Парламентские слушания

«Проблемы законодательного регулирования государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

16 октября 2015 года Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера проводит парламентские слушания на тему «Проблемы законодательного регулирования государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Планируется обсудить возможные механизмы повышения эффективности контрольно-надзорной деятельности на всех уровнях публичной власти, в том числе с учетом реальных возможностей местного самоуправления, вопросы координации контрольно-надзорных органов и другие. Особое внимание будет уделено обсуждению проекта федерального закона «Об основах государственного и муниципального контроля и надзора в Российской Федерации».

К участию в парламентских слушаниях приглашены члены Совета Федерации, представители Генеральной прокуратуры Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, осуществлявших разработку проекта федерального закона, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также экспертного сообщества.

Парламентские слушания состоятся 16 октября 2015 года в здании Совета Федерации по адресу: Москва, ул. Большая Дмитровка, д. 26, зал.802 (белый).

Начало мероприятия в 10:00. Начало регистрации участников с 9:00.

Контакты: (495) 986–61–92 – Жамалетдинов Марат Хайдярович;

(495) 986–65–34 – Елизаров Василий Георгиевич.

Рекомендации

16 октября 2015 года в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации состоялись парламентские слушания на тему "Проблемы законодательного регулирования государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее – парламентские слушания), организованные Комитетом Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера.

В парламентских слушаниях приняли участие члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, представители федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, представители общественных объединений предпринимателей, научных организаций, специалисты и эксперты.

Заслушав и обсудив доклады и выступления участников парламентских слушаний по вопросам состояния, актуальных проблем и направлений совершенствования законодательного регулирования государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в Российской Федерации, участники парламентских слушаний отмечают следующее.

Задача повышения результативности и эффективности государствен-ного контроля (надзора) в Российской Федерации является в настоящее время одной из приоритетных в сфере совершенствования системы государственного управления, наряду с задачей повышения качества разрабатываемых и принимаемых государственных решений и задачей повышения качества организации исполнения принятых государственных решений.

Президент Российской Федерации В.В. Путин неоднократно указывал на необходимость повышения результативности и открытости контрольно-надзорной деятельности органов государственный власти и органов местного самоуправления. В послании Федеральному Собранию Российской Федерации 2014 года глава государства указал на необходимость в максимальной мере снять чрезмерные ограничения с предпринимателей, избавить их от избыточного надзора и контроля, отказаться от принципа тотального контроля и перейти к риск-ориентированному подходу при осуществлении государственного контроля (надзора).

В целях реализации поставленных Президентом Российской Федерации задач в 2015 году был принят Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 246-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", которым значительно снижено административное давление на бизнес. Установлено, что с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года не будут проводиться плановые проверки субъектов малого предпринимательства, с 1 января 2018 года при проведении контроля (надзора) начнет применяться риск-ориентированный подход.

На сегодняшний день систему законодательства, регламентирующего вопросы государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, составляют Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ), Федеральный закон от  4  мая 2011 года № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и около 150 законодательных актов Российской Федерации, в том числе отраслевые федеральные законы, содержащие положения, регулирующие организацию и осуществление государственного контроля (надзора) в отдельных сферах деятельности.

За прошедшее с момента принятия в 2008 году Федерального закона № 294-ФЗ время органами государственной власти во взаимодействии с общественными объединениями предпринимателей, научными организациями и экспертным сообществом проведена большая нормотворческая и организационная работа по совершенствованию системы государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Во исполнение поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации[1] в Минэкономразвития России был подготовлен проект федерального закона "Об основах государственного и муниципального контроля (надзора) в Российской Федерации".

В сфере государственного контроля деятельности органов местного самоуправления важным событием стало принятие Федерального закона от 21 декабря 2013 года № 370-ФЗ "О внесении изменений в статью 77 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", которым, в частности, были установлены полномочия органов прокуратуры по формированию и согласованию ежегодного плана проведения государственными органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), проверок и согласованию внеплановых проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.

Следует отметить, что в настоящее время имеется ряд факторов, препятствующих повышению результативности и эффективности действующих систем государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Во-первых, на федеральном законодательном уровне не установлены единые правовые основы системы государственного контроля (надзора), включающие принципы, предмет и общие правовые нормы, регулирующие осуществление различных видов контроля, надзора и разрешительных функций. Во-вторых, методологически не проработаны и законодательно не установлены принципы формирования показателей результативности и эффективности государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в разных сферах деятельности, отсутствует методика их расчёта и мониторинг результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности. Отмечается также дублирование различных контрольно-надзорных и разрешительных полномочий, наличие отдельных избыточных и неэффективных контрольных (надзорных) процедур.

По мнению участников парламентских слушаний, действующее законодательное регулирование государственного контроля (надзора) и муниципального контроля нуждается в системном, научно обоснованном, поэтапном совершенствовании, в том числе путем введения и апробации новых организационно-правовых институтов контроля (надзора) в отдельных пилотных регионах страны. При этом представляются весьма актуальными выработка и принятие комплекса первоочередных законодательных мер по совершенствованию организации и осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, направленных на решение наиболее острых проблем в этой сфере.

Совершенствование законодательного регулирования контрольно-надзорной деятельности должно способствовать:

- достижению высокого уровня защищенности прав и законных интересов граждан, коммерческих и некоммерческих организаций, государства от различных угроз, в том числе возникающих в сфере экономики;

- снижению рисков, связанных с открытием и ведением бизнеса, повышению инвестиционной привлекательности Российской Федерации;

- повышению эффективности системы государственного управления в целом.

Заслушав и обсудив доклады и выступления, рассмотрев представленные материалы, участники парламентских слушаний рекомендуют: 

1. Профильным комитетам палат Федерального Собрания Российской Федерации:

рассмотреть возможность подготовки и направления в Правительство Российской Федерации предложений по совершенствованию системы государственного контроля (надзора) и муниципального контроля для включения в план мероприятий Правительства Российской Федерации по комплексному совершенствованию контрольно-надзорной деятельности. 

2. Правительству Российской Федерации:

2.1. При доработке проекта федерального закона "Об основах государственного и муниципального контроля (надзора) в Российской Федерации" дополнительно проработать вопросы:

  • правовой регламентации проведения плановых (рейдовых) осмотров и других бесконтактных форм взаимодействия с объектами контроля в целях исключения безрезультативных и низкоэффективных проверок;
  • закрепления в законопроекте эффективных правовых механизмов, форм и методов, направленных на реализацию принципа превентивной направленности при планировании и осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, согласно которому в качестве приоритетных мер органы контроля (надзора) должны осуществлять меры по борьбе с причинами возникновения рисков причинения вреда и профилактические мероприятия, направленные на предотвращение нарушений обязательных требований и недопущение нанесения вреда охраняемым законом интересам;
  • установления дополнительных механизмов, препятствующих хозяйствующим субъектам уклоняться от проведения плановых проверок (в частности, при отсутствии хозяйствующего субъекта по месту проведения проверки при условии соблюдения требований о его надлежащем уведомлении);
  • закрепление правовых возможностей проверки исполнения выданного органом контроля (надзора) предписания об устранении нарушений, выявленных в ходе ранее проведенной проверки;
  • определение уполномоченного государственного органа, устанавливающего порядок согласования совместных проверок органов контроля (надзора) при формировании прокуратурой субъекта Российской Федерации ежегодного плана проверок в субъекте Российской Федерации;
  • установления комплекса показателей оценки результативности деятельности органов контроля (надзора), отражающих степень достижения общественно значимых результатов контроля (надзора), соотнесенных с целями государственного регулирования в соответствующей сфере деятельности, в том числе в виде минимизации причинения вреда охраняемым законом ценностям в соответствующей сфере деятельности.

2.2. При подготовке плана мероприятий Правительства Российской Федерации по комплексному совершенствованию контрольно-надзорной деятельности на период 2016-2017 годов обратить внимание на необходимость:

  • пересмотра, актуализации и систематизации обязательных требований, включая требования, содержащиеся в нормативных правовых актах РСФСР и СССР;
  • уточнения контрольно-надзорных полномочий, исключения избыточных и дублирующих контрольно-надзорных полномочий;
  • разработки и внедрения системы комплексной оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности, интегрированной с системой оценки эффективности деятельности сотрудников органов контроля (надзора);
  • реализации пилотных проектов по внедрению риск-ориентированной модели государственного и муниципального контроля, включая разработку типовой методики классификации категорий риска и классов опасности;
  • разработки и реализации комплекса мер по совершенствованию информационно-аналитического и научно-экспертного обеспечения контрольно-надзорной деятельности;
  • разработки и реализации программ подготовки, аттестации, повышения квалификации сотрудников органов государственного контроля (надзора) и органов муниципального контроля, включая обучение эффективным формам, методам и технологиям контроля (надзора), основанным на риск-ориентированном подходе, принципе превентивности и принципе стратегической направленности государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

2.3. Подготовить предложения по первоочередным мерам совершенствования законодательного регулирования государственного контроля (надзора) и муниципального контроля и направить их в палаты Федерального Собрания Российской Федерации.

2.4. Рассмотреть вопрос о создании единого реестра (сводных перечней) обязательных требований, действующих в отношении субъектов предпринимательства и органов местного самоуправления, выполнение которых подлежит проверке при осуществлении государственного контроля (надзора) (с обеспечением открытого доступа к нему посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»).

2.5. Рассмотреть вопрос о целесообразности разработки и принятия документа стратегического планирования Российской Федерации по совершенствованию системы государственного контроля (надзора), устанавливающего, в частности цели, задачи, приоритетные направления ее совершенствования, принципы формирования показателей результативности и эффективности государственного контроля (надзора), способы достижения заявленных целей. 

3. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

3.1. Принять дополнительные меры по совершенствованию организации и осуществления государственного контроля (надзора) органами государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципального контроля, повышению их результативности и эффективности, в том числе путем предотвращения избыточных контрольных мероприятий.

3.2. Подготовить и направить в Правительство Российской Федерации предложения по совершенствованию организации и осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля для включения в план мероприятий Правительства Российской Федерации по комплексному совершенствованию контрольно-надзорной деятельности.

3.3. Организовать на постоянной основе информационную, методическую и методологическую поддержку органам местного самоуправления по осуществлению муниципального контроля.

3.4. Способствовать распространению среди органов местного самоуправления положительного опыта деятельности органов муниципального контроля, их взаимодействия с субъектами общественного контроля. 

4. Общественным объединениям предпринимателей:

Торгово-промышленной палате Российской Федерации, Российскому союзу промышленников и предпринимателей, Общероссийской общественной организации "Деловая Россия", Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ" с участием Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации подготовить и направить в Правительство Российской Федерации предложения по решению актуальных проблем в сфере государственного контроля (надзора) и муниципального контроля для включения в план мероприятий Правительства Российской Федерации по комплексному совершенствованию контрольно-надзорной деятельности. 

5. Органам местного самоуправления:

проанализировать практику муниципального контроля, в том числе в аспекте обеспечения результативности и эффективности муниципального контроля, и на основе результатов этого анализа подготовить и направить в советы муниципальных образований соответствующих субъектов Российской Федерации и в соответствующие региональные отделения Всероссийского Совета местного самоуправления сведения о наиболее существенных проблемах в сфере муниципального контроля и предложения по совершенствованию федерального и регионального законодательства в сфере муниципального контроля. 

6. Общероссийскому Конгрессу муниципальных образований и Всероссийскому Совету местного самоуправления, региональным объединениям муниципальных образований:

6.1. Способствовать распространению положительного опыта работы органов местного самоуправления по организации и осуществлению муниципального контроля.

6.2. На основе полученных от советов муниципальных образований субъектов Российской Федерации и региональных отделений Всероссийского Совета местного самоуправления сведений о наиболее существенных проблемах в сфере муниципального контроля и предложений по совершенствованию федерального законодательства в сфере муниципального контроля подготовить и направить в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации обобщенные предложения по совершенствованию федерального законодательства в сфере муниципального контроля.



[1] пункт 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 4 января 2015 года
№ Пр-13 и пункт 1 перечня поручений Правительства Российской Федерации от 20 января 2015 года № СП-П16-180.