Рекомендации
Утверждены на заседании
Комитета Совета Федерации
по федеративному устройству,
региональной политике, местному
самоуправлению и делам Севера
(протокол № 173 от 26 июня 2018 года)
Участники парламентских слушаний, проведенных Комитетом Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера с участием представителей Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, научных и экспертных организаций, представителей организаций, осуществляющих разработку документов территориального планирования, обсудив актуальные проблемы территориального планирования, отмечают следующее.
Территориальное планирование является одним из направлений градостроительной деятельности, обеспечивающей комплексное социально-экономическое развитие территорий, включая инфраструктурное обустройство и эффективное землепользование. В соответствии с частью 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации основной целью территориального планирования является учет совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В настоящее время создана нормативная правовая основа для комплексного регулирования территориального планирования, разработаны и утверждены документы территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
По информации Министерства экономического развития Российской Федерации[1], в целом на 2017 год сформирована система документов территориального планирования на федеральном уровне и завершается формирование на региональном и муниципальном уровнях.
Утверждено более 18 000 документов территориального планирования муниципальных образований, 84 документа территориального планирования субъектов Российской Федерации (завершается подготовка генерального плана города Севастополя), утверждены схемы территориального планирования Российской Федерации в 5 областях (обороны страны и безопасности государства, энергетики, транспорта (в том числе трубопроводного), высшего образования и здравоохранения).
Схемы территориального планирования утверждены во всех субъектах Российской Федерации, за исключением города федерального значения Севастополя.
На муниципальном уровне:
из 1 770 муниципальных районов схемы территориального планирования утверждены в 1 746 районах (98% от общего количества), проекты схем разработаны в 22 муниципальных районах;
из 17 859 сельских поселений генеральные планы утверждены в 14 611 сельских поселениях (93% от общего количества) с учетом того, что в 2 303 сельских поселениях органами местного самоуправления в соответствии с частью 6 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации принято решение об отсутствии необходимости подготовки генеральных планов; проекты генеральных планов разработаны в 351 сельском поселении;
из 1 562 городских поселений генеральные планы утверждены в 1 506 городских поселениях (96% от общего количества), проекты генеральных планов разработаны в 36 городских поселениях;
из 590 городских округов генеральные планы утверждены в 531 городском округе (90% от общего количества), проекты генеральных планов разработаны в 26 городских округах.
Участники парламентских слушаний отмечают, что на современном этапе в области территориального планирования являются актуальными задачи формирования и совершенствования системы документов территориального планирования, оптимизации процесса подготовки и согласования проектов документов территориального планирования, сокращения сроков согласования проектов документов территориального планирования; обеспечения взаимосвязи документов территориального планирования с документами стратегического планирования; повышения эффективности и качества документов территориального планирования.
Особо следует отметить необходимость обеспечения взаимосвязанности и согласованности документов территориального планирования с документами стратегического планирования в сфере социально-экономического развития и в сфере пространственного развития.
Для повышения эффективности территориального планирования необходимо решить ряд проблем, к числу которых участники парламентских слушаний относят следующие:
недостаточность средств местных бюджетов для эффективного осуществления деятельности в сфере территориального планирования;
недостаток в муниципальных образованиях муниципальных служащих, обладающих необходимыми навыками и квалификацией для осуществления функций муниципальных образований в сфере территориального планирования;
неполнота сведений Единого государственного реестра недвижимости о границах земельных участков, зонах с особыми условиями использования территорий, необходимых для подготовки документов территориального планирования;
отсутствие методических документов, рекомендаций по подготовке документов территориального планирования субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
чрезмерная длительность процедур согласования документов территориального планирования.
Всесторонне обсудив актуальные вопросы территориального планирования в Российской Федерации и направления дальнейшего совершенствования территориального планирования, участники парламентских слушаний рекомендуют:
1. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:
ускорить рассмотрение проектов федеральных законов:
№ 380066–7 «О внесении изменений в статьи 24 и 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации» (в целях повышения информированности населения при принятии документов территориального планирования и градостроительного зонирования);
№ 302180–7 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования осуществления градостроительной деятельности и установления зон с особыми условиями использования территории»;
№ 67151–7 «О внесении изменения в статью 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации».
2. Правительству Российской Федерации:
1) рассмотреть вопрос об ускорении разработки и внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов о внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, направленных на:
— приведение норм Градостроительного кодекса Российской Федерации в соответствие с положениями Федерального закона от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»;
— упрощение подготовки документов территориального планирования и оптимизацию процедуры внесения изменений в документы территориального планирования различных уровней;
2) рассмотреть вопрос о внесении изменений в Положение о подготовке и согласовании проекта схемы территориального планирования Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2008 года № 198, предусматривающих направление федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на разработку схем территориального планирования Российской Федерации, проектов изменений в схемы территориального планирования Российской Федерации непосредственно в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти с последующим представлением ими своих заключений в Министерство экономического развития Российской Федерации для подготовки сводного заключения;
3) рассмотреть вопрос о наделении Министерства экономического развития Российской Федерации полномочиями по методическому обеспечению подготовки документов территориального планирования субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
3. Министерству экономического развития Российской Федерации совместно с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации:
рассмотреть вопрос о целесообразности разработки изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, предусматривающих:
— возможность утверждения документации по планировке территории без внесения изменений в документы территориального планирования в случае переноса объектов федерального значения вследствие изъятия земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных нужд, в том числе в случае если такие объекты размещены в границах зон с особыми условиями использования территории;
— возможность утверждения документации по планировке территории без внесения изменений в документы территориального планирования в случае изменения наименования муниципального образования, населенного пункта;
— возможность внесения изменений в схему территориального планирования Российской Федерации на основании утвержденной документации по планировке территории в случае изменения местоположения планируемых для размещения объектов федерального значения;
— возможность определять в региональных и местных нормативах градостроительного проектирования качественные характеристики застройки (например, плотность застройки, наличие доли жилого фонда, приспособленного для нужд маломобильных групп населения, и т. д.).
4. Министерству экономического развития Российской Федерации:
1) организовать проведение на регулярной основе обучающих мероприятий для государственных и муниципальных служащих по вопросам, связанным с изменениями, вносимыми в законодательство Российской Федерации в части территориального планирования, и подготовкой документов территориального планирования;
2) подготовить для внесения в Правительство Российской Федерации предложения, направленные на привлечение дополнительных источников финансирования работ по подготовке проектов документов территориального планирования муниципальных образований;
3) подготовить для внесения в Правительство Российской Федерации предложения, направленные на уточнение механизмов реализации генеральных планов поселений и городских округов и достижения согласованности развития коммунальной, транспортной и социальной инфраструктур;
4) подготовить для внесения в Правительство Российской Федерации предложения, направленные на развитие межмуниципального сотрудничества при подготовке документов территориального планирования муниципальных образований;
5) подготовить для внесения в Правительство Российской Федерации предложения, направленные на создание методической базы для подготовки документов территориального планирования субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
6) подготовить для внесения в Правительство Российской Федерации предложения, направленные на закрепление требований к организациям и специалистам, осуществляющим подготовку документов территориального планирования;
7) рассмотреть вопрос о проведении мониторинга разработки и утверждения документов территориального планирования в городских округах, образованных с использованием механизма, предусмотренного Федеральным законом от 3 апреля 2017 года № 62-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, и о целесообразности дополнения Градостроительного кодекса Российской Федерации положениями, уточняющими срок и порядок разработки и утверждения документов территориального планирования в образованных городских округах;
8) рассмотреть вопрос о расширении системы показателей муниципальной статистики для повышения эффективности территориального планирования на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
5. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
1) при внесении изменений в схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации обеспечивать учет положений документов стратегического планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации;
2) принимать меры, направленные на обеспечение взаимосвязанности и согласованности документов территориального планирования муниципальных образований с документами стратегического планирования Российской Федерации, документами стратегического планирования субъектов Российской Федерации;
3) в субъектах Российской Федерации, в которых не приняты законы, определяющие виды объектов регионального значения, подлежащих отображению на схеме территориального планирования субъекта Российской Федерации, и виды объектов местного значения муниципального района, поселения, городского округа, подлежащих отображению на схеме территориального планирования муниципального района, генеральном плане поселения, генеральном плане городского округа, обеспечить принятие соответствующих законов;
4) рассмотреть возможность привлечения представителей научного и экспертного сообщества к деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере территориального планирования и использования передовых отечественных разработок в области аналитики «больших данных» и компьютерного моделирования социально-экономических процессов.
6. Органам местного самоуправления:
1) учитывать положения документов стратегического планирования при подготовке документов территориального планирования и внесении в них изменений;
2) осуществлять взаимодействие с Министерством экономического развития Российской Федерации по организованным им информационным каналам по вопросам применения законодательства Российской Федерации в области территориального планирования, подготовки документов территориального планирования и внесения изменений в указанные документы;
3) рассмотреть возможность использования модельных технических заданий на подготовку документов территориального планирования муниципальных образований, разработанных Министерством экономического развития Российской Федерации;
4) организовать проведение обучающих мероприятий для муниципальных служащих по вопросам, связанным с применением законодательства Российской Федерации в области территориального планирования, подготовки документов территориального планирования и внесения изменений в указанные документы;
5) рассмотреть возможность привлечения представителей научного и экспертного сообщества к деятельности органов местного самоуправления в сфере территориального планирования и использования передовых отечественных разработок в области аналитики «больших данных» и компьютерного моделирования социально-экономических процессов.
[1] Письмо Министерства экономического развития Российской Федерации в Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера от 18 апреля 2018 года № Д27и-330.