Парламентские слушания

«Переселение граждан из непригодного для проживания жилья, расположенного в зоне Байкало-Амурской магистрали»

Рекомендации

Утверждены на заседании
Комитета Совета Федерации
по федеративному устройству,
региональной политике, местному
самоуправлению и делам Севера
(протокол № 236 от 30 ноября 2020 года)

Участники парламентских слушаний, проведенных Комитетом Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера с участием представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Республики Бурятия, Забайкальского края, Амурской области, Иркутской области, государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, акционерного общества «ДОМ. РФ», обсудив вопросы реализации мероприятия по переселению граждан из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, признанных непригодными для проживания, и (или) из жилых домов (помещений), признанных аварийными и не подлежащими реконструкции (далее – мероприятие по переселению граждан в зоне БАМа), предусмотренного государственной программой Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»[1], на период 2018–2025 годов, отмечают следующее.

Переселение граждан из ветхого и аварийного жилья, расположенного в зоне Байкало-Амурской магистрали, при оказании финансовой поддержки за счет средств федерального бюджета было начато в 1993 году. В настоящее время мероприятие по переселению граждан в зоне БАМа реализуется на территории четырех субъектов Российской Федерации: Республики Бурятия, Забайкальского края, Амурской области, Иркутской области (далее – субъекты Российской Федерации – участники мероприятия).

По состоянию на 1 января 2010 года в признанном непригодным для проживания ветхом и аварийном жилищном фонде, расположенном в зоне Байкало-Амурской магистрали, общей площадью 828,6 тыс. кв. метров проживали 15 тыс. семей граждан указанной категории (40,5 тыс. человек)[2], а по состоянию на 1 января 2015 года в таком жилищном фонде проживали около 10 тыс. семей[3].

За период с 2011 года по настоящее время в рамках мероприятия по переселению граждан в зоне БАМа переселено 4 048 семей при общем объеме финансирования в размере 7 381 186,99 тыс. рублей, из которых средства федерального бюджета составили 4 517 211,61 тыс. рублей, а средства консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации 2 863 975,38 тыс. рублей[4].

По информации Минстроя России[5], общее количество семей граждан, подлежащих переселению в рамках указанного мероприятия, составляет 3 426 семей. Таким образом, для полной ликвидации накопленной очереди[6] до конца 2024 года необходимо ежегодно обеспечивать жильем 0,7 тыс. семей граждан указанной категории. Однако для решения этой задачи, по оценке Минстроя России[7], требуется увеличение объема финансирования до 9,127 млрд. рублей (средства федерального бюджета – 7, 981 млрд. рублей; средства консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации – 1, 145 млрд. рублей[8]).

Вместе с тем, Федеральным законом от 2 декабря 2019 года № 380-ФЗ «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» субъектам Российской Федерации – участникам мероприятия по переселению граждан в зоне БАМа предусмотрены субсидии в размере 594,6 млн. рублей ежегодно. Более того, наблюдается тенденция к сокращению этих средств. Так, проектом федерального закона № 1027743–7 «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» объемы бюджетных ассигнований на мероприятие по переселению граждан в зоне БАМа в 2021–2022 годах уменьшены на 59,4 млн. рублей ежегодно.

Необходимо отметить, что наряду с проблемой финансового обеспечения реализации мероприятия по переселению граждан в зоне БАМа выявляются и иные проблемы, требующие внимания федеральных органов государственной власти.

Так, в ходе проведенных Счетной палатой Российской Федерации в 2014 году[9] и 2018 году[10] контрольных мероприятий в органах исполнительной власти Республики Бурятия, Забайкальского края, Амурской области, Иркутской области, Росстате и Минстрое России[11] были выявлены проблемы институционального и практического характера, оказывающие негативное влияние на эффективность реализации мероприятия по переселению граждан в зоне БАМа. В частности, Счетной палатой Российской Федерации отмечено существенное уменьшение в 2015–2017 годах целевых показателей переселения граждан из ветхого и аварийного жилья в зоне Байкало-Амурской магистрали и объемов финансирования на указанные цели (с 7,01 млрд. руб. до 4,36 млрд. руб.), которые свидетельствует о недостаточном качестве проведенных мероприятий по признанию такого жилищного фонда аварийным, а также о низком уровне планирования необходимого объема финансовых средств, особенно за счет бюджетов регионов.

Задача по переселению граждан из непригодного для проживания жилья, расположенного в зоне Байкало-Амурской магистрали, требует решения ряда проблем законодательного и организационного характера, в числе которых:

недостаточность финансового обеспечения мероприятия по переселению граждан в зоне БАМа приводит к затягиванию сроков решения поставленной задачи;

отсутствие мониторинга реализации мероприятия по переселению граждан в зоне БАМа, предусматривающего возможность отслеживания динамики переселения граждан и эффективности использования предоставленных ресурсов, не позволяет отразить достоверную картину показателей результативности такого мероприятия и достоверно рассчитать необходимый объем финансирования;

установленная средняя рыночная стоимость квадратного метра жилого помещения для зоны Байкало-Амурской магистрали не позволяет в рамках мероприятия по переселению граждан в зоне БАМа обеспечить покрытие затрат на строительство жилых помещений в том же муниципальном образовании (населенном пункте), на территории которого осуществляется переселение граждан;

отсутствие необходимого количества жилых помещений в населенных пунктах, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, которые соответствуют требованиям жилищного законодательства в части равноценности и их возможного предоставления в рамках мероприятия по переселению граждан в зоне БАМа, затягивает процесс переселения и приводит к невозможности освоения выделенных средств в установленный период;

недостаточность действующих механизмов, позволяющих осуществлять в рамках мероприятия по переселению граждан в зоне БАМа оперативное переселение граждан, в том числе в иные муниципальные образования субъекта Российской Федерации, приводит к затягиванию процесса переселения;

при желании граждан данной категории выехать на постоянное место жительства в иные субъекты Российской Федерации с благоприятными природно-климатическими условиями размер социальной выплаты, предоставляемой им в рамках мероприятия по переселению граждан в зоне БАМа, не позволяет обеспечить строительство и (или) приобретение жилого помещения на территории выбранного региона;

отсутствие установленного порядка ликвидации расселенных объектов (жилых помещений, строений) создает предпосылки для их повторного заселения и невозможности использования освободившихся земельных участков для целей жилищного строительства, строительства социальных объектов и (или) благоустройства территорий населенных пунктов;

предоставляемый за счет средств федерального бюджета объем финансирования мероприятия по переселению граждан в зоне БАМа не позволяет обеспечить снос таких объектов и рекультивацию освободившихся земельных участков;

применяемые для реализации мероприятия по переселению граждан в зоне БАМа критерии признания жилого помещения непригодным для проживания, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», не могут быть использованы для признания аварийными некоторых индивидуальных строений, признанных жилыми помещениями, и не позволяют отнести их к аварийным объектам, что впоследствии не позволяет обеспечить расселение такого строения за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

при проведении органами местного самоуправления систематической инвентаризации строений, созданных в период строительства Байкало-Амурской магистрали, происходит постоянное выявление новых строений, в большинстве случаев относящихся к бесхозяйному имуществу, что свидетельствует о бесконтрольном вовлечении таких объектов в гражданский оборот (обмен, продажа, перепродажа, передвижение по территории) и приводит к рискам постоянного роста расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по переселению граждан из таких объектов и их ликвидации;

отсутствие информационной открытости и прозрачности реализации региональных программ по переселению граждан из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, признанных непригодными для проживания, региональных программ по переселению граждан из не предназначенных для проживания строений, созданных в период промышленного освоения Сибири и Дальнего Востока, приводит к росту социальной напряженности на территориях субъектов Российской Федерации.

В качестве механизма решения поставленных проблем, повышения эффективности и ускорения реализации мероприятия по переселению граждан в зоне БАМа Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации рекомендовал Правительству Российской Федерации рассмотреть вопрос о наделении государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства полномочиями по оказанию субъектам Российской Федерации и (или) муниципальным образованиям финансовой поддержки за счет своих средств с возможностью их докапитализации на реализацию следующих мероприятий: переселение граждан из не предназначенных для проживания строений, созданных в период промышленного освоения Сибири и Дальнего Востока; переселение граждан из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, признанных непригодными для проживания, и (или) из жилых домов (помещений), признанных аварийными и не подлежащими реконструкции[12].

В целях решения задачи по законодательному регулированию вопроса наделения государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства функцией оператора мероприятия по переселению граждан из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, признанных непригодными для проживания, и (или) из жилых домов (помещений), признанных аварийными и не подлежащими реконструкции, в Комитете Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера разработан законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон „О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства“ (в части возложения полномочия по оказанию финансовой поддержки субъектам Российской Федерации на реализацию региональных адресных программ по переселению граждан из непригодных для проживания жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, на государственную корпорацию – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства).

Участники парламентских слушаний, отмечая необходимость дальнейшего совершенствования правовых, организационных и финансовых механизмов, используемых в целях переселения граждан из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, признанных непригодными для проживания, и (или) из жилых домов (помещений), признанных аварийными и не подлежащими реконструкции, рекомендуют:

1. Правительству Российской Федерации:

1) рассмотреть вопрос о дополнительном увеличении бюджетных ассигнований, предоставляемых на реализацию мероприятия по переселению граждан в зоне БАМа в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», в соответствии с предложениями, представленными Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов;

2) рассмотреть вопрос о наделении Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации полномочием по осуществлению мониторинга мероприятия по переселению граждан в зоне БАМа, предусмотренного государственной программой Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», и координации соответствующей деятельности, осуществляемой в субъектах Российской Федерации.

2. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации:

1) подготовить предложения о выделении в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года № 1710, бюджетных ассигнований бюджетам Республики Бурятия, Забайкальскому краю, Амурской области, Иркутской области на ускоренную реализацию мероприятия по переселению граждан в зоне БАМа при формировании проекта федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов;

2) рассмотреть вопрос о применении фактической стоимости одного квадратного метра жилого помещения при расчете размера субсидий, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование мероприятия по переселению граждан в зоне БАМа, в целях формирования дополнительных условий для увеличения объема строительства новых жилых помещений, в том числе завершения ранее начатого строительства;

3) рассмотреть вопрос о разработке дополнительных механизмов переселения граждан из жилых помещений, расположенных в зоне БАМа, признанных непригодными для проживания, и (или) из жилых домов (помещений), признанных аварийными и не подлежащими реконструкции в целях обеспечения возможности приобретения для таких граждан жилых помещений на территориях иных субъектов Российской Федерации с благоприятными природно-климатическими условиями проживания;

4) рассмотреть вопрос о внесении изменений в Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование мероприятий по переселению граждан из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, признанных непригодными для проживания, и (или) из жилых домов (помещений), признанных аварийными и не подлежащими реконструкции, являющихся приложением № 8 к государственной программе Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», изложив пункты 4 и 6 в следующей редакции:

«4. В рамках реализации мероприятия размер субсидий, направляемых соответственно на строительство, приобретение жилых помещений или на предоставление социальных выплат на приобретение жилых помещений, рассчитывается с учетом следующих требований:

при направлении субсидии на строительство жилых помещений, в том числе завершение ранее начатого строительства, размер субсидии рассчитывается, исходя из показателя средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъекту Российской Федерации, утвержденного Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства на определенный период;

при направлении субсидии на приобретение жилых помещений и (или) на предоставление социальных выплат размер субсидии рассчитывается, исходя из норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, утвержденного Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства на определенный период.»;

«6. Приобретаемые жилые помещения в целях предоставления лицам, указанным в пункте 5 настоящих Правил, должны быть благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта, общей площадью не менее общей площади ранее занимаемого жилого помещения, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

С письменного согласия гражданина предоставляемое жилое помещение может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

Порядок предоставления социальных выплат на приобретение жилых помещений указанным лицам, в том числе являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные основания и условия предоставления социальных выплат на приобретение жилых помещений, в том числе:

условие безвозмездного отчуждения гражданами жилого помещения, признанного непригодным для проживания и подлежащего сносу (жилого помещения и земельного участка, на котором оно расположено), в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, расторжения договора социального найма жилого помещения, признанного непригодным для проживания и подлежащего сносу, после осуществления государственной регистрации права собственности граждан на приобретенное жилое помещение (жилое помещение и земельный участок, на котором оно расположено);

условие по расчету размера предоставляемой гражданину социальной выплаты, исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности (33 кв. метра – для одиноких граждан, 42 кв. метра – на семью из 2 человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи при численности семьи, составляющей 3 и более человек), но не более общей площади утраченного жилого помещения.»;

5) рассмотреть вопрос о разработке нормативного правового акта, направленного на установление:

порядка признания непригодными для проживания жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, в целях недопущения дублирования мер государственной поддержки, предоставляемой субъектам Российской Федерации в рамках иных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»;

порядка применения критериев признания жилого помещения непригодным для проживания, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», к индивидуальным строениям, не соответствующим установленным критериям аварийности, но расположенным на земельном участке, в отношении которого проводится ликвидация ветхого и аварийного жилья в зоне Байкало-Амурской магистрали;

критериев отнесения граждан к лицам, проживающим в жилых помещениях, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали и признанных непригодными для проживания, и порядка ведения их учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в рамках реализации соответствующей региональной программы;

порядка переселения лиц, проживающих в жилых помещениях, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали и признанных непригодными для проживания, в иные населенные пункты в границах данного субъекта Российской Федерации либо в иные субъекты Российской Федерации с благоприятными природно-климатическими условиями;

порядка одновременного переселения (выселения) лиц, обладающих правом на предоставление мер государственной поддержки в рамках различных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» и проживающих в одном жилом помещении, в целях ликвидации такого помещения и недопустимости его повторного заселения;

порядка ликвидации расселенных жилых помещений и использования освободившихся земельных участков для целей жилищного строительства, строительства социальных объектов и (или) благоустройства территорий населенных пунктов;

порядка обеспечения информационной открытости и прозрачности реализации региональных программ по переселению граждан из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали и признанных непригодными для проживания;

перечня населенных пунктов, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, на территории которых допускается реализация мероприятия по переселению граждан в зоне БАМа, предусмотренного государственной программой Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», на период 2018–2025 годов;

6) разработать комплексные предложения, направленные на обеспечение реализации в субъектах Российской Федерации сноса и ликвидации расселенных жилых помещений, не предназначенных для проживания строений, недопущения их повторного использования для целей проживания, при реализации мероприятия по переселению граждан в зоне БАМа;

7) установить, что предельный объем софинансирования за счет средств федерального бюджета мероприятия по переселению граждан в зоне БАМа из расчета бюджетной обеспеченности соответствующего субъекта Российской Федерации на текущий финансовый год с учетом распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, не может быть менее 94 %;

8) предусмотреть возможность предоставления социальных выплат гражданам, проживающим в жилых помещениях по договорам социального найма.

3. Органам государственной власти Республики Бурятия, Забайкальского края, Амурской области, Иркутской области:

1) обеспечить ежегодное проведение в первом квартале текущего года инвентаризации списков граждан, обладающих правом на переселение из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, признанных непригодными для проживания, и (или) из жилых домов (помещений), признанных аварийными и не подлежащими реконструкции, и представление в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации сведений о количестве состоящих на учете семей граждан, относящихся к данным категориям, а также расчетной потребности финансового обеспечения их жилыми помещениями в соответствии с установленными нормативами обеспечения жилой площадью и стоимостью одного квадратного метра жилого помещения;

2) провести расчет потребности субъекта Российской Федерации в финансовых средствах, необходимых для обеспечения сноса и ликвидации жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, признанных непригодными для проживания, жилых домов (помещений), признанных аварийными и не подлежащими реконструкции;

3) обеспечить проведение инвентаризации полномочий органов местного самоуправления, осуществляемых в рамках мероприятия по переселению граждан в зоне БАМа, включая вопросы ликвидации (сноса) жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, признанных непригодными для проживания, жилых домов (помещений), признанных аварийными и не подлежащими реконструкции, и анализ достаточности финансового обеспечения таких полномочий; (предложение Миндальвостока: полномочия по сносу закреплены за органами местного самоуправления и не требуют дополнительных уточнений, пункт исключить)

4) обеспечить открытость и доступность для граждан информации о реализации на территории субъекта Российской Федерации региональной программы по переселению граждан из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, признанных непригодными для проживания, и (или) из жилых домов (помещений), признанных аварийными и не подлежащими реконструкции.



[1] Государственная программа Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года № 1710.

[2] Постановление Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050 «О федеральной целевой программе „Жилище“ на 2011–2015 годы»

[3] Паспорт подпрограммы «Обеспечение жильем отдельных категорий граждан» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015–2020 годы;

[4] Письмо заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Ю.С. Гордеева от 24 сентября 2020 года № 34269 (ответ на запрос Комитета от 24 августа 2020 года № 3.2–11/1920);

[5] Выступление заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Ю.С. Гордеева на заседании «круглого стола» на тему «Об итогах реализации мер по обеспечению жилыми помещениями лиц, проживающих в непредназначенных для этого строениях, предоставленных им в связи со строительством Байкало-Амурской магистрали» (стенограмма заседания «круглого стола» от 4 июля 2019 года);

[6] Пункт 6 протокола заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 28 января 2019 года № 1 о принятии мер по значительному сокращению накопленной очередности граждан на обеспечение жильем;

[7] Выступление заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Ю.С. Гордеева на заседании «круглого стола» на тему «Об итогах реализации мер по обеспечению жилыми помещениями лиц, проживающих в непредназначенных для этого строениях, предоставленных им в связи со строительством Байкало-Амурской магистрали» (стенограмма заседания «круглого стола» от 4 июля 2019 года);

[8] Пункт 6 протокола заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 28 января 2019 года № 1 о принятии мер по значительному сокращению накопленной очередности граждан на обеспечение жильем;

[9] Представление Счетной палаты Российской Федерации от 19.09.2014 № ПР 13–281/13–03 об итогах контрольного мероприятия «Проверка целевого использования бюджетных средств, выделенных на реализацию мероприятий по переселению граждан из жилых помещений, расположенных в зоне БАМа, признанных непригодными для проживания, и (или) жилых помещений с высоким уровнем износа, в рамках федеральной целевой программы „Жилище“ на 2011–2015 годы».

[10] Отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка целевого использования субсидий, выделенных в 2015–2017 годах из федерального бюджета на переселение граждан из ветхого и аварийного жилья в зоне БАМа в рамках ФЦП «Жилище» на 2015–2017 годы, результативности реализации комплекса мер по обеспечению жилыми помещениями лиц, которым в связи со строительством БАМа было предоставлено временное жилье, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 18 января 2014 г. № 28-р, а также хода завершения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2012 года.

[11] Представление Счетной палаты Российской Федерации от 19.09.2014 № ПР 13–281/13–03 об итогах контрольного мероприятия «Проверка целевого использования бюджетных средств, выделенных на реализацию мероприятий по переселению граждан из жилых помещений, расположенных в зоне БАМа, признанных непригодными для проживания, и (или) жилых помещений с высоким уровнем износа, в рамках федеральной целевой программы „Жилище“ на 2011–2015 годы».

[12] Постановление Совета Федерации Федерального Собрания российской Федерации от 8 июля 2020 года № 273-СФ «Об исполнении федеральных проектов в сферах жилья, развития городской среды и сокращения аварийного жилищного фонда» (абзац пятый пункта 6).