«Круглые столы»

«О механизмах и мерах поддержки развития исторических поселений»

Рекомендации

Проект

Утверждены на заседании
Комитета Совета Федерации
по федеративному устройству,
региональной политике, местному
самоуправлению и делам Севера
(протокол № 168 от 10 апреля 2018 года)


Участники «круглого стола», проведенного 26 февраля 2018 года Комитетом Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, Комитетом Совета Федерации по науке, образованию и культуре с участием представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, научных и общественных организаций, обсудив вопросы развития исторических поселений, поддержки и популяризации их культурных и туристских возможностей, отмечают следующее.

Реализация приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды»[1] выявила необходимость более внимательного отношения к малым городам и историческим поселениям, где требуется обязательный учет их исторической значимости, специфики и индивидуальности.

С 2017 года по решению Президента Российской Федерации в рамках указанного приоритетного проекта из федерального бюджета выделяются значительные средства на благоустройство территорий муниципальных образований. В 2017 году финансовую поддержку на эти цели из федерального и региональных бюджетов получило 31 историческое поселение.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 7 сентября 2017 года № Пр-1773 по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления 5 августа 2017 года Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации «О Всероссийском конкурсе по отбору лучших проектов в сфере создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях»[2]. Предполагается, что в конкурсе примут участие не только исторические поселения, но и все малые города России с населением до 100 тысяч человек. На реализацию проектов благоустройства малых городов и исторических поселений в 2018 году планируется выделить 5 миллиардов рублей.

Кроме того, Правительству Российской Федерации поручено рассмотреть с привлечением заинтересованных объединений муниципальных образований и представить предложения о дополнительных механизмах развития и поддержки исторических поселений и других муниципальных образований, на территориях которых расположены объекты, представляющие историко-культурную ценность, в целях создания на указанных территориях комфортной среды проживания и повышения их туристско-рекреационного потенциала.

В целях развития культурной политики в отношении исторических поселений и создания территориально-организационной модели управления Министерством культуры Российской Федерации разработана и 31 октября 2017 года опубликована Концепция по развитию исторических поселений, поддержке и популяризации культурных и туристических возможностей, развитию экономики культурного наследия на период до 2030 года[3].

Сохранение и развитие исторических поселений предусмотрено также государственной программой Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013–2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 317.

В ходе встречи Президента Российской Федерации В.В. Путина с участниками Форума малых городов и исторических поселений в городе Коломне 17 января 2018 года представители исторических поселений отмечали, что данный статус налагает на органы местного самоуправления, собственников объектов недвижимости множество ограничений и обременений, но не обеспечивает каких‑либо преимуществ, налоговых льгот, дополнительных возможностей привлечения инвесторов, приоритета при распределении межбюджетных трансфертов. Поэтому в Перечне поручений Президента Российской Федерации от 23 февраля 2018 года № Пр-327 по итогам указанной встречи Правительству Российской Федерации поставлена задача подготовить совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и с привлечением Ассоциации развития исторических поселений «Русская провинция», Ассоциации «Единое общероссийское объединение муниципальных образований (Конгресс)», Общероссийской общественной организации «Всероссийский Совет местного самоуправления» предложения по комплексному развитию исторических поселений.

Для устойчивого развития исторических поселений необходимо разрабатывать индивидуальные комплексные планы развития, а также определить механизм, позволяющий историческим поселениям получать экономические и социальные преференции или дополнительное финансирование. Требует обсуждения вопрос о выделении данных муниципальных образований в особую категорию по аналогии с наукоградами или моногородами, о создании в их границах территорий опережающего социально-экономического развития или иных зон с преференциальным режимом осуществления предпринимательской деятельности.

Ключевым условием развития туристско-рекреационного потенциала исторических поселений является создание условий для сохранения расположенных в таких поселениях объектов культурного наследия. При этом правоприменительная практика показывает, что существующая модель регулирования градостроительной деятельности в исторических поселениях нуждается в совершенствовании.

Одной из проблем является недостаточность регулирования отношений в сфере сохранения градоформирующих объектов на территории исторических поселений. Не в полной мере регламентированы также вопросы выдачи разрешений на строительство объектов капитального строительства в границах исторических поселений.

Во многих муниципальных образованиях отсутствуют строительные организации, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия. Ощущается недостаток организаций и специалистов, имеющих право осуществлять работы по сохранению объектов культурного наследия.

Пунктом 3 статьи 14 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73‑ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» установлено, что для физических или юридических лиц, являющихся собственниками объекта культурного наследия федерального значения, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, предусматривается компенсация затрат по сохранению объекта культурного наследия.

Однако действие данной нормы неоднократно приостанавливалось, и в настоящее время срок приостановления определён до 1 января 2019 года. При этом порядок выплаты компенсации Правительством Российской Федерации не утвержден.

Участники заседания «круглого стола», отмечая необходимость дальнейшего совершенствования правовых, организационных и финансовых механизмов, используемых в целях обеспечения развития исторических поселений, рекомендуют:

1. Федеральному Собранию Российской Федерации:

1) ускорить рассмотрение проекта федерального закона № 302180–7 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации в части совершенствования осуществления градостроительной деятельности и установления зон с особыми условиями использования территории»;

2) проработать законодательные предложения о внесении изменений в Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 73 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и иные законодательные акты Российской Федерации в целях создания механизмов государственной поддержки сохранения и развития исторических поселений, определения механизма управления историко-культурными территориями.

2. Правительству Российской Федерации:

1) при доработке проекта стратегии пространственного развития Российской Федерации рассмотреть вопрос о создании в муниципальных образованиях, в границах которых расположены исторические поселения, территорий опережающего социально-экономического развития или иных зон с преференциальным режимом осуществления предпринимательской деятельности;

2) рассмотреть вопрос об укреплении собственных доходных источников муниципальных образований, на территории которых расположены исторические поселения, проработав, в частности, возможность изменения норматива отчисления в бюджеты указанных муниципальных образований от налога на доходы физических лиц, введения туристского сбора и иные меры;

3) рассмотреть вопрос о дополнении государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013 – 2020 годы», утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 317, новым основным мероприятием, предусматривающим разработку документов, определяющих предмет охраны и границы исторических поселений федерального значения, до конца 2020 года, а также об определении источника финансирования указанного мероприятия и установлении показателя (целевого индикатора) названной государственной программы – доля исторических поселений федерального значения, в отношении которых утверждены границы и предмет охраны, в общем числе исторических поселений федерального значения;

4) рассмотреть вопрос о разработке правового механизма обеспечения сохранности исторически ценных градоформирующих объектов, отнесенных к предмету охраны исторического поселения, но не являющихся объектами культурного наследия, в том числе определении особого режима реконструкции и ремонта таких объектов, наделении исполнительных органов государственной власти, уполномоченных в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, полномочиями по контролю за сохранностью таких объектов;

5) рассмотреть вопрос о внесении в Земельный кодекс Российской Федерации и (или) иные законодательные акты Российской Федерации изменений в целях отнесения земельных участков, которые расположены за границами территории исторического поселения и в границах которых находятся точки (сектора) основных видовых раскрытий композиционно-видовых связей (панорам), составляющих предмет охраны исторического поселения, к числу зон с особыми условиями использования территории;

6) рассмотреть возможность возобновления действия нормы пункта 3 статьи 14 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», предусмотрев при необходимости ее корректировку в целях обеспечения баланса финансовых интересов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и собственников (пользователей) объектов культурного наследия;

7) рассмотреть вопрос о внесении изменений в Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» в части отнесения памятников истории и культуры к возможным объектам соглашений о государственно-частном (муниципально-частном) партнерстве и концессионных соглашений;

8) рассмотреть вопрос о совершенствовании порядка сохранения, капитального ремонта многоквартирных жилых домов, отнесенных к объектам культурного наследия и исторически ценным градоформирующим объектам в исторических поселениях, в том числе находящихся в аварийном состоянии, о предоставлении государственной поддержки собственникам таких домов (помещений в многоквартирных домах).

3. Министерству культуры Российской Федерации:

1) разработать и внести на рассмотрение Правительства Российской Федерации проект постановления Правительства Российской Федерации об определении предусмотренного пунктом 3 статьи 14 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» порядка выплаты компенсации физическим или юридическим лицам, являющимся собственниками объекта культурного наследия федерального значения, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо пользующимся им на основании договора безвозмездного пользования, производящим за счет собственных средств работы по сохранению объекта культурного наследия;

2) рассмотреть вопрос о внесении изменений в законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в части совершенствования порядка включения населенных пунктов, их частей в перечень исторических поселений федерального значения или перечни исторических поселений регионального значения, предусмотрев, в частности:

утверждение методики оценки историко-культурной ценности поселений, разграничение критериев отнесения населенных пунктов, их частей к историческим поселениям федерального значения или историческим поселениям регионального значения;

механизм учета мнения населения муниципального образования при принятии решений о включении населенного пункта, его части в перечень исторических поселений;

обязательное направление документов, обосновывающих включение поселения в перечень исторических поселений, в экспертные организации, осуществляющие деятельность в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, а также в области градостроительства;

требования к составлению историко-культурного опорного плана исторического поселения;

ведение Министерством культуры Российской Федерации единого государственного реестра исторических поселений;

3) ускорить разработку проекта подзаконного акта, предусмотренного частью 11 статьи 60 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», определяющего порядок предоставления застройщиком, техническим заказчиком раздела проектной документации объекта капитального строительства, содержащего архитектурные решения, или описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства, порядок рассмотрения указанных документов, порядок выдачи и форму заключения регионального органа охраны объектов культурного наследия;

4) рассмотреть вопрос о разработке механизмов, направленных на восполнение недостатка организаций и специалистов, имеющих право осуществлять работы по сохранению объектов культурного наследия в субъектах Российской Федерации;

4. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

1) разработать порядок формирования комплексных планов развития исторических поселений, оказывать органам местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых расположены исторические поселения, поддержку при разработке и реализации данных планов;

2) при разработке программ поддержки малого и среднего предпринимательства предусматривать отдельные мероприятия, направленные на опережающее развитие исторических поселений;

3) рассмотреть возможность софинансирования проектов формирования комфортной городской среды муниципальных образований, в границах которых расположены исторические поселения, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

5. Органам местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых расположены исторические поселения:

1) при реализации проектов формирования комфортной городской среды предусматривать возможность использования механизмов инициативного бюджетирования;

2) использовать при разработке комплексных планов развития исторических поселений научный потенциал собственных территорий – ресурсы кафедр архитектуры организаций высшего образования.


[1] Паспорт приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 18 апреля 2017 г. № 5)

[2] Текст документа размещен на сайте http://regulation.gov.ru.