999 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации».

[17] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 июля 2017 года № 1476-р «Об утверждении предельного уровня софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 года № 999».

[18] Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

[19] К байкальским приграничным территориям относятся муниципальные районы Республики Бурятия — Окинский, Тункинский, Закаменский, Джидинский и Кяхтинский районы; в Забайкальском крае — Красночикойский, Кыринский, Акшинский, Ононский, Борзинский, Забайкальский, Краснокаменский, Приаргунский, Калганский, Нерчинско-Заводский, Газимуро-Заводский и Могочинский районы.

[20] При подготовке материала использованы положения Концепции развития приграничных территорий субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа и Байкальского региона утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2015 года № 2193-р.

[21] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2016 года № 2883-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 октября 2015 г. № 2193-р».