Другие мероприятия

Интернет-конференция «Проблемы и перспективы развития Северного морского пути как элемента единой Арктической транспортной системы»

Рекомендации

Утверждены на заседании
Комитета Совета Федерации
по федеративному устройству,
региональной политике, местному
самоуправлению и делам Севера
(протокол № 185 от 4 декабря 2018 года)

В период с 1 сентября по 31 октября 2018 года на сайте Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера проводилась Интернет-конференция на тему «Проблемы и перспективы развития Северного морского пути как элемента единой Арктической транспортной системы», в которой приняли участие члены Совета Федерации, федеральные министерства и ведомства, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, публичное акционерное общество «Газпром» и другие.

В ходе Интернет-конференции были обсуждены вопросы современного состояния Северного морского пути (далее также – СМП) и перспективы его развития, в том числе проблемы и возможности отечественного судостроения в обеспечении СМП и при освоении шельфовых месторождений в российской Арктике, перспективы освоения транзитных перевозок по СМП, развитие транспортной системы северных районов страны.

Участники Интернет-конференции отметили, что в настоящее время вопросам развития СМП со стороны государства уделяется особое внимание. В послании Федеральному Собранию Российской Федерации 1 марта 2018 года Президент России В.В. Путин обратил особое внимание на необходимость укрепления научной, транспортной, навигационной, военной инфраструктуры для надежного обеспечения интересов России в Арктике. Президент России поставил задачу превратить Северный морской путь в глобальную, конкурентную транспортную систему, играющую важнейшую стратегическую роль в развитии русской Арктики, регионов Дальнего Востока. Планируется, что к 2025 году грузопоток по Северному морскому пути возрастет до 80 млн. тонн в год.

В 2017 году объем грузоперевозок по Северному морскому пути составил 10,7 млн. тонн, что более чем на 40% больше, чем в 2016 году — 7,5 млн. тонн[1]. В том числе морскими судами (без учета транзитных судов) было перевезено 9,7 млн. тонн, речными — 0,8 млн. тонн различных грузов. Транзитными судами перевезено около 0,2 млн. тонн грузов. За год Администрацией СМП было выдано 662 разрешения судам на плавание в акватории СМП, в том числе 107 разрешений было выдано судам, плавающим под иностранным флагом[2].

Для достижения названных выше целей по развитию и использованию СМП в качестве глобальной транспортной системы необходимо решить ряд организационных, управленческих и правовых проблем, влияющих на экономическую привлекательность и безопасность использования этой транспортной артерии.

Основными сдерживающими факторами совершенствования действующих и создания новых арктических транспортных маршрутов являются низкие темпы развития береговой инфраструктуры вдоль трасс СМП и неразвитость (часто полное отсутствие) железнодорожной инфраструктуры. В целях решения данной проблемы планируется реализация ряда проектов, в том числе по строительству железных дорог.

Крупнейшим и перспективным логистическим проектом в Арктике считается строительство «Северного широтного хода» – железнодорожной магистрали, которая соединит западную и восточную части Ямало-Ненецкого автономного округа, а также Северную и Свердловскую железные дороги в единую логистическую систему.

Крупнейшим инфраструктурным проектом последних лет стало строительство в рамках проекта «Ямал-СПГ» арктического порта Сабетта для обслуживания возросшей добычи сжиженного природного газа и его дальнейшей транспортировки по маршрутам Северного морского пути. В ближайшей перспективе планируется строительство 170 км железной дороги Бованенково – Сабетта с последующим выходом через дорогу Обская – Бованенково – Карская к Северному широтному ходу, что позволит соединить промышленные районы Урала с инфраструктурой Северного морского пути. Планируемая пропускная способность дороги – 8–10 млн. тонн грузов в год. Реализация проекта запланирована на 2022–2025 годы на основе государственно-частного партнерства[3].

На создание транспортной инфраструктуры в материковой части Арктической зоны Российской Федерации направлены такие проекты, как реализуемый в настоящее время проект комплексного развития крупнейшего на севере России Мурманского транспортного узла; строительство железнодорожной магистрали «Белкомур» (»Белое море – Коми – Урал»); строительство железнодорожной магистрали «Баренцкомур»; проект «Карскомур».

Решение задачи устойчивого функционирования СМП требует повышения как эффективности работы арктических морских портов и портопунктов, так и качества работы транспортных узлов арктического бассейна.

В настоящее время практически по всей акватории СМП проводятся работы по восстановлению, реконструкции и модернизации действовавших ранее и строительству новых портов и портовых сооружений.

Ведется модернизация арктических портов Мурманск, Хатанга, Тикси, Певек, Дудинка, Диксон и ряда других. Помимо строительства нового арктического порта Сабетта, созданы или создаются новые портовые (транспортно-логистические) комплексы и отгрузочные терминалы Варандей, Индига, Печенга, Харасавей. Восстанавливается система портопунктов для каботажного плавания, в том числе на островных территориях – архипелагах Новая Земля, Земля Франца-Иосифа, Новосибирских островах, острове Врангеля и других.

Одним из решающих условий возрождения и дальнейшего развития Северного морского пути и в целом успешного освоения Арктики является наличие у России современного ледокольного атомного флота.

Хотя на сегодняшний день российский атомный ледокольный флот считается самым мощным в мире, он стремительно стареет. Для сохранения лидирующего положения в развитии атомного ледокольного флота и в освоении Арктики, а также в отстаивании национальных интересов в этом макрорегионе, России необходимо скорейшее обновление атомного ледокольного флота.

В ближайшие годы ожидается ввод в эксплуатацию трех универсальных атомных ледоколов (далее — УАЛ), предназначенных для самостоятельной проводки крупнотоннажных судов, круглогодичного лидирования караванов в Западном районе Арктики. Эти ледоколы смогут проводить караваны судов в арктических условиях, пробивая лед толщиной до 3 метров[4]. Причем двухосадочная конструкция этих атомоходов позволяет использовать их как в арктических водах, так и в устьях полярных рек. Срок сдачи головного УАЛ «Арктика» – 2019 год, первого серийного УАЛ «Сибирь» – ноябрь 2020 года, второго серийного УАЛ «Урал» – ноябрь 2021 года. Также до 2020 года войдут в строй шесть дизель-электрических ледоколов.

Немаловажное значение для развития СМП и его эффективного экономического использования имеет совершенствование соответствующей нормативно-правовой базы.

В марте 2016 года по результатам состоявшегося заседания Государственной комиссии по вопросам развития Арктики, на котором рассматривался вопрос о формировании единой транспортной инфраструктуры и обеспечении транспортными средствами Арктической зоны Российской Федерации, было принято решение о создании единого транспортно-логистического оператора в Арктической зоне Российской Федерации с целью организации перевозок по трассам СМП.

Для реализации указанной задачи в июле 2018 года Правительство Российской Федерации внесло в Государственную Думу законопроект № 505745–7 «О внесении изменений в Федеральный закон „О Государственной корпорации по атомной энергии „Росатом“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации“, которым предлагается сосредоточить ряд компетенций, в том числе в сфере судоходства, развития инфраструктуры, портовой и энергетической безопасности мореплавания в рамках СМП и прилегающих территорий, а также необходимых при этом сервисов, у одного инфраструктурного оператора – Государственной корпорации „Росатом“.

Согласно новой редакции государственной программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации»[5] основным направлением ее реализации определено формирование опорных зон развития, представляющих собой комплексные проекты социально-экономического развития с синхронным применением инструментов территориального и отраслевого развития, а также механизмов реализации инвестиционных проектов, в том числе на принципах государственно-частного и муниципально-частного партнерства.

Такой подход позволит сформировать благоприятные условия для реализации крупных инфраструктурных проектов в районах Арктики, прилегающих к СМП.

Однако до настоящего времени нет законодательного определения опорных зон развития, необходимого для практического применения этого механизма. Вместе с тем, определение и законодательное регулирование процессов формирования и функционирования опорных зон развития содержится в проекте федерального закона «О развитии Арктической зоны Российской Федерации», который уже длительное время обсуждается в Правительстве Российской Федерации и пока не внесен в Государственную Думу.

Принимая во внимание актуальность поднятых в рамках Интернет-конференции вопросов развития Северного морского пути как элемента единой Арктической транспортной системы Российской Федерации, Комитет решил рекомендовать:

1. Федеральному Собранию Российской Федерации:

ускорить рассмотрение проектов федеральных законов

№ 505745–7 «О внесении изменений в Федеральный закон „О Государственной корпорации по атомной энергии „Росатом“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации“;

№ 376642–7 «О внесении изменений в статью 46 Федерального закона „Об охране окружающей среды“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов);

№ 376543–7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности за нарушение требований экологической безопасности при проведении работ в сфере недропользования».

2. Правительству Российской Федерации:

предусмотреть при возможной корректировке комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2018 года № 2101-р, а также перечней мероприятий проектов, предусмотренных указанным планом, необходимость увязки мероприятий по развитию СМП с реализацией таких приоритетных транспортных проектов в Арктике, как создание железнодорожных магистралей «Северный широтных ход», «Белкомур», «Баренцкомур»; «Карскомур»;

ускорить разработку и внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О развитии Арктической зоны Российской Федерации», устанавливающего, в том числе понятие «опорные зоны развития», механизмы их создания и особенности функционирования;

рассмотреть Деловым советом Государственной комиссии по вопросам развития Арктики вопросы о включении железнодорожной линии «Ягельная – Ямбург» в концепцию развития Арктической транспортной системы и дорожного хозяйства до 2030 года и о завершении строительства указанной железнодорожной линии с использованием механизмов государственно-частного партнерства;

проработать вопрос о создании арктической транспортной линии Мурманск – Архангельск – Петропавловск-Камчатский с созданием соответствующих портов-хабов;

продолжить работу по обновлению гидрографического и транспортного арктического флота, в том числе судами двойного и универсального назначения, мало- и среднетоннажными судами класса «река-море», судами для перевозки контейнерных грузов;

принять меры для возобновления работы постов гидрометеорологического наблюдения на побережье Северного ледовитого океана и островах, а также разработать новую методику 3-суточного прогнозирования экстремальных природных явлений и штормовых предупреждений в условиях изменяющегося климата в Арктике;

рассмотреть вопрос увеличения финансирования ФГУ «Якутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» для возобновления работ водопоста Малышева на реке Лена (Быковская протока) и водопоста Юэдэй на реке Яна (бар р. Яна);

рассмотреть вопрос об определении федерального государственного органа, наделенного полномочиями по решению вопросов федерального уровня в сфере поисково-спасательного обеспечения морской деятельности и координации функционирования ведомственных аварийно-спасательных служб в повседневных условиях, а также вопросов развития сил и средств поисково-спасательного обеспечения в рамках единой программы, скоординированной с федеральными органами исполнительной власти;

продолжить практику поддержки аэропортов с малой интенсивностью полетов, расположенных в Арктической зоне Российской Федерации, путем включения их в состав федеральных казенных предприятий;

рассмотреть вопрос о создании в п. Тикси специализированного аварийно-спасательного центра Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

рассмотреть возможность внесения изменений в государственную программу Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации», утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2014 года № 366, в части переноса срока начала реализации основного мероприятия 2.8 «Модернизация и развитие гидрометеорологической сети наблюдений за состоянием окружающей среды в Арктической зоне Российской Федерации» Подпрограммы 2 «Развитие Северного морского пути и обеспечение судоходства в Арктике» с 2021 года на 2020 год.

3. Министерству транспорта Российской Федерации:

принять дополнительные меры по развитию инфраструктуры в морских портах Арктической зоны Российской Федерации и на акватории Северного морского пути в части организации проведения в них бункеровочных операций;

рассмотреть совместно с ФГБУ «Морспасслужба» вопрос об усилении сил и средств морского спасательного подцентра Тикси для реагирования на разные неотложные работы в зоне плавания судов «река-море» по всему Восточному сектору Арктики, в том числе укомплектовать судном-спасателем неограниченного района плавания;

обеспечить совместно с Администрацией Северного морского пути возможность передачи факсимильных карт погоды на районы Арктики (прибрежная зона от Хатанги до Певека), а также стабильность передачи информации по безопасности мореплавания через сеть «Safety NET» системы «Инмарсат»;

включить в состав информации по безопасности мореплавания 2-х суточные и долгосрочные прогнозы погоды (узкоспециализированные прогнозы по побережью СМП в районе работы судов класса «река-море»);

рассмотреть совместно с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Администрацией Северного морского пути возможность более детализированного определения трех типов прогнозируемой ледовой обстановки (»легкого», «среднего» и «тяжелого»), в том числе отдельно для 50-ти мильной прибрежной зоны;

4. Федеральной антимонопольной службе:

рассмотреть вопрос о целесообразности установления единых ставок портовых сборов в морских портах Арктической зоны Российской Федерации.

5. Субъектам Российской Федерации, территории которых полностью или частично относятся к Арктической зоне Российской Федерации:

принять меры для разработки проектно-сметной документации модернизации портовой инфраструктуры и реконструкции причальных сооружений;

предусмотреть включение мероприятий по модернизации портовой инфраструктуры и реконструкции причальных сооружений, проведению дноуглубительных работ на подходных каналах и у причалов морских и речных портов в региональные программы развития транспортной инфраструктуры.



[1] В советское время рекордный объем перевозок по СМП был достигнут в 1987 году — 6,6 млн. тонн

[2] Данные с сайта Администрации СМП.

[3] На встрече с Президентом Российской Федерации В.В. Путиным, состоявшейся 21 августа 2018 г. в ЯНАО, губернатор ЯНАО Д.А. Артюхов сообщил о высокой степени проработанности проекта и о переговорах с «Газпромом» и РЖД о подписании концессии по строительству этой дороги.

[4] Также ведется разработка нового атомного ледокола «Лидер», способного преодолевать льды толщиной до 4 метров.

[5] Государственная программа Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года» утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2014 года № 366, новая редакция – постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2017 года № 1064.