Парламентские слушания

«О ходе подготовки проекта стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации до 2035 года»

Рекомендации

Утверждены на заседании
Комитета Совета Федерации
по федеративному устройству,
региональной политике, местному
самоуправлению и делам Севера
(протокол № 210 от 10 декабря 2019 года)

Участники парламентских слушаний «О ходе подготовки проекта стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации до 2035 года» (далее – парламентские слушания), проведенных в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 28 октября 2019 года Комитетом Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера совместно с Комитетом Совета Федерации по экономической политике, отмечают следующее.

Учитывая завершение действия Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года[1], а также Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу[2], Президент Российской Федерации В.В. Путин поручил Правительству Российской Федерации разработать проект стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации до 2035 года[3] (далее – проект Стратегии).

Ответственным за данную работу определено Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.

К разработке проекта Стратегии привлечены федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы власти арктических субъектов Российской Федерации. В качестве площадки,
на которой разрабатывается проект Стратегии, определен экспертный центр «Проектный офис развития Арктики» (далее — ПОРА)[4]. В конце августа 2019 года в Интернете начала работать специальная онлайн-платформа[5] для сбора предложений в проект Стратегии и их обсуждения.

В течение августа – октября 2019 года во всех субъектах Российской Федерации, территории которых полностью или частично включены в состав Арктической зоны, проведены специальные мероприятия, на которых разрабатывались и обсуждались региональные предложения в проект Стратегии[6].

Выступая на V Международном арктическом форуме «Арктика — территория диалога», Президент Российской Федерации отметил, что новая стратегия развития российской Арктики до 2035 года должна объединить мероприятия российских национальных проектов и государственных программ, инвестиционные планы инфраструктурных компаний, программы развития арктических регионов и городов. По ключевым социально-экономическим показателям, по качеству жизни людей все арктические регионы необходимо вывести на уровень не ниже среднероссийского. В проекте Стратегии следует учесть и специфику проблем, касающихся коренных малочисленных народов Севера.

Особое внимание в проекте Стратегии должно быть уделено развитию транспорта и другой опорной инфраструктуры. Это является основой, необходимой для будущих инвестиций и бизнес-инициатив. Должна быть продолжена работа по развитию глобального транспортного коридора, включающего Северный морской путь, который будет действовать бесперебойно и круглогодично. Для того чтобы этот глобальный транспортный коридор работал на полную мощность, следует развивать коммуникационную и береговую инфраструктуру, включая портовые мощности, средства навигации, метеонаблюдения, обеспечения безопасности коммерческого плавания.

Кроме того, для наращивания капиталовложений в регионе, для запуска новых проектов планируется использовать все инструменты поддержки инвестиций, в том числе те, которые успешно апробированы в рамках программ развития дальневосточных регионов России. Прежде всего, это льготные ставки налога на прибыль, понижающие коэффициенты по налогу на добычу полезных ископаемых и заявительный порядок возмещения налога на добавленную стоимость, упрощенный порядок предоставления земельных участков и неизменность условий реализации инвестиционных проектов.

Заслушав и обсудив доклады и выступления, рассмотрев представленные материалы, участники парламентских слушаний рекомендуют:

1. Правительству Российской Федерации:

ускорить разработку и внесение в Государственную Думу законопроектов, предусматривающих меры государственной поддержки инвестиционной деятельности в Арктической зоне Российской Федерации.

2. Министерству Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики при подготовке проекта Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации до 2035 года:

1) учесть необходимость принятия комплексного системообразующего законодательного акта, закрепляющего статус Арктической зоны Российской Федерации как особого объекта государственного регулирования, устанавливающего отношения в сфере ее экономического и социального развития, а также устанавливающего перечень сухопутных территорий Арктической зоны Российской Федерации, критерии их выбора и границы;

2) учесть необходимость взаимоувязки положений проекта Стратегии с положениями других документов стратегического планирования Российской Федерации и арктических субъектов Российской Федерации, в первую очередь с национальными проектами, положениями Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 года № 207-р, а также с комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2018 года № 2101-р;

3) проработать вопрос о применении дополнительных мер стимулирования инвестиционной деятельности в Арктической зоне Российской Федерации;

4) предусмотреть стимулирование инновационной деятельности, интеграции науки и производства, в том числе через создание и развитие научно-производственных кластеров;

5) рассмотреть целесообразность использования такой формы государственно-частного партнерства, как инфраструктурная ипотека;

6) в разделе проекта Стратегии, посвященном развитию малого и среднего бизнеса в Арктической зоне Российской Федерации, учесть:

— задачи по адаптации к условиям Арктики мер поддержки малого и среднего бизнеса, в том числе дифференцированный подход их применения в зависимости от условий предпринимательской деятельности на различных территориях;

— поэтапное введение механизмов компенсации субъектам малого и среднего предпринимательства дополнительных затрат, возникающих в связи с предоставлением государственных гарантий и компенсаций работникам, осуществляющим трудовую деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

7) определить задачи и механизмы реализации проектов по развитию транспортной инфраструктуры Арктической зоны Российской Федерации;

8) обратить внимание на необходимость разработки мер государственной поддержки, позволяющих на льготных условиях привлекать финансирование для реализации проектов по строительству ледокольного, аварийно-спасательного и вспомогательного флотов;

9) в разделе проекта Стратегии, посвященном развитию Северного морского пути:

— определить стратегические направления функционирования и развития Северного морского пути с учетом положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;

— определить понятие «Северный морской транспортный коридор» (далее – СМТК);

— определить единого инфраструктурного оператора СМТК с целью синхронизации развития Северного морского пути и инфраструктуры в его акватории, российских портов и инфраструктурных проектов недропользователей в Баренцевом, Белом и Печорском морях, а также восточных портов Российской Федерации в зависимости от утвержденных границ СМТК;

10) в разделе проекта Стратегии, посвященном развитию цифровой инфраструктуры и цифровых сервисов в Арктической зоне Российской Федерации, учесть:

— необходимость реализации проекта по прокладке современных каналов связи с использованием волоконно-оптической линии связи;

— создание системы постоянного комплексного космического мониторинга арктических территорий и акваторий, в том числе СМТК, с условием обеспечения независимости от иностранных средств и источников информационного обеспечения всех видов деятельности в Арктике (включая взаимодействие с воздушными и морскими судами);

— внедрение современных информационно-телекоммуникационных технологий и систем связи (в том числе подвижной), телерадиовещания, управления движением судов и полетами авиации, дистанционного зондирования Земли, проведения площадных съемок ледового покрова, а также системы гидрометеорологического и гидрографического обеспечения научной и хозяйственной деятельности в Арктике;

— создание надежной системы оказания услуг связи, навигационных, гидрометеорологических и информационных услуг, включая информирование о ледовой обстановке, обеспечивающей прогнозирование и предупреждение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, ликвидацию их последствий, эффективный контроль хозяйственной и иной деятельности в Арктике, в том числе за счет применения глобальной навигационной спутниковой системы и создания многоцелевой космической системы;

11) в разделе проекта Стратегии, посвященном развитию энергетической инфраструктуры Арктической зоны Российской Федерации, учесть:

— необходимость строительства и модернизации объектов электроэнергетики в целях устранения дефицита электрической мощности для технологического присоединения потребителей на территориях Арктической зоны Российской Федерации;

— формирование механизмов участия в создании и развитии инфраструктуры использования природного и сжиженного природного газа нефте- и газоперерабатывающих компаний, а также компаний, осуществляющих транспортировку углеводородов;

— необходимость обеспечения энергонезависимости удаленных малых населенных пунктов, в том числе за счет расширения использования возобновляемых, альтернативных и местных источников энергии;

12) в разделе проекта Стратегии, посвященном решению задачи повышения качества жизни в Арктической зоне Российской Федерации до среднероссийского уровня, учесть необходимость:

— введения дополнительного повышающего коэффициента к единовременным компенсационным выплатам участникам программ «Земский доктор» и «Земский учитель», прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, рабочие поселки, поселки городского типа, расположенные на арктических территориях;

— установления на арктических территориях районных коэффициентов к мерам государственной поддержки семей с детьми;

— предоставления молодым семьям, проживающим на территории Арктической зоны Российской Федерации, ипотеки по сниженной ставке на приобретение жилого помещения на первичном рынке жилья по аналогии с мерами, предложенными Президентом Российской Федерации для молодых семей, проживающих на территории Дальневосточного федерального округа;

— установления особенностей организации оказания медицинской помощи гражданам, проживающим в Арктической зоне Российской Федерации;

— разработки оптимальной схемы размещения центров медицины катастроф в субъектах Российской Федерации, территории которых входят в состав Арктической зоны Российской Федерации;

13) в разделе проекта Стратегии, посвященном совершенствованию системы подготовки кадров для Арктической зоны Российской Федерации, учесть:

— поэтапное возвращение ранее действовавшей для лиц в возрасте до 30 лет процентной надбавки к заработной плате в полном размере с первого дня работы в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, при условии проживания в указанных районах не менее пяти лет с одновременной выработкой мер поддержки работодателей, осуществляющих такие выплаты;

— необходимость создания единой государственной межвузовской программы подготовки специалистов с учетом стратегических перспектив освоения Арктической зоны, кадровых потребностей работодателей, развития инновационных технологий;

— необходимость разработки государственного образовательного стандарта для подготовки в системе среднего профессионального и высшего образования специалистов для работы в арктических условиях;

— необходимость разработки мер, мотивирующих молодых специалистов к трудоустройству в арктических регионах, например, мер, включающих обеспечение жильем, возможность повышения квалификации, выплат стимулирующего характера;

— необходимость увеличения квоты приема граждан на целевое обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета по специальностям и направлениям подготовки высшего образования, по которым отмечается дефицит кадров на рынке труда в субъектах Российской Федерации, территории которых входят в состав Арктической зоны Российской Федерации;

14) в разделе проекта Стратегии, посвященном охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности в Арктической зоне Российской Федерации, учесть необходимость:

— стимулирования развития фундаментальных и прикладных научных исследований, обеспечивающих устойчивое развитие Арктической зоны и снижение возможного ущерба от хозяйственной деятельности, природных и техногенных катастроф;

— стимулирования промышленных и иных организаций к внедрению и использованию экологически чистых и (или) ресурсосберегающих технологий, наилучших доступных технологий, ориентированных на сдерживание и снижение объемов антропогенной эмиссии парниковых газов и иных вредных (загрязняющих) веществ, распространения угольной пыли, пыления отходов производства;

— обеспечения восстановления нарушенных природных систем, ранее подвергшихся негативному антропогенному и техногенному воздействию в результате прошлой хозяйственной деятельности, в том числе посредством рекультивации нарушенных земель;

— обеспечения охраны и организации рационального использования водных ресурсов, модернизации и реконструкции существующих очистных сооружений коммунальных систем водоснабжения и водоотведения, в том числе с использованием перспективных технологий водоподготовки и очистки воды;

— оказания содействия завершению жизненного цикла и (или) реабилитации ядерных объектов;

15) в разделе проекта Стратегии, посвященном развитию коренных малочисленных народов, обеспечению защиты их исконной среды обитания и традиционного образа жизни, учесть:

— необходимость сохранения историко-культурного наследия коренных малочисленных народов, проживающих на территориях, входящих в состав Арктической зоны Российской Федерации;

— необходимость оказания поддержки для развития народных промыслов Арктики как элемента малого и среднего предпринимательства;

— специфику образовательных организаций, реализующих модели кочевого образования, и необходимость поддержки педагогов, работающих в кочевых школах и детских садах;

16) рассмотреть вопрос о выделении в структуре Стратегии раздела, предусматривающего следующие меры по улучшению социально-экономического состояния закрытых административно-территориальных образований и муниципальных образований, на территории которых дислоцируются военные формирования:

— адресное развитие опорных населенных пунктов Арктической зоны Российской Федерации, а также населенных пунктов, в которых дислоцируются военные формирования;

— осуществление реновации закрытых административно-территориальных образований Арктической зоны Российской Федерации в целях повышения уровня жизни проживающего в них населения;

17) в разделе проекта Стратегии, посвященном развитию туризма в Арктической зоне Российской Федерации, учесть необходимость:

— определения мер, направленных на совершенствование нормативно-правового обеспечения арктического туризма;

— создания системы финансовой поддержки арктического туризма на принципах государственно-частного партнерства;

— содействия формированию региональных туристических кластеров, продвижению арктического туризма на национальном и международном рынках;

18) в разделе проекта Стратегии, посвященном обеспечению военной безопасности в Арктической зоне Российской Федерации, предусмотреть мероприятия по:

— поддержанию необходимого и достаточного уровня боеготовности вновь созданных группировок войск в соответствии с потенциальными военными угрозами;

— повышению уровня антитеррористической защищенности организаций оборонно-промышленного, ядерного, химического, топливно-энергетического комплексов страны, объектов жизнеобеспечения населения, транспортной инфраструктуры, других критически важных и потенциально опасных объектов;

19) в разделе проекта Стратегии, посвященном обеспечению защиты и охраны государственной границы Российской Федерации в Арктике, предусмотреть мероприятия по поддержанию пограничной инфраструктуры и обеспечению современного технического оснащения пограничных органов и береговой охраны Федеральной службы безопасности.

3. Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии:

продолжить работу по выработке единых технических требований и национальных стандартов, нормативно-технических документов, необходимых для развития Арктической зоны Российской Федерации.


[1] Утверждена Президентом Российской Федерации 8 февраля 2013 года № Пр-232.
[2]
Утверждены Президентом Российской Федерации 18 сентября 2008 года № Пр-1969.
[3]
Пункт 5 перечня поручений по итогам совещания Президента Российской Федерации с членами Правительства Российской Федерации, состоявшегося 27 февраля 2019 года № Пр-528.
[4]
 По информации ТАСС, 26 июля 2019 года между Минвостокразвития России и ПОРА заключено соглашение о разработке проекта стратегии. Проектный офис развития Арктики — экспертный центр, деятельность которого связана с исследованием социальных, экономических и экологических аспектов жизнедеятельности человека на Крайнем Севере России.
[5]
 URL: https://arctic2035.ru/.
[6]
 В форме стратегических сессий такие мероприятия проведены 28 августа в Мурманске, 12 сентября в Архангельске, 17 сентября в Петрозаводске, 25 сентября дискуссионный клуб проведен в Якутске в рамках Северного форума по устойчивому развитию, 26 сентября заседание дискуссионного клуба на эту тему состоялось в Санкт-Петербурге. В октябре – мероприятия в Дудинке, Салехарде, Нарьян-Маре, Воркуте, Анадыре.