Парламентские слушания

«Актуальные вопросы модернизации и расширения магистральной инфраструктуры с учетом стратегии пространственного развития Российской Федерации»

Рекомендации

Утверждены на заседании
Комитета Совета Федерации
по федеративному устройству,
региональной политике, местному
самоуправлению и делам Севера
(протокол № 185 от 4 декабря 2018 г.)

15 ноября 2018 года в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации состоялись парламентские слушания на тему «Актуальные вопросы модернизации и расширения магистральной инфраструктуры с учетом стратегии пространственного развития Российской Федерации» (далее – парламентские слушания), организованные Комитетом Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера.

В парламентских слушаниях приняли участие члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, представители федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представители научных организаций, общественных объединений предпринимателей, специалисты и эксперты.

Заслушав и обсудив доклады и выступления, участники парламентских слушаний отмечают следующее.

Инфраструктурное обеспечение пространственного развития экономики и социальной сферы Российской Федерации является одной из приоритетных задач государственной политики регионального развития, определенных в Основах государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года. Ее решение может способствовать значительному уменьшению территориальных диспропорций социально-экономического развития Российской Федерации и сокращению различий в уровне и качестве жизни граждан в различных регионах страны.

Согласно разработанному Министерством экономического развития Российской Федерации проекту Стратегии пространственного развития Российской Федерации основой для обеспечения устойчивых транспортных связей между субъектами Российской Федерации, центрами экономического роста, геостратегическими территориями страны, а также для обеспечения основных внешнеэкономических связей, является опорная транспортная сеть Российской Федерации – совокупность магистральных путей сообщения и транспортных узлов. Принципы и направления совершенствования опорной транспортной сети и ее скоординированного развития с транспортной инфраструктурой регионального и муниципального значения будут определены в отраслевых документах стратегического планирования с учетом положений указанной Стратегии. При этом в качестве механизмов инфраструктурного обеспечения пространственного развития территорий указаны национальные и федеральные проекты Российской Федерации, комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.

Комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2018 года № 2101-р (далее – Комплексный план), в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» определены цели, целевые и дополнительные показатели реализации транспортной и энергетической частей плана, перечень входящих в их состав федеральных проектов с описанием планируемых результатов реализации с количественными характеристиками, объемы и источники финансирования.

В целях синхронизации во времени и пространстве строительства или модернизации магистральной транспортной инфраструктуры со строительством или модернизацией транспортных инфраструктурных объектов регионального значения субъектами Российской Федерации формируются комплексные региональные инфраструктурные планы.

Одним из факторов, ограничивающих возможности субъектов Российской Федерации по разработке и реализации ими комплексных планов модернизации и расширения региональной инфраструктуры, обеспечивающих прорывное социально-экономическое развитие соответствующих субъектов Российской Федерации, является недостаточная бюджетная обеспеченность значительного числа субъектов Российской Федерации. В связи с этим представляется целесообразной выработка дополнительных мер по совершенствованию и развитию применяемых и созданию новых механизмов выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, что является необходимым условием для эффективного выполнения ими комплексных планов модернизации и расширения региональной инфраструктуры.

Заслушав и обсудив доклады и выступления, рассмотрев представленные материалы, участники парламентских слушаний рекомендуют:

1. Профильным комитетам палат Федерального Собрания Российской Федерации:

осуществлять мониторинг нормативно-правового обеспечения реализации комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года.

2. Правительству Российской Федерации:

1) предусмотреть при подготовке предложений по возможной корректировке комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, а также перечней мероприятий проектов, предусмотренных указанным планом, после утверждения стратегии пространственного развития Российской Федерации учет предложений субъектов Российской Федерации, направленных на обеспечение скоординированного развития опорной транспортной сети с существующей транспортной инфраструктурой регионального и муниципального значения;

2) при подготовке уполномоченными правительственными комиссиями перечней мероприятий проектов, предусмотренных Комплексным планом, обеспечить возможность участия в процессе отбора соответствующих мероприятий и объектов представителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

3) рассмотреть вопрос о совершенствовании порядка определения минимального уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации с учетом дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации в целях обеспечения уровня бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, способствующего решению задач по достижению необходимого уровня инфраструктурной обеспеченности всех населенных территорий Российской Федерации и поступательному сокращению различий в уровне социально-экономического развития регионов;4) рассмотреть вопрос о совершенствовании порядка предоставления субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности воздушных перевозок населению, в особенности гражданам, проживающим в регионах Сибири и Дальнего Востока, на основе информации и предложений от органов государственной власти субъектов Российской Федерации;5) рассмотреть возможность включения в перечни мероприятий проектов, предусмотренных Комплексным планом, мероприятий по созданию и модернизации объектов транспортной инфраструктуры, обеспечивающей поэтапное формирование единого транспортного пространства и общего рынка транспортных услуг в рамках Евразийского экономического Союза;6) рассмотреть вопрос о порядке определения возможности софинансирования из федерального бюджета реализации отдельных мероприятий субъектов Российской Федерации по строительству и модернизации объектов инфраструктуры, не включенных в перечни мероприятий проектов, предусмотренных Комплексным планом;7) рассмотреть вопрос о возможности и целесообразности разработки нормативов обеспеченности транспортной и энергетической инфраструктурой населенных пунктов с целью оптимизации мер государственной поддержки по реализации субъектами Российской Федерации мероприятий по модернизации и расширению региональной инфраструктуры и повышению эффективности государственного управления на региональном уровне;8) рассмотреть вопрос о мерах поддержки строительства и реконструкции автомобильных дорог местного значения.

3. Министерству экономического развития Российской Федерации совместно с Министерством транспорта Российской Федерации и Министерством энергетики Российской Федерации:

1) рассмотреть возможность включения в Комплексный план при его возможной корректировке и в перечни мероприятий проектов, предусмотренных Комплексным планом, следующих проектов:

проект строительства железнодорожной магистрали «Белкомур»;

проекты Северный широтный ход и Северный широтный ход-2;

проекты по строительству автодорожных обходов крупных городов (в том числе городов Барнаула, Владимира, Горно-Алтайска, Кирова, Краснодара, Пензы, Санкт-Петербурга);

комплекс мер по модернизации и развитию речного транспорта, включая модернизацию и повышение пропускной способности Волго-Донского судоходного канала, а также мер по созданию дополнительной грузовой базы на внутренних водных путях, в том числе разработку организационно-правового механизма перераспределения в период увеличенного пассажиропотока на Северокавказской железной дороге грузопотока на Приволжскую железную дорогу с отгрузкой через речные порты и перевозкой грузов судами типа «река-море»;

2) при формировании перечней мероприятий и объектов, предусмотренных Комплексным планом, обеспечить взаимосвязь между создаваемыми объектами транспортной и энергетической инфраструктур с планируемым размещением промышленных, социальных, туристических и других объектов, исходя из приоритетов развития российской промышленности, приоритетов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации;

3) рассмотреть вопрос о создании постоянно действующих организационных механизмов взаимодействия Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации и Министерства энергетики Российской Федерации с органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам реализации Комплексного плана;

4) в подготавливаемых рекомендациях по разработке субъектами Российской Федерации комплексных планов модернизации и расширения региональной инфраструктуры обратить внимание на необходимость ранжирования мероприятий по их приоритетности с учетом ранжирования выявленных существующих инфраструктурных ограничений, в том числе «узких мест» на транспортных коммуникациях регионального, межрегионального и федерального значения, а также на необходимость дифференциации состава мероприятий указанных планов в зависимости от типа населенного пункта и наличия особого статуса (монопрофильное муниципальное образование, наукоград, историческое поселение);

5) при формировании перечней мероприятий и объектов, предусмотренных Комплексным планом в части развития энергетической инфраструктуры, разработать дополнительные меры по поддержке создания объектов энергетики на основе возобновляемых источников энергии (с учетом имеющегося регионального опыта), в том числе ветряных электростанций, малых гидроэлектростанций, что позволит обеспечивать электроэнергией небольшие, удаленные и труднодоступные населенные пункты и создаст условия для их социального развития и повышения качества жизни проживающего в них населения;

6) при возможной корректировке Комплексного плана, а также при разработке и корректировке перечней мероприятий проектов, предусмотренных указанным планом, и разработке других документов стратегического планирования по развитию транспортной и энергетической инфраструктуры предусмотреть обязательный учет прогнозируемых новых требований к транспортной и энергетической инфраструктуре, обусловленных созданием новых видов транспорта.

4. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

1) подготовить и направить в Министерство экономического развития Российской Федерации предложения, направленные на обеспечение скоординированного развития опорной транспортной сети с транспортной инфраструктурой регионального и муниципального значения, — для их учета при возможной корректировке Комплексного плана, а также перечней мероприятий проектов, предусмотренных указанным планом, после утверждения стратегии пространственного развития Российской Федерации;

2) подготовить и направить в Министерство транспорта Российской Федерации предложения по совершенствованию порядка предоставления субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности воздушных перевозок населению, в особенности гражданам, проживающим в регионах Сибири и Дальнего Востока;

3) при разработке комплексных планов модернизации и расширения региональной инфраструктуры предусмотреть указание в них конкретных ответственных исполнителей за достижение результатов реализации конкретных задач, предусмотренных указанными планами;

4) рассмотреть вопрос об увеличении мер поддержки строительства и реконструкции автомобильных дорог местного значения.

5. Органам местного самоуправления:

при разработке и корректировке стратегий социально-экономического развития муниципальных образований и других документов стратегического планирования муниципальных образований обеспечить учет мероприятий комплексных планов модернизации и расширения региональной инфраструктуры в соответствующих субъектах Российской Федерации.