Парламентские слушания

«Новые подходы к стратегическому планированию в Российской Федерации: вопросы регионального развития»

Программа парламентских слушаний

4 июля 2022 года
12.00
Совет Федерации
Б. Дмитровка, д. 26, зал 700

Открытие парламентских слушаний

ШЕВЧЕНКО Андрей Анатольевич

председатель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера

Выступления

ВАХРУКОВ Дмитрий Сергеевич

заместитель Министра экономического развития Российской Федерации

ШАМЬЮНОВ Марат Маратович

заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики

ТРУНОВА Наталья Александровна

аудитор Счетной палаты Российской Федерации

КРЮКОВ Валерий Анатольевич

директор Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения Российской академии наук, академик Российской академии наук, доктор экономических наук

СИНИЧИЧ Мария Владимировна

директор Департамента комплексного развития территорий Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации

ЛАВРИКОВА Юлия Георгиевна

директор Института экономики Уральского отделения Российской академии наук, доктор экономических наук

КЛЕЙМЕНОВ Сергей Сергеевич

заместитель директора Департамента стратегического развития и корпоративной политики Министерства промышленности и торговли Российской Федерации

ФЕДОРОВА Райля Равиловна

заместитель директора Департамента бюджетной политики и стратегического планирования Министерства финансов Российской Федерации

КУВАЛИН Дмитрий Борисович

заместитель директора Института народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук, доктор экономических наук

БАХАЕВ Андрей Николаевич

заместитель директора Департамента экономики и проектов Министерства транспорта Российской Федерации

ГОЛЯШЕВ Александр Валерьевич

руководитель Управления регионального развития Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации

КУСТОВ Данила Александрович

руководитель департамента экономического развития Воронежской области

Выступления с мест (краткие выступления, обсуждение, обмен мнениями)

Подведение итогов парламентских слушаний

ШЕВЧЕНКО Андрей Анатольевич

председатель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера

 

Список участников парламентских слушаний

 

№ п/п

ФИО

ДОЛЖНОСТЬ

ПРИМЕЧАНИЕ

1.

Шевченко
Андрей Анатольевич

председатель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера

 

Очное участие

 

2.

Авдеева
Елена Осиповна

заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера

 

ВКС

3.

Автономов
Алексей Станиславович

проректор Института международного права и экономики имени
А.С. Грибоедова, доктор юридических наук

 

Очное участие

 

4.

Акимов
Александр Константинович

заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера

 

Очное участие

5.

Андрианова
Наталья Валерьевна

заместитель руководителя Федерального агентства воздушного транспорта

 

ВКС

 

6.

Бахаев
Андрей Николаевич

 

заместитель директора Департамента экономики

и проектов Министерства транспорта Российской Федерации

 

ВКС

 

7.

Валентей
Сергей Дмитриевич

руководитель научно-исследовательского объединения (научному руководителю Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова), доктор экономических наук

 

ВКС

 

8.

Вахруков
Дмитрий Сергеевич

заместитель Министра экономического развития Российской Федерации

 

Очное участие

 

9.

Волков
Вадим Викторович

главный советник аппарата Комитета Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению

 

Очное участие

10.

Высокинский Александр Геннадьевич

 

член Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера

 

Очное участие

11.

Голяшев
Александр Валерьевич

начальник Департамента экспертно-аналитических работ Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации

 

ВКС

 

12.

Городецкий
Владимир Филиппович

 

первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера

ВКС

 

13.

Гусаковский Александр Владиславович

член Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности

 

ВКС

 

14.

Джиоев
Захарий Тенгизович

заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта

 

ВКС

 

15.

Епифанова
Ольга Николаевна

член Комитета Совета Федерации по международным делам

 

Очное участие

16.

Жамсуев
Баир Баясхаланович

заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам

 

Очное участие

17.

Зленко
Елена Геннадьевна

заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию

 

ВКС

18.

Иванов
Александр Олегович

 

заместитель руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта

 

ВКС

 

19.

Карасин
Григорий Борисович

председатель Комитета Совета Федерации по международным делам

 

Очное участие

20.

Клейменов
Сергей Сергеевич

 

заместитель директора Департамента стратегического развития и корпоративной политики Министерства промышленности и торговли Российской Федерации

 

ВКС

 

21.

Костюченко
Игорь Владимирович

заместитель руководителя Федерального дорожного агентства

 

ВКС

 

22.

Крюков
Валерий Анатольевич

директор Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения Российской академии наук, академик Российской академии наук, доктор экономических наук

 

ВКС

 

23.

Кувалин
Дмитрий Борисович

заместитель директора Института народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук, доктор экономических наук

 

Очное участие

 

24.

Кустов
Данила Александрович

 

руководитель департамента экономического развития Воронежской области

ВКС

 

25.

Лаврикова
Юлия Георгиевна

 

директор Института экономики Уральского отделения Российской академии наук, доктор экономических наук

 

Очное участие

 

26.

Лазуткина
Юлия Викторовна

член Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера

 

Очное участие

 

27.

Леньшин Владимир Петрович

заместитель директора по развитию Института социально-экономических проблем народонаселения Российской академии наук, доктор философских наук

 

ВКС

28.

Наговицын
Вячеслав Владимирович

первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности

 

ВКС

29.

Нефедова
Татьяна Григорьевна

главный научный сотрудник отдела социально-экономической географии Института географии Российской академии наук, доктор географических наук

 

ВКС

 

30.

Отке
Анна Ивановна

член Комитета Совета Федерации по международным делам

 

Очное участие

31.

Павлов
Алексей Владимирович

заместитель руководителя аппарата Комитета Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению

 

Очное участие

32.

Перминов
Дмитрий Сергеевич

член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности

 

Очное участие

33.

Перминов
Сергей Николаевич

заместитель председателя Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности

 

ВКС

34.

Петрова
Инесса Евгеньевна

начальник отдела методологии межбюджетных отношений Департамента межбюджетных отношений Министерства финансов Российской Федерации

 

ВКС

35.

Птицын
Роман Викторович

 

член Комитета Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению

 

ВКС

36.

Рыжков
Николай Иванович

член Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера

Очное участие

37.

Рябухин
Сергей Николаевич

первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам

 

Очное участие

38.

Савин
Александр Александрович

заместитель председателя Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности

 

Очное участие

39.

Селиверстов Вячеслав Евгеньевич

руководитель Центра стратегического анализа и планирования Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения Российской академии наук, директор Международного научного центра СО РАН по трансграничным взаимодействиям, главный редактор журнала «Регион: экономика и социология», доктор экономических наук

 

ВКС

40.

Семенов Валерий Владимирович

член Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера

 

Очное участие

41.

Синичич
Мария Владимировна

директор Департамента комплексного развития территорий Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации

 

Очное участие

 

42.

Солодун
Галина Николаевна

член Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера

Очное участие

43.

Тимченко
Вячеслав Степанович

председатель Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности

 

Очное участие

44.

Трунова Наталья Александровна

аудитор Счетной палаты Российской Федерации

 

Очное участие

 

45.

Тултаев
Петр Николаевич

член Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре

 

Очное участие

46.

Уклонский
Андрей Николаевич

 

начальник отдела стратегического планирования Департамента бюджетной политики и стратегического планирования Министерства финансов Российской Федерации

 

ВКС

47.

Федорова
Райля Равиловна

заместитель директора Департамента бюджетной политики и стратегического планирования Министерства финансов Российской Федерации

 

ВКС

 

48.

Хамчиев
Белан Багаудинович

заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию

 

ВКС

 

49.

Шамьюнов
Марат Маратович

заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики

 

Очное участие

 

50.

Широков
Анатолий Иванович

заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера

Очное участие

 

51.

Шматко

Алексей Дмитриевич

директор Института проблем региональной экономики Российской академии наук, доктор экономических наук, профессор

 

ВКС

52.

Шугрина
Екатерина Сергеевна

профессор Санкт-Петербургского государственного университета, доктор юридических наук

 

ВКС

 

53.

Шумилова
Елена Борисовна

член Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера

 

Очное участие

54.

Ягубов Геннадий Владимирович

член Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера

 

ВКС

 

Также в режиме онлайн-трансляции участвуют представители органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Список распечатан 4 июля 2022 года в 9.30.

Рекомендации

Утверждены
на заседании Комитета Совета Федерации
по федеративному устройству,
региональной политике, местному
самоуправлению и делам Севера
(протокол № 282 от 6 июля 2022 года)

 

В Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации состоялись парламентские слушания на тему «Новые подходы к стратегическому планированию в Российской Федерации: вопросы регионального развития» (далее – парламентские слушания). В парламентских слушаниях приняли участие сенаторы Российской Федерации, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, представители федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представители научных организаций, эксперты.

Заслушав и обсудив доклады и выступления, участники парламентских слушаний отмечают следующее.

Необходимым условием обеспечения устойчивого сбалансированного социально-экономического развития и достижения национальных целей развития Российской Федерации[1], обеспечения национальной безопасности является совершенствование системы стратегического планирования, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 172-ФЗ).

В настоящее время перед Российской Федерацией стоят значительные вызовы, в числе которых: структурные изменения мировой экономики, связанные со сменой технологического базиса; последствия пандемии COVID-19; беспрецедентное санкционное давление со стороны недружественных иностранных государств и ряд других.

Поддерживая осуществляемые Правительством Российской Федерации первоочередные меры по обеспечению устойчивости экономики в условиях санкционного давления, важно подчеркнуть актуальность и необходимость выработки и осуществления мер по совершенствованию системы стратегического планирования в целях обеспечения долгосрочного устойчивого социально-экономического, научно-технологического развития и национальной безопасности Российской Федерации. Требуется применение новых подходов к стратегическому планированию, направленных на повышение эффективности и результативности стратегического управления.

Масштабы новых геополитических и экономических вызовов и угроз определяют объективную необходимость проработки вопроса о корректировке модели экономического развития в Российской Федерации, включая переход к обновлённой промышленной политике, предусматривающей значительное повышение роли и участия государства в структурной модернизации экономики, формирование перспективных центров экономического роста на основе внедрения новых технологий, активизацию инновационной и инвестиционной деятельности, ускоренную организацию производства критически важной продукции, повышение качества государственного управления в экономической сфере.

Новые подходы к стратегическому планированию в Российской Федерации закреплены в Основах государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 8 ноября 2021 года № 633 (далее также – Основы)[2].

Также в качестве нового подхода в сфере стратегического планирования и одного из аспектов реализации конституционного принципа единства системы публичной власти в Российской Федерации может рассматриваться совершенствование единой системы стратегического планирования в стране, предусматривающей, в частности, иерархическую систему взаимоувязанных и сбалансированных между собой по целям, задачам и показателям документов стратегического планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, единство принципов и методологии организации и функционирования системы стратегического планирования, унификацию процессов разработки документов стратегического планирования на региональном уровне посредством единых правовых основ и методик их разработки, а также единого цикла стратегического планирования.

Анализ практики реализации Федерального закона № 172-ФЗ, а также информации, полученной от органов государственной власти субъектов Российской Федерации, свидетельствует о наличии следующих вопросов и актуальных задач в рассматриваемой сфере, требующих решения:

— необходимость проработки вопроса о системной корректировке значительного количества документов стратегического планирования, разработанных на федеральном и региональном уровнях, включая их увязку с приоритетами государственной политики, уточнение целевых показателей с учётом актуализированного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период и изменившихся условий;

— необходимость актуализации[3] Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года[4], включая увеличение горизонта планирования, закрепление чётких целей регионального и пространственного развития Российской Федерации на долгосрочный период и целевых показателей, в том числе целей и показателей по сокращению межрегиональных диспропорций в социально-экономическом развитии страны;

— необходимость обеспечения большей связанности планирования социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, с учётом обоснованности усиления внимания к обеспечению национальных интересов России в сферах жизнедеятельности общества и государства, состояние которых напрямую влияет на степень консолидации российского общества, социальную и политическую стабильность, духовно-нравственное состояние общества, состояние общероссийской гражданской идентичности;

— объективная потребность в разработке на федеральном уровне средне- и долгосрочных планов (программ) по созданию новых промышленных производств с учётом целей, приоритетов и задач пространственного развития Российской Федерации и задач по импортозамещению;

— отсутствие разработанных на федеральном уровне методических материалов по ряду актуальных вопросов стратегического планирования на региональном и муниципальном уровнях[5];

— нехватка высококвалифицированных специалистов в сфере стратегического планирования в органах публичной власти всех уровней;

— необходимость повышения качества научно-методологического обеспечения стратегического планирования, в том числе в сфере государственной политики регионального развития Российской Федерации.

Актуальной задачей остаётся разработка стратегии социально-экономического развития Российской Федерации, закрепляющей систему долгосрочных целей, приоритетов и задач государственного управления, направленных на обеспечение устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития России, обладающую необходимой полнотой и согласованностью и образующую целостную картину желаемого будущего страны.

Также представляется важным и актуальным рассмотрение вопроса о создании подчиненного и подотчетного непосредственно Президенту Российской Федерации государственного комитета или иного органа высшего уровня, уполномоченного в сфере стратегического планирования, наделённого полномочиями по межведомственной координации и контролю в этой сфере.

Заслушав и обсудив выступления, рассмотрев представленные материалы, участники парламентских слушаний рекомендуют:

1. Профильным комитетам палат Федерального Собрания Российской Федерации:

уделять приоритетное внимание проектам федеральных законов, направленных на совершенствование стратегического планирования в Российской Федерации.

2. Правительству Российской Федерации:

2.1. Рассмотреть вопрос о подготовке возможных предложений по актуализации Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года[6], с учётом изменившихся условий и новых подходов к стратегическому планированию, предусматривая:

расширение горизонта планирования до 2030 года или 2035 года;

закрепление долгосрочных целей государственной политики регионального развития, включая чёткие количественно измеримые показатели целей по сокращению уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации, а также цели по обеспечению устойчивости системы расселения;

включение раздела, закрепляющего приоритетные направления размещения производительных сил на территории Российской Федерации, с указанием на последующую разработку самостоятельного документа, определяющего конкретные параметры размещения производительных сил на территории Российской Федерации, а также планов по созданию новых промышленных и сельскохозяйственных предприятий на конкретных территориях;

закрепление в числе принципов государственной политики регионального развития принципа содействия развитию межрегионального и межмуниципального сотрудничества;

закрепление в числе задач государственной политики регионального развития задач по:

сокращению уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации, снижению внутрирегиональных социально-экономических различий, совершенствованию системы расселения на территории Российской Федерации (а также комплекса целевых показателей – с разбивкой на этапы – для оценки динамики и промежуточных результатов решения указанных задач);

развитию кооперационных и интеграционных связей и взаимодействия технологически взаимодополняющих компаний (включая организации всех форм собственности, находящиеся в разных регионах) с целью производства современной наукоёмкой продукции, что будет способствовать развитию единого экономического пространства.

2.2. Рассмотреть вопрос об актуализации Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года (далее – Стратегия пространственного развития), предусматривая:

расширение горизонта планирования до 2030 года или 2035 года;

включение в число задач пространственного развития задачи по усилению поддержки внутри- и межрегионального взаимодействия и кооперации, в том числе в научно-технологической сфере, для обеспечения большей связанности экономического пространства;

дополнение её целевыми показателями пространственного развития Российской Федерации, позволяющими оценить динамику и промежуточные результаты решения задачи по сокращению различий в уровне социального и экономического развития регионов, не относящихся к приоритетным геостратегическим территориям Российской Федерации, в уровне и качестве жизни граждан Российской Федерации, проживающих в различных регионах, а также задачи по сокращению внутрирегиональных социально-экономических различий (с разбивкой субъектам Российской Федерации);

закрепление задачи и мер по предотвращению чрезмерной концентрации финансовых и иных ресурсов в ряде регионов и агломераций, влекущей увеличение диспропорций в пространственном развитии страны, в том числе рост различий в уровне социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, ведущей к депопуляции других территорий;

дополнение задач пространственного развития Российской Федерации указанием на необходимость развития сети скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения в стране для обеспечения устойчивых транспортных связей между субъектами Российской Федерации, в том числе городскими агломерациями и перспективными центрами экономического роста.

2.3. Дать поручение проработать вопрос о восстановлении централизованной системы планирования перспективного развития топливно-энергетического комплекса и определении единых базовых требований к планированию и проектированию развития электроэнергетических систем в Российской Федерации.

3. Министерству экономического развития Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти во взаимодействии с Российской академией наук и с привлечением научных организаций:

3.1. Разработать научно обоснованные целевые показатели и методики, позволяющие оценить динамику, промежуточные результаты решения задач и достижения средне- и долгосрочных целей пространственного развития Российской Федерации, в том числе задач по сокращению уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации, снижению внутрирегиональных социально-экономических различий, а также по совершенствованию системы расселения на территории Российской Федерации.

3.2. Рассмотреть вопрос о проведении на постоянной основе мониторинга решения задачи по сокращению уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации, а также снижению внутрирегиональных социально-экономических различий, предусматривая обеспечение информационной открытости результатов такого мониторинга для заинтересованных органов публичной власти.

4. Министерству финансов Российской Федерации совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти:

проработать механизмы, направленные на обеспечение эффективной скоординированности на системной основе стратегического управления и мер бюджетной политики, а также согласованности документов стратегического планирования соответствующих уровней с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.

5. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации:

проработать вопрос о разработке приоритетных направлений размещения производительных сил на территории Российской Федерации на средне- и долгосрочную перспективу, предусматривая разработку документа, определяющего конкретные параметры размещения производительных сил (включая строительство новых промышленных предприятий) с учётом целей и задач пространственного развития Российской Федерации, а также задач по импортозамещению.

6Министерству науки и высшего образования Российской Федерации совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации во взаимодействии с Российской академией наук и с привлечением научных организаций:

6.1. Разработать меры по совершенствованию организации подготовки специалистов по разработке, реализации, мониторингу и контролю реализации документов стратегического планирования для органов публичной власти всех уровней, включая проработку вопроса о создании централизованной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в сфере стратегического планирования, предусматривая внедрение в образовательные программы высшего образования дисциплин, обеспечивающих формирование специальных компетенций в сфере стратегического планирования, а также разработку необходимой учебной и учебно-методической литературы.

6.2. Проанализировать состояние организации научно-методологического обеспечения стратегического планирования в Российской Федерации; на основе результатов анализа выработать предложения по совершенствованию научно-методологического обеспечения стратегического планирования, рассмотрев возможность разработки и утверждения плана развития научно-методологического обеспечения стратегического планирования в Российской Федерации.

7. Министерству экономического развития Российской Федерации совместно с Федеральной службой государственной статистики:

рассмотреть вопрос о необходимости обеспечения участников стратегического планирования на региональном и муниципальном уровнях статистической информацией о состоянии социальной и экономической сфер муниципальных образований, включая предпринимательскую и иную экономическую деятельность, жилищно-коммунальный комплекс, с предварительным изучением потребностей в статистической информации в разрезе муниципальных образований для разработки документов стратегического планирования на всех уровнях публичной власти.

8. Министерству экономического развития Российской Федерации:

ускорить подготовку методических рекомендаций по вопросам: разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ субъектов Российской Федерации; разработки прогнозов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации на средне- и долгосрочный период; обеспечения согласованности документов стратегического планирования, разрабатываемых на муниципальном уровне, с региональными документами стратегического планирования; экспертизы инвестиционных проектов на региональном уровне; разработки стратегий социально-экономического развития муниципальных образований для различных видов муниципальных образований с дифференциацией по типам территорий с учётом их социально-демографических и экономических особенностей.

9. Счётной палате Российской Федерации:

рассмотреть вопрос о проведении стратегического аудита реализации в период с 2017 года[7] по 2021 год документов стратегического планирования в сфере государственной политики регионального развития Российской Федерации, включая реализацию Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года и государственных программ Российской Федерации, содержащих мероприятия, направленные на решение задач государственной политики регионального развития и задач пространственного развития Российской Федерации.

10. Российской академии наук во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и привлечением научных организаций:

10.1. Рассмотреть вопрос о совершенствовании организации научно-методологического обеспечения стратегического планирования и активизации научных исследований по актуальным проблемам развития стратегического планирования в Российской Федерации.

10.2. Подготовить предложения по развитию государственной региональной научно-технической политики в Российской Федерации, включая возможную разработку проекта соответствующего документа стратегического планирования, и внести их на рассмотрение в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в установленном порядке.

11. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации совместно с органами местного самоуправления:

11.1. Уделять приоритетное внимание развитию межрегионального и межмуниципального сотрудничества, включая развитие кооперационных экономических связей, интеграционных процессов, и реализации межрегиональных системообразующих проектов, способствующих развитию научно-технологического, кадрового и промышленного потенциала субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

11.2. Принимать меры для повышения согласованности документов стратегического планирования, разрабатываемых на уровне муниципальных образований, с документами стратегического планирования Российской Федерации и документами стратегического планирования соответствующих субъектов Российской Федерации.



[1] Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» (далее, соответственно – Указ № 474, национальные цели развития).

[2] В Указе Президента Российской Федерации от 8 ноября 2021 года № 633 «Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации» закреплены следующие новые подходы к стратегическому планированию:

— формирование архитектуры документов стратегического планирования, в соответствии с которой будут определяться характер их взаимной подчиненности, очередность разработки и утверждения;

— усиление системности стратегического планирования путем создания организационно-правовых механизмов обеспечения взаимной согласованности документов стратегического планирования, разрабатываемых на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;

— синхронизация процессов стратегического планирования на всех уровнях путем установления единого для всех участников стратегического планирования цикла стратегического планирования;

— применение современных методов индикативного планирования и проведение балансовых расчетов в числе основных инструментов стратегического планирования;

— формирование единого цифрового информационного пространства в интересах стратегического управления, включая создание единой цифровой информационно-аналитической платформы стратегического управления.

[3] Под актуализацией документа стратегического планирования понимается его изменение с одновременным изменением периода, на который разрабатывался этот документ.

[4] Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 года № 207-р.

[5] На сегодняшний день на федеральном уровне не приняты методические рекомендации: 1) по разработке, реализации и оценке эффективности государственных программ субъектов Российской Федерации; 2) по разработке прогнозов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации на средне- и долгосрочный период; 3) по обеспечению согласованности документов стратегического планирования, разрабатываемых на муниципальном уровне с региональными документами стратегического планирования; 4) по экспертизе инвестиционных проектов на региональном уровне и др.

[6] Указ Президента Российской Федерации от 16 января 2017 года № 13 «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года».

[7] Со дня вступления в силу Указа Президента Российской Федерации от 16 января 2017 г. № 13 «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года».