Программа парламентских слушаний
4 июля 2022 года
12.00
Совет Федерации
Б. Дмитровка, д. 26, зал
700
Открытие парламентских слушаний
ШЕВЧЕНКО Андрей Анатольевич
председатель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера
Выступления
ВАХРУКОВ Дмитрий Сергеевич
заместитель Министра экономического развития Российской Федерации
ШАМЬЮНОВ Марат Маратович
заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики
ТРУНОВА Наталья Александровна
аудитор Счетной палаты Российской Федерации
КРЮКОВ Валерий Анатольевич
директор Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения Российской академии наук, академик Российской академии наук, доктор экономических наук
СИНИЧИЧ Мария Владимировна
директор Департамента комплексного развития территорий Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
ЛАВРИКОВА Юлия Георгиевна
директор Института экономики Уральского отделения Российской академии наук, доктор экономических наук
КЛЕЙМЕНОВ Сергей Сергеевич
заместитель директора Департамента стратегического развития и корпоративной политики Министерства промышленности и торговли Российской Федерации
ФЕДОРОВА Райля Равиловна
заместитель директора Департамента бюджетной политики и стратегического планирования Министерства финансов Российской Федерации
КУВАЛИН Дмитрий Борисович
заместитель директора Института народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук, доктор экономических наук
БАХАЕВ Андрей Николаевич
заместитель директора Департамента экономики и проектов Министерства транспорта Российской Федерации
ГОЛЯШЕВ Александр Валерьевич
руководитель Управления регионального развития Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации
КУСТОВ Данила Александрович
руководитель департамента экономического развития Воронежской области
Выступления с мест (краткие выступления, обсуждение, обмен мнениями)
Подведение итогов парламентских слушаний
ШЕВЧЕНКО Андрей Анатольевич
председатель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера
Список участников парламентских слушаний
№ п/п | ФИО | ДОЛЖНОСТЬ | ПРИМЕЧАНИЕ |
1. | Шевченко | председатель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера
| Очное участие
|
2. | Авдеева | заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера
| ВКС |
3. | Автономов | проректор Института международного права и экономики имени
| Очное участие
|
4. | Акимов | заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера
| Очное участие |
5. | Андрианова | заместитель руководителя Федерального агентства воздушного транспорта
| ВКС
|
6. | Бахаев
| заместитель директора Департамента экономики и проектов Министерства транспорта Российской Федерации
| ВКС
|
7. | Валентей | руководитель научно-исследовательского объединения (научному руководителю Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова), доктор экономических наук
| ВКС
|
8. | Вахруков | заместитель Министра экономического развития Российской Федерации
| Очное участие
|
9. | Волков | главный советник аппарата Комитета Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению
| Очное участие |
10. | Высокинский Александр Геннадьевич
| член Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера
| Очное участие |
11. | Голяшев | начальник Департамента экспертно-аналитических работ Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации
| ВКС
|
12. | Городецкий
| первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера | ВКС
|
13. | Гусаковский Александр Владиславович | член Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности
| ВКС
|
14. | Джиоев | заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта
| ВКС
|
15. | Епифанова | член Комитета Совета Федерации по международным делам
| Очное участие |
16. | Жамсуев | заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам
| Очное участие |
17. | Зленко | заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию
| ВКС |
18. | Иванов
| заместитель руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта
| ВКС
|
19. | Карасин | председатель Комитета Совета Федерации по международным делам
| Очное участие |
20. | Клейменов
| заместитель директора Департамента стратегического развития и корпоративной политики Министерства промышленности и торговли Российской Федерации
| ВКС
|
21. | Костюченко | заместитель руководителя Федерального дорожного агентства
| ВКС
|
22. | Крюков | директор Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения Российской академии наук, академик Российской академии наук, доктор экономических наук
| ВКС
|
23. | Кувалин | заместитель директора Института народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук, доктор экономических наук
| Очное участие
|
24. | Кустов
| руководитель департамента экономического развития Воронежской области | ВКС
|
25. | Лаврикова
| директор Института экономики Уральского отделения Российской академии наук, доктор экономических наук
| Очное участие
|
26. | Лазуткина | член Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера
| Очное участие
|
27. | Леньшин Владимир Петрович | заместитель директора по развитию Института социально-экономических проблем народонаселения Российской академии наук, доктор философских наук
| ВКС |
28. | Наговицын | первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности
| ВКС |
29. | Нефедова | главный научный сотрудник отдела социально-экономической географии Института географии Российской академии наук, доктор географических наук
| ВКС
|
30. | Отке | член Комитета Совета Федерации по международным делам
| Очное участие |
31. | Павлов | заместитель руководителя аппарата Комитета Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению
| Очное участие |
32. | Перминов | член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности
| Очное участие |
33. | Перминов | заместитель председателя Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности
| ВКС |
34. | Петрова | начальник отдела методологии межбюджетных отношений Департамента межбюджетных отношений Министерства финансов Российской Федерации
| ВКС |
35. | Птицын
| член Комитета Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению
| ВКС |
36. | Рыжков | член Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера | Очное участие |
37. | Рябухин | первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам
| Очное участие |
38. | Савин | заместитель председателя Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности
| Очное участие |
39. | Селиверстов Вячеслав Евгеньевич | руководитель Центра стратегического анализа и планирования Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения Российской академии наук, директор Международного научного центра СО РАН по трансграничным взаимодействиям, главный редактор журнала «Регион: экономика и социология», доктор экономических наук
| ВКС |
40. | Семенов Валерий Владимирович | член Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера
| Очное участие |
41. | Синичич | директор Департамента комплексного развития территорий Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
| Очное участие
|
42. | Солодун | член Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера | Очное участие |
43. | Тимченко | председатель Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности
| Очное участие |
44. | Трунова Наталья Александровна | аудитор Счетной палаты Российской Федерации
| Очное участие
|
45. | Тултаев | член Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре
| Очное участие |
46. | Уклонский
| начальник отдела стратегического планирования Департамента бюджетной политики и стратегического планирования Министерства финансов Российской Федерации
| ВКС |
47. | Федорова | заместитель директора Департамента бюджетной политики и стратегического планирования Министерства финансов Российской Федерации
| ВКС
|
48. | Хамчиев | заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию
| ВКС
|
49. | Шамьюнов | заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики
| Очное участие
|
50. | Широков | заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера | Очное участие
|
51. | Шматко Алексей Дмитриевич | директор Института проблем региональной экономики Российской академии наук, доктор экономических наук, профессор
| ВКС |
52. | Шугрина | профессор Санкт-Петербургского государственного университета, доктор юридических наук
| ВКС
|
53. | Шумилова | член Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера
| Очное участие |
54. | Ягубов Геннадий Владимирович | член Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера
| ВКС |
Также в режиме онлайн-трансляции
участвуют представители органов государственной власти субъектов Российской
Федерации.
Список распечатан 4 июля 2022 года в 9.30.
Рекомендации
Утверждены
на заседании Комитета Совета Федерации
по федеративному устройству,
региональной политике, местному
самоуправлению и делам Севера
(протокол № 282 от 6 июля 2022 года)
В Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации состоялись парламентские слушания на тему «Новые подходы к стратегическому планированию в Российской Федерации: вопросы регионального развития» (далее – парламентские слушания). В парламентских слушаниях приняли участие сенаторы Российской Федерации, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, представители федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представители научных организаций, эксперты.
Заслушав и обсудив доклады и выступления, участники парламентских слушаний отмечают следующее.
Необходимым условием обеспечения устойчивого сбалансированного социально-экономического развития и достижения национальных целей развития Российской Федерации[1], обеспечения национальной безопасности является совершенствование системы стратегического планирования, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 172-ФЗ).
В настоящее время перед Российской Федерацией стоят значительные вызовы, в числе которых: структурные изменения мировой экономики, связанные со сменой технологического базиса; последствия пандемии COVID-19; беспрецедентное санкционное давление со стороны недружественных иностранных государств и ряд других.
Поддерживая осуществляемые Правительством Российской Федерации первоочередные меры по обеспечению устойчивости экономики в условиях санкционного давления, важно подчеркнуть актуальность и необходимость выработки и осуществления мер по совершенствованию системы стратегического планирования в целях обеспечения долгосрочного устойчивого социально-экономического, научно-технологического развития и национальной безопасности Российской Федерации. Требуется применение новых подходов к стратегическому планированию, направленных на повышение эффективности и результативности стратегического управления.
Масштабы новых геополитических и экономических вызовов и угроз определяют объективную необходимость проработки вопроса о корректировке модели экономического развития в Российской Федерации, включая переход к обновлённой промышленной политике, предусматривающей значительное повышение роли и участия государства в структурной модернизации экономики, формирование перспективных центров экономического роста на основе внедрения новых технологий, активизацию инновационной и инвестиционной деятельности, ускоренную организацию производства критически важной продукции, повышение качества государственного управления в экономической сфере.
Новые подходы к стратегическому планированию в Российской Федерации закреплены в Основах государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 8 ноября 2021 года № 633 (далее также – Основы)[2].
Также в качестве нового подхода в сфере стратегического планирования и одного из аспектов реализации конституционного принципа единства системы публичной власти в Российской Федерации может рассматриваться совершенствование единой системы стратегического планирования в стране, предусматривающей, в частности, иерархическую систему взаимоувязанных и сбалансированных между собой по целям, задачам и показателям документов стратегического планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, единство принципов и методологии организации и функционирования системы стратегического планирования, унификацию процессов разработки документов стратегического планирования на региональном уровне посредством единых правовых основ и методик их разработки, а также единого цикла стратегического планирования.
Анализ практики реализации Федерального закона № 172-ФЗ, а также информации, полученной от органов государственной власти субъектов Российской Федерации, свидетельствует о наличии следующих вопросов и актуальных задач в рассматриваемой сфере, требующих решения:
— необходимость проработки вопроса о системной корректировке значительного количества документов стратегического планирования, разработанных на федеральном и региональном уровнях, включая их увязку с приоритетами государственной политики, уточнение целевых показателей с учётом актуализированного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период и изменившихся условий;
— необходимость актуализации[3] Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года[4], включая увеличение горизонта планирования, закрепление чётких целей регионального и пространственного развития Российской Федерации на долгосрочный период и целевых показателей, в том числе целей и показателей по сокращению межрегиональных диспропорций в социально-экономическом развитии страны;
— необходимость обеспечения большей связанности планирования социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, с учётом обоснованности усиления внимания к обеспечению национальных интересов России в сферах жизнедеятельности общества и государства, состояние которых напрямую влияет на степень консолидации российского общества, социальную и политическую стабильность, духовно-нравственное состояние общества, состояние общероссийской гражданской идентичности;
— объективная потребность в разработке на федеральном уровне средне- и долгосрочных планов (программ) по созданию новых промышленных производств с учётом целей, приоритетов и задач пространственного развития Российской Федерации и задач по импортозамещению;
— отсутствие разработанных на федеральном уровне методических материалов по ряду актуальных вопросов стратегического планирования на региональном и муниципальном уровнях[5];
— нехватка высококвалифицированных специалистов в сфере стратегического планирования в органах публичной власти всех уровней;
— необходимость повышения качества научно-методологического обеспечения стратегического планирования, в том числе в сфере государственной политики регионального развития Российской Федерации.
Актуальной задачей остаётся разработка стратегии социально-экономического развития Российской Федерации, закрепляющей систему долгосрочных целей, приоритетов и задач государственного управления, направленных на обеспечение устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития России, обладающую необходимой полнотой и согласованностью и образующую целостную картину желаемого будущего страны.
Также представляется важным и актуальным рассмотрение вопроса о создании подчиненного и подотчетного непосредственно Президенту Российской Федерации государственного комитета или иного органа высшего уровня, уполномоченного в сфере стратегического планирования, наделённого полномочиями по межведомственной координации и контролю в этой сфере.
Заслушав и обсудив выступления, рассмотрев представленные материалы, участники парламентских слушаний рекомендуют:
1. Профильным комитетам палат Федерального Собрания Российской Федерации:
уделять приоритетное внимание проектам федеральных законов, направленных на совершенствование стратегического планирования в Российской Федерации.
2. Правительству Российской Федерации:
2.1. Рассмотреть вопрос о подготовке возможных предложений по актуализации Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года[6], с учётом изменившихся условий и новых подходов к стратегическому планированию, предусматривая:
расширение горизонта планирования до 2030 года или 2035 года;
закрепление долгосрочных целей государственной политики регионального развития, включая чёткие количественно измеримые показатели целей по сокращению уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации, а также цели по обеспечению устойчивости системы расселения;
включение раздела, закрепляющего приоритетные направления размещения производительных сил на территории Российской Федерации, с указанием на последующую разработку самостоятельного документа, определяющего конкретные параметры размещения производительных сил на территории Российской Федерации, а также планов по созданию новых промышленных и сельскохозяйственных предприятий на конкретных территориях;
закрепление в числе принципов государственной политики регионального развития принципа содействия развитию межрегионального и межмуниципального сотрудничества;
закрепление в числе задач государственной политики регионального развития задач по:
сокращению уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации, снижению внутрирегиональных социально-экономических различий, совершенствованию системы расселения на территории Российской Федерации (а также комплекса целевых показателей – с разбивкой на этапы – для оценки динамики и промежуточных результатов решения указанных задач);
развитию кооперационных и интеграционных связей и взаимодействия технологически взаимодополняющих компаний (включая организации всех форм собственности, находящиеся в разных регионах) с целью производства современной наукоёмкой продукции, что будет способствовать развитию единого экономического пространства.
2.2. Рассмотреть вопрос об актуализации Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года (далее – Стратегия пространственного развития), предусматривая:
расширение горизонта планирования до 2030 года или 2035 года;
включение в число задач пространственного развития задачи по усилению поддержки внутри- и межрегионального взаимодействия и кооперации, в том числе в научно-технологической сфере, для обеспечения большей связанности экономического пространства;
дополнение её целевыми показателями пространственного развития Российской Федерации, позволяющими оценить динамику и промежуточные результаты решения задачи по сокращению различий в уровне социального и экономического развития регионов, не относящихся к приоритетным геостратегическим территориям Российской Федерации, в уровне и качестве жизни граждан Российской Федерации, проживающих в различных регионах, а также задачи по сокращению внутрирегиональных социально-экономических различий (с разбивкой субъектам Российской Федерации);
закрепление задачи и мер по предотвращению чрезмерной концентрации финансовых и иных ресурсов в ряде регионов и агломераций, влекущей увеличение диспропорций в пространственном развитии страны, в том числе рост различий в уровне социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, ведущей к депопуляции других территорий;
дополнение задач пространственного развития Российской Федерации указанием на необходимость развития сети скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения в стране для обеспечения устойчивых транспортных связей между субъектами Российской Федерации, в том числе городскими агломерациями и перспективными центрами экономического роста.
2.3. Дать поручение проработать вопрос о восстановлении централизованной системы планирования перспективного развития топливно-энергетического комплекса и определении единых базовых требований к планированию и проектированию развития электроэнергетических систем в Российской Федерации.
3. Министерству экономического развития Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти во взаимодействии с Российской академией наук и с привлечением научных организаций:
3.1. Разработать научно обоснованные целевые показатели и методики, позволяющие оценить динамику, промежуточные результаты решения задач и достижения средне- и долгосрочных целей пространственного развития Российской Федерации, в том числе задач по сокращению уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации, снижению внутрирегиональных социально-экономических различий, а также по совершенствованию системы расселения на территории Российской Федерации.
3.2. Рассмотреть вопрос о проведении на постоянной основе мониторинга решения задачи по сокращению уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации, а также снижению внутрирегиональных социально-экономических различий, предусматривая обеспечение информационной открытости результатов такого мониторинга для заинтересованных органов публичной власти.
4. Министерству финансов Российской Федерации совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти:
проработать механизмы, направленные на обеспечение эффективной скоординированности на системной основе стратегического управления и мер бюджетной политики, а также согласованности документов стратегического планирования соответствующих уровней с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.
5. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации:
проработать вопрос о разработке приоритетных направлений размещения производительных сил на территории Российской Федерации на средне- и долгосрочную перспективу, предусматривая разработку документа, определяющего конкретные параметры размещения производительных сил (включая строительство новых промышленных предприятий) с учётом целей и задач пространственного развития Российской Федерации, а также задач по импортозамещению.
6. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации во взаимодействии с Российской академией наук и с привлечением научных организаций:
6.1. Разработать меры по совершенствованию организации подготовки специалистов по разработке, реализации, мониторингу и контролю реализации документов стратегического планирования для органов публичной власти всех уровней, включая проработку вопроса о создании централизованной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в сфере стратегического планирования, предусматривая внедрение в образовательные программы высшего образования дисциплин, обеспечивающих формирование специальных компетенций в сфере стратегического планирования, а также разработку необходимой учебной и учебно-методической литературы.
6.2. Проанализировать состояние организации научно-методологического обеспечения стратегического планирования в Российской Федерации; на основе результатов анализа выработать предложения по совершенствованию научно-методологического обеспечения стратегического планирования, рассмотрев возможность разработки и утверждения плана развития научно-методологического обеспечения стратегического планирования в Российской Федерации.
7. Министерству экономического развития Российской Федерации совместно с Федеральной службой государственной статистики:
рассмотреть вопрос о необходимости обеспечения участников стратегического планирования на региональном и муниципальном уровнях статистической информацией о состоянии социальной и экономической сфер муниципальных образований, включая предпринимательскую и иную экономическую деятельность, жилищно-коммунальный комплекс, с предварительным изучением потребностей в статистической информации в разрезе муниципальных образований для разработки документов стратегического планирования на всех уровнях публичной власти.
8. Министерству экономического развития Российской Федерации:
ускорить подготовку методических рекомендаций по вопросам: разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ субъектов Российской Федерации; разработки прогнозов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации на средне- и долгосрочный период; обеспечения согласованности документов стратегического планирования, разрабатываемых на муниципальном уровне, с региональными документами стратегического планирования; экспертизы инвестиционных проектов на региональном уровне; разработки стратегий социально-экономического развития муниципальных образований для различных видов муниципальных образований с дифференциацией по типам территорий с учётом их социально-демографических и экономических особенностей.
9. Счётной палате Российской Федерации:
рассмотреть вопрос о проведении стратегического аудита реализации в период с 2017 года[7] по 2021 год документов стратегического планирования в сфере государственной политики регионального развития Российской Федерации, включая реализацию Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года и государственных программ Российской Федерации, содержащих мероприятия, направленные на решение задач государственной политики регионального развития и задач пространственного развития Российской Федерации.
10. Российской академии наук во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и привлечением научных организаций:
10.1. Рассмотреть вопрос о совершенствовании организации научно-методологического обеспечения стратегического планирования и активизации научных исследований по актуальным проблемам развития стратегического планирования в Российской Федерации.
10.2. Подготовить предложения по развитию государственной региональной научно-технической политики в Российской Федерации, включая возможную разработку проекта соответствующего документа стратегического планирования, и внести их на рассмотрение в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в установленном порядке.
11. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации совместно с органами местного самоуправления:
11.1. Уделять приоритетное внимание развитию межрегионального и межмуниципального сотрудничества, включая развитие кооперационных экономических связей, интеграционных процессов, и реализации межрегиональных системообразующих проектов, способствующих развитию научно-технологического, кадрового и промышленного потенциала субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
11.2. Принимать меры для повышения согласованности документов стратегического планирования, разрабатываемых на уровне муниципальных образований, с документами стратегического планирования Российской Федерации и документами стратегического планирования соответствующих субъектов Российской Федерации.
[1] Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» (далее, соответственно – Указ № 474, национальные цели развития).
[2] В Указе Президента Российской Федерации от 8 ноября 2021 года № 633 «Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации» закреплены следующие новые подходы к стратегическому планированию:
— формирование архитектуры документов стратегического планирования, в соответствии с которой будут определяться характер их взаимной подчиненности, очередность разработки и утверждения;
— усиление системности стратегического планирования путем создания организационно-правовых механизмов обеспечения взаимной согласованности документов стратегического планирования, разрабатываемых на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
— синхронизация процессов стратегического планирования на всех уровнях путем установления единого для всех участников стратегического планирования цикла стратегического планирования;
— применение современных методов индикативного планирования и проведение балансовых расчетов в числе основных инструментов стратегического планирования;
— формирование единого цифрового информационного пространства в интересах стратегического управления, включая создание единой цифровой информационно-аналитической платформы стратегического управления.
[3] Под актуализацией документа стратегического планирования понимается его изменение с одновременным изменением периода, на который разрабатывался этот документ.
[4] Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 года № 207-р.
[5] На сегодняшний день на федеральном уровне не приняты методические рекомендации: 1) по разработке, реализации и оценке эффективности государственных программ субъектов Российской Федерации; 2) по разработке прогнозов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации на средне- и долгосрочный период; 3) по обеспечению согласованности документов стратегического планирования, разрабатываемых на муниципальном уровне с региональными документами стратегического планирования; 4) по экспертизе инвестиционных проектов на региональном уровне и др.
[6] Указ Президента Российской Федерации от 16 января 2017 года № 13 «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года».
[7] Со дня вступления в силу Указа Президента Российской Федерации от 16 января 2017 г. № 13 «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года».