Парламентские слушания

«Формирование благоприятного предпринимательского климата в строительной отрасли»

Рекомендации

Утверждены на заседании
Комитета Совета Федерации
по федеративному устройству,
региональной политике, местному
самоуправлению и делам Севера
(протокол № 201 от 9 июля 2019 года)

Участники парламентских слушаний, проведенных в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 3 июня 2019 года с участием представителей федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, научных и общественных организаций, представителей профессионального строительного сообщества, обсудив проблематику формирования благоприятного предпринимательского климата в строительной отрасли, отмечают следующее.

С 2012 года совершенствование инвестиционного климата, в том числе
в градостроительной сфере, входит в число основных приоритетов экономического развития Российской Федерации.

Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» и № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» Правительству Российской Федерации поручено:

разработать исчерпывающий перечень установленных на федеральном уровне административных процедур в сфере жилищного строительства;

принять меры для повышения позиции Российской Федерации в рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса»;

обеспечить существенное сокращение сроков прохождения процедур субъектами предпринимательской деятельности и стоимости этих процедур
в сфере строительства, в том числе в рамках «дорожных карт» национальной предпринимательской инициативы.

В рамках реализации Федерального закона от 20 апреля 2014 года № 80-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации» Правительство Российской Федерации наделено полномочиями по утверждению исчерпывающих перечней процедур в сферах строительства. В связи с этим 30 апреля 2014 года Правительство Российской Федерации приняло постановление № 403 «Об исчерпывающем перечне процедур в сфере жилищного строительства», а 28 марта 2017 года – постановление № 346 «Об исчерпывающем перечне процедур в сфере строительства объектов капитального строительства нежилого назначения и о правилах ведения реестра описаний процедур, указанных в исчерпывающем перечне процедур в сфере строительства объектов капитального строительства нежилого назначения». Аналогичные исчерпывающие перечни процедур также утверждены в сферах строительства сетей теплоснабжения, объектов электросетевого хозяйства с уровнем напряжения ниже 35 кВ, линейных объектов водоснабжения и водоотведения.

В 2017–2018 годах завершена оптимизация процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сфере строительства, исключено в общей сложности 112 избыточных процедур.

Существенно сократился срок прохождения процедур, необходимых для получения разрешения на строительство. В рамках Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации застройщиками отмечается, что срок получения разрешения на строительство объектов жилищного строительства сократился по Российской Федерации со 140 дней в среднем в 2015 году до 105 дней в 2018 году.

В 2012 −2018 годах Правительством Российской Федерации совместно с регионами была проделана значительная работа по улучшению позиции России в рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса». По итогам 2018 года Россия заняла 48-е место в мире по доступности получения разрешения на строительство, поднявшись сразу на 67 позиций. В 2018 году по выдаче разрешения на строительство страна занимала 115 место. В общем рейтинге благоприятности условий для ведения бизнеса Россия поднялась на четыре пункта и заняла 31 место среди 190 стран.

Дальнейшую оптимизацию административных процедур в сфере строительства планируется осуществить в рамках Национального проекта «Жилье и городская среда», плана мероприятий Правительства Российской Федерации по улучшению условий ведения предпринимательской деятельности «Трансформация делового климата», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 января 2019 года № 20-р (далее – план мероприятий «Трансформация делового климата») и заменившего «дорожные карты» Национальной предпринимательской инициативы, а также в рамках целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2017 года № 147-р.

Основная цель реализации указанного плана – максимально привлечь предпринимательское сообщество к формированию повестки реформ: от выявления проблем ведения бизнеса в различных отраслях и формирования путей их решения до оценки качества работы органов власти.

Особенностью рассматриваемого программного документа является возможность его обновления (не реже двух раз в год) в зависимости от текущих запросов профессионального сообщества.

Участники парламентских слушаний, положительно оценивая процесс формирования благоприятного предпринимательского климата в строительной отрасли, считают необходимым принятие ряда дополнительных мер и рекомендуют:

1. Правительству Российской Федерации:

рассмотреть возможность создания на базе Министерства экономического развития Российской Федерации с привлечением всех заинтересованных сторон рабочей группы в целях формирования методических рекомендаций по разработке комплексных планов развития инфраструктуры субъектов Российской Федерации, учитывающих специфику документов территориального планирования регионального и муниципального уровней, в соответствии со Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 года № 207-р;

при очередной корректировке плана мероприятий «Трансформация делового климата» по направлению «Подключение (технологическое присоединение) к сетям инженерно-технического обеспечения» рассмотреть возможность внесения в него мероприятия по совершенствованию применяемых методик определения платы за подключение (технологическое присоединение) к сетям инженерно-технического обеспечения в целях исключения избыточных платежей, осуществляемых застройщиками;

обеспечить согласование целей, задач и мероприятий, определенных различными программными документами в сфере строительства. В частности, согласовать базовые значения целевых показателей национального проекта «Жилье и городская среда» по срокам проведения экспертизы проектной документации и срокам получения разрешения на строительство и ввод объекта жилищного строительства в эксплуатацию с ожидаемыми результатами реализации мероприятий, предусмотренных в направлении «Градостроительная деятельность и территориальное планирование» плана мероприятий «Трансформация делового климата»;

рассмотреть вопрос о разработке механизма обеспечения земельных участков, предназначенных для реализации проектов комплексного освоения территорий и развития застроенных территорий, объектами инженерной инфраструктуры за счет средств сетевых (ресурсоснабжающих) организаций с установлением для них компенсационных мер;

в целях оптимизации финансовых затрат застройщиков при подключении (техническом присоединении) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения рассмотреть вопрос о внесении изменений в действующее законодательство, предусматривающих:

— обеспечение застройщику возможности заключения договоров о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства с сетевыми (ресурсоснабжающими) организациями на основании заключенных договоров о развитии застроенной территории и договоров о комплексном освоении территории до начала процедуры предоставления и передачи земельных участков застройщику;

— обязанность сетевых (ресурсоснабжающих) организаций безвозмездно принимать на баланс и техническое обслуживание построенные застройщиком внешние инженерные сети за границами земельного участка, а также внутриквартальные сети, построенные в границах земельного участка застройщика в рамках договора подключения (технологического присоединения) с сетевой (ресурсоснабжающей) организацией;

в целях обеспечения реализации проектов развития застроенных территорий предусмотреть механизм принудительного изъятия расположенных в границах указанных территорий объектов недвижимости (хозпостроек и гаражей) и занимаемых ими земельных участков для государственных и муниципальных нужд;

в целях сокращения административных барьеров, препятствующих оформлению права собственности на построенные объекты недвижимости, рассмотреть возможность установления предельно допустимого отклонения площади построенного объекта капитального строительства (в пределах 4 –5 процентов) от площади объекта, заявленной в проектной документации;

рассмотреть возможность установления перечня объектов капитального строительства, имеющих важное социально-экономическое значение (например, школ), при строительстве (реконструкции) которых плата за снятие запрета на строительство (реконструкцию) указанных объектов с застройщиков в рамках реализации требований, предусмотренных пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», не взимается;

в целях оптимизации финансовых затрат застройщиков при реализации ими проектов развития застроенных территорий рассмотреть вопрос о внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года № 1308, регламентирующее порядок определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения с земельными участками, находящимися в государственной собственности, установив принцип бесплатного перераспределения таких земель в случае их расположения в границах застроенной территории, подлежащей развитию, в отношении которой уже заключен договор о ее развитии.

2. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации:

ускорить разработку единой государственной отраслевой цифровой платформы, интегрированной с государственными информационными системами обеспечения градостроительной деятельности регионов и государственными информационными системами.

3. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

ускорить разработку и внедрение государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности (ГИС ОГД) в целях оперативного предоставления информации заинтересованным лицам для осуществления градостроительной деятельности;

рассмотреть возможность разработки региональных планов мероприятий, направленных на трансформацию делового климата в соответствующем субъекте, в том числе в строительной отрасли, в которых выделять актуальные для региона направления, включающие конкретные мероприятия;

организовать работу по сбору, анализу и аккумуляции предпринимательских инициатив, направленных на снятие нормативных ограничений ведения бизнеса, и обсуждение поступающих инициатив на различных экспертных площадках (в рамках советов по инвестиционному климату, на базе деловых объединений, экспертных групп и др.);

рассмотреть вопрос об утверждении типовых административных регламентов в градостроительной сфере, позволяющих унифицировать и оптимизировать разрешительные процедуры в строительной сфере;

организовать мониторинг административных регламентов муниципальных образований по предоставлению муниципальных услуг в области градостроительной деятельности;

обеспечить своевременное предоставление в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти информации о ходе реализации плана мероприятий «Трансформация делового климата» по направлениям «Подключение (технологическое присоединение) к сетям инженерно-технического обеспечения» и «Градостроительная деятельность и территориальное планирование»;

направлять в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти предложения по совершенствованию положений действующего законодательства при наличии затруднений, связанных с их реализацией на местах, которые препятствуют реализации мероприятий, включенных в соответствующие направления плана мероприятий «Трансформация делового климата»;

на систематической основе осуществлять в регионе анализ лучших практик в части улучшения предпринимательского климата в строительной сфере.