Рекомендации
Участники парламентских слушаний, проведенных в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 7 ноября 2024 года с участием сенаторов Российской Федерации, представителей федеральных и региональных органов государственной власти, публично-правовой компании «Фонд развития территорий», акционерного общества «ДОМ.РФ», Ассоциации «Национальное объединение строителей» (НОСТРОЙ), Фонда «Институт экономики города», других представителей профессионального строительного сообщества, обсудив проблематику применения механизма комплексного развития территорий в Российской Федерации, отмечают следующее.
Механизм комплексного развития территорий (далее – механизм КРТ, КРТ), введенный в действующее законодательство Федеральным законом от 30 декабря 2020 года № 494-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях комплексного развития территорий» (далее – Федеральный закон № 494-ФЗ), в контексте Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации[1], а также проекта Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2036 года рассматривается как основной инструмент градостроительного развития и качественного обновления городских пространств.
По данным Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации[2], на текущий момент в активной стадии реализации механизма КРТ в 77 субъектах Российской Федерации находится 771 территория площадью 17,6 тыс. га с градостроительным потенциалом 125 млн кв. м. Принято 630 решений о КРТ, в том числе 261 решение о КРТ жилой застройки общей площадью более 13 тыс. га с градостроительным потенциалом 99,6 млн кв. м, из них 70,5 млн кв. м жилой площади.
Всего в проработке находится 1 303 территории общей площадью 30,8 тыс. га с градостроительным потенциалом 233,7 млн кв. м, из которых 168,2 млн кв. м жилой площади.
За время действия механизма комплексного развития территорий законодательство, регламентирующее его применение, с учетом правоприменительной практики постоянно совершенствовалось, в том числе в части расширения полномочий участвующих в комплексном развитии территорий институтов развития – публично-правовой компании «Фонд развития территорий» (далее — Фонд) и акционерного общества «ДОМ.РФ» (далее – ДОМ.РФ, акционерное общество).
В частности, Фонд в рамках полномочий по комплексному развитию территорий[3] совместно с Минстроем России осуществляет мониторинг реализации проектов КРТ, включая мониторинг расселения жилищного фонда в рамках принятых решений о КРТ[4], предоставляет финансовую поддержку на расселение аварийного жилищного фонда[5], осуществляет функции оператора КРТ по решениям Правительства Российской Федерации[6], осуществляет взаимодействие с уполномоченными органами в целях совершенствования действующего законодательства, регулирующего КРТ.
ДОМ.РФ[7] осуществляет полномочия агента Российской Федерации в отношении находящихся в федеральной собственности земельных участков и объектов недвижимого имущества, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, которые подготавливаются им к вовлечению в оборот наиболее эффективным способом. В указанных целях акционерное общество улучшает градостроительные характеристики и обеспечивает повышение инвестиционной привлекательности федерального имущества и улучшает его капитализацию, проводит целевую градостроительную подготовку земельных участков, в отношении которых усматривается потенциал жилищного строительства, устраняет юридические препятствия для совершения сделок, устраняет градостроительные ограничения, связанные с возможностью распоряжения земельными участками и выставления их на торги.
По состоянию на 1 октября 2024 года[8] в работе ДОМ.РФ находится 112 проектов в целях реализации КРТ в 48 субъектах Российской Федерации общей площадью 5 364 га с градостроительным потенциалом 23,3 млн. кв. метров. Заключено 58 договоров КРТ в 32 субъектах Российской Федерации[9]. На стадии заключения находятся еще два договора КРТ в Хабаровском крае (смешанный механизм КРТ «за долю»). Выполняются мероприятия по строительству в рамках реализации 10 договоров КРТ. Четыре многоквартирные дома уже введены в эксплуатацию в Ростове-на-Дону в составе жилого комплекса «61 квартал».
Отмечая положительную динамику развития института комплексного развития территорий, его применения регионами, субъекты Российской Федерации, а также профессиональное строительное сообщество выделили ряд проблемных вопросов, затрудняющих принятие и реализацию решений о комплексном развитии территории на практике, среди которых можно выделить следующие:
— распространенное негативное отношение граждан к реализации проектов комплексного развития территории жилой застройки в связи с недостаточным уровнем гарантий их жилищных прав, соразмерных понесенным ими убыткам, в частности:
отсутствие законодательно установленных жилищных гарантий для собственников домов блокированной застройки, объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов, которые признаны аварийными или соответствуют критериям, установленным субъектом Российской Федерации, и включены в границы комплексного развития территории жилой застройки вместе с многоквартирными домами;
низкая региональная активность по установлению дополнительных гарантий жилищных прав граждан, переселяемых из многоквартирных домов в рамках реализации решения о комплексном развитии территории жилой застройки;
— недостаточный уровень государственной поддержки застройщиков, реализующих проекты комплексного развития территории жилой застройки, в части обеспечения расселения ими ветхих многоквартирных домов, которые в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 65 Градостроительного кодекса Российской Федерации не признаны аварийными и подлежащими сносу или реконструкции и которые соответствуют критериям, установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (далее – многоквартирные дома, соответствующие установленным субъектом Российской Федерации критериям);
— высокие предпринимательские риски застройщиков, связанные с возможностью исключения многоквартирного дома из решения о комплексном развитии территории жилой застройки на основании решения, принятого на общем собрании собственников помещений в таком многоквартирном доме уже после заключения с застройщиком договора о комплексном развитии территории жилой застройки (до утверждения документации по планировке территории);
— отсутствие единого реестра недобросовестных участников торгов на право заключения договоров о комплексном развитии территории, а также дополнительных требований к участникам таких торгов, определенных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 6 статьи 69 Градостроительного кодекса;
— отсутствие возможности осуществления комплексного развития территории жилой застройки, занятой исключительно домами блокированной застройки, объектами индивидуального жилищного строительства, садовыми домами, которые признаны аварийными или соответствуют критериям, установленным субъектом Российской Федерации (ветхие);
— проблемность изъятия объектов недвижимого имущества, расположенных в границах комплексного развития территории жилой застройки, в случае отсутствия у таких объектов титульного владельца;
— отсутствие возможности внесения изменений в опубликованный проект решения о комплексном развитии территории, а также в принятое и опубликованное в установленном порядке решение о комплексном развитии территории;
— недостаточный уровень квалификации работников государственных и муниципальных органов власти, иных специалистов, осуществляющих деятельность в сфере градостроительства, в части подготовки, а также последующей реализации решений о комплексном развитии территории.
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание результаты проведенного мониторинга применения механизма комплексного развития территорий в регионах, а также состоявшегося обсуждения, участники парламентских слушаний решили рекомендовать:
1. Профильным комитетам Государственной Думы во взаимодействии с профильными комитетами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации:
— уделить приоритетное внимание подготовке ко второму чтению проекта федерального закона № 664897–8 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации», в том числе предусматривающего обязательность определения источника финансирования строительства объектов социальной и иных инфраструктур на стадии принятия решения о комплексном развитии территории.
2. Правительству Российской Федерации:
— рассмотреть вопрос о приоритетном предоставлении мер государственной поддержки, планируемых в рамках национального проекта «Инфраструктура» для жизни», на реализацию проектов комплексного развития территории;
— рассмотреть вопрос об оказании субъектам Российской Федерации с недостаточным уровнем социально-экономического развития (низким уровнем бюджетной обеспеченности) государственной поддержки в реализации решений о комплексном развитии территории;
— рассмотреть вопрос о разработке мер
государственной поддержки застройщиков, реализующих проекты комплексного
развития территории,
в целях обеспечения расселения ими ветхих многоквартирных домов, соответствующих
установленным субъектом Российской Федерации критериям (например, возможность
направления на указанные цели инфраструктурных облигаций);
— рассмотреть вопрос о создании,
а также обеспечении ведения на федеральном уровне единого реестра
недобросовестных участников торгов на право заключения договоров о комплексном
развитии территории (по аналогии с реестром недобросовестных участников
аукциона по продаже земельного участка), а также о разработке дополнительных
требований
к участникам таких торгов, разработка которых Правительством Российской
Федерации предусмотрена частью 6 статьи 69 Градостроительного кодекса,
в целях предотвращения возможности заключения договора о комплексном развитии
территории с недобросовестными застройщиками, которые не смогут обеспечить его
реализацию в полном объеме.
3. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации:
— рассмотреть вопрос о распространении закрепленных в Жилищном кодексе Российской Федерации жилищных гарантий, предусмотренных для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в границы комплексного развития территории жилой застройки, на собственников домов блокированной застройки, объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов, которые признаны аварийными или соответствуют критериям, установленным субъектом Российской Федерации, и включены вместе с многоквартирными домами в границы комплексного развития территории жилой застройки;
— оценить с учетом правоприменительной практики целесообразность закрепления возможности включения в границы комплексного развития территории жилой застройки территорий, занятых исключительно домами блокированной застройки, ветхими объектами индивидуального жилищного строительства, садовыми домами;
— рассмотреть вопрос об установлении возможности исключения многоквартирного дома из решения о комплексном развитии территории жилой застройки на основании решения собственников помещений в таком многоквартирном доме только в случае, если такое решение принято до дня принятия решения о проведении торгов (конкурса или аукциона) на право заключения договора о комплексном развитии территории жилой застройки (взамен действующей нормы, предусматривающей возможность принятия соответствующего решения до дня утверждения документации по планировке территории);
— в целях предотвращения затягивания процесса реализации решения о комплексном развитии территории жилой застройки рассмотреть вопрос о закреплении возможности, порядка и случаев внесения изменений в опубликованный проект решения о комплексном развитии территории, а также в принятое и опубликованное в установленном порядке решение о комплексном развитии территории (например, если необходимо уточнить сведения, подлежащие включению в решение о комплексном развитии территории в соответствии с частью 1 статьи 67 Градостроительного кодекса Российской Федерации);
— оценить целесообразность внесения изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации в части закрепления возможности передачи лицом, заключившим договор о комплексном развитии территории, принадлежащего ему права аренды земельного участка, предоставленного для целей комплексного развития территории, в залог банку в целях получения проектного финансирования на строительство на указанной территории объектов капитального строительства;
— проработать вопрос о закреплении упрощенного порядка изъятия для муниципальных нужд объектов недвижимого имущества, расположенных в границах комплексного развития территории жилой застройки, права на которые не оформлены в установленном законом порядке, а также утвердить методику оценки указанных объектов;
— оценить целесообразность приведения положений Земельного кодекса Российской Федерации в соответствие с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации в части возможности изменения вида разрешенного использования государственного или муниципального земельного участка, предоставленного в аренду на торгах, в целях его возможного включения в границы территории комплексного развития по инициативе правообладателей;
— рассмотреть вопрос об организации на постоянной основе обучающих программ по повышению квалификации для работников государственных и муниципальных органов власти, иных специалистов, осуществляющих деятельность в сфере градостроительства по направлению комплексного развития территорий.
4. Министерству экономического развития Российской Федерации во взаимодействии с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации:
— рассмотреть вопрос о внесении изменения
в Федеральный закон
от 1 апреля 2020 года № 69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений
в Российской Федерации» в части установления возможности заключения с инвестором, с которым заключен договор о комплексном развитии территории,
соглашения о защите и поощрении капиталовложений (далее — СЗПК) до момента
получения им разрешения на строительство объектов капитального строительства путем
исключения обязанности такого инвестора прилагать к заявлению о заключении СЗПК
разрешение на строительство, что позволит инвестору воспользоваться механизмом
СЗПК сразу после начала реализации проекта комплексного развития незастроенной
территории.
5. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации во взаимодействии с акционерным обществом «ДОМ.РФ» проработать предлагаемые единым институтом развития в жилищной сфере предложения о:
— распространении осуществляемых акционерным обществом полномочий агента Российской Федерации в отношении находящихся в федеральной собственности земельных участков и объектов недвижимого имущества, а также земельных участков, собственность на которые не разграничена, на иные виды публичной собственности – земельные участки и объекты недвижимого имущества субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при условии согласования такого решения с соответствующим органом власти посредством заключения двустороннего соглашения (в целях обеспечения устойчивого и сбалансированного развития территорий, а также вовлечения в оборот неиспользуемых земель и объектов недвижимого имущества);
— установлении для субъектов Российской Федерации возможности при наличии решения Правительственной комиссии[10] о передаче им полномочий Российской Федерации по распоряжению в целях комплексного развития территории земельными участками, находящимися в федеральной собственности, принимать в отношении таких земельных участков решения о комплексном развитии территории без дополнительных согласований, что позволит сократить бюрократические препятствия для запуска субъектом Российской Федерации проектов комплексного развития территорий и обеспечит возможность реализации переданных полномочий по федеральным земельным участкам в установленные сроки.
6. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
— рассмотреть вопрос об обязательной разработке архитектурно-градостроительной концепции (мастер-плана) и финансово-экономического обоснования реализации решения о комплексном развитии территории;
— установить дополнительные жилищные гарантии гражданам, переселяемым из многоквартирных домов, соответствующих установленным субъектом Российской Федерации критериям, покрывающие причиненные неудобства и понесенные убытки (например, предоставление за изымаемое жилое помещение не равноценного возмещения, а равнозначного жилого помещения; предоставление взамен комнаты в коммунальной квартире отдельной квартиры; предоставление очередникам жилья по нормам предоставления);
— в рамках решения вопроса о включении многоквартирного дома, соответствующего установленным субъектом Российской Федерации критериям, в проект решения о комплексном развитии территории жилой застройки рассмотреть вопрос об установлении срока на проведение общих собраний собственников помещений в таких многоквартирных домах, равного не менее 60 дням, а также начала его исчисления — с момента опубликования решения о комплексном развитии территории жилой застройки;
— закрепить перечень объектов капитального строительства, не подлежащих изъятию в целях реализации решения о комплексном развитии территории (например, нежилых объектов капитального строительства в хорошем состоянии);
— исключить возможность отнесения к ветхим многоквартирных домов и объектов индивидуального жилищного строительства только по критерию отсутствия одной или нескольких коммуникаций.
[1] Стратегия развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2022 года № 3268-р).
[2] Письмо Минстроя России от 25 октября 2024 года №62916-АЛ/12.
[3] Письмо публично-правовой компании «Фонд развития территорий» от 1 ноября 2024 года № 02–21/1–23197.
[4] Там же.
По состоянию на 1 октября 2024 года фактическое переселение граждан из жилищного фонда в рамках принятых решений о КРТ жилой застройки начато в 27 субъектах Федерации (Белгородская, Брянская, Липецкая, Тульская, Архангельская, Калининградская, Ленинградская, Мурманская, Иркутская, Новосибирская, Нижегородская, Самарская, Ульяновская, Пензенская, Орловская, Свердловская, Тюменская область, Республики Саха (Якутия), Карелия, Башкортостан, Марий Эл, Ставропольский, Пермский, Красноярский, Хабаровский край, Ханты-Мансийский автономный округ Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ) и составило 191,36 тыс.кв. м. и соответственно переселено 11,1 тыс.человек.
[5] Там же.
По состоянию на 1 октября 2024 года Фондом приняты решения о подтверждении размера суммы финансовой поддержки на реализацию 5 проектов КРТ в части расселения аварийного жилищного фонда в Брянской, Иркутской, Томской областях, Республиках Марий Эл и Карелия в размере 453,6 млн рублей. Объем жилищного фонда, подлежащего расселению в рамках этих проектов, составит 27,4 тыс.кв. м.
[6] Там же.
В настоящее время Фондом в лице дочерней компании уже реализуется проект КРТ в селе Приветное городского округа Алушта Республики Крым (1-я очередь). В статусе оператора КРТ Фондом также планируется реализация еще трех проектов: КРТ незастроенной территории в селе Приветное городского округа Алушта Республики Крым (2-я очередь), КРТ жилой застройки в городе Рязани, КРТ жилой застройки в городе Смоленске.
[7] Письмо акционерного общества «ДОМ.РФ» от 24 октября 2024 года № 18347-АА.
Федеральный закон от 24 июля 2008 года № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства, созданию объектов туристской инфраструктуры и иному развитию территорий».
[8] Там же.
[9] Белгородская, Владимирская, Волгоградская, Вологодская, Иркутская, Брянская, Калининградская, Калужская, Кировская, Липецкая, Московская, Нижегородская, Оренбургская, Псковская, Ростовская, Рязанская, Самарская, Свердловская, Томская, Тульская, Тюменская, Челябинская, Ярославская области, Алтайский, Забайкальский, Красноярский, Хабаровский края, Республики Башкортостан, Марий Эл, Дагестан, Северная Осетия – Алания, Мордовия, Чувашская Республика.
[10] Правительственная комиссия по развитию жилищного строительства и оценке эффективности использования земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации.